Ольга Торбик
Методическая разработка по содержанию передового опыта по обучению детей основам безопасного поведения на дороге
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 7 общеразвивающего вида г. Новозыбкова»
Методическая разработка
содержащая передовой опыт, достижения в области образовательной деятельности по обучению детей основам безопасного поведения на дороге.
Автор: Торбик Ольга Викторовна
Воспитатель 1 квалификационной категории
МБДОУ «Детский сад № 7 общеразвивающего вида г. Новозыбкова»
Педагогический стаж работы: 14 лет
Новозыбков
2020
Аннотация
Публикация «Методическая разработка по содержанию передового опыта по обучению детей основам безопасного поведения на дороге» размещена в разделах
- ПДД. Правила дорожного движения для детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2020
Жизнь и здоровье человека являются наивысшей ценностью. Сегодня, в век стремительного роста автомобильных потоков на наших улицах, ребёнок с раннего детства становится участником дорожного движения. Поэтому обеспечение безопасности движения становится всё более важной государственной задачей, так как причиной дорожно - транспортных происшествий чаще всего являются сами дети. Приводит к этому незнание элементарных основ правил дорожного движения, безучастное отношение взрослых к поведению детей на проезжей части. Данная методическая разработка посвящена проблеме обучения детей основам безопасного поведения на дорогах города через усвоение правил дорожного движения и воспитания осознанного отношения к необходимости выполнения этих правил.
Методическая разработка может быть полезной для педагогов дошкольного образования, а также родителей детей, так как в ней представлены разнообразные виды детской деятельности, направленные на формирование элементарных представлений о правилах безопасности дорожного движения.
Содержание
Введение…. 4
1. Основная часть…. 7
Технология опыта
Результативность опыта
Заключение
Список литературы
Приложение
Введение
Охрана здоровья и безопасности жизнедеятельности детей - первостепенное направление в работе дошкольного учреждения. Задача педагогов и родителей – воспитать из сегодняшних дошкольников грамотных и дисциплинированных участников дорожного движения.
Актуальность и просто жизненная необходимость обучения детей правилам дорожного движения несомненна. Ежегодно на дорогах России совершаются десятки тысяч дорожно – транспортных происшествий с участием детей. Зачастую виновниками дорожно – транспортных происшествий являются дети, которые играют вблизи дорог, переходят улицу в неположенных местах. У детей дошкольного возраста отсутствует та защитная психологическая реакция на дорожную обстановку, которая свойственна взрослым. Их жажда знаний, желание постоянно открывать что – то новое часто ставит ребёнка перед реальными опасностями, в частности на улицах.
Необходимость уже в дошкольном возрасте доводить до детей первые сведения о правилах дорожного движения диктует сама жизнь.
Обучение маленького человека начинается с детства, когда рядом с ребёнком находятся родители, воспитатели детского сада, которые обязаны научить его жизненно важным правилам. Однако безопасность и здоровый образ жизни – это не просто сумма усвоенных знаний, а стиль жизни. Важную роль в изучении правил дорожного движения принадлежит дошкольному образовательному учреждению. Именно педагоги должны стать первыми учителями ребёнка в воспитании его, как дисциплинированного пешехода. Ведь дошкольный возраст – важнейший период, когда формируется личность и закладываются прочные основы опыта жизнедеятельности. Поэтому необходимо обучать детей правилам дорожного движения через дидактические игры, сюжетно – ролевые игры и на занятиях. Знание и соблюдение правил дорожного движения может сформировать безопасное поведение на дорогах.
Новизной и отличительной особенностью является - система деятельности дошкольного учреждения по овладению детьми базовыми правилами поведения на дороге отражает творческие подходы к решению данной проблемы, представляет целенаправленную, спланированную работу всего коллектива дошкольного образовательного учреждения.
Твёрдо убеждена, что работа педагогов с детьми по этой проблеме не должна ограничиваться только словесными объяснениями – «это можно, а так нельзя». Главная цель - формирование у дошкольников устойчивых навыков осознанного безопасного поведения на улицах и дорогах. Где ключевым является слово «осознанного».
