Савушкина Елена Александровна
Методическая разработка «Электронное портфолио»
Методическая разработка
«Формирование интереса к людям разных профессий у детей старшего дошкольного возраста»
Составила: воспитатель высшей категории Савушкина Е. А.
2018 год
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА I. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ
ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВЗРОСЛЫХ У ДОШКОЛЬНИКОВ
1.1. Профессиональная ориентация и профессиональное
самоопределение подрастающего поколения как педагогическая
проблема
1.2. Психолого-педагогические аспекты формирования представлений
детей дошкольного возраста о профессиях
Публикация «Методическая разработка „Электронное портфолио“» размещена в разделах
1.3. Игровая деятельность как средство формирования представлений о мире профессий у дошкольников
ГЛАВА II. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ УСЛОВИЙ
ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О МИРЕ ПРОФЕССИЙ В ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ
2.1. Использование игровых приемов в развитии представлений о мире профессий у детей старшего дошкольного возраста
2.2. Результаты исследования влияния игры на развитие представлений о мире профессий детей старшего дошкольного возраста
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Пояснительная записка
В дошкольном возрасте ребёнок впервые начинает испытывать потребность в самостоятельной деятельности, он старается проявить себя субъектом своих желаний и интересов. Воспитание этой потребности – одна из центральных задач трудового воспитания детей. Одним из путей формирования у ребенка стремления к трудовой деятельности является ознакомление с трудом взрослых. Для того чтобы воспитать у детей уважительное отношение к труду, важно обогащать их моральные представления о разных видах профессий взрослых, о роли труда в жизни людей, о результатах труда, о мотивах, которые движут людьми в труде.
Труд способствует развитию способностей ребёнка. Трудовое воспитание обогащает жизнь дошкольников новыми впечатлениями, новыми поводами для игр, новыми мотивами художественного творчества, новыми гранями в отношениях с людьми.
Раннее знакомство с различными видами человеческой деятельности (детская профориентация) имеет большое значение в социализации личности. Такие знания обеспечивают понимание задач общества и каждого человека, помогают регулировать поступки детей, перестраивать их мотивы и отношение к собственному труду, труду взрослых, предметам, созданных людьми.
Ранняя профориентация позволяет повысить интерес у ребёнка к своим психологическим качествам и их развитию. У ребенка формируется эмоциональное отношение к профессиональному миру, ему предоставляется возможность использовать свои силы в доступных видах деятельности.
Особенности работы по ознакомлению детей с трудом взрослых, в соответствии с современными образовательными программами являются центральным звеном знаний о социальной действительности, о трудовой деятельности людей.
Выбор профессии – ответственное дело, и от того, насколько правильно он сделан, зависит многое в жизни человека. Поэтому важно уже с младшего дошкольного возраста обращать внимание детей на то, что делают взрослые: родители, воспитатели, сотрудники детского сада и т. д. Целенаправленное знакомство дошкольников с разными профессиями взрослых людей закладывает основу выбора профессии из многочисленной сферы трудовой деятельности родителей и окружающих людей. Как же научить детей выбрать профессию по душе, чтобы в дальнейшем он смог стать мастером своего дела?
Таким образом, раннее трудовое воспитание и профориентация является одной из ступенек на пути к успешности во взрослой жизни.
Цель: ознакомление детей с различными профессиями взрослых, формирование у старших дошкольников трудовых навыков, обеспечение начальных профориентационных представлений с помощью дидактических и методических пособий. Воспитание уважения к труду представителей разных профессий.
Задачи:
- Расширить представление у детей о разных видах труда взрослых;
- Познакомить детей с трудовыми действиями, совершаемыми взрослыми, о результатах труда взрослых, об оборудовании, инструментах, необходимых для работы людям разных профессий;
- Пробуждать любознательность и интерес к деятельности взрослых;
- Способствовать формированию положительного отношения и уважения к труду взрослых;
- Сплотить детско-родительские взаимоотношения через совместную деятельность.
ВВЕДЕНИЕ
На современном этапе образование является целостность процессов социального и индивидуального развития ребенка. Одним из эффективных решений данной задачи, является проведение профориентационной работы с дошкольниками. Ориентация детей дошкольного возраста в мире профессий и в труде взрослых – неотъемлемое условие их всестороннего, полноценного развития. Возросшие требования современного производства к уровню профессиональной подготовленности актуализируют проблему профессиональной ориентации подрастающего поколения. Знакомство детей с трудом взрослых – это значимое социальноэмоциональное средство приобщения к миру взрослых, приобретение детьми опыта общения с людьми, расширение и уточнение знаний о профессиях, активизация словарного запаса. Ранняя профориентация призвана: - дать ребенку начальные и максимально разнообразные представления о профессиях; - сформировать у ребенка эмоционально-положительное отношение к труду и профессиональному миру; - предоставить возможность использовать свои силы в доступных видах деятельности.
