Елена Апаринова
Методическая разработка «Сказкотерапия»
▼ Скачать + Заказать документы
Данная работа предназначена для педагогов, специализирующихся в сфере дошкольного образования, как для малышей, так и для дошкольников.
1 слайд Здравствуйте, уважаемые коллеги! Сегодня мы с вами прочувствуем и узнаем, как творческое самовыражение и русские народные сказки, а в частности сказкотерапия влияет на развитие наших эмоций.
2 слайд Взаимоотношения дошкольников развиваются успешно, если они правильно воспринимают и учитывают в своем поведении эмоциональное состояние и настроение, с кем общаются. Поэтому дети должны научиться в старшем возрасте различать такие эмоциональные проявления, как радость, печаль, удивление, задумчивость, страх, гнев, обида, нежность, любовь, доброта, восторг, счастье
Публикация «Методическая разработка „Сказкотерапия“» размещена в разделах
- Сказкотерапия. Воспитание сказкой
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2019
3 слайд Задача состоит в том, чтобы научить детей видеть и понимать выражения разных эмоциональных состояний, обращать внимание на характерные особенности внешних проявлений той или иной эмоции. ( выражение лица: глаза, положение бровей, уголков рта; типичные жесты, интонация речи).
4 слайд Особое влияние на развитие эмоционального мира дошкольника имеет применение в практической деятельности педагогов элементов сказкотерапии, арт-технологии (изонитьтерапии, тестопластики)
Ценность русских народных сказок нельзя не переоценить, она заключается в их влиянии на всестороннее развитие ребенка, а в особенности на нравственное воспитание. Сказки внушают уверенность в торжестве правды, победе добра над злом. Как правило, страдания положительного героя и его друзей являются преходящими, временными, за ними обычно приходит радость, причем эта радость – результат борьбы, результат совместных усилий.
А сейчас бы мне хотелось более подробно остановиться на таком плюсе применения сказок как изучение основных эмоций и развитие данных эмоций в ребенке.
5 слайд В соответствии с возрастом по ознакомлению с художественной литературой, для I младшей группы можно взять русскую народную сказку «Курочка Ряба». Выбрать такие 2 момента сказки :
— когда курочка Ряба снесла яичко непростое, а золотое. Детям предлагается выбрать эмоцию деда и бабы (радость или грусть);
— когда мышка яичко разбила. Детям предлагается выбрать эмоцию деда и бабы (радость или грусть).
6 слайд Для II младшей группы выбрана по возрасту русская народная сказка «Репка». В презентации представлен заключительный момент сказки, когда герои вытащили репку. Детям предлагается выбрать эмоции, которые испытывали герои. (радость, удивление, можно познакомить с эмоцией умиления – бабка)
7 слайд Для средней группы в качестве примера была выбрана русская народная сказка «Гуси-лебеди». Такие 2 момента сказки :
— когда сестрица Алёнушка с братцем Иванушкой убегала от гусей;
— заключительный момент: когда они встретили родителей.
8 слайд Для старшей группы в качестве примера была выбрана русская народная сказка «Крылатый, мохнатый да масляный». В презентации представлен такой момент сказки, когда воробей отправил блина в лес за грибами, а там его поджидала лиса. Какие эмоции испытывал блин? лиса? (блин страх, испуг, ужас…., лиса-радость, удовольствие….)
9 слайд Сегодняшний мастер-класс будет посвящён сказке. Я хочу предложить Вам побывать в сказке. А в какой, попробуйте отгадать…
В некотором царстве, в некотором государстве. Жил был царь. И было у него три сына. Вот когда сыновья стали на возрасте, царь им и говорит:
— Сынки мои любезные, покуда я еще не стар, мне охота бы вас женить, посмотреть на ваших деточек, на моих внучат.
— Вот что сынки, возьмите по стреле, выходите в чистое поле и стреляйте: куда стрелы упадут, там и судьба ваша. …
Догадались? («Царевна — лягушка»). Правильно, молодцы. Это сказка старинная, а у нас сказка современная, среди нас лягушек нет, все красавицы – царицы и не меньше. Мы все достойны быть царицами — женами царевичей.
Итак, согласно сказке царь сыграл три свадьбы.
И дает задание:
– Хочу посмотреть, какие вы хозяйки, поварихи – умелицы, рукодельницы.
Снова царь дает заданье – Приготовьте-ка вы мне диво дивное, чудо чудное. Расшейте рубахи златом и серебром! (раздает рубахи)
(Повесить рубахи) А теперь скажите, какие эмоции вы испытывали во время украшения рубахи, какие чувства отозвались у вас? А какие эмоции испытал царь, увидев такую красоту?
Следующее задание царя может быть таким: Приготовьте мне пирог, каравай, да не простой, а царский.
Присаживайтесь за стол. (На столе перед участниками лежит тесто для лепки различных цветов на подложке, стеки, украшения для изделий, подносы или одноразовые тарелочки). Вы видите, что перед вами лежат различные материалы для лепки. Каждая подгруппа должна приготовить каравай царский.
Выносите к нам пироги ваши. (Участники выносят пироги на тарелочках)
Царь принял пироги от своих невесток. А какие эмоции испытал царь увидев такую красоту?
Да какие они красивые! Аж душа радуется! А вам как? Понравилось готовить? (Возможные ответы.) Какие эмоции вы испытывали во время приготовления? (Возможные ответы участников). А после того как увидели свое произведение, какие чувства у вас возникли? (Возможные ответы участников).
Рефлексия занятия:
Спасибо вам большое за такую отличную работу. Какие вы все царицы, находчивые, умелые, умные, красивые, добрые, спокойные. Молодцы вы все! «Сказка лож, да в ней намек, добрым девицам — урок!» Я надеюсь, что вы усвоили, прочувствовав на себе сегодняшнее занятие, и оно вам пригодится в вашей педагогической практике.