Марина Гусева
Методическая разработка игротренинга для улучшения взаимопонимания детей и родителей
▼ Скачать + Заказать документы
Методическая разработка игротренинга «Игра и в шутку и в серьёз» ориентирована на создание такой среды, где дети и их родители смогут показать творческие успехи семьи в различных видах совместной деятельности.
Совместное участие в тренинге даст возможность родителям взглянуть на некоторые для них обыденные ситуации глазами самого ребенка и открыть для себя мир, в котором он живет. Такой тренинг называется тренингом родительской эффективности.
Родителям игротренинг позволит :
взглянуть со стороны на свой стиль воспитания;
Публикация «Методическая разработка игротренинга для улучшения взаимопонимания детей и родителей» размещена в разделах
получить конкретные навыки и практические методы решения проблемных ситуаций;
освоить новые игровые и коммуникативные навыки во взаимоотношениях с ребёнком.
Детям игротренинг позволит :
увидеть родителей с необычной - творческой стороны и почувствовать себя увереннее и спокойнее в отношении с ними;
с большим пониманием и доверием относиться к родителям;
освоить новые игровые и коммуникативные навыки во взаимоотношениях с
родителями.
II. Введение.
Семья во все времена и у всех народов относилась к важнейшим общечеловеческим ценностям.
Для ребёнка семья — это среда, в которой складываются условия его физического, психического, эмоционального и интеллектуального развития.
В. А. Сухомлинский представляет семью как первичную среду, где человек должен научиться творить себя.
Для нормальной благополучной семьи характерны атмосфера родственных эмоциональных связей, насыщенность, непосредственность и открытость проявлений ими любви, заботы, сопереживания. Наиболее велико влияние этой атмосферы на ребёнка в дошкольном возрасте.
Малыш особенно нуждается в любви и ласке родителей, у него огромная потребность в общении со взрослыми, которую наиболее полно удовлетворяет семья.
Если ребёнок окружён любовью, чувствует, что он любим независимо от того какой он, это вызывает у него ощущение защищённости, чувство эмоционального благополучия. В противном случае нередко растёт отчуждение между родными и близкими, детьми и родителями.
Современная российская семья развивается в условиях противоречивой общественной ситуации. С одной стороны, ее проблемы и нужды становятся актуальными, повышается ее значимость в воспитании детей. С другой, наблюдаются процессы, которые приводят к обострению семейных проблем: рост числа разводов, отрицательно влияющих на психику детей, увеличение количества неполных семей и повторных браков, ранние браки, позднее родительство. Для специалистов очевидно влияние семейного воспитания на развитие и становление личности ребенка, его поведение — и важность гармоничных взаимоотношений между детьми и родителями здесь непереоценима.
В системе детско-родительских отношений родитель - ведущее звено. Признание за ребёнком права на собственный выбор, собственную позицию обеспечивает понимание и лучшее взаимодействие в семье.
Родители считают, что дети понимают их и окружающий мир так же как и они, взрослые. Но дети делают свои выводы, учитывая при этом не только то, что мы им говорим, но и то, что при этом делаем, как ведём себя с другими людьми. Наш личный пример является подчас более воспитывающим, чем любые слова и нравоучения.
Проявляя интерес к миру взрослых, но, не имея возможности включиться в него, дошкольник моделирует этот мир в игре.
Игра – ведущая деятельность дошкольника, которая способствует развитию его психики и личности. Направленная на воспроизведение человеческих взаимоотношений игра формирует у детей способность определённым образом в них ориентироваться, а необходимость согласовывать игровые действия влияет на формирование реальных взаимоотношений между играющими.
Игра - модель реальной жизни, она отражает реальные взаимоотношения людей, но в то же время полна волшебных превращений.
Немецкий психолог Карл Гросс, первым в конце XIX в. предпринял попытку систематического изучения игры, называл игры изначальной школой поведения. Дети повторяют в играх то, что им доступно для наблюдения и понимания.
Д. Б. Эльконин, называя игру арифметикой социальных отношений, трактует её как деятельность, возникающую на определённом этапе, одну из ведущих форм развития психических функций и способов познания ребёнком мира взрослых.
Для того чтобы дошкольники овладели игровыми умениями, взрослый должен играть вместе с ним. Играя, взрослый вводит в мир игры нормы общественной жизни, необходимые для усиления социального опыта ребёнка. Именно в игре совместно со взрослыми ребёнок приобретает необходимые для жизни в обществе полезные навыки, происходит улучшение взаимопонимания между детьми и родителями.
