Татьяна Листопадова
Совместный познавательный досуг «Хлебушек — кормилец» с детьми старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА СОВМЕСТНОГО ДОСУГА ПО ОО «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ»
ОО «РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ» С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА «ХЛЕБУШЕК-КОРМИЛЕЦ» С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИКТ
Цели занятия:
-Обобщить и систематизировать знания детей о необходимости и важности хлеба как продукта питания для каждого человека.
Публикация «Совместный познавательный досуг „Хлебушек — кормилец“ с детьми старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Старшая группа
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Хлеб. Все о хлебе для детей
- Хлеб. Сценарии
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2022
-Формировать представления о людях разных профессий, участвующих в процессе выращивания и производства хлеба; а также машин и механизмов, используемых для этого.
-Формировать представления детей о том, как выращивали хлеб наши предки на Руси, и как это происходит сейчас; учить находить аналогии, сравнивать.
-Обогатить личный опыт детей путем поэтапного экспериментирования (воспроизведения) каждого значимого процесса выращивания и производства хлеба (посадка зерен различных злаковых культур, наблюдение за ростом колосьев, рассматривание и сравнение колосков различных видов зерновых (ржи, пшеницы, овса); «молотьба» колосьев -извлечение зерен из колосков, рассматривание их через лупу, сравнивание параметров (цвет, форма, количество зерен в колосе –«урожайность»); перемалывание зерен в муку с помощью различных приспособлений для перемалывания круп (ступка, ручная «мельница» и т. п., рассматривание и сравнение полученной муки из различных видов зерновых (пшеница, рожь, кукуруза, овес); замешивание теста из полученной муки и воды; лепка хлебобулочных изделий из готового теста по замыслу детей, проговаривание названий полученных изделий; наблюдение за тем, как происходит закладка ингредиентов для выпечки хлеба в хлебопечь.
-Развивать образное мышление, речь детей (связная речь, активация и обогащение словаря, словообразование).
-Воспитывать уважение и бережное отношение к хлебу, как результату деятельности многих людей.
-Познакомить детей с внешним видом, названием и назначением различных злаковых культур для производства муки, круп, хлебобулочных изделий.
Предварительная работа:
-Знакомство детей с основными этапами выращивания и производства хлеба.
-Знакомство детей с профессиями людей, участвующих в процессе выращивания и производства хлеба (хлебороб, пахарь, земледелец, сеятель, жнец, агроном, комбайнер, тракторист, мельник, мукомол, хлебопек, пекарь, кондитер, шофер и т. п.).
-Знакомство детей с пословицами и поговорками о хлебе :
Хлеб – всему голова. Ржаной хлебушко- пшеничному дедушка. Каждую крошку- в ладошку! Хочешь есть калачи – не сиди на печи! Что посеешь – то и пожнешь! Есть хлеб – будет и песня! В маленьком зернышке большой пирог таится.
-Знакомство детей с художественными произведениями (сказками, стихотворениями, рассказами, в которых упоминается зерно, хлеб, хлебобулочные изделия :
Сказки «Колосок», «Вершки и корешки», «Легкий хлеб», «Колобок», «Гуси – лебеди», «Рукодельница», Ершов «Сивка – бурка», А. С. Пушкин «Сказка о попе и его работнике – Балде», «Маша и медведь», «Царевна – лягушка» и т. п.
Рассказы: Пришвин «Лисичкин хлеб», Ирис Ревю «Ароматный хлеб», Толстой «Ваня нес хлеб» и т. п.
Стихи: А. Босев «Солнце ярче грей.» и т. п.
-Просмотр компьютерной презентации «Хлебушек – кормилец». Знакомство детей с многообразием хлебо–булочных изделий, изделий из муки.
-Рассматривание и составление описательного рассказа по картине И. И. Шишкина «Рожь».
-Исследовательская деятельность детей (посадка зерен различных зерновых, наблюдение за ростом, зарисовки; рассматривание колосьев, зерен, муки, круп различных злаковых культур; тактильные исследования).
-Посещение детьми с родителями «Музея Хлеба».
Ход занятия: Слайд 1
Дети под музыку входят в зал, здороваются с гостями, садятся на стулья.
Входит «Пекарь» (колпак, белый халат, корзина с хлебобулочными изделиями).
Здравствуйте, дети! Я – пекарь. Я к вам прямо с работы – с хлебозавода. Вот и свежую выпечку принес! Представляете, иду к вам, а прямо в луже, в грязи валяется брошенный хлеб. Сердце кровью обливается от такой картины! Как же так? Люди забыли о том, что хлеб на нашем столе появляется благодаря нелегкому труду людей почти 120 профессий! В нашей стране, конечно, изобилие хлеба и хлебобулочных изделий. Но ведь есть страны, в которых люди недоедают, даже голодают. Не надо забывать и свою историю! Ведь мы с вами живем в Санкт – Петербурге. А этот город помнит страшный голод в осажденном врагом городе, и 900 дней блокады, и маленький кусочек хлеба в 120 грамм на целый день! Если каждая семья выкинет по такому маленькому кусочку хлеба в мусорное ведро, то потеря хлеба по всей стране будет огромной!
-А вы не балуетесь с хлебом? Вы знаете, как долго и много надо потрудиться, чтобы на вашем столе к завтраку или к обеду появился свежий кусочек хлеба?
Ответы детей.
