Ольга Боровых
Методическая работа. Монография «Техники в психологии. Сказкотерапия»
▼ Скачать
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад «Компас» г. Перми
Практическая работа. Монография. «Техники в психологии. Сказкотерапия".
Педагог-психолог : Боровых Ольга Олеговна
Содержание
Введение…. 3
1. Глава 1. Основные приемы работы со сказкой…. 4
Заключение …. 11
Список литературы….. 12
Введение
Публикация «Методическая работа, Монография „Техники в психологии, Сказкотерапия“» размещена в разделах
Автором написана монография по технике «Сказкотерапия. Основные приемы работы со сказкой» в работе с детьми дошкольного возраста, их родителями и педагогами. Для данной монографии были исследованы работы современных авторов, имеющих углубленные научные и практические разработки в сказкотерапии, в которых в популярной форме рассказывается о том, какие виды сказок существуют, каким образом их можно использовать в процессе психологической, педагогической и воспитательной работы; обсуждаются приемы создания специализированных сказок, помогающих обучению, снимающих неадекватные эмоциональные проявления, корригирующих поведение и способствующих терапии в острых стрессовых ситуациях.
ГЛАВА 1. Основные приемы работы со сказкой
Одним из эффективных методов работы с детьми, испытывающими те или иные эмоциональные и поведенческие затруднения, является сказкотерапия. Этот метод позволяет решать ряд проблем, возникающих у детей дошкольного, младшего школьного и других возрастов. В частности, посредством сказкотерапии можно работать с агрессивными, неуверенными, застенчивыми детьми; с проблемами стыда, вины, лжи, принятием своих чувств, а также с различного рода психосоматическими заболеваниями, энурезами и т. д. Кроме того, процесс сказкотерапии позволяет ребенку актуализировать и осознать свои проблемы, а также увидеть различные пути их решения.
«Сказкотерапевт» в своей работе затрагивает сразу несколько уровней. С одной стороны, в сказке клиент проявляет свои архетипы и социальные установки, они ярко отображаются и могут оказывать ключевое влияние на сюжет, с другой стороны сказка затрагивает ранние детские переживания и в сюжете можно проследить генезис личности клиента, в-третьих, клиент наполняет сказку своим актуальным содержанием. В содержании сказки можно рассмотреть, чем сейчас живет клиент, какие у него основные переживания. И тогда уже психолог принимает решение, какому слою уделять на сессии внимание, в зависимости от того, что сейчас будет наиболее полезно клиенту. Почему сказка так эффективна при работе с детьми, особенно в дошкольном и младшем школьном возрасте? Во-первых, в дошкольном возрасте восприятие сказки становится специфической деятельностью ребенка, обладающей невероятно притягательной силой, позволяющей ему свободно мечтать и фантазировать. При этом сказка для ребенка не только вымысел и фантазия. Это еще и особая реальность, которая позволяет раздвигать рамки обычной жизни, сталкиваться со сложными явлениями и чувствами и в доступной для понимания ребенка сказочной форме постигать взрослый мир чувств и переживаний. Во-вторых, у маленького ребенка сильно развит механизм идентификации, т. е. процесс эмоционального объединения себя с другим человеком, персонажем и присвоение его норм, ценностей, образцов как своих. Поэтому, воспринимая сказку, ребенок, с одной стороны, сравнивает себя со сказочным героем, и это позволяет ему почувствовать и понять, что не только у него есть такие проблемы и переживания. С другой стороны, посредством ненавязчивых сказочных образов ребенку предлагаются выходы из различных сложных ситуаций, пути решения возникших конфликтов, позитивная поддержка его возможностей и веры в себя. При этом ребенок отождествляет себя с положительным героем. Происходит это не потому, что дошкольник так хорошо разбирается в человеческих взаимоотношениях, а потому, что положение героя более привлекательно по сравнению с другими персонажами. Это позволяет ребенку усваивать правильные моральные нормы и ценности, различать добро и зло. В связи с вышесказанным необходимо остановиться на двух различных подходах к сказкотерапии, которые отличаются, с одной стороны, по степени индивидуализации используемых психотерапевтических сказок, а с другой – степенью директивности применяемого подхода. Директивная (направленная) и недирективная (ненаправленная) формы психотерапии отличаются функцией и ролью психолога, педагога в работе с ребенком. При директивном подходе психолог, педагог – главное лицо, он активно участвует в процессе сказкотерапии, задает темы занятий, внимательно наблюдает за поведением ребенка и интерпретирует его реакции, строя все свое дальнейшее поведение на основе этих наблюдений. Используемые здесь психотерапевтические метафоры подбираются и создаются индивидуально для каждого ребенка в соответствии с его проблемами и целями работы. Психологи, работающие в рамках этого направления, отмечают, что первым необходимым этапом создания метафоры, сказки является определение желаемого результата, который должен быть, во-первых, конкретным, во-вторых, подконтрольным, зависимым от самого ребенка, а не от внешних обстоятельств и людей, и в-третьих, сформулированным в позитивной форме, т. е. подчеркивать, чего необходимо достичь, а не от чего избавиться. При этом сама структура сказки должна быть связана с жизнью и проблемами ребенка. Подбору персонажей для сказки и установлению отношений между ними придается особое значение. В сказку необходимо включать героев в соответствии с реальными участниками конфликта и устанавливать с ними символические отношения, сходные с реальными. Например, если в реальности основная проблема заключается в несогласованности методов воспитания между родителями, где папа предъявляет завышенные требования к ребенку, тогда как мама всячески защищает и заступается за сына, то сказочный сюжет может разворачиваться между членами команды волшебного корабля, состоящей из строгого капитана, доброго помощника капитана и молодого неумелого юнги. Сторонники этого направления отмечают, что для того, чтобы сказка была интересна ребенку, задела его, необходимо выяснить его интересы и увлечения, причем, не столько для прояснения проблемы, сколько для выявления позитивных аспектов, на которые можно опереться в процессе создания истории, потому эта техника очень удобна в работе в детском саду. К тому же, использование темы, близкой и понятной ребенку, позволяет ему легче вжиться в образ сказочного героя, соотнести его и свои проблемы, увидеть выходы из сложившейся ситуации. Например, для мальчика шести лет, обладающего высоким уровнем развития интеллекта и очень увлеченного астрономией, но при этом испытывающего большие трудности в общении, была придумана история об одинокой звездочке, которая никак не могла преодолеть большое расстояние до других звезд и подружиться с ними. Одним из свидетельств директивности этого подхода является то, что в процессе своей работы психолог, педагог следят за всеми изменениями, происходящими с ребенком, включая малейшие изменения мимики и пантомимики, и строит свою дальнейшую работу в соответствии с его реакцией. Интересно, что даже движение глаз отражает внутреннее состояние человека, в частности, движение глаз влево и вверх означает использование прошлых зрительных воспоминаний, движение вправо и вверх свидетельствует о построении новых или будущих образов; отсутствие фиксации взгляда говорит о работе воображения, движение глаз влево и вниз свидетельствует о внутреннем слуховом процессе; горизонтальное движение влево и вправо указывает на слуховое восприятие; а движение глаз вправо и вниз свидетельствует о кинестетических ощущениях (Д. Миллс, Р. Кроули, 1996). Все эти реакции ребенка психолог использует в своей работе по созданию метафоры, учитывая, таким образом, не только сознательный чувственный опыт ребенка, но и его бессознательный чувственный опыт. Другое направление сказкотерапии назвали менее директивным, поскольку оно исходит из представления о том, что каждый ребенок является уникальной личностью, обладающей своими особенностями восприятия мира, и поэтому цель сказкотерапии – помочь ребенку выявить и осознать свои проблемы и показать некоторые пути их решения. Психолог, педагог в данном случае создают особую атмосферу эмоционального принятия ребенка, где поддерживается все позитивное, доброе, что у него есть; признается право ребенка на любые чувства, однако, предъявляются социальные требования к проявлению этих чувств (например, вводится правило: «Не драться, не кусаться, не обзываться»). Очень часто сказкотерапия в рамках этого направления проводится в форме групповых занятий с 3-5-ю детьми в течение одного-двух месяцев.