Для решения этой цели я поставила следующие задачи:
- создать условия для обучения детей правилам безопасного поведения на дороге;
- формировать у дошкольников устойчивые навыки соблюдения и выполнения правил дорожного движения;
- применять современные формы, методы обучения и воспитания, направленные на предупреждение несчастных случаев с детьми на улицах и дорогах;
- формировать у родителей устойчивый интерес к безопасности детей как участников дорожного движения, привлекать взрослых к совместной деятельности с детьми.
Данная цель реализуется посредствам работы в следующих направлениях:
- Расширение знаний детей о транспортных средствах передвижения;
- Обучение детей элементарным правилам дорожного движения, в частности безопасному поведению на дороге;
- Пропаганда знаний о безопасном поведении на дороге среди родителей;
- Обогащение предметно – развивающей среды группы.
Основываясь на работы выдающихся психологов и педагогов, занимающихся вопросами формирования навыков осознанного поведения, таких как Л. С. Выготский, Д. Б. Эльконин, А. Н. Леонтьев считаю, что работа по воспитанию навыков осознанного поведения детей на улицах и дорогах ни в коем случае не должна быть одноразовой акцией. Её нужно проводить планово, систематически. Постоянно. Она должна охватывать все виды детской деятельности с тем, чтобы полученные «теоретические» знания ребёнок пропускал через продуктивную деятельность и затем реализовывал в играх и повседневной жизни за пределами детского сада.
1. Основная часть.
Технология опыта
Встал малыш на ноги – он уже пешеход.
Сел ребёнок на велосипед – он уже водитель.
Поехал в автобусе – он уже пассажир.
И везде его подстерегает опасность.
Накопление опыта безопасного поведения на дороге – это часть системы обеспечения безопасности жизнедеятельности, которая напрямую связана со всеми сторонами жизни человека. Эту проблему по праву относят к глобальным.
Ведущая педагогическая идея заключается в приобщении ребёнка – дошкольника к социально выработанным нормам поведения на дорогах и в транспорте.
Работа по обучению правилам дорожного движения представляет из себя передачу информации, решение проблемных ситуаций с учётом возраста детей через игровую информацию, общение, художественную литературу.
Наиболее доходчивой формой разъяснения детям правил дорожного движения является игра.
«Игры размышления» - формируют способности самостоятельно пользоваться полученными знаниями
«Игры - поиски» («Не сбей с пути», «Как бы ты поступил?») – на основе проб и ошибок дети находят правильное решение проблемы.
Дидактические игры с моделированием «Укажи путь», «Прочитай письмо». Хороший результат достигается, если сочетаются интеллектуальные и ролевые игры.
В процессе обучения детей основам безопасного поведения на дороге нельзя ограничиваться лишь словесными объяснениями, поэтому я значительное место отвожу практическим формам обучения : наблюдению, экскурсиям, целевым прогулкам, во время которых дети изучают на практике правила для пешеходов, наблюдают дорожное движение, закрепляют ранее полученные знания.
Деятельность по воспитанию культуры дорожного движения и предупреждению детского дорожно – транспортного травматизма должна носить многоплановый характер, её нельзя ограничить рамками детского сада.
Важная роль в формировании у детей правильного поведения на дорогах и улицах принадлежит родителям, поэтому я тесно сотрудничаю с ними по данному вопросу. Родителям предложены рекомендации, как вести себя на улице с детьми, какие проводить наблюдения. Я стремлюсь обеспечить своим воспитанникам универсальное, качественное образование, обеспечить высокий уровень общей культуры, в том числе и культуры на дороге.
Соблюдение правил безопасной жизни должно стать осознанной необходимостью. Для этого необходимо изменить устоявшиеся традиции восприятия проблемы: уйти от эпизодических мероприятий к системе работы, проводимой с детьми и их родителями; выйти за рамки традиционных форм и методов работы – как организационных, так и методических, и образовательных.
В своей работе, воспитывая дошкольников, применяю такие методы, как: пример, убеждение, упражнение, поощрение. Ведь в дошкольном возрасте дети особенно хорошо поддаются внушению. Им необходимо внушить, что выходить самостоятельно за пределы детского сада нельзя.
