Щербакова Валентина
Методическая разработка по образовательной области «Речевое развитие». Рассказ по картине «Лиса с лисятами»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия
группа комбинированной направленности
с 6-7 лет
по образовательной деятельности
«Речевое развитие»
Тема:
Рассказывание по картине «Лиса с лисятами»
Интеграция образовательных областей : Социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.
Технологии: Здоровьесберегающие, «ТРИЗ», ИКТ.
Публикация «Методическая разработка по образовательной области „Речевое развитие“, Рассказ по картине „Лиса с лисятами“» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Составление рассказов, обучение рассказыванию
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» май 2018
Цель: развитие устной речи.
Задачи:
Образовательные :
Продолжать обучить детей составлять рассказ, по сюжетной картине используя имеющиеся у них знания о жизни диких животных (лиса).
Продолжать формировать умение согласовывать прилагательные с существительными в роде и числе.
Понимать смысл образных выражений в загадках.
Закреплять основные приёмы лепки (сплющивание, катание шара, столбика).
Обогащать речь прилагательными и глаголами,
Формировать умение соотносить знаковые символы с образами.
Активизировать в речи слова и выражения, позволяющие начать и закончить рассказ по сюжетной картине.
Развивающие :
Развивать у детей воображение, наблюдательность, интерес к окружающей природе;
Развивать умение поддерживать беседу, совершенствовать формы диалогической речи.
Развивать у детей умение высказывать свою точку зрения, согласие и несогласие с ответом товарища.
Развивать умение соединять части путём прикладывания мест соединения при лепке.
Развивать умение работать аккуратно с пластилином. Следить за порядком на рабочем столе.
Воспитательные:
Воспитывать доброе отношение к природе, бережное отношение к животным, пробуждать эмоциональную отзывчивость;
Воспитывать, уважительное отношение друг к другу: быть, всегда вежливым собеседником и последовательным рассказчиком.
Оборудование:
Картина «Лиса с лисятами»;
Мнемотаблица;
Геометрические фигуры;
Интерактивная доска, видео фильм, презентация.
Предшествующая работа
Рассматривание дидактического материала «Дикие животные»;
Беседа на тему «Где живёт лиса с лисятами»;
Д /и «Кто где живёт?», «Большие и маленькие»;
Составление и отгадывание загадок;
Чтение стихов, рассказов, сказок, загадок о диких животных;
Ход занятия
Воспитатель: 1,2,3,4,5 мы пойдём сейчас гулять. 1,2,3,4.5 мы пойдём ….
Ой, ребята, а я забыла, куда мы должны идти гулять. Что же делать? Как вспомнить? А вспомнила, что бы продолжить наш путь, надо вам для этого загадку отгадать.
В этом доме сто осин,
Сто берёз и сто рябин,
Сосны, ягоды, грибы.
Много жителей в нём
Как зовётся этот дом? (Лес)
Воспитатель: Молодцы! Конечно лес! Вот и вспомнила, мы действительно шли в лес! Спасибо вам ребята.
(Звучит аудиозапись пения птиц и шум деревьев)
Воспитатель: Ну что ж, добро пожаловать на лесную поляну. Но сначала давайте вспомним лесные правила.
Если в лес пришёл гулять, свежим воздухом дышать,
Бегай, прыгай и играй, только, чур, не забывай,
Что в лесу нельзя шуметь, даже очень громко петь,
Испугаются зверюшки, убегут с лесной опушки.
Ты в лесу всего лишь гость. Здесь хозяин – дуб и лось.
Их покой побереги, ведь они нам не враги!
Воспитатель: Ребята, а какие животные живут в лесу? (Лиса, медведь, заяц, волк, дятел, кукушка….)
Воспитатель: Молодцы! А сейчас я вам загадаю загадку.
Хитрая плутовка, рыжая головка,
Хвост пушистый – краса!
А зовут её…. (Лиса)
Воспитатель: Почему вы считаете, что это лиса? (Потому что лиса рыжая, хитрая, её называют плутовкой, у неё пушистый и красивый хвост)
Воспитатель: верно, давайте споём про неё распевочку:
са-са-са-са-са-са - это рыжая лиса
су-су-су-су-су-су – и живёт она в лесу
сы-сы-сы-сы-сы-сы – много дела у лисы
со-со-со-со-со-со – она крутит колесо
се-се-се-се-се-се – в гости мы пойдем к лисе.
Воспитатель: Сейчас я предлагаю вам отправиться в гости к лисе и к ее лисятам.