Народные сюжеты. Эта классификация будет почти совпадать с принятой в литературоведении. Все типы сюжетов, «проверенных временем», удобны для работы. Но каждый из типов подсказывает терапевту свой собственный стиль использования. Например, сказка волшебная может выполнить другие задачи, чем сказка типа басни.
1. Бытовые сказки, сказки-басни, истории о жизни. Например, "Лиса и Журавель".
2. Сказки-загадки, истории на сообразительность, истории о хитрецах.
3. Сказки-басни, поясняющие какую-либо ситуацию или моральную норму
4. Притчи - истории о мудрых людях или о занимательных ситуациях
5. Сказки о животных (иногда они оказываются в разделе басен)
6. Мифологические сюжеты, в том числе истории про героев
7. Волшебные сказки ("Гуси-лебеди", "Крошечка-Хаврошечка", "Золушка")
Волшебные сказки наиболее задевают воображение и остаются в памяти с детства на всю жизнь. Именно в сюжетах "ВОЛШЕБНЫХ" сказок наиболее устойчиво сохраняются воспоминания о древних ритуалах и тайнах мира.
Некоторые гениальные писатели интуитивно чувствовали эту тайну и их "сказки" воспроизводили "подлинность" формы. В русской культуре это Пушкин и Ершов, во Франции - Шарль Перро. Наиболее удобны для проекций обыденного психологического материала басни, бытовые истории. Чем более иррациональный материал, то есть, чем ближе текст к волшебной сказке - тем более сложные связи устанавливаются между индивидуальным опытом и архетипическим (трансперсональным, общим для всех людей) опытом.
В настоящее время широко известна типология сказок, предложенная Т. Д. Зинкевич-Евстигнеевой. По ее мнению, сказки делятся на художественные (народные и авторские, психотерапевтические, психокоррекционные, дидактические, медитативные.
В понимании Т. Д. Зинкевич-Евстигнеевой, сказкотерапия — это не просто направление психотерапии, а синтез многих достижений и психологии, и педагогики, и психотерапии, и философии. Этим исследователем выделяются четыре этапа в развитии сказкотерапии (в историческом контексте).
Первый этап — устное народное творчество.
Второй этап — собирание и исследование сказок и мифов (К. -Г. Юнг, М. -Л. фон Франц, Б. Беттельхейм, В. Пропп и др.).
Третий этап — психотехнический (применение сказки как повода для психодиагностики, коррекции и развития личности).
Четвертый этап — интегративный, он связан с формированием концепции комплексной сказкотерапии, с духовным подходом к сказкам, с пониманием сказкотерапии как природосообразной, органичной человеческому восприятию воспитательной системы, проверенной многими поколениями наших предков.
Практика многих психологов и автора, в частности, показывает, что любая сказка по-своему воспринимается каждым человеком и оказывается созвучна именно его личным проблемам, будь то ребенок или взрослый. Рисунки могу отражать реальные проблемы ребенка, где конфликт разрешается в адекватной форме выражения и проигрывания травмирующих событий в различных вариантах (например, заштриховывание персонажей, вызывающих страх у ребенка).Кроме того, необходимо отметить полезность проведения подобной психотерапевтической работы с группой родителей, поскольку большая часть трудностей, возникающих в дошкольном и младшем школьном возрастах, имеет в своей основе нарушение детско-родительских отношений, и, следовательно, без положительного изменения этих отношений работа с ребенком будет недостаточно эффективной.
Работа с родителями может вестись по нескольким направлениям: с одной стороны – это могут быть групповые дискуссии по поводу лекции, изложенной психологом, или по анализу конкретной ситуации, или обсуждение книги, посвященной проблемам воспитания, и прочитанной всей группой. Кроме того, для работы с родителями также можно использовать психотерапевтические игры, прослушивание сказок и арттерапию с последующим групповым обсуждением темы сказки и рисунков родителей.