Поэтому одним из существенных аспектов психологического просвещения родителей является ознакомление их со способами правильного, гармоничного общения с детьми, применение полученных знаний на практике – тренинговые занятия, которые позволяют косвенно влиять на сферу детско-родительских отношений и формировать навыки эффективного взаимодействия родителей и детей.
Такие занятия-тренинги дают возможность участникам обсудить широкий круг проблем, касающихся жизни семьи, внутрисемейных отношений, помогают решить практические задачи воспитания и развития ребенка.
III. Пояснительная записка.
Цель игротренинга :
установление и развитие отношений и взаимодействия родителя с ребёнком.
Задачи игротренинга :
1. Расширение возможностей для понимания своего ребёнка;
2. Улучшение своих взаимоотношений с ребёнком;
3. Выработка новых навыков взаимодействия и сотрудничества с ребёнком, в том числе в игровой деятельности.
4. Активизация игровой коммуникации в семье.
Метод организации :
Игротренинг.
Материалы и оборудование:
Мяч, ватман, правила группы, комплект лепестков из 8 цветов Люшера для каждой семьи, краски, кисточки, фломастеры, карандаши, карточки с написанными на них названиями животных, картинки с животными, музыка для сопровождения.
Продолжительность: 1-1, 5 часа.
Участники тренинга: родители и дети – 5–6 пар.
IV. Игровой тренинг
для родителей и детей старших дошкольных групп
«Игра и в шутку и всерьёз»
1 часть: Теория: «Несколько слов об игре»
Психолог: Здравствуйте, дорогие друзья! Искренне рада видеть вас. Семья – самое главное в жизни для каждого из нас. Именно в семье мы учимся любви, заботе и уважению. Предлагаю вам сегодня сделать шаг к познанию своего ребенка, а так же к укреплению отношений в вашей семье.
«Поиграй со мной!» - как часто нам приходится слышать эту просьбу от своих детей. И сколько радости они получают, когда мы, преодолевая усталость и отодвигая домашние дела, соглашаемся хоть на несколько минут побыть «больным» или «серым волком», «пиратом» или «ребенком». Чаще всего, играя с ребенком, взрослые следуют за его желанием: он сам рассказывает нам, что надо делать. А мы, если уж решили доставить ему удовольствие, послушно выполняем все его требования.
Однако игра не только доставляет удовольствие и радость ребенку, в игре ребенок проявляет то, чем он уже овладел, те качества, которые у него уже сформировались. В игре развиваются важнейшие стороны его психике.
Сегодня мы поиграем в коммуникативные игры, которые направлены на развитие умения устанавливать определенные взаимоотношения друг с другом, умение работать в паре, умение уступать другому, помогать, поддерживать.
2 часть: Совместные игры родителей с детьми
Психолог. Скажите мне пожалуйста, знаете ли вы какого цвета ваше настроение? Оказывается, каждое настроение имеет свой цвет. Посмотрите – у меня есть разноцветные лепесточки. Эти лепесточки мы соберём в один волшебный цветок «Цветок настроений», где каждый лепесток – разное настроение:
красный – бодрое, активное настроение – хочется прыгать, бегать, играть в подвижные игры;
оранжевый – радостное и приятное
желтый – веселое настроение – хочется радоваться всему; тёплое, доброжелательное;
зеленый – общительное настроение - хочется дружить с другими детьми, разговаривать и играть с ними;
синий цвет – грустное настроение – мне грустно, я расстроен.
серый цвет – скучное настроение
черный цвет – я злюсь, я обижен;
1. Упражнение «Цвет моего настроения».
Инструкция. По кругу участникам предлагается определить, какого цвета у них настроение перед занятием (предпочтение цвета из 8 предложенных).
2. Определения правил работы группы.
Психолог. Прежде, чем мы с вами продолжим нашу встречу, мне хотелось бы вместе с вами определить правила группы, которых будем придерживаться в течение всей нашей встречи.
(Правила функционирования группы определяются путем совместного выбора наиболее приемлемых для данной группы участников правил. Могут обсуждаться, дополняться, корректироваться. Правила принимаются всей группой вместе с психологом.)
Правила работы группы:
1) Доверительный стиль общения.
2) Правило «здесь и теперь»- во время встречи участники говорят только о том, что волнует их именно сейчас.
3) Отказ от обезличенной речи - например от фраз «говорят, что…». Безличная речь помогает скрывать собственную позицию и тем самым уходить от ответственности за свои слова.
4) Искренность общения – участники говорят только о том, что чувствуют и думают по поводу происходящего, не обижаются на высказанное другими. Если нет желания высказаться искренно и откровенно, то лучше промолчать.