На улице можно находиться только с взрослыми и обязательно держать его за руку. Воспитывать детей следует постоянно : в процессе игр, прогулок, специальных упражнений развивающих двигательные навыки, при выполнении заданий в альбомах по рисованию, обводке, штриховке, конструировании, выполнении аппликации и т. д. по дорожной тематике, на занятиях по развитию речи с использованием дорожной лексики, при разборе опасных и безопасных дорожных ситуаций.
Работая с детьми, использую следующие принципы воспитания и обучения :
- единство;
- постепенность;
- доступность;
- наглядность.
Принцип наглядности – традиционно применяется в работе с дошкольниками, когда они должны сами всё увидеть, услышать, потрогать и тем самым реализовать стремление к познанию.
Воспитание общей культуры поведения начинается в младшей группе, на третьем году жизни ребёнка. С этого времени начинаю готовить его к «пожизненной профессии» участника движения, пешехода.
В течение года учат различать легковые и грузовые машины, называть части автомобиля: кабину, колеса, окна, двери. Проводить с детьми наблюдения за различными видами транспорта. Для расширения и закрепления знаний детей о транспорте в группе имеются книги, иллюстрации с изображением разнообразных машин. Для развития ориентировки в пространстве, умений действовать по сигналу используются игры «Бегите ко мне», «Поезд», «К куклам в гости».
Во второй младшей группе мы продолжаем работу по расширению представлений об окружающем мире; учимся понимать и употреблять понятия: здесь, там, вверху, внизу, близко, далеко. Организую и постепенно направляю познавательную деятельность детей на предметы, явления и
события, которые не только способствуют развитию представлений об
окружающем, но и дают первоначальные элементарные знания правил дорожного движения. Знакомимся с дорогой, улицей, тротуаром, некоторыми видами транспорта. Дети узнают, что люди ездят в легковых
автомобилях, автобусах. Грузы возят на грузовых машинах. Автомобилем управляет шофер.
В средней группе - продолжаю работу по развитию ориентировки в окружающем. Познакомила детей с трудом водителей некоторых видов транспорта, рассказывали им о назначении желтого сигнала светофора, объясняли правила поведения пешеходов : ходить по улице спокойным шагом, придерживаясь правой стороны тротуара, переходить дорогу только по переходу, при зеленом сигнале светофора, знакомили детей со словами «проезжая часть», «одностороннее и двустороннее движение», «пешеход», «наземный (подземный) переход».
В своей работе с детьми широко применяла дидактические игры («Назови, о чем я расскажу», «Научим кукол правилам для пешеходов», «Кто быстрее», «Сложи светофор», «Разрезанные картинки») и др. С их помощью учили детей умению сравнивать и группировать по внешнему виду различные виды транспорта, закрепили знания сигналов светофора, правила для пешеходов.
Дети участвовали в праздниках по ПДД («Знай правила движения. как таблицу умножениия», «В гостях у светофора», в которых я стремились воспитывать у детей чувство радости, интереса, желания участвовать в играх на ориентирование в пространстве, исполнять песни по ПДД, разыгрывать дорожные сценки, участвовать в веселых стартах, подвижных и дидактических играх.
В старшей группе представления детей уточняются и дополняются. Их познакомили с перекрестком, дорожными знаками («Пешеходный переход», «Перекресток», «Пункт питания», «Телефон», «Место стоянки», «Пункт медицинской помощи»).
Дети получили более полные знания о правилах для пешеходов и пассажиров. С правилами дорожного движения дети знакомятся на занятиях, прогулках и экскурсиях, а также в собственном «автогородке», в котором обозначены перекрестки, тротуары, остановка транспорта, установлены светофоры, дорожные знаки.
В группе много настольных игр, которые сделаны руками детей совместно с родителями. В играх и развлечениях дети легко и быстро запоминают то, что может показаться им скучным и неинтересным. Чтобы повысить интерес к дорожной азбуке, для детей проводились такие конкурсы, викторины, соревнования, развлечение «Безопасное колесо», досуг «Красный, желтый и зеленый», КВН «Азбука улиц и дорог». Очень много используется на занятии и в свободное от занятий время художественной
литературы: чтение книги О. Тарутина «Для чего нам светофор?», отрывок из
книги Дорохова «Зеленый, желтый, красный», стихотворение Михалкова «Моя улица» и др.
