СВЕТЛАНА БАРЗДАНИС
Методическая разработка шагнем навстречу
▼ Скачать + Заказать документы
Методическая разработка «Шагнем навстречу. Дайджест для родителей
Автор ст. воспитатель Барзданис С. Н.
Повышение качества дошкольного образования находится в прямой зависимости от уровня подготовленности педагогических кадров к работе и от степени вовлеченности родителей (законных представителей) в дело воспитания, обучения и развития детей дошкольного возраста.
Аксиомой является утверждение, что влияние семьи, особенно в начальный период жизни ребенка, намного превышает другие воспитательные воздействия.
Публикация «Методическая разработка шагнем навстречу» размещена в разделах
Создание образовательного семейного пространства как среды развития личности ребенка дошкольного возраста является одним из перспективных направлений развития дошкольного образования.
Интеграция дошкольного и семейного воспитания, объединение на единых гуманистических принципах всех субъектов образования должны обеспечить создание единого образовательного пространства, обеспечивающего качественные условия развития и саморазвития ребенка. Взаимодействие образовательного учреждения с семьей, привлечение семьи к образованию детей требует создания новой модели интегративного образовательно-семейного пространства как среды развития личности ребенка, обеспечения его физического, психического и социального здоровья. В современных социально-экономических условиях основными направлениями деятельности ДОУ по реализации задач могут выступать:
Дифференциация содержания и форм взаимодействия детского сада и родителей, дети которых посещают и не посещают детский сад;
Индивидуализация и учет особенностей типов семей (полные - неполные, многодетные - однодетные, семьи с различным возрастным и образовательным цензом, характером социально - экономическим отношений в семье, уровнем материального благосостояния, различными представлениями о процессах воспитания и развития ребенка, семьи, имеющие ребенка с особыми проблемами в развитии);
Активное вовлечение родителей в педагогический процесс и управление дошкольным образовательным учреждением, установление партнерских отношений с семьей каждого воспитанника, создание атмосферы общности интересов и взаимоподдержки педагогов и родителей;
Повышение психолого-педагогической компетентности родителей в различных областях знаний о ребене и семейном воспитании, оказание практико - ориентированной помощи родителям в выполнении социокультурных, воспитательных и образовательных функций семьи;
Приближение условий жизнедеятельности детей в дошкольном образовательном учреждении к домашним, построение взаимоотношений на принципах семейных отношений,любви, терпимости и уважения к личности ребенка в соответствии с его правами и свободами.
Изменение сути работы с семьей, переход из поля «контакта» в поле «взаимодействия» на основе объединения субъектов образовательной деятельности в различные сообщества со специфическими целями и задачами, характерная особенность современного этапа развития системы дошкольного образования. Основная цель объединения в сообщества состоит в становлении нового педагогического сознания, как работников системы, так и родителей, обуславливающая развитие способности работать в новых социально-экономических условиях, инновационных процессах. Обновление содержания и форм традиционной работы детского сада с семьей предполагает повышение уровня личностной и профессиональной культуры всех участников-субъектов образовательного процесса. Образование, ориентированное на ребенка, опирается на аксиомы, что центр жизни ребенка – семья, что крепкие связи между домом и детским садом увеличивает потенциал развития ребенка, что участие семьи в жизни детского сада обеспечивает своевременное вхождение ребенка в огромный социальный и культурный миры. Работать с семьей по-старому проше, но не интересно. Детство не простит нам, если мы, взрослые опоздаем и не обеспечим полноценное развитие и саморазвитие личности.
Можно выделить
Однако, высокий уровень занятости, профессиональная самореализация родителей, разрушение традиционных семейных связей, глобальная информатизация нередко приводят в тому, что родители для получения информации по воспитанию своих детей обращаются не к педагогам, а к знакомым, «сидят» в сети ИНТЕРНЕТ, читают полунаучные, но популярные журналы.
следовательно, зная особенности развития детей на каждом возрастной этапе, обладая системой психолого-педагогических знаний, зная специфику семейного воспитания, педагоги детского сада способны дать родителям более полезную, а главное, достоверную информацию, привлекут внимание, сознание родителей к актуальным для них и детей проблемам, будут интересными, нужными, важными советчиками, собеседниками, коллегами.