1.1. Профессиональная ориентация и профессиональное
самоопределение подрастающего поколения как педагогическая
проблема.
Профессиональная ориентация как педагогическая категория означает процесс ознакомления детей с различными профессиями и видами труда и оказание помощи в выборе своей будущей профессии в соответствии с имеющимися склонностями и способностями.
Профессиональную ориентацию подрастающего поколения как
общественную потребность и как педагогическую проблему рассматривали,
в основном, в связи с анализом исторического процесса развития
производственных отношений, разделения труда, возникновением профессий на различных этапах и в различных социально-экономических формациях следующие авторы: Т. Мор, Т. Кампанелла, Ж. -Ж. Руссо, И. Г. Песталоцци, Р. Оуэн, К. Маркс, Ф. Энгельс, Н. П. Блонский, Н. К. Крупская,
А. В. Луначарский, С. Г. Шацкий, А. С. Макаренко, Ф. Гальтон.
Зарубежные педагоги-теоретики рассматривали профориентацию с
позиции пригодности человека к той или иной профессии. Анализ
подходов к проблемам профориентации и самоопределения вскрывает разнообразие исторически сложившихся педагогических теорий («структурные теории», «мотивационные теории», концепция свободного развития личности) и направлений: «диагностическое», «воспитательное», «самореализации»
1.2. Психолого-педагогические аспекты формирования представлений детей дошкольного возраста о профессиях
Система ранней профессиональной ориентации дошкольников включает в себя «создание условий для формирования ранних профессиональных устремлений, выделение этапов формирования представлений о профессиональной деятельности взрослых, обеспечивая тем самым свободный выбор его предстоящего жизненного пути» [20, с. 234-35]. К условиям, средствам и способам развития самоопределения и профессиональных устремлений дошкольника относятся: – развивающая социальная среда, взрослые и их деятельность как сенсорные эталоны, – социальные роли, смысловые представления, социальные и профессиональные стереотипы, – эмоциональная профессиональная идентификация, – жизненные сценарии, интегрируемые и реализуемые в развивающих ситуациях в процессе игровой деятельности. Профессиональное самоопределение взаимосвязано с развитием личности на всех возрастных этапах, поэтому дошкольный возраст рассматривается как подготовительный, в котором закладываются основы для профессионального самоопределения в будущем. Для того чтобы воспитать у детей уважительное отношение к труду, важно обогащать их представления о разных видах профессий взрослых, о роли труда в жизни людей, о результатах труда, о мотивах, которые движут людьми в процессе труда.
1.3. Игровая деятельность как средство формирования представлений о мире профессий у дошкольников.
В отечественной педагогике фундамент теории игры как важнейшего средства всестороннего воспитания детей заложили исследования таких ученых, как Е. А. Флерина, Е. И. Тихеева, Е. А. Аркин (20-30-е годы); позднее игре были посвящены работы Р. Я. Лехтман-Абрамович, Ф. И. Фрадкиной, Н. М. Аксариной, А. П. Усовой, Д. В. Менджерицкой, Р. И. Жуковской, В. П. Залогиной, Т. А. Маревой и др. Одно из основных положений советской педагогической теории детской игры заключается в том, что игра имеет историческую, а не биологическую природу. Такое понимание природы игры и закономерностей ее развития нашло отражение в исследованиях крупнейших психологов – Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева, Д. Б. Эльконина, А. В. Запорожца и их последователей. Ведущие зарубежные и отечественные педагоги и психологи рассматривают игру как одно из наиболее эффективных средств организации жизни детей и их совместной деятельности. Игра в детском возрасте – норма, ребенок должен играть, даже если он делает самое серьезное дело. Игра отражает внутреннюю потребность детей в активной деятельности, это средство познания окружающего мира; в игре дети обогащают свой чувственный и жизненный опыт, вступают в определенные отношения со сверстниками и взрослыми. Могучую силу игры отмечал Я. А. Коменский. Он считал, что дети отражают в игре серьезные стороны жизни. В игре отражаются те стороны окружающей ребенка действительности, которые он наблюдает. Чем богаче эти наблюдения, тем богаче игры детей по своему содержанию. Далее рассмотрим, почему именно игра. В отличие от взрослых, для которых естественной средой общения является язык, естественная среда развития ребенка – это игра. Заметим, что 27 термин «игра» предполагает наличие некоторой деятельности, моделируемой самим ребенком.
