Ирина Кольчугина
Методическая разработка «Живём в сказке»
▼ Скачать + Заказать документы
Одна из наиболее сложных задач - отбор сценариев будущей постановки, т. к. грамотно выбранный репертуар - залог успеха будущей драматизации. Конечно, не стоит выбирать сложные пьесы, в основу постановки может лечь небольшое произведение, любой простой и известный сказочный сюжет, ещё лучше, если это будет музыкальная сказка. Благодаря музыкальному оформлению спектакль только выиграет, но всё должно соответствовать не просто возрасту ребёнка, а уровню музыкального и речевого развития детей.
Темочки:
Главное - вызвать интерес у детей, а это можно сделать, если сценарием увлечён сам педагог - он представляет воплощение спектакля, видит детей в ролях, декорации и костюмы уже в его воображении. Как говорится – «зажги себя» и ты сможешь «зажечь других». Лично я придерживаюсь только этого принципа.
Знакомство детей со сказкой - важный и интересный этап: можно заранее заинтриговать детей, пообещав скорую встречу со сказкой. Дети будут с нетерпением ждать этой встречи, а встретившись услышат увлекательный пересказ сказочной истории, проиллюстрированный музыкальными номерами, передающими содержание сказки и характер героев. Можно побеседовать с детьми о сказке, о героях, предложить детям подумать, какой персонаж им ближе «по душе», чтобы во время прослушивания они могли «примерить на себя» несколько ролей, выбрать наиболее привлекательную. Задача педагога — сделать исполнение настолько ярким, интересным, чтобы у детей появилось желание в этом участвовать.
Разучивание сказки. Я всегда заранее представляю себе детей в какой-либо роли, но придерживаюсь убеждения, что каждую роль следует учить со всеми. Объясняю это тем, что в процессе совместного разучивания вижу возможности каждого ребёнка, и порой раскрываются неожиданные таланты детей, ранее о которых и не подозревала. Эта работа хотя и трудоёмкая, но даё т свои неоспоримые преимущества: каждый ребёнок может попробовать себя в любой роли, каждый старается найти свои варианты исполнения, обратив на себя внимание, а здоровая конкуренция, как известно, всегда была движущей силой прогресса. Кроме того, выступая со спектаклем перед разной публикой, появляется возможность постоянно менять роли детей, что лишает спектакля монотонности, а также придаёт новизну и интерес для самих артистов. В случае, если во время выступления отсутствует исполнитель какой-либо роли, его может заменить любой ребенок. Сложнее, если имеются сложные вокальные партии, эти роли соответственно предлагаю детям с хорошо развитым музыкальным слухом и достаточным певческим диапазоном, но если у ребёнка с менее развитыми способностями большое желание быть в данной роли, я даю ему такую возможность в одном из выступлений, потому что считаю, что ребёнок, прилагающий очень большое старание, делает большие успехи, и это заметно, если не сразу, то обязательно проявится в дальнейшей работе. Когда выучены все главные партии, дуэты, монологи, хоры, танцы, вокальные номера, диалоги, и дети уверенно владеют музыкальными партиями и текстом, наступает пора построения сцен.
Работа осуществляется группами детей, в результате получается несколько групп 4-5 составов сказки. По мере разучивания, фрагменты сказки укрупняются.
Когда дети не просто механически заучили материал сказки, а полностью погрузились в нее, стали "жить в ней", приготовлены костюмы, декорации - начинаются так называемые выступления-гастроли. Первые показы проходят перед зрителями других возрастных групп, затем мы приглашаем на просмотр детей соседних детских садов, далее приглашаем артистов драматического театра. Кульминация показа - это выступление в фойе драмтеатра. Таким образом, каждый актёрский состав участвует в показе. Считаю, что такие "гастроли" дают возможность отличиться, преодолеть страх, поверить в себя и свои силы.
(Данные рекомендации составлены на основе обобщении опыта работы по постановке музыкальных спектаклей и мюзиклов в дошкольном учреждении).