Что такое дайджест? Это краткая выдержка из обширного материала, содержащую основную идею, важные факты и цифры, достаточные для того, чтобы понять смысл информации, обсудить ее и принять верное решение.
Дайджесты существуют в виде
журналов или других периодических изданий, публикующих в упрощенном и сокращенном виде информацию из других источников; обзоров СМИ, публикуемых в прессе, интернете, на радио или телевидении; кратких изложений художественных произведений (обычно тех, которые необходимы к прочтению в рамках курса учебы);
подборок цитат из документов, научных работ, справочной литературы на определенную тематику, выражающих определенную мысль или мнение.
Основная функция дайджеста – донести до родителя (читателя) главные идеи и факты; аналитические обзоры, статистические данные, фрагменты текстов публикаций, официальные и нормативные документы, подобранные по определенной теме и др.
Для дайджестов характерны: специальный подбор тематики, различие аспектов рассмотрения проблемы, несовпадение точек зрения различных авторов и т. д.
Форма подачи материала в виде дайджеста своевременна и актуальна. Она позволяет с минимальной затратой времени познакомиться как с новинками изучаемой темы, так и с массивом документов.
дайджесты экономят время и помогают в короткий промежуток времени
получить достоверную информацию, представление о вариантах, способах и формах решения запроса.
Дайджесты создаются тогда, когда возникают запрос по актуальным проблемам жизни, при повышенном и устойчивом интересе к теме различных групп пользователей (родителей).
Достижение цели требует решения следующих задач:
1. Знакомство с содержанием первичного документа.
2. Выявление в тексте документа основных направлений темы.
3. Выбор в соответствии с заданным перечнем тем, необходимых для включения в дайджест;
4. Составление дайджеста на основе выбранных фрагментов из текста первичного документа.
Структура дайджеста
1. Титульный лист.
2. Содержание
3. Предисловие (от составителя) или обращение (к читателям).
4. Основной текст, обычно разделенный на разделы и подразделы.
5. Список использованной литературы
дайджесты информируют родителей и стимулируют создание коммуникативных, презентационных организационных, диагностических, аналитических компетенций педагогов, умения работать с большими массивами информации, научными исследованиями, методическими разработках по актуальным проблемам воспитания.
Дайджест может содержать советы психолога? Например:
Каждому человеку знакомо чувство неуверенности в себе, когда ты сам себе кажешься неумелым, некомпетентным, а будущее -туманным. И кажется, что окружающие тебя люди замечают твое внутрнее смятение, тревогу. Неуверенность как чувство является абсолютно нормальным, но для некоторых детей оно становится привычным, почти постоянным будничным чувством.
Вы скажете : и что здесь такого? Чем мешает неуверенность в себе?
Чувство неуверенности в себе является показателем психологической неустойчивости личности. Имеется ввиду, что всякая трудная ситуация, требующая мобилизации психических ресурсов, для неуверенного человека может стать травмирующей настолько, что приведет в появлению психосоматических заболеваний. А поскольку жизнь- это череда различных по трудности ситуаций, то можно сказать, что неуверенные люди (а дети тем более) чаще болеют.
Неуверенность напрямую связана с самоотношением к себе; с образом самого себя. Понятно, что неуверенные люди оценивают свои способности и возможности ниже, чем это есть на самом деле. Они могут быть недовольны своей внешностью, хотя в реальности она замечательна.
Каковы же причины неуверенности? Нередко родители, от огромной любви к своему ребенку, желая оградить его от опасностей внешнего мира, дать ему как можно больше всего-всего, лишают ребенка самостоятельных действий, решений, ошибок, то есть опыта самостоятельного преодоления трудностей.
Как помочь ребенку стать уверенным?
Уважать его душевный настрой. Бывает: то, что ребенок говорит, родителям кажется глупостью. Но это не всегда так. Ребенок имеет право чувствовать и говорить то, что хочет, если это не приносит вреда окружающим. Нужно позволять ребенку мечтать, какими бы невыполнимыми эти мечты казались взрослым.
Проявлять уважение к намерениям. Ребенок имеет право хотеть то, что он хочет. Однако, ему нужно объяснять, что не все желания надо выполнять немедленно, а некоторые и вообще не стоит реализовывать.
