Олеся Юрова
Технологии полоролевого воспитания
▼ Скачать + Заказать документы
Технологии, способствующие формированию полоролевых знаний и представлений (знания о различии полов – физических, поведенческих, нравственных)
МЛАДШИЙ ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ
1. Самое важное в этом возрасте – обращать внимание детей на внешний вид мальчиков и девочек, мужчин и женщин (картина «моя семья», игра «одень куклу», «Алеша») их имена; род занятий (работу, домашние обязанности). Знакомить детей с профессиями ближайшего окружения – повар, врач, продавец, водитель, строитель. Обращать внимание на то, что в каких-то профессиях больше женщин, а в каких-то мужчин («все работы хороши» – повар-женщина, строитель- мужчина, на ферме – оба). Знакомить с домашними обязанностями мужчин и женщин ( картины: дедушка с внуком – чинит велосипед, бабушка с внучкой – шьет);
Публикация «Технологии полоролевого воспитания» размещена в разделах
В группе важно разделять детей на мальчиков и девочек: «Сначала девочки подходят пить сок, затем мальчики», «Девочки садятся на стульчики, теперь мальчики», «Строимся на физкультуру. Первыми встают мальчики, за ними девочки». Можно использовать гендерные метки (наклейки на шкафчики, кроватки).
2. Беседы (по картинкам, на заданную воспитателем тему) :
(показать куклу в платье) «Девочки, посмотрите, как красиво одета сегодня наша Машенька». Это платье сшила мама. Но у нее была помощница – Маша. Я знаю, многие из вас помогают маме. Пожалуйста, расскажите, как вы это делаете?» (можно привести детям примеры из книг).
Для бесед можно использовать сюжетные картины «Наш детский сад» : («Играем в Айболита» : мальчик – врач, девочка – мед. сестра; «В уголке природы» : мальчик – кормит рыбок, девочки поливают цветы; «Дочки-матери» : мальчик-папа – работает, девочка-мама – нянчит детей, готовит еду; «Мы играем в магазин» : девочка-продавец – обслуживает покупателей, мальчик-грузчик – привозит тяжелый товар).
3. Моделирование жизненнозначимых ситуаций. Каждая ситуация должна включать в себя проблему и ряд действий. Задача ребенка: определиться и руководствоваться ими в среде сверстников.
( ДЛЯ ДЕВОЧЕК: После обеда мама просит помочь убрать со стола. Как ты поступишь? С радостью согласишься? Скажешь, что сначала поиграешь, а потом все уберешь? Откажешься)
Для девочек важно в подобных ситуациях проявить свою нежность, миролюбивость, аккуратность.
Для мальчиков составляются задания, где они могут проявить свои мужские качества – силу, галантность, смелость, трудолюбие.
4. Дидактические игры
Кто что носит (приготовить 2-х кукол – мальчика и девочку, и одежду для них для игры с педагогами)
Подобным образом можно играть в игры – наши прически, игрушки, вещи для мамы/для папы…
Добрые слова о маме/о папе (выставить фундамент дома из конструктора и раздать детали конструктора воспитателям для игры) «Сейчас мы будем стоить дом из мужских качеств. Возьмите свои кирпичики, скажите «Какие бывают папы?» и прикрепите свой кирпичик к дому».
Имена: В младшем возрасте во время бесед по картинкам, сюжетных игр дети придумывают имена героям в соответствии с полом.
Со старшими дошкольниками можно поиграть в подвижную игру: на имя мальчика – топаем, имя девочки – хлопаем, общее – молчим (проиграть с педагогами).
СТАРШИЙ ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ
1. В старшем возрасте акцент делается на социальных ролях мужчин и женщин (профессия, место мужчины и женщины в семье).
2. Беседы (с мальчиками, с девочками и совместные)
- мальчики – защитники слабых, мальчики – будущие папы; ( картина: два мальчика помогают папе)
- девочки – утешительницы, девочки – будущие мамы; ( картина: мама нянчит малыша)
- совместные – качества мужчин и женщин, мальчики и девочки – такие разные и такие похожие ( картины: мальчики рыхлят землю и возят рассаду, мама с дочками сажает; ребята катаются на лодках, мальчики гребут; на пикнике женщины – готовят, мужчины – чинят машину и рыбачат).
Можно беседовать по проблемным картинкам «Что не так» ( картины: папа – разговаривает по телефону, мама – несет тяжелые сумки; девочка читает журналы, мальчик – ухаживает за больной мамой).
Также хочу отметить, что на современных картинках папы и мамы носят брюки, зачастую у них даже схожие стрижки (Фесюкова Л. Б. картинки №8,9). Надо учить детей находить отличия, обращать внимание детей как красиво выглядят девочки и мамы в платьях.
3. Дидактические игры
* Кем я буду работать (профессии) (показать игры-лото)
* Назови смелую профессию (летчик, гонщик) (проиграть с педагогами).
* Составь предложение (рассказ) по заданным словам. Необходимо догадаться кому это качество подходит больше – мальчику или девочке и составить предложение (веселая, заботливая, сильный, рыцарь; храбрость, аккуратность, нежность) (проиграть с педагогами).
* Подели обязанности (выбрать карточки с обязанностями папы и с обязанностями мамы) (проиграть с педагогами).
* Волшебные слова для мамы (назвать доброе слово для мамы и поставить цветочек в вазу) (проиграть с педагогами).
Технологии, способствующие овладению способами полоролевого поведения (мужского и женского)
МЛАДШИЙ ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ
1. Игры-занятия с куклами. Дети кормят кукол, одевают, водят на прогулку, лечат.