5) Конфиденциальность происходящего в группе – каждый из присутствующих на занятии должен быть уверен в том, что его чувства и переживания, высказанные в ходе встречи, не выйдут за пределы группы.
6) Недопустимость непосредственных оценок человека – при обсуждении оценивается не участник, а его действия и поведение. («Ты плохой человек» - «Ты совершил плохой поступок»).
7) Активное участие в происходящем.
3. Игра-приветствие «Кто здесь собрался?»
Психолог. Вы все такие замечательные! Ответе мне, пожалуйста, на вопрос
«Кто здесь собрался?» (нужно образовать круг и, передавая мяч рядом стоящему придумать как можно больше вариантов ответов, например, люди, друзья, знакомые, родственники, мамы и дети и т. д.)
4. Игра «Самый-самый»
Психолог. Для более близкого знакомства предлагаю поиграть в игру «Самый-самый…» Каждый родитель позитивными прилагательными должен охарактеризовать себя и своего ребенка: «Я самый, мой ребенок самый …». Группа отвечает участнику: «Мы рады за тебя!»
5. Игра «Капельки»
Цель: снятие эмоционального напряжения, повышение позитивного настроя и сплоченности группы.
Психолог. Представим, что мы капельки и капаем, где хотим. Капельки встречаются друг с другом, и получается ручеек (участники встают друг за другом, образуя ручеек). А теперь ручеек течет и впадает в море (участники берутся за руки и образуют круг). Наше море, как и вода, может менять форму – быть овальным, круглым, непонятной формы. Наши капельки так заигрались, что стали волнами, и чем больше они играли, тем сильнее становились волны. Ветер на море стих и капельки успокоились.
6. Игра «Я иду искать»
Психолог. Дети образуют круг, родители стоят в центре круга с закрытыми глазами. Под веселую музыку дети идут по кругу, а мамы должны на ощупь найти своего ребенка. Затем родители с завязанными глазами определяют своих детей. (Образовавшиеся детско-родительские пары рассаживаются на места.)
7. Арт-терапия. Рисование в парах «мама-ребенок» одной кистью на двоих. «Мы вместе».
Психолог: Сегодня мы будем рисовать совместный рисунок на одну из тем («Наш дом», «Праздник» и т. д.). Возможно спонтанное произвольное рисование. Мама начинает красками и кистью рисовать первой, затем по сигналу рисунки с кистью передаются другому участнику пары «ребенок-мама». В полученный от участника рисунок другой участник вносит свою лепту: что-то исправляет, дорисовывает. Затем опять по сигналу рисунок и кисть передаются маме для продолжения создания коллективного образа «семейные чувства». Рисунками обмениваются несколько раз, до тех пор, пока каждый участник не сочтет рисунок завершенным.
По окончании работы психолог проводит обсуждение и высказывает свое мнение.
Презентация рисунков. Родители рассказывают :
- Как называется рисунок, что изображено на рисунке?
- Кто был инициатором идеи?
- Кто что рисовал?
- Удобно ли было рисовать вдвоем?
- Какие чувства испытывали?
8. Игра «Найди пару среди животных».
Психолог. Взрослым участникам я раздам карточки с написанными на них названиями животных. Детям - картинки с животными. По команде вы должны найти свою пару животных. При выполнении задания можно использовать имитацию звуков загаданного животного, его повадки, движения.
9. Упражнение «Щепки плывут по реке».
Цель: снятие мышечных зажимов, налаживание физического контакта между родителями и детьми, осознание чувства безопасности.
Психолог. Взрослые встаньте в две шеренги на расстоянии вытянутой руки друг от друга – вы берега. Ваши дети – щепки. Они медленно проплывают между берегами. Берега мягкими прикосновениями помогают щепкам: гладят их, говорят им ласковые слова, называют по имени. Щепки сами выбирают, с какой скоростью им плыть. Глаза щепкам можно закрыть.
10. Рефлексия.
Подведение итогов занятия
Психолог. По вашему мнению:
– Что больше всего понравилось?
– Что не получилось, оказалось трудным? Как вы думаете, почему?
– Что хотелось бы себе пожелать?
11. Упражнение «Ожерелье пожеланий»
Психолог. Пришло время заканчивать нашу встречу и хотелось бы узнать с каким настроением мы подошли к концу нашей встречи. Для этого мы сделаем
«Ожерелье пожеланий» (для детей с 6 лет)
Цель: интеграция эмоционально - положительного опыта.
