Ирина Ирина Ирина
Развитие восприятия и понимания речи на слух у детей дошкольного возраста с ТМНР в сенсорных играх
▼ Скачать + Заказать документы
Данные игры могут быть использованы и на занятиях в детском саду, и дома с близкими. В начале игровых действий важно предложить ребенку сделать самостоятельный выбор из нескольких игр. Для выбора игры можно использовать пиктограммы, обозначающие ее название. Поиск подходящих пиктограмм можно осуществлять на сайте https://arasaac.org/. Для того, чтобы игра доставляла удовольствие всем ее участникам, важно сохранять и поддерживать игровой интерес у ребенка. Если игровой интерес у ребенка утрачивается, то можно предложить другую игру или остановить игровой процесс. В этих играх ребенок учится слушать и понимать речь на слух, а также неречевые звуки, активно использовать слова и фразы в естественных игровых ситуациях.
Публикация «Развитие восприятия и понимания речи на слух у детей дошкольного возраста с ТМНР в сенсорных играх» размещена в разделах
- Игры для детей
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Развитие речи. Речевые игры, дидактические пособия
- Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика
- Сенсорные игры
- ТМНР. Тяжелые и множественные нарушения развития
- Темочки
1. Игра «Дождик-солнце»
Что развивает игра : умение узнавать слова на слух и действовать произвольно в соответствии с правилами игры, слуховое внимание, тактильное восприятие, двигательную активность.
Оборудование: зонт и пульверизатор с водой.
Содержание игры: ребенок изображает прогулку по лесу, взрослый стоит под зонтом. Ребенку нужно спрятаться под зонтом при слове «дождик» и выйти из-под зонта при слове «солнце».
2 Игра «Налей-вылей»
Что развивает игра : умение узнавать слова и фразы на слух и действовать произвольно в соответствии с правилами игры, слуховое внимание, развитие понимания разноприставочных глаголов, активное использование слов и фраз, тактильное восприятие.
Оборудование: тазик с водой и посуда разных цветов (сито, воронка, ваза, банки и бутылочки разных размеров, кастрюльки).
Содержание игры: ребенок играет с теплой и холодной водой, используя предложенное оборудование. В процессе игры взрослый комментирует действия ребенка, дает ему речевые инструкции и задает вопросы.
Примерное содержание беседы с ребенком: Вот теплая вода. Вот холодная вода. НАлей теплую воду в кастрюльку. ВЫлей холодную воду из вазочки. ПЕРЕлей воду из маленькой бутылочки в большую банку. Отлей воду из большой бутылки. Вот полная бутылочка. А это пустая. ОТлей из полной бутылки в пустую. Что это? Что ты делаешь? Куда ты ОТливаешь воду? И т. д.
3. Игра «Чей телефон?»
Что развивает игра : слуховое внимание, умение узнавать неречевые стимулы на слух, активное использование слов и фраз.
Оборудование: мобильные телефоны участников игры.
Содержание игры: Ребенка знакомят со звучанием звонков разных телефонов (мамин телефон, папин телефон и др.). Затем ребенка просят закрыть глаза и угадать, чей телефон звонил.
4. Игра «Ледяные кораблики»
Что развивает игра : слуховое внимание, умение узнавать неречевые звуки, звукоподражания, слова и фразы на слух и действовать произвольно в соответствии с правилами игры, активное использование слов и фраз, тактильное восприятие.
Оборудование: тазик с водой, небольшие фигурки животных, замороженные в воде, аудиозаписи звуков, издаваемых разными животными и аудиозаписи звукоподражаний.
Содержание игры: ребенок опускает в воду ледяные кораблики (т. е. замороженные в воде фигурки животных) и называет их: кошка, собака, корова, лошадь и т. д. При оттаивании каждой фигурки включается аудиозапись с тем звуком, который издает именно это животное. Затем логопед произносит их звукоподражания. После оттаивания всех животных ребенку предлагается отгадать то или иное животное по его звучанию.
Кроме описанных выше игр можно также использовать:
5. Игры с песком (кинетическим и речным).
6. Игры с пеной разных цветов.
7. Игры с волшебным мешочком.
8. Игры с мукой и крупами.
9. Игры с цветным тестом.