Дарить безусловную любовь. Дети должны чувствовать, что им не требуется специально делать что-то, чтобы заработать любовь. Очень полезно задавать себе вопрос «Все лия делаю для того, чтобы поступками моего ребенка двигала любовь, а не страх?»
Помочь ребенку почувствовать собственную значимость через освоение самостоятельности. Можно составить контрольный список обязанностей и требовать их выполнения. Ни в коем случае не делать за ребенка то, что он уже делать сам, пусть даже медленно или не совсем хорошо. Особое внимание следует уделить возлагаемой на ребенка ответственности за самостоятельные действия. Хорошо, если ответственность будет вселять дополнительную уверенность в силы ребенка. Поддерживать принятие детьми умения самостоятельно принимать решения. Многие дети не видят отличия своих решений от решений родителей.
Помочь понять обучающую роль ошибок. Не стоит слишком сильно оберегать ребенка от совершения ошибок. Важно помочь осмыслить тот позитивный опыт, который был получен. Ключевая фраза, которая здесь может помочь: «Поражение - прекрасная возможность научиться чему-то новому».
Содействовать формированию положительного образа «я». Ребенок должен прежде всего знать о своих достоинствах, а потом уже о недостатках. Подчеркивать личные заслуги детей. Говорить о своих трудностях. Дети склонны переоценивать истинные способности родителей, часто считают их совершенством, до которого им не дотянуться. Такая позиция может льстить родителям. В особо опасной ситуации находятся мальчики социально успешных отцов.
Помогать ребенку верить в интуицию.
Давать выражать свои чувства открыто.
Напоминать ребенку, что он вам нужен, необходим, играет важную роль в вашей жизни.
Позволять ребенку расти в соответствии со своими физиологическими и личностными возможностями и способностями. Он не обязан абсолютно соответствовать образу, желаемому родителями. Часто ребенок, горячо любя своих родителей, сильно переживает, что не может быть таким, каким они хотят его видеть. И от этого результаты его деятельности только ухудшаются.
Будущий первоклассник умеет играть, но не умеет организовывать учение учиться.
Учите ребенка учиться
Организуйте дома школьные условия: рабочий стол, в соответствии с требованиями (размер по росту, удобное освещение). Расположите полки с книгами, учебные принадлежности в шаговой доступности, чтобы сидение чередовалось с хождением, стоянием.
Снимайте эмоциональное напряжение.
На уроках придется не только сидеть за партой, но и выходить к доске. Хорошо если у первоклассника будет магнитно-маркерная доска, которая решит много задач. Тренируйте ребенку пересказам текста, выполнением задания у доски «как в школе и в классе». Для ребенка это снятие психического напряжения и репетиция возможной ситуации в школе.
Освоение любой деятельности связано с трудностями, требует развития настойчивости, целеустремленности, дисциплинированности. Выполнение домашнего задания — это зона ответственности первоклассника
Сначала надо определить, что самое трудное для первоклассника: письмо, чтение, математика, запоминание - предлагайте начинать работу с выполнения таких заданий.
Учите будущего школьника планировать работу и начинать с самой трудной.
Для развития навыков планирования можно использовать доску, например, перед выполнением домашнего задания можно написать в какой последовательности мы будем работать.
Договоритесь, что сегодня планируете вы, завтра — он.
Дайджест может содержать советы врача
3 правила успешного выбора
Как выбрать ранец?
внутренние и внешние швы обработаны – не будет ранок и порезов;
светоотражающие значки – дополнительная защита на дорогах.
твердая спинка для правильной осанки; вес-1.5-2
ремни не давят, не врезаются в плечи;
лямки мягкие, равномерно распределяют груз, регулируются и на легкое платье и на пуховую куртку; много отделений и карманов
Дайджест может содержать консультацию тайм-менеджера
3 шага к успеху
Важные условия успешного обучения –
наличие ясной цели и волевая регуляция собственного поведения цели деятельности формулируются самим ребенком и приобретает для его смысл (учусь, потому что….)
маленький человек учится справляться самостоятельно и убеждается в наличии нужных свойств характера
Вы всегда рядом, оказываете помощь (давай подумаем как это сделать,
Волевая регуляция — способность к планированию, организации своей деятельности, распределению внимания, усилий, контролю качества действий; основа для формирования ценных качеств: решительность; настойчивость; целеустремленность; дисциплинированность.