Работу с детьми 6-7 лет по ознакомлению с правилами дорожного движения организовываю так, чтобы знания, полученные на занятиях, экскурсиях, прогулках, стали прочными и могли быть с успехом применены будущими школьниками.
Весь материал для работы с детьми поделила на группы:
В первую группу вошли дидактические игры «Узнай знак», «Парные картинки», «Сложи знак», «Составь картинку» и др. В своей работе часто используем словесные методы, проводим словесные игры: «Слушай, запоминай», «Это я, это я, это все мои друзья», «Узнай знак по загадке».
Вторая группа - игры на развитие логического мышления: кроссворды, лабиринты, ребусы, которые способствуют формированию интеллектуальной активности детей.
Третья группа - настольно-печатные игры «Кто отличник- пешеход», «Светофор», «Как Буратино учился ходить», «Лото», «Домино» и др. Их мы используем для уточнения и закрепления знаний детей правил дорожного движения.
Четвертая группа объединила материалы по современным нестандартным играм «Поле чудес», «Что, где, когда»,«Счастливый случай».
В пятой группе собраны знаки и серии плакатов: «Обучайте предвидеть опасность», «Дорожная грамота» и др.
В шестой группе объединила материалы в помощь воспитателям и родителям. Это конспекты занятий, развлечений, консультаций, доклады, папки-передвижки.
Работа по обучению детей «Дорожной грамоте» проводится не только на занятиях. Старшие дошкольники активно участвуют в работе агитбригады: показывают театрализованные представления, сценки, разучивают песни, стихи, пословицы, принимают участие в разработке и реализации различных познавательных программ.
Чтобы не останавливаться на достигнутом, я постоянно повышаю свои знания. Это и тематические дни, методические часы, встречи с сотрудниками ГИБДД, конкурсы, обзор новой методической литературы, просмотры занятий, вечера развлечений, досуги.
В группе находятся обобщенные материалы по профилактике и обучению детей по правилам дорожного движения, наглядные учебные пособия для разных возрастных групп, демонстрационные картины, плакаты, раздаточный, дидактический материал, макеты улиц, схемы, презентации, разнообразные игрушки: специальные машины (легковые, грузовые, скорой помощи, пожарной); куклы одетые в форму регулировщика; необходимые
атрибуты для управления движения - жезлы, светофор, методическая художественная литература, библиотечный фонд,
литературный материал для чтения и заучивания наизусть, сценарии праздников и развлечений.
Организуются выставки детских рисунков, пособий, дидактических игр; смотры на лучшую группу в работе по ПДД. Разрабатываются материалы по работе с родителями (анкеты, тесты и другие материалы).
В вопросах соблюдения детьми правил дорожного движения, культуры поведения в транспорте родители должны быть примером, поэтому на них лежит большая ответственность. Взаимопонимание детского сада и семьи помогает вырабатывать у детей необходимые навыки культуры поведения на улице, дисциплинированность, которая побуждает подчиняться порядку.
В этих целях широко использую:
- информационные стенды для родителей, папки-передвижки;
- родительские собрания, беседы с участие психолога, инспекторов ГИБДД и других заинтересованных лиц;
- семинары-практикумы, на которых родителей знакомят с объемом предлагаемых для детей знаний и умений (правила дорожного движения, сигналы светофора; пешеходный переход «зебра»; обязанности пешеходов, пассажиров);
- деловые игры и тренинги;
- «открытые дни» для родителей с просмотром занятий по дорожной грамоте;
- устные журналы и дискуссии, где заслушивается опыт семейного воспитания, обсуждаются различные ситуации, которые могут возникнуть на дороге;
- совместные праздники и развлечения;
- выпуск стенгазеты для родителей.
Родители оказывают активную помощь в изготовлении пособий, атрибутов для работы по правилам дорожного движения, именно руками родителей были изготовлены красочные костюмы для агитбригады, созданы и установлены макеты машин.
Тесное сотрудничество родителей и педагогов, единые требования воспитателей и родителей обеспечивают формирование у детей прочных навыков поведения на улице и дороге.