ГЛАВА II. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ УСЛОВИЙ ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О МИРЕ ПРОФЕССИЙ В ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ
Использование игровых приемов в развитии представлений о мире профессий у детей старшего дошкольного возраста Основой ведущей деятельности дошкольника является сюжетноролевая игра. «Игра как ведущая деятельность ребенка-дошкольника определяет его дальнейшее психическое развитие потому, что ей присуща воображаемая ситуация. Благодаря игре ребенок учится мыслить о реальных вещах и реальных действиях» [8, с. 12]. Понимание профессионального труда взрослых, формирование самых элементарных представлений о профессиях, скорее даже зачатков их, возможно только в процессе профориентационной сюжетно-ролевой игры, в которой имитируются производственные сюжеты, ситуации, профессиональная социальная среда, социальные и профессиональные стереотипы, модели профессионального поведения, возникает эмоциональная профессиональная идентификация, происходит овладение основными смыслами профессиональной деятельности, присвоение на бессознательном уровне профессиональных образов-схем и моделей межличностных профессиональных отношений, профессиональных навыков общения и типов мышления, формируется мотивационное подражание, которое является эмоциональным механизмом, запускающим возникновение интереса и устремлений ребенка к определенной сфере профессиональной деятельности взрослых.
Задачи: 1. Продолжать знакомить детей с трудом взрослых.
2. Расширять знания детей о родных людях, их профессиях, значимостью их труда для семьи и общества.
3. Учить отображать представления о профессиях родителей в игровой деятельности.
4. Активизировать в речи слова, родовые понятия и видовые обобщения, связанные с темой, учить выражать свое отношение к той или иной профессии. Возраст детей: 6-7 лет.
Перспективный план представлен в Приложении.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, cовременные теоретические и методические разработки ознакомления дошкольников с социальной действительностью, заложенные в основу современных образовательных программ для дошкольных образовательных учреждений, труды С. Л. Рубинштейна, Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева, Д. Б. Эльконина, В. А. Петровского дают те теоретические основания, которые позволяют определить основные условия, средства и способы развития профессионально важных качеств и профессиональных устремлений ребенка дошкольного возраста, находящиеся в области игровой и трудовой деятельности ребенка при реализации личностно ориентированной модели взаимодействия взрослого с ребенком. Игры – это любимое занятие детей. Трудно найти ребенка, который не любил бы игр. Вместе с тем игра это не только детское развлечение, но и самый большой помощник родителям в воспитании детей. Во-первых, это единственное чем можно успокоить и занять ребенка, чтобы выкроить время для каких-то своих дел. Во-вторых, игра необходима для развития ребенка. Она является основной деятельностью в детском возрасте.
Загадки о профессиях
1. Кто учит детишек читать и писать,
Природу любить, стариков уважать? (Учитель)
2. Встаём мы очень рано,
Ведь наша забота - Всех отвозить по утрам на работу. (Водитель)
3. Наведёт стеклянный глаз,
Щёлкнет раз - и помним вас. (Фотограф)
4. Работник этот хоть куда!
Он сопровождает поезда. (Проводник, Железнодорожник)
5. С огнём бороться мы должны,
С водою мы напарники.
Мы очень людям всем нужны,
Ответь скорее, кто же мы? (Пожарники)
6. Кто в дни болезней всех полезней
И лечит нас от всех болезней? (Доктор)
7. Ты учишь буквы складывать, считать,
Цветы растить и бабочек ловить,
На всё смотреть и всё запоминать,
И всё родное, родину любить. (Воспитатель)
8. В цирке он смешнее всех.
У него – большой успех.
Только вспомнить остаётся,
Весельчак тот как зовётся. (Клоун)
9. Закину палку, убью не галку,
Ощиплю не перья, съем не мясо. (Рыбак)
10. В прошлый раз был педагогом,
Послезавтра - машинист.
Должен знать он очень много,
Потому, что он. (Артист)
11. Скажи, кто так вкусно
Готовит щи капустные,
Пахучие котлеты,
Салаты, винегреты,
Все завтраки, обеды? (Повар)
12. Он природу охраняет,
Браконьеров прогоняет,
А зимою у кормушек
В гости ждёт лесных зверюшек. (Лесник)
Физкультурные минутки по теме профессии
«Профессии»
Мы в профессии играем, дети идут по кругу, взявшись за руки, останавливаются
Их с друзьями называем.