Дети проходят в класс
ПРЕЗЕНТАЦИЯ ПО ТЕХНОЛОГИИ ТРИЗ «ПОДЗОРНАЯ ТРУБА».
Воспитатель: Давайте рассмотрим картину. Скажите, кто нарисован на этой картинке? (Лиса с лисятами)
Воспитатель: Что делает мама лиса? (Присматривает за лисятами)
Воспитатель: А чем питаются лисята? (Мелкими животными, которых добывает для них мама)
Воспитатель: Что можно сказать о лисе? Какая она? (Заботливая, хитрая, плутовка)
Воспитатель: Какие у лисы глазки, носик, ушки, хвостик? (Глазки хитренькие, умные, ушки треугольничком, хвост пушистый, красивый)
Воспитатель: Что она делает? (Лиса охраняет лисят)
Воспитатель: Что можно сказать о лисятах? (Лисята шустрые, игривые, шаловливые, озорные)
Воспитатель: Что они делают? (Лисята играют, кувыркаются, шалят, прыгают, резвятся, возятся)
ВИДЕО О ЛИСЕ
Воспитатель: Мы сейчас посмотрели видео о лисе и ее семействе, давайте с вами составим рассказ по этой картине (Картина - дидактический материал «Лиса с лисятами»). В своём рассказе будем использовать слова, с помощью которых мы описывали лису и лисят. А поможет нам в этом вот такая таблица. (МНЕМОТАБЛИЦА)
Воспитатель: А что бы рассказ получился интереснее, вы можете сами придумать начало и конец рассказа. Например, начать со слов «Жили - были…», «Наступила осень…» или «Погода была тёплая и солнечная….» и т. д. И закончить рассказ каждый может по – своему.
Составление рассказа
Воспитатель: Вот такой рассказ получился у меня.
Жила – была лиса с лисятами. Мама лиса большая, рыжая, пушистая. У неё длинный, красивый, пушистый хвост. Своих детёнышей она кормит молочком и ловит для них зайцев, мышей. Лиса вывела лисят поиграть на поляну. Лисята играют, резвятся. Мама лиса поймала мышь и принесла её своим детям. Она хочет научить лисят охотиться. Лиса спокойно лежит и наблюдает за ними. Хорошо лисятам на поляне. У них заботливая мама.
Воспитатель: А сейчас вы попробуйте составить свой рассказ.
Составление рассказа детьми.
Дети по желанию выходят к картине
Воспитатель: Чей рассказ вам понравился больше? Чем? Интересен ли был рассказ? Какие слова в этом рассказе понравились? Как начинается и заканчивается рассказ?
Воспитатель: А сейчас немного отдохнём.
Физминутка «Сказочная»
Сказка даст нам отдохнуть.
Отдохнем — и снова в путь!
Нам советует Мальвина:
— Станет талия осиной,
Если будем наклоняться
Влево - вправо десять раз.
Вот Дюймовочки слова:
— Чтоб была спина пряма,
Поднимайтесь на носочки,
Словно тянетесь к цветочкам.
Раз, два, три, четыре, пять,
Повторите-ка опять:
Раз, два, три, четыре, пять.
Красной Шапочки совет:
— Если будешь прыгать, бегать,
Проживешь ты много лет.
Раз, два, три, четыре, пять.
Повторите-ка опять:
Раз, два, три, четыре, пять.
Отдохнули? Снова в путь!
Воспитатель: А сейчас давайте попробуем рассказать командой. Начнёт рассказ Артём, продолжит Настя, а закончит Эмиль.
Повторное рассказывание
Воспитатель: Хорошие рассказы вы составили о лисе и лисятах, а сейчас предлагаю поиграть!
Игра по технологии ТРИЗ «Хорошо, плохо»
Воспитатель: Ребята, я предлагаю вам встать вокруг обручей возле красного обруча тех, кто считает, что лиса не полезное животное, а возле зеленого тех, кто считает, что лиса полезное животное.
Дети встают возле обручей по их выбору.
Беседа о пользе и вреде лисы
Воспитатель: Ребята, лесные жители случайно разорвали фото своего лесного жителя, предлагаю вам отгадать, и собрать из фрагментов воедино фото это лесного жителя. А сейчас на память о нашем путешествии давайте, построим лисичке ее новый дом – выберете каждый геометрическую фигуру и совместно по договоренности постройте на ковре прекрасный дом для нашей лесной жительнице.
Дети строят дом.
Итог занятия
Воспитатель: Ну, вот мы и вернулись в детский сад. Ребята, понравилось ли вам наше путешествие? Что больше всего вам понравилось? Вот и все. Наше занятие закончилось, всем спасибо.