Возможно объединение детской и родительской групп на совместных занятиях. На таких сеансах очень эффективно использовать сказки, посвященные детско-родительским проблемам с последующим рисованием и обсуждением.
Преимущество использования народной сказки :
1. Метафоричность, иносказательность сказки, обращение к фантастике позволяет «обойти» социальные запреты и в игровой форме найти решение в сложной ситуации.
2. Введение фантастических элементов дает свободу чувствам и создает стройную композицию в парадоксальных ситуациях.
3. Введение мифологических элементов актуализирует архетипы и динамические конструкты мифологического сознания, что активизирует энергию подсознания и креативность.
4. Механизмы,порождающие образы сновидений, являются основой для образного «багажа» сказок. Это обеспечивает «интимность» отношений сказки и внутреннего мира человека.
Самые распространенные способы работы со сказкой :
1. проигрывать сюжет по ролям и затем рефлексия чувств;
2. слушать (читать, смотреть фильм) сюжет, затем ищется эмоционально значимая ситуация, после чего строится работа с проекциями (уже вне контекста сюжета или с возвратами в сюжет);
3. сказку слушают, затем рисуют, иллюстрации, выражая в ее готовых формах чувства;4. работа с переживаниями по поводу сюжетных ходов и с отношением к конкретным героем. (важно, с кем идентифицируется клиент, кому противостоит, почему, какие аналоги ролей и переживаний в жизни). Сюжет становится «набором готовых проекций».
5. провокация «стандартных» чувств через проживание истории или через контакт с определенным персонажем.
6. прямое программирование опыта прогнозируемых переживаний через контакт с сюжетом сказки.
Заключение
«Читайте детям не нотации, а книги»
Григорий Остер
В работе психологов современности используется множество техник и приемов, все они хороши и действенны в конкретных случаях конкретных людей и их историй развития. Все чаще психологи в консультировании стали обращаться к сказкам, тем более, если они работают с детьми.
Из собственного опыта работы в детском саду я пришла к выводу о том, что взрослые люди, воспитывая своих чад, используют чаще всего нравоучения, предъявляют детям словесные требования в обычно принятой бытовой форме, которая не всегда понятна и доступна детям дошкольного возраста. Когда дело касается чувств и эмоций, то слова становятся лишними, поскольку смысловое содержание слов для каждого человека очень индивидуально. Отсюда мы часто слышим такие фразы ; «Он как будто не слышит…» или «Будто разговариваем на разных языках.» и т. д. Происходит недопонимание, недоверие и недосягаемость ожидаемого результата. Это касается и детско-родительских отношений и отношений «ребенок-ребенок», «взрослый-взрослый». Поэтому я стала искать не прямые, а метафорические способы озвучивания проблемных жизненных ситуаций через рассказывание историй из личного детского опыта, из опыта выдуманных девочек и мальчиков, чьи истории похожи на, через притчи, басни, сказания.
Этот удивительно доступный, древнейший метод имеет исключительно положительный эффект, так как изменения происходят на подсознательном уровне. Одна и та же сказка по-разному влияет на каждого ребенка и взрослого, каждый находит в ней что-то свое, актуальное для него, созвучное его проблемам.
Список литературы
1. Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева Практикум по сказкотерапии. — СПб. : ООО «Речь», 2000. - 310с.
[Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://sdo.mgaps.ru/books/KP5/M4/file/6.pdf
2. Н. М. Погосова. Погружение в сказку, 2008.-208 с.
[Электронный ресурс]. – Режим доступа:
https://domognenko.com/wp-content/uploads/2013/11/POGRUZHENIE_V_SKAZKU.pdf
3. Стишенок И. В. Сказкотерапия для решения личных проблем.
СПб, : Речь; М. : Сфера, 2010.- 144 с.
[Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://mirknig.top/psihologiya/29306-skazkoterapiya-dlya-resheniya-lichnyh-problem.html