Врач, учитель, адвокат, каждый ребёнок делает шаг вперёд
Президент и дипломат,
Сторож, дворник, музыкант,
Есть у каждого талант. руку сгибать в локте и поднимать указательный палец вверх
Токарь, швея, продавец, каждый ребёнок делает шаг вперёд
Менеджер и певец,
Колхозник и акушер,
Садовод, милиционер,
Все профессии нужны, ходьба по кругу, взявшись за руки.
Все профессии важны.
ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ (Для формирования у детей интереса к людям разных профессий)
«Кому без них не обойтись»
Цель: закреплять знания детей о материалах, инструментах, оборудовании, необходимых людям разных профессий.
Ход игры: воспитатель показывает детям предмет, а дети называют профессию человека, которому он необходим. Следует учитывать, что одни и те же предметы необходимы людям различных профессий.
«Что сначала, что потом?»
Цель: закреплять знания детей о последовательности трудовых действий.
Ход игры: воспитатель просит научить куклу пылесосить. Спрашивает, что нужно сделать сначала, что потом (включить в розетку, потом нажать кнопку, пропылесосить, нажать кнопку выключателя, вытащить вилку из розетки). Предложить детям и другие трудовые процессы.
«Что хочет делать Маша?»
Цель: уточнять представления детей о некоторых трудовых действиях; о материалах, инструментах и оборудовании, необходимых для работы.
Ход игры: воспитатель обращается к детям от имени куклы Маши:
— Маша просит у меня тазик, ведро с водой и мыло.
Подставляет кукле называемые ею предметы.
— Как вы думаете, что она будет делать? (стирать). Правильно. А теперь Маша просит дать ей кастрюлю, молоко, сахар, соль, пшено. Что она собирается делать? (кукла хочет варить кашу). Как называется каша (пшенная).
В игровой форме могут быть рассмотрены и другие трудовые действия, в которых необходимы соответствующие предметы. Малышам показывают эти предметы, для старших детей воспитатель использует картинки с изображением предметов или просто перечисляет эти предметы без показа иллюстраций.
«Кому это нужно»
Цель: закреплять представления детей о предметах и их использовании в трудовых процессах. Знакомить с профессиями.
Ход игры: воспитатель показывает детям различные предметы, просит назвать их и рассказать, когда они используются и с какой целью (это половник, он нужен повару, чтобы размешивать кашу, разливать суп и компот).
«Угадай, что я делаю?»
Цель: расширить представления детей о трудовых действиях. Развивать внимание.
Ход игры: воспитатель и дети берутся за руки и встают в круг. В центр круга выходит ребенок. Все идут по кругу и произносят:
Что ты делаешь — не знаем,
Поглядим и угадаем.
Ребенок имитирует действия не только движениями, но передавая звуками (чистит пылесосом пол, пилит, едет на машине, стирает, варит еду). Дети угадывают действия.
«Кому, что надо для работы?»
Цель: учить детей использовать в речи существительные ед. ч. дат. падежа (нож, доска, кастрюля, половник — нужны повару и др).
«Назови предмет, которого не хватает»
Цель: учить детей подбирать предметы по аналогии.
Дворнику — лопата, продавцу — касса, врачу — фонендоскоп, повару — кастрюля
«Кто что делает?»
Цель: учить детей подбирать как можно больше глаголов к названию профессии.
Врач что делает? Повар что делает? Дворник что делает? Парикмахер что делает?
«Угадай профессию по описанию»
Цель: учить детей находить соответствующие понятия. (повар — готовит; врачу — лекарство, белый халат, градусник)
«Кто какой, какая?»
Цель: расширять словарный запас детей, учить подбирать слова определения к разным видам профессий.
Водитель какой? — внимательный, сильный, сосредоточенный
Повар какой? — ловкий, аккуратный, внимательный
«Скажи наоборот»
Цель: учить детей подбирать слова антонимы.
Добро — польза — купить — грязь
Войти — говорить — взять — насорить
Помогать — чинить — ломать — рано
Трудно — быстро
Перспективное планирование:
Сентябрь • Беседа на тему «Что такое профессия?».
• Дидактические игры: «Рабочее место», «Кто что делает?»
• Экскурсия по детскому саду «Профессии, людей, работающих в детском саду»
• Беседа на тему «Воспитатель».
• Чтение художественной литературы С. Михалков «Дядя Степа-милиционер»,
• В. Маяковский «Кем быть».
• Анкетирование детей «Профессии моих родителей».
Октябрь • Беседа «Профессия - машинист по стирке белья, кастелянша».