Дайджест может содержать рекомендацию опытной мамы
3 шага к успеху
учебное достижение не в том, чтобы сделать лучше всех, а в том, чтобы научиться и уметь делать самому
говорите ребенку, что вы им гордитесь, любите его таким, какой он есть
сравнивайте ребенка только с ним самим, а не с другими детьми; вселяйте уверенность, что он сможет справиться с любой проблемой
Особое место в дайджесте могут занимать описание развивающих игр для занятий родителей с детьми старшего дошкольного возраста.
Занятие 1.
Цель и задачи: развитие организаторских, коммуникативных навыков, эмпатии.
Скажите мне, какое у тебя сейчас настроение. Какими словами люди характеризуют свое настроение? А что улучшает нам настроение?
Упражнение «Человек и Тень».
Сейчас ты повернешься ко мне лицом и станешь моей тенью, будешь повторять все мои движения, выражение лица и слова. А потом я буду твоей тенью.
Вопросы для обсуждения с ребенком:
Что ты чувствовал, когда был «тенью»;
Что ты чувствовал, когда был «человеком»;
Какие движения, мимика и слова понравились тебе больше всего?
Какое у тебя было настроение?
Следующая игра предназначена для группы детей
Цель и задачи: развивать умение организовывать игру для сверстников, учиться играть в команде, развивать наблюдательность.
Ребята, отгадайте загадку:
Красный, маленький стручок
Обжигает язычок.
Больше пробовать не буду, я уже не малышок. (перец)
Пусть встанет тот, у кого в одежде есть красный цвет. Теперь этот ребенок с помощью считалки определит, кто будет отвечать на следующий вопрос-загадку.
Если бабушкина грядка солнышком согрета,
в грядке прячется загадка розового цвета (редиска).
Большая, как маленький слон,
На грядке она чемпион (тыква).
Он растет на грядке чтобы разбегались все микробы,
Ты простыл, голубчик?
Съешь хотя бы зубчик! (чеснок)
Он все лето нагревался,
Сладким соком наливался.
Принести его с бахчи
Могут только силачи (арбуз).
Фиолетовое брюшко,
С тонким хвостиком макушка – поколдуют повара
И получится икра (баклажан).
Ребята, вы справились с заданиями, научились сами выбирать отвечающего, учились командовать и подчиняться.
Звено и звеньевой.
А сейчас поучимся брать ответственность за группу товарищей, играя в игру.
1. Дети делятся на группы по четыре человека; каждой группе дается флажок определенного цвета. Дети сами выбирают ведущего-звеньевого.
2. В разных концах площадки на подставке становят 3-4 флага тех же цветов, каждая группа строится колонной перед флагом своего цвета.
3. Когда играющие построятся, ведущий ударяет в бубен и дети начинают ходить, бегать, прыгать по площадке в разных направлениях. Движения меняются в зависимости от ритма и темпа, который задается ведущим.
4. По сигналу ведущего дети бегут к своему флагу и строятся по команде ведущего-звеньевого в колонну, лицом в флагу. Ведущий-звеньевой становится первым, за ним строятся остальные.
5. После двух-трех повторений игры, раздается команда «стой».по этой команде все играющие останавливаются спешат построиться в колонну против соего флага. Отмечается те дети, которые построились первыми.
Информационное взаимодействие в форме дайджеста востребовано в работе ДОУ с родителями воспитанников, так как позволяет
• экономить время доступа к информации участников коммуникации;
• демонстрирует имеющиеся точки зрения специалистов, мнения экспертов документы, фото и видео материалы;
• обеспечивает индивидуальный подход к решению конкретной воспитательной задачи ;
• знакомит с массивом, объемом информации;
• обеспечивает диалог субъектов коммуникации (дайджест - всегда ответ на запрос родителей);
• развивает умения воспитателей коротко, точно, красочно и высокотехнологично отвечать на актуальный запрос семьи.
Семья и детский сад составляют для ребенка основную образовательную микросреду – образовательное пространство. И семья, и дошкольное учреждение по-своему передают ребенку социальный опыт. Но только в сочетании друг с другом они создают оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой мир.
Целенаправленное информационное воздействие, направленное на родительскую общественность, использование разнообразных форм информирования, в том числе и дайджесты, эффективны, актуальны, экономичны и взаимно полезны.