Наталья Кабанова
Сенсорная адаптационно-дидактическая юбка для детей раннего возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Сенсорная адаптационно-дидактическая юбка
Кабанова Н. В.
Сенсорная адаптационно-дидактическая юбка
Адаптационный период в детском саду – серьезное испытание для детей раннего возраста : стрессовые ситуации, вызванные адаптацией, надолго «выводят из строя» эмоциональное состояние ребенка. Период адаптации является очень важным для детей, вновь поступающих в детский сад. Разная степень социальной готовности обусловлена неодинаковым уровнем развития личности ребенка, особенностями социального окружения, условиями семейного воспитания и другими факторами.
Публикация «Сенсорная адаптационно-дидактическая юбка для детей раннего возраста» размещена в разделах
- Адаптация детей. Адаптационный период в детском саду
- Дидактические и сенсорные фартуки и юбки
- Младшая группа
- Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика
- Сенсорные игры
- Темочки
Очень важно, чтобы переход из семейной стабильной среды в другую, а именно, в детский сад, был плавным, мягким, без травмы. В этот период необходимо заложить основы доброжелательных отношений между детьми в группе, создать предпосылки эмоционального комфорта для каждого ребенка. Надо стремиться создать такую игровую среду и такую игровую деятельность, в которой ребенок, увлекшись, забылся бы о своих переживаниях и, играя, последовательно совершенствовался.
В связи с вышеизложенным, предлагаем, наряду с традиционными приемами, использование методического пособия «Сенсорная адаптационно-дидактическая юбка», которое, считаем, способствует созданию условий для успешной адаптации ребенка к условиям ДОУ.
Для повышения эффективности адаптационного периода, сенсорного воспитания, а также формирования навыков самообслуживания детей нами было изготовлено дидактическое пособие «Адаптационно-дидактическая юбка».
Адаптационно-дидактическая юбка — это необычное дидактическое пособие, которое привлекает внимание детей, своей яркостью и многообразием элементов. В период адаптации юбка помогает детям отвлечься от переживаний, связанных с расставанием с близкими людьми. Педагог, одев юбку, превращается в волшебную фею, которая предлагает поиграть. Малыши с интересом включаются в разнообразные игры, манипулируя с деталями юбки. Между взрослым и ребенком налаживается зрительный и вербальный контакт, так необходимый для создания теплых и доверительных отношений.
Поэтому использование методического пособия «Адаптационно-дидактическая юбка» именно в этот период является весьма актуальной в условиях ДОУ.
Юбка проста в изготовлении.
1. Яркая, нарядная всегда привлекает к себе малышей.
2. Все детали можно снять, поменять, добавить.
3. Одновременно несколько детей могут на ней играть.
4. Если снять юбку и разложить ее на полу, она превращается в развивающий коврик.
5. Сенсорные юбки полны сюрпризов и секретов.
Для изготовления юбки мы использовали ткань, приятную на ощупь.
6 На юбку были нашиты:
-пуговицы разных размеров и цветов;
-бусины разных размеров
-атласные ленты, разные по цвету, длине, ширине;
-молнии;
-шнурки, застежки и т. п.
А также дополнительно:
-геометрические фигуры разные по цвету и размеру;
-прищепки разных цветов;
--катушки для наматывания ленты,
-бусинки разных цветов и размеров;
- съемные фетровые фигурки животных, фруктов, цветы.
Направление работы: адаптация детей к условиям ДОУ, социально - коммуникативное и познавательное развитие.
Цель: реализация современных требований к организации образовательного процесса в ДОУ, создание условий, способствующих успешной адаптации детей к дошкольному учреждению, сенсомоторное развитие детей.
Задачи:
• Создание тёплых и доверительных отношений педагога с ребенком.
• Развитие эмоционально-волевой сферы.
• Развитие восприятия, сенсорных эталонов цвета, формы, величины.
• Развитие творческих способностей, воображения, речи.
• Развитие познавательной и исследовательской активности.
• Развитие мелкой моторики.
• Развитие коммуникативных способностей.
Основные разделы пособия:
1. Адаптация.
Привлекательная внешне, юбка манит к себе малыша, притягивает его, как магнит, заставляя действовать с ее элементами, а, главное, общаться с педагогом, привыкая к нему тактильно, эмоционально, а затем и вербально.
2. Сенсомоторное развитие.
Действуя с элементами юбки, малыш расширяет диапазон своих сенсорных ощущений, развивает мелкую моторику, совершенствует восприятие, внимание, память, мышление, воображение, творческие способности. Для выражения своих эмоций, объяснения их, малыш ищет контакта с окружающими его взрослыми и детьми, а значит, совершенствует свою речь, учится приемам общения. Ребенок различает, сравнивает, устанавливает сходство предметов по их признакам – по качеству материала, по цвету, форме, величине, звучанию. Действуя с предметами, он приобретает навыки, необходимые для самообслуживания: умение застегнуть и расстегнуть пуговицу и замок, липучку, достать понравившийся предмет из определенного кармашка, прикрепить его, снять, убрать на место.