Сейчас, я возьму длинную ниточку и завяжу узелком. Вы же возьмёте ниточки соответствующего цвета-цвета своего настроения, и завяжете их на длинной ниточке, при этом вы должны сказать какое-то пожелание для своей семьи или другим семьям своей группы.
Психолог. Какие вы все молодцы, быстро справились со всеми заданиями. На сегодняшнем тренинге мы ближе узнали друг друга, наш зал наполнился улыбками и радостью. И я хочу, чтоб все мы запомнили об этом дне. Сегодня мне было очень приятно находиться с вами рядом. И на память о сегодняшнем дне, каждому оставить пожелания. У меня в руках есть «Сундучок радости», я хочу, чтоб каждый взял из него пожелание. До свидания! Я благодарю вас за участие и хочу закончить нашу встречу такими словами:
Берегите друг друга! Берегите друг друга!
Добротой согревайте, Суету позабудьте
Берегите друг друга! И в минуту досуга
Обижать не давайте! Рядом вместе побудьте! /О. Высотская/
V. Заключение
Существует авторитетное мнение, что стиль родительского взаимодействия непроизвольно "записывается" еще в дошкольном возрасте и, как правило, бессознательно. Сценарии поведения ребенка практически полностью формируются к 6-7 годам и потом, при необходимости, корректируются уже в индивидуальной психокоррекционной работе.
Став взрослым, человек воспроизводит эти сценарии как естественные. Таким образом, из поколения в поколение происходит социальное наследование стиля общения: большинство родителей воспитывают своих детей так, как их самих воспитывали в детстве. Российская система воспитания претерпела наибольшие изменения с 1917 года: сначала дворянское воспитание, основанное на духе чести и слова, затем крестьянское, пропагандирующее абсолютное послушание, сейчас процесс воспитания носит больше «прикладной» характер, он многогранен.
Большая часть родителей более или менее осознает, в чем именно заключается гармоничное воспитание. Что для сохранения психического, физического и эмоционального здоровья ребенка необходимо:
• понимать, принимать и безусловно любить ребенка;
• создать для ребенка атмосферу безопасности;
• слушать и слышать ребенка;
• поощрять выражение эмоционального мира ребенка;
• развить в отношениях основы сотрудничества;
• обеспечить ребенку возможность принимать на себя ответственность и развивать чувство контроля.
Но на практике родители часто испытывают трудности. Поэтому одним из существенных аспектов психологического просвещения родителей является ознакомление их со способами правильного, гармоничного общения с детьми (семинары, лекции, беседы и т. д., применение полученных знаний на практике – тренинговые занятия, которые позволяют косвенно влиять на сферу детско-родительских отношений и формировать навыки эффективного взаимодействия родителей и детей
Разъяснительная теоретическая работа, проводимая педагогом–психологом, не всегда эффективно влияет на сферу детско-родительских отношений, т. к. общение людей друг с другом весьма сложный и тонкий процесс. Каждый из нас учится ему в ходе своей жизни, приобретая опыт, который часто строится на ошибках и разочарованиях. Тренинги же предоставляют возможность приобрести стойкий навык эффективного общения, научиться общению и взаимодействию различными способами.
В большинстве своем задания и игры тренинга по детско-родительским отношениям являются моделями жизненных ситуаций. У каждого участника тренинга есть возможность провести общение наиболее эффективным и приемлемым для него лично образом.
Положительным в данных игровых ситуациях является следующее:
• совершая ошибки, мы не чувствуем той ответственности, которая неизбежна в реальной жизни;
• из нескольких решений ситуации всегда можно выбрать оптимальный ответ (даже если он не был придуман самим участником) для переноса его в реальную жизнь;
• возможность переноса решений из игровой ситуации в жизненную;
• возможность творчества (ибо есть время подумать, "переиграть").
В целом, целью можно обозначить следующее: способствование улучшению детско-родительских отношений посредством развития коммуникативных особенностей общения родитель-ребенок и формирования навыков эффективного взаимодействия.
Тренинг даст возможность
Родителям :
• понять причины поведения ребенка и найти новые пути взаимодействия с ним.
• Стать более уверенным родителям и сформировать собственную стратегию воспитания.
• Увидеть плюсы и минусы семейного воспитания.
• По-новому взглянуть на своего ребенка и добавить в отношения больше взаимопонимания и доверия.
• Обменяться опытом с участниками группы и получить поддержку в сложных ситуациях.
Ребенку:
• Понять требования родителей и научиться не конфликтовать с ними.
• Научиться грамотно отстаивать свою точку зрения.
• Понять себя.
• По новому увидеть своих родителей.