2. Использование схемы-действия, которые отражают культурные эталоны поведения, способствующие усвоению правил мужского и женского поведения (проиграть с педагогами)
3. Сюжетно-ролевые игры – «Дочки-матери», «У нас гости», «Идем в кукольный театр» и другие.
4. Моделирование ситуаций. Дети берут на себя роль членов семьи и собственную и проектируют возможную социальную ситуацию дома или на улице.
СТАРШИЙ ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ
1. Специально организованные проблемные ситуации. Педагог описывает ситуации, которые ежедневно происходят в детском саду. И предлагает детям пофантазировать, как в этой ситуации поступил бы Карабас-Барабас, Айболит, Ленивица…
2. Прогнозирование ситуации. Прежде чем что-то сделать подумать кто ты мальчик или девочка и как себя вести в этой ситуации, чтобы избежать неприятностей.
3. Моделирование жизненно значимой ситуации. Проигрывание ситуаций предложенных педагогом для мальчиков и для девочек.
4. Сюжетно-ролевые игры: «Дочки-матери», «Ожидаем гостей», «Дети заболели»…
5. Игры-драматизации
* Спящая красавица. Девочка изображает спящую красавицу, а мальчик принца. Мальчик пытается добрыми словами разбудить девочку.
* Сказка наоборот. Дети придумывают сказку, но девочки берут на себя мужские роли (Карлсон, Буратино, а мальчики – женские (Золушка, Мальвина). (проиграть с педагогами)
6. Подвижные игры
«Найди пару». Каждый участник получает карточку с рисунком. Задача себе пару.
7. Имитационные игры. Дети проигрывают этюды: «Любящие родители», «Бездомный котенок», «Разъяренная медведица».
8. Коммуникативные игры.
* «Посмотри в глаза» (разбиться на пары и представить каким станет твой партнер через 5 лет). (проиграть с педагогами).
* «Подарок» Дети садятся в круг, чередуясь (мальчик-девочка). Затем по очереди преподносят воображаемые подарки (изображают руками).
* «Скажи комплимент» Дети рассаживаются по кругу и соблюдая очередность каждый говорит своему соседу что-то приятное. Можно предложить мальчикам обратиться к девочкам так как это бы сделал рыцарь или мушкетер. А девочкам повести себя как Золушка на балу.
Технологии, развивающие нравственные качества, характерные для мальчиков и девочек (способствующие воспитанию женственности и мужественности)
МЛАДШИЙ ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ
1. Совместная трудовая деятельность. Дети получают задание и в зависимости от пола распределяют трудовые обязанности. Стирка кукольной одежды: мальчики носят воду, девочки стирают, мальчики носят чистое белье, девочки развешивают.
2. Символические игры. Дети получают карточки-символы, изображают понятия и определяют, кому в большей степени присущи эти качества.
СТАРШИЙ ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ
1. Состязательные игры. Игры между мальчиками «Рыцарский турнир», между девочками «Маленькая хозяйка».
2. Коммуникативные методы.
* Новое имя. По заданию педагога дети дают характеристику каждому ребенку группы, начиная с первой буквы имени. Например, Наташа – нежная, надежная (проиграть с педагогами)
* Инсценировка по сюжетам произведений.
Технологии, формирующие представления о народной культуре и народных традициях воспитания
1. Экскурсия в краеведческий музей. Где дети знакомятся с историей предков, их жизненным укладом, одеждой, обязанностями воспитания мальчиков и девочек.
2. Диалогово-игровые методы.
* Беседа с героем сказки. Из набора карточек с изображение сказочных героев надо выбрать одну и принять на себя роль этого героя. Игра походит в паре мальчик-девочка. Задача: побеседовать от имени героев на предложенную воспитателем тему (о друзьях, желаниях, любимых занятиях).
* Главные слова. Дети должны суметь найти в сказке значимые слова, раскрывающие полоролевые ценности. Например, в сказке «Морозко», слова сказанные падчерицей: «Тепло, Морозушко, тепло, батюшка!» Отсюда понятно, что доброта, трудолюбие и мягкость вознаграждаются.
3. Русские народные игры.
* В хороводе были мы. В хоровод выходит мальчик, танцует и выбирает себе пару-девочку. Затем они танцуют вместе. После танца выбирается новая пара.
В хороводе были мы, Были мы, были мы.
Кого надо видели, Видели, видели.
Сокола-молодчика, Молодца, молодца.
Встань, молодчик, подбодрись, Подбодрись, подбодрись.
Вправо, влево развернись, Развернись, развернись.
Кому хочешь, поклонись, Поклонись, поклонись.
* Бояре. Играющие делятся на две группы, которые встают стенками друг против друга, держась под руки. И под слова песни то приближаются, то отходят от противоположной «стенки».
1. Бояре, а мы к вам пришли, Дорогие, а мы к вам пришли.
2. Бояре, а зачем пришли, Дорогие, а зачем пришли?
1. Бояре, нам невеста нужна, Дорогие, нам невеста нужна.
2. Бояре, а какая вам нужна, Дорогие, а какая нам нужна?
1. Бояре, нам вот эта нужна, Дорогие, нам вот эта нужна.
2. Бояре, у ней зубки болят, Дорогие, у ней зубки болят.
1. Бояре, а мы пряничка дадим, Дорогие, а мы пряничка дадим.
2. Бояре, она прянички не ест, Дорогие, она прянички не ест.
1. Бояре, а мы плеточкой ее, Дорогие, а мы плеточкой ее.
2. Бояре, она плеточки боится, Дорогие, она плеточки боится.
1. Бояре, отворяйте ворота, Отдавайте нам невесту навсегда.