Проведенная работа по обучению детей ПДД оправдала себя : дети получают знания в игровой форме, охотно включаются в ролевые игры, учатся моделированию «дорожных» ситуаций, решению логических задач и поиску верного решения.
Результативность опыта.
Анализ результатов целенаправленных наблюдений показывает, что у дошкольников сформировано понимание значимости соблюдения правил дорожного движения. В результате осознанного использования знаний, умений, навыков у детей возникает ощущение социальной безопасности и эмоционального комфорта, формируются ценности здорового образа жизни.
В процессе взаимодействия ребёнка с окружающей средой происходит становление и развитие личности, обеспечивается воспитание культурного, дисциплинированного участника дорожного движения. А главное отсутствие дорожно – транспортного травматизма среди детей.
Проведенная работа по обучению детей ПДД оправдала себя : дети получают знания в игровой форме, охотно включаются в ролевые игры, учатся моделированию «дорожных» ситуаций, решению логических задач и поиску верного решения.
Результативность работы подтверждается тем, что за все годы кропотливой работы по обучению детей правилам дорожного движения не было ни одного дорожно-транспортного происшествия, причиной которого было бы нарушение правил движения нашими воспитанниками. Показателями эффективности нашей работы являются:
- знания детьми правил безопасного поведения на улицах и на дорогах (в соответствии с возрастом детей);
- умение ориентироваться в дорожных ситуациях.
Каждому педагогу, которому доверено воспитание наших детей необходимо овладеть современным научно – педагогическими знаниями, основанными на практическом опыте и рекомендациях работников ГИБДД. Только тогда число дорожно – транспортных происшествий с участием детей значительно уменьшится.
Заключение
Таким образом, можно с уверенностью сказать, что ни один изучаемый предмет в дошкольном учреждении не влияет так на безопасность ребёнка, как изучение правил дорожного движения. Только они могут дать ему знания в безопасном поведении на дороге, способные превратиться в прочные навыки.
Как уже говорилось выше, правила дорожного движения едены для детей и взрослых. Поэтому главная задача воспитателей и родителей – доступно разъяснить правила ребёнку, а при выборе формы обучения донести до детей смысл, опасность несоблюдения правил, при этом, не исказив их содержания.
Только совместными усилиями воспитателей и родителей, используя их знания, терпение и такт, возможно, научить наших детей навыкам безопасного общения со сложным миром перехода улиц и дорог.
Система деятельности моей работы по обучению воспитанников основным правилам движения и воспитания у них привычек и поведения умелых и осторожных пешеходов показала положительную динамику и результативность работы.
Использованные в ходе работы ситуационные формы обучения, максимальное разнообразие приёмов и средств, неформальность, творческий поиск педагогов и родителей, позволили сформировать у ребёнка умение предвидеть опасные ситуации и правильно их оценивать, создали модель поведения на дороге; привлекли родителей к осуществлению взаимодействия с дошкольным образовательным учреждением.
Список литературы
1. Авдеева Н. Н. Пособие по основам безопасности жизнедеятельности для детей старшего дошкольного возраста «Безопасность», Санкт- Петербург, государство «Детство- Пресс», 2004.
2. Ахмадиева Р. Ш., Воронова Е. Е., Минниханов Р. Н. и др. Обучение детей дошкольного возраста правилам безопасного поведения на дорогах. ГУ, НЦ БЖБ, 2008.
3. Белая К. Ю. Как обеспечить безопасность дошкольников. - 4 изд. - М. : Просвещение, 2004.
4. Воронова Е. А. Красный. Желтый. Зеленый. – Ростов-н/ Д: Феникс, 2006.
5. Извекова Н. А. Правила дорожного движения для детей дошкольного возраста. - М. : ТЦ Сфера, 2005.
6. Саулина Т. Ф. Три сигнала светофора: Ознакомление дошкольников с правилами дорожного движения : Для работы с детьми 3- 7 лет. - М. : мозайка- синтез, 2009.
7. Справочник по безопасности дорожного движения. Институт экономики транспорта. – Осло, 1996.
8. Шорыгина Т. А. Основы безопасности для детей 5-8 лет. М. : ТЦ Сфера 2007.