Ирина
Методическое пособие «Сенсорная адаптационно-дидактическая юбка»
▼ Скачать + Заказать документы
Меня, как воспитателя, всегда угнетало состояние маленьких детей, впервые переступивших порог детского сада, как помочь им адаптироваться? Чем их отвлечь от грустных мыслей о маме?
Поступление ребенка в детский сад - важный этап в его жизни, сопровождающийся изменением привычной обстановки, режима дня, разлукой с близкими людьми. Все это обрушивается на малыша одновременно, создавая стрессовую ситуацию.
Публикация «Методическое пособие „Сенсорная адаптационно-дидактическая юбка“» размещена в разделах
- Адаптация детей. Адаптационный период в детском саду
- Дидактические и сенсорные фартуки и юбки
- Дидактические игры
- Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика
- Сенсорные игры
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2021
Адаптация – это процесс, требующий особого внимания со стороны педагогов дошкольного учреждения и родителей. Детский организм не сразу привыкает к новым социальным условиям.
Ранний возраст – чрезвычайно важный и ответственный период психического развития ребенка. Это возраст, когда все впервые, все только начинается – речь, игра, общение со сверстниками, первые представления о себе, о других, о внешнем мире. В первые три года жизни закладываются наиболее важные и фундаментальные человеческие способности – познавательная активность, любознательность, уверенность в себе и доверие к другим людям, целенаправленность и настойчивость, воображение, творческая позиция и многое другое. Причем все эти способности не возникают сами по себе, как следствие маленького возраста ребенка, а требуют непременного участия взрослого и соответствующих возрасту форм деятельности. То, что заложено в ребенке в раннем и дошкольном возрасте, останется на всю жизнь.
Предметная деятельность становится ведущей в этом возрасте, именно в ней происходит развитие всех сторон психики и личности ребенка. Поэтому очень важно сохранять любопытство, максимально ослаблять психологические препятствия, сдерживающие его, такие как адаптация к детскому саду.
Очень важно, чтобы переход из семейной стабильной среды в другую, а именно, в детский сад, был плавным, мягким, без травмы. В этот период необходимо заложить основы доброжелательных отношений между детьми в группе, создать предпосылки эмоционального комфорта для каждого ребенка. Надо стремиться создать такую игровую среду и такую игровую деятельность, в которой ребенок, увлекшись, забылся бы о своих переживаниях и, играя, последовательно совершенствовался.
Опираясь на выше изложенные факты и мой опыт предлагаю, наряду с традиционными приемами, использование методического пособия «Сенсорная адаптационно-дидактическая юбка», которое, считаю, способствует созданию условий для успешной адаптации ребенка к условиям ДОУ.
Юбка притягивает внимание малыша своим ярким цветом, множеством привлекательных элементов, прикрепленных к ней. Самое главное – происходит ненавязчивое общение ребенка и педагога через манипуляции с компонентами юбки, что способствует положительному настрою для налаживания доверительных отношений между взрослым и малышом.
Дидактическая юбка выполняется из яркой цветной ткани четырех цветов (красный, желтый, синий, зеленый, привлекающей внимание детей. На юбке может быть занимательный рисунок, который можно использовать для формирования положительных эмоций ребёнка в период адаптации. На юбке присутствует несколько сюрпризных кармашков.
На юбку нашиваются:
- карманы (можно прикрепить на липучки) с выполнением разных функций (на молнии, липучке, на завязках, на пуговице, пуговицы разных размеров и цветов;
- атласные ленты разной длины, ширины и цвета;
- пуговицы, замочки, шнуровки и пр.
Процесс изготовления юбки подчинен следующим обязательным требованиям:
1. Привлекательность для детей.
2. Многофункциональность, мобильность.
3. Обучение и развитие.
4. Соблюдение гигиенических требований.
5. Удобство для детей и педагога.
Цели: создание развивающее – игровой среды для успешной адаптации детей к условиям ДОУ, развитие способностей детей.
Задачи, которые поставлены при создании пособия:
1. Создание тёплых и доверительных отношений педагога с ребенком.
2. Развитие эмоционально-волевой сферы.
3. Совершенствование психических процессов у детей: восприятия, внимания, памяти, ощущения, мышления.
4. Развитие творческих способностей, воображения, речи.
5. Развитие познавательной и исследовательской активности.
7. Развитие мелкой моторики.
8. Развитие коммуникативных способностей.
Ребенок учится различать, сравнивать, устанавливать сходство предметов по их признакам: по качеству материала, по цвету, форме, величине, звучанию.
Действуя с предметами юбки, он приобретает навыки, необходимые для самообслуживания: закрыть и открыть замочки, завязать и развязать ленточки; зашнуровать и расшнуровать шнурки; расстегнуть и застегнуть пуговки, достать понравившийся предмет из определенного кармашка, прикрепить его, снять, убрать на место.
Сенсорная юбка полна сюрпризов и секретов. С восторгом и увлечением малыши обследуют юбку в поисках новых открытий. А самое главное – сокращают адаптационный период и ослабляют его стрессовое воздействие.
Еще много дидактических упражнений можно придумать. Вы увидите эффективность сенсорной адаптационно – дидактической юбки и сможете дальше использовать ее и на занятиях в других возрастных группах. Родителей можно подключить к оформлению сенсорной юбки: со шнуровкой, молнией, пуговками, кнопками, липучками.
Игры с сенсорной юбкой можно сопровождать стихами и потешками, и песенками.
Я предлагаю одну из таких песенок. (Приложение 1).
Песенка для сенсорно-адаптационно дидактической юбки
(Воспитатель расправляет одну из граней юбки)
Наше солнышко проснулось
И ребятам улыбнулось
Лучики свои расправит
И ребяток позабавит
(расправляются лучики и пристёгиваются на пуговки)
Тучка следом прилетела
Песенку свою запела
Кап-кап-кап
Кап-кап-кап
(дети повторяют за воспитателем ударяя по ладошкам)
Поливает дивный сад
И грибочки, и цветы
Убегай скорее ты
(воспитатель поворачивает грань юбки с домиком)
Домик наш ты открывайся
Сказка дальше продолжайся
(воспитатель поворачивается гранью с деревом)
Что за чудо тут стоит
Это осень к нам стучит
Вы ребята помогите
Урожай весь соберите.
Всё собрали мы с утра
По играем детвора
Соберём мы пирамидку
И порадуем Никитку
(воспитатель может заменить имя ребёнка, который капризничает)
А пока мы туту играли
Пирамидку собирали
Новый год стучится в дверь
Наряжайте ель скорей
Ёлочку наряжали
И немножечко устали
Палочки возьмём в ладошки
Поиграем мы в дорожки
А дорожки не простые
А дорожки все цветные
По дорожкам мы гуляли
На полянку выбегали
По полянке мы пошли
И жука на ней нашли
Мы с жуком все поиграли
В небо вместе отпускали
(воспитатель может поиграть в потешку «Божья коровка»)
Вот и к солнышку вернулись
Улыбнулись, потянулись.
(Воспитатель может поворачивать юбку или поворачиваться сам)
Как показала практика хорошо подобранная, с выразительностью пропетая песенка или потешка помогает установить контакт с ребенком, вызвать у него положительные эмоции, симпатию к пока еще малознакомому человеку – воспитателю.
Яркая, широкая юбка с разноцветными карманами, ленточками, игрушками собирает вокруг себя всех ребят. Даже заплаканный малыш, скучающий по маме, увидев воспитательницу в таком наряде, перестает капризничать.