• рассматривание и беседа по фотографиям экскурсии к маме Насти Ергиной (детский сад М. Монтессори)
• Экскурсия в кабинет кастелянши детского сада.
• Дидактические игры: «Кто это знает и умеет?», «Что для кого?»
• Чтение художественной литературы Д. Родари «Чем пахнут ремесла?», «Какого цвета ремесла?»
• Пополнить игру «Больница» атрибутами: шприцы, градусники, стетоскоп.
• Лепка «Предметы для профессий».
Ноябрь • Беседа и составление рассказов «Профессии наших родителей» - по фотоколлажу.
• Беседа «Продавец», рассматривание иллюстраций
• Дидактическая игра: «Продолжи предложение», «Я начинаю предложение, а вы заканчиваете».
• Чтение художественной литературы М. Джангазиев «Колхозный пчеловод», Э. Огнецвет «Строитель».
• Рисование «Мои родители на работе».
Декабрь • Беседа «Профессия врач», рассматривание иллюстраций.
• Экскурсия в медицинский кабинет.
• Рассказ медсестры о своей профессии, ее важности и необходимости в детском саду. Показ «предметов – помощников».
• Сюжетно – ролевая игра «Больница».
• Чтение худ. Литер. А. Барто «Очки», О. Емельянова «Врач», заучивание стихотворений.
• Беседа: «Доктор», рассматривание иллюстраций
• Дидактические игры: «Исправь ошибку», «Подумай, отгадай, найди».
Январь • Беседа «Профессия повар», рассматривание иллюстраций.
• «Экскурсия на пищеблок». Знакомство с поварами.
• Лепка «Хлебо-булочные изделия»
• Дидактическая игра «Делу время», «Угадай, кем я работаю?».
• Чтение художественной литературы О. Емельянов «Повар», С. Беляева «Спасибо поварам», заучивание стихотворений.
Февраль • Картотека «Загадки о профессиях».
• Настольно – печатная игра «Кем быть».
• Пополнение уголка «Парикмахерская»
• Беседа «Парикмахер», рассматривание иллюстраций
• Беседа «Военнослужащий», рассматривание иллюстраций.
• Дидактическая игра «Узнай по описанию».
Март • Беседа «Профессия продавец», рассматривание иллюстраций.
• Сюжетно - ролевая игра «В супермаркете».
• Дидактическая игра «Что из чего сделано», «Что в каком магазине куплено».
• Подвижная игра «Собери покупку».
• Продуктивная деятельность: Лепка «Овощи для овощного магазина»
Апрель: • Беседа о профессии «Пожарный», беседа по фотографиям
• Экскурсия в пожарную часть.
• Чтение художественной литературы С. Маршак «Кошкин дом», «Пожар», «Почта».
• Составление картотеки бесед по ознакомлению детей с профессиональной деятельностью представителей социальных сфер близлежащего окружения: учитель, актёр, нефтяник, спасатель, менеджер, водитель, строитель, библиотекарь, сапожник, портной (швея).
Май • Беседа «Профессия бухгалтер», рассматривание иллюстраций
• Экскурсия в кабинет бухгалтера ДОУ.
• Игровое представление «Все профессии важны, все профессии важны».
Картотека словесных игр по теме "Профессии"
Профессии в пословицах и поговорках
Цель: формировать умение соотносить смысл пословицы с профессией.
Вопрос: О какой профессии говорят эти пословицы и поговорки?
1. Не игла шьет, а руки.
2. Где шьют, там и порют.
3. Как скроишь, так и тачать станешь.
Портной.
1. Тяжело молоту, тяжело и наковальне.
2. Куй железо, пока горячо.
3. Не огонь железо калит, а мех.
Кузнец.
1. Что в котел положишь, то и вынешь.
2. Кашу маслом не испортишь.
3. Не котел варит, а стряпуха.
Повар
1. Береги землю родную, как мать любимую.
2. Жить – Родине служить.
3. Для Родины своей ни сил, ни жизни не жалей.
Военнослужащий.
1. Здоровье не купишь и не выменяешь.
2. Самому себя лечить - только портить.
3. Боль без языка, да сказывается.
Врач
1. Детей учить – не лясы точить.
2. Учение — путь к умению.
3. Ученье свет, а неученье тьма
Учитель
1. Спичка-невеличка, а огонь великан
2. Дыма без огня не бывает
3. С огнем воюют, а без огня горюют.
Пожарный
1. Из молодого, как из воска: что хочешь, то и вылепишь.
2. Наказывать легче, воспитывать труднее.
3. Воспитать ребёнка – не выпустить цыпленка.