Балганум Сейткалиева
Методическая разработка «Виды омонимов»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Омофоны, омоформы, омографы – виды»
Цель – развитие речи.
Задачи:
Коррекционная – углубить и расширить представления о разновидностях омонимов.
Развивающая – развивать творческие способности и обогащать словарный запас у детей.
Воспитательная – воспитывать интерес к русскому языку.
Оборудование: конспект, карточки с заданием, листочки.
Ход занятия.
1. Организационный момент. Правильная посадка. Сообщение темы занятия.
- С какими словами познакомились на прошлом занятии?
- Что вы о них знаете?
Публикация «Методическая разработка „Виды омонимов“» размещена в разделах
- Помимо «классических» омонимов – слов одной и той же части речи, одного грамматического класса, различают еще и близкие им омоформы, омофоны, омографы.
- Сегодня наша задача – узнать о них и научиться их различать.
2. Новый материал.
Омоформы – слова, принадлежащие к разным частям речи и совпадающие по звучанию лишь в отдельных формах. Например, «заставить» - загородить чем-либо поставленным; «заставить» - принудить кого-либо что-либо сделать.
Омоформы относятся часто к различным частям речи: пила – сущ., пила-глагол.
Отгадывание загадки.
Три теленка у реки. Сколько ног? (4, от слова тереть).
Сима чистый, чище мыла.
Мылся сам, а мама мыла.
Белое покрывало покрывало степь.
Посадила мама в печь пироги с капустой печь.
Ведро дало течь, и вода стала течь.
Стою на нашем берегу, покой границы берегу.
Не хочет косой косить косой. Говорит коса коса.
Кто без кисти и белил крыши города белил?
Омофоны – разные слова, одинаково звучащие, но различающиеся на письме.
Серый волк в густом лесу встретил рыжую лису.
Возьми прут и гони гусей на пруд.
Роман прочитал интересный роман.
Игра «Подбери пару»
Лук – луг
Тушь – туш
Разредить – разрядить
Посветить – посвятить
Сидеть – седеть
Плод – плот
Балл – бал
Запивать – запевать
Полоскать – поласкать.
Игра «Найдите пару»
Без проволочки натянул монтер проволочки.
Уже и солнце село,и река стала уже, а село далеко.
Выходит, что выходит доярка теленка.
Этот звонок звонок.
3. Самостоятельная деятельность. Раздать карточки.
Прочитайте стихи, найдите в них омонимы, омоформы, омофоны.
Подведение итогов.
- О чем узнали на занятии?
- Какие разновидности омонимов вы теперь знаете?
- Где пригодятся эти знания?