Ведущий: Слайд 2
-А, давайте, мы сейчас все вместе отправимся в увлекательное путешествие и сами попробуем пройти весь путь зернышка от поля до хлеба на нашем столе! Давайте вспомним, с чего начинается путь хлеба?
1 Станция «Зернышко» : Слайды 3,4
Воспитатель помогает детям вспомнить, как они сажали хлебные зернышки и помогали их выращивать, уточняет про озимые и яровые хлеба : когда - какие засеваются? Вопрос детям (Как они думают) : Легко ли сажать и выращивать хлеб?
Воспитатель: (Показывает модели «Пахарь», «Сеятель») :
-В старину пахарь управлял лошадью, которая тащила за собой плуг, борону. За лошадью по пашне шел сеятель и разбрасывал зерно, а сейчас-
Дети: - Землю вспахивает и засевает зерном сеялка. (Картинка в компьютерной презентации «Сеялка»). Слайд 5
Воспитатель: - Правильно, молодцы!
2 Станция «Колосок» : Слайд 6
Воспитатель уточняет, что в старину, когда из зернышек вырастали колосья, жнецы срезали их косами или серпами, связывали в снопы. Эти снопы грузили на телеги и везли на ток, где специальными приспособлениями, цепами, обмолачивали колоски.
Воспитатель: А как вы думаете, для чего это делалось?
Дети: Чтобы извлечь зерна из колосьев.
Воспитатель: - Правильно! Полученные зерна складывали в амбар и постоянно следили, чтобы зерно не сгнило, чтобы его не съели насекомые или мыши.
Воспитатель: (Обращает внимание на картинку в компьютерной презентации «Комбайн»)
-В наше время - все это делает … Слайд 7
Дети: - Комбайн.
Воспитатель: - Правильно! А намолоченное зерно в наше время загружают в специальные зернохранилища - элеваторы. Слайды 8,9
Воспитатель показывает детям колоски разных зерновых культур, предлагает детям рассмотреть их и назвать. Затем воспитатель показывает детям, как отделяются зернышки от колосков пшеницы, ржи и овса. Воспитатель предлагает детям подойти к столу, на котором для каждого из них приготовлены емкости с набором из трех видов зерен разных зерновых культур, внимательно рассмотреть их с помощью лупы, найти различия и назвать их.
Дети рассматривают зерна; сравнивают размер, цвет, форму. Называют различия.
Вопрос детям (Как они думают) : Легко ли собрать и сохранить хлеб?
3 Станция «Мука» : Слайд 10
Воспитатель уточняет, что в старину наши предки перемалывали муку на каменных жерновах, на водяной или ветряной мельнице, а сейчас - все это делает …
Дети: - Специальная техника на мукомольном заводе. Слайд 11
Воспитатель: - Правильно! (Обращает внимание на картинку в компьютерной презентации «Мукомольный завод»)
Воспитатель предлагает детям попробовать самим намолоть муки.
Дети пытаются с помощью различных механических приспособлений (ступки, кофемолки, ручной мельницы) намолоть муки из добытых зерен. Анализируют полученный результат. Сравнивают заводской помол муки с полученным ручным способом.
Вопрос детям (Как они думают) : Легко ли перемалывать зерно на муку?
Воспитатель: - Вы хорошо потрудились и, наверно, немного устали? Давайте, немного разомнемся и споем песню про хлеб!
Музыкальная пауза.
Воспитатель: Молодцы, немного отдохнули, теперь давайте перейдем на заключительную остановку в нашем увлекательном путешествии.
4 Станция «Хлеб» : Слайд 12
Воспитатель: - В старину тесто замешивали вручную и сажали полученный хлеб на специальной деревянной лопате в русскую печь, а сейчас - все это делает …
Дети: - Специальная техника на хлебозаводе. Слайд 13
Воспитатель: - Правильно! (Обращает внимание на картинку в компьютерной презентации «Хлебозавод», «Из чего делают хлеб», «Виды хлебобулочных изделий») Слайды 14,15
Воспитатель с детьми проговаривает ингредиенты для приготовления хлеба и названия хлебобулочных изделий, предлагает из готового теста придумать и вылепить свое хлебобулочное изделие, а для этого надеть специальную одежду : передники и шапочки на голову.
Дети с помощью взрослых надевают передники, одноразовые шапочки и из готового теста по собственному замыслу изготавливают знакомые хлебобулочные изделия. Называют полученные изделия, складывают их на «противень».
«Пекарь», как специалист в хлебопечении, помогает детям в их работе, подсказывает, если дети в чем-то затрудняются, а по окончании работы хвалит их и обещает забрать их поделки из хлеба на кухню для последующей выпечки
Воспитатель: -Ну что ж, наше путешествие подходит к концу, давайте подведем итоги. Что же интересного вы узнали сегодня?
Дети читают стихи про хлеб. Слайд 16
Воспитатель:
Вопрос детям (Как они думают) : Легко ли достается людям хлеб?
«Пекарь» хвалит детей за то, что они смогли так хорошо пройти весь трудный путь от зернышка до готового хлеба и угощает детей своим хлебом из хлебопечи.
Воспитатель:
-Вы сегодня очень хорошо потрудились, давайте скажем «Большое спасибо» за такое интересное путешествие нашему пекарю и пойдем в группу угощаться вкусным хлебом, который испекли для нас.
Дети благодарят пекаря, он просит их ценить хлеб и бережно с ним обращаться. Дети обещают и выходят из зала под музыку.