3. Формирование навыков самообслуживания.
Действуя с предметами, он приобретает навыки, необходимые для самообслуживания: умение застегнуть и расстегнуть пуговицу и замок, липучку, достать понравившийся предмет из определенного кармашка, прикрепить его, снять, убрать на место. Данное пособие используется во время приема детей, на игровых занятиях с детьми, а так же в режимных моментах. Данное пособие рекомендовано воспитателям ДОУ в работе с детьми раннего и младшего дошкольного возраста.
Предназначение:
Облегчения адаптационного периода детей., которая помогает детям отвлечься от переживаний, связанных с расставанием с близкими людьми.
2. Установления зрительного и вербального контакта между взрослым и ребенком. Педагог, одев юбку, превращается в волшебную фею, которая предлагает поиграть. Малыши с интересом включаются в разнообразные игр, манипулируя с деталями юбки. Между взрослым и ребёнком налаживается зрительный и вербальный контакт, необходимый для создания тёплых и доверительных отношений.
3. Создания теплых и доверительных отношений.
4. Для самостоятельных игр.
Игровые приемы
Дидактическое упражнение «Разноцветные прищепки» :
Описание: понадобятся прищепки 4-ё х цветов: красные, жёлтые, зелёные и синие. Их цвет должен соответствовать цвету атласных лент.
Задачи: учить устанавливать сходство предметов по цвету, правильно называть цвет; формировать умение сравнивать;
Развивать зрительное восприятие, мелкую моторику рук.
Алгоритм проведения: воспитатель приглашает детей поиграть с прищепками, сначала рассматривают их, называют цвет.
На начальном этапе воспитатель учит детей нажимать пальчиками на прищепку, чтобы она открывалась.
Затем можно предложить прикрепить прищепки на разноцветные ленты, выбрав прищепки по цвету.
Можно разнообразить задание:
- прикрепить прищепки правой рукой, а снять левой (при этом следить, чтобы ребёнок снова делал нажим на прищепку и открывал её);
- чередовал прищепки по цвету;
- на короткую (на длинную) ленту прикрепить, например, прищепки красного цвета (поинтересоваться, какого цвета выбрана лента) и т. д.
Дидактическое упражнение «Сверни ленточку» :
Описание: к юбке нашиты атласные ленты раной длины. На конце лент прикреплены футляры от фломастеров.
Задачи: формировать умение сравнивать ленточки по длине; активизировать словарь детей : «длинная», «короткая», «короче», «длиннее»; закреплять знание цвета; развивать мелкую моторику рук, аккуратность.
Алгоритм проведения: все вместе рассматривают ленточки. Сначала обращают внимание на цвет, воспитатель побуждает назвать цвет каждой ленточки; на длинную ленточек, предлагает сравнивать путём наложения.
Затем воспитатель предлагает детям научиться сворачивать ленты и показывает, как это надо делать, даёт возможность каждому ребёнку выполнить задание. При этом следит, чтобы дети сворачивали аккуратно, держа катушки (футляры от фломастеров) двумя руками.
После этого приглашает детей поиграть с ленточками, создаёт игровую ситуацию «Кто быстрее свернёт ленточки».
Обращает внимание, что быстрее всего дети сворачивают одни и те же ленточки, называют их цвет. Обсуждают, почему это происходит. Можно в сравнении натянуть 2-е ленточки, различные по длине, и сравнивать, какая ленточка длиннее, какая короче. Выбрать самую короткую ленточку, самую длинную, назвать их цвет.
Дидактическое упражнение «Цветочная полянка» :
Описание: к юбке пришиты пуговицы разного размера, дополнительно сшиты листочки из прочной ткани разного цвета и размера с петлёй в середине.
Задачи: формировать умение сравнивать, устанавливать сходство предметов, по их признакам: цвету, размеру; развивать зрительное восприятие, мелкую моторику рук.
Алгоритм проведения: воспитатель показывает детям на листочки, из них дети выбирают разной величины, определяют размер листочков, называют их цвет. Можно попросить ребёнка, чтобы он называл сразу 2 признака листочка, например, это большой зеленый листок или это маленький жёлтый листок. Затем воспитатель предлагает оформить полянку. Дети прикрепляют листья путём пристёгивания.
Можно предложить задание – прикрепить большие листочки к большим пуговицам, а маленькие – к маленьким.
«Дифференциация по форме»
Ребенку предлагается выбрать геометрические фигуры (цвет, форма) и положить их в карман с нужной фигурой.
«Заплети косички»
Предлагаем малышу заплести косичку из лент.
«Шнуровки»
Предлагаем ребёнку поиграть в различные виды шнуровок.
Данное пособие можно пополнить и другими игровыми приёмами, в зависимости от целей и задач решаемых в данный момент.