Корякина Ольга Юрьевна
Методическая разработка «Развитие движений рук»
▼ Скачать + Заказать документы
Содержание
Среди различных двигательных функций движения рук пальцев рук имеют особое значение, так как оказывают огромное влияние на развитие высшей нервной деятельности ребенка. В истории развития человечества роль руки исключительно велика – она дала возможность развить путем жестов – указывающих, очерчивающих, изображающих, оборонительных и т. д. – тот первичный язык, с помощью которого происходило общение первобытных людей.
В. М. Бехтерев писал, что движения руки всегда были тесно связаны с речью и способствовали ее развитию.
Публикация «Методическая разработка „Развитие движений рук“» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2018
Первая двигательная функция руки – схватывание. Как и другие двигательные акты, схватывание сначала выявляется как врожденный рефлекс (хватательный рефлекс Робинзона). В 4-5 месяцев хватание предмета приобретает выработанный, т. е. условно-рефлекторный характер и совершается с наложением на предмет всех пальцев и ладони – так называемое «обезьянье хватание». Только на восьмом месяце ребенок начинает брать предмет, а на 11-12 месяце появляются первые попытки пользоваться предметами по их назначению: пить из чашки, зачерпывать кашу ложкой, расчесывать волосы гребенкой и т. д. (М. М. Кольцова).
Как показывают наблюдения, в овладении движениями рук большую роль играет подражание. Э. Фраунс различает три вида подражательных реакций:
- повторение собственных движений;
- повторение знакомых движений взрослого;
- повторение новых движений.
Развитие движений рук включает :
Развитие мелкой моторики - развитие движений пальцев рук, обеспечивающих тонкие и точные манипуляции руками.
Развитие ручной умелости – развитие способностей к использованию разнообразных «инструментов», необходимых для продуктивной деятельности.
Развитие зрительно-моторной координации (ЗМК) - формирование связи «глаз-рука», обеспечивающей размеренные, пластичные и экономичные движения рук.
Слайд 2
Замечание 1. О важной роли «движений рук» в истории человечеств
Первый язык человека – язык жестов: указывающих, изображающих, очерчивающих, оборонительных.
Постепенно люди стали понимать, что существуют связь, между РДР и работой головного мозга.
На положительное влияние мануальных (ручных) воздействий на развитие мозга человека обратили внимание ещё в Древнем Китае во 2 веке до Р. Х. С тех пор там распространены упражнения ладоней с каменными и металлическими шарами.
В Японии до сих пор широко используются упражнения для ладоней с перекатыванием грецких орехов.
Многие величайшие умы высказывались по поводу значения развития рук для становления речи и интеллекта ребёнка.
Слайд 3
Владимир Михайлович БЕХТЕРЕВ (1857 - 1927) – выдающийся русский медик-психиатр, невропатолог, физиолог, основоположник рефлексологии и патопсихологии в России
Экспериментальные работы В. М. Бехтерева доказали влияние манипуляций рук на функции высшей нервной деятельности и развитие речи :
«Простые движения рук помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и с губ, снимают умственную усталость. Они способны улучшить произношение звуков, а значит развить речь ребёнка».
Слайд 4
Иван Михайлович СЕЧЕНОВ (1829 - 1905) – выдающийся русский физиолог и мыслитель, «отец русской физиологии»
«Двигательные реакции глаза при смотрении и рук при ощупывании совершенно равнозначны по смыслу.
Рука «учит» глаз своим приемам ощупывания, «учит» своеобразной стратегии и тактике этого ощупывания».
Слайд 5
Письмо – один из наиболее сложных психофизических актов
Это самая «стрессогенная» деятельность для ребёнка в начальной школе.
В детском саду надо готовить руку ребёнка к письму, к выполнению графических движений.
Графические движения – это сложные движения рукой под тщательным зрительным контролем. Для развития графических движений важно развитие всех трё х компонентов РДР: мелкой моторики, ручной умелости и ЗМК.
Слайд 6
Значение развития движений рук для ребёнка
Ускоряет процесс функционального созревание мозга ребёнка, т. к. является мощным тонизирующим фактором для коры больших полушарий.
Несёт дополнительную энергию в речевой центр мозга и тем самым способствует его формированию, а следовательно, развитию речи и мышления ребёнка.
Развивает зрительно-моторную координацию и готовит ребёнка к выполнению графических движений, что во многом определяет степень его готовности к школе.
Задачи и виды деятельности для РДР
Задача 1. Развитие мелкой моторики и ЗМК
Вкладывание предметов различной формы «по месту».
Надевание и нанизывание предметов различной формы на разные виды стержней.
Вращение, поворачивание, навинчивание предметов и их частей.
Соединение предметов различными способами, закрывание и открывание различных видов «крышек».
Слайд 7
Задачи и виды деятельности для РДР
Задача 1. Развитие мелкой моторики и ЗМК (продолжение)
Выполнение операций со шнурком (продевание, прикрепление шнурком, «вышивание», завязывание и развязывание узлов).
Соединение с помощью различных видов застёжек и запоров.
Упорядочение мелких предметов.
Перемещение предметов пальцами по сложным траекториям.
Игры, включающие действия с напряжением пальцев рук.
Слайд 8
Задачи и виды деятельности для РДР
Задача 2. Развитие ручной умелости и ЗМК
Выполнение простых орудийных действий: забивание, подцепление, печатание, скрепление.
Выполнение простых графических действий: обводка, штриховка, закрашивание, соединение по точкам, копированием.
Выполнение сложно координированных действий пальцами и руками.
Слайд 9