Корякина Ольга Юрьевна
Методическая разработка «Развитие движений рук»
Содержание
Среди различных двигательных функций движения рук пальцев рук имеют особое значение, так как оказывают огромное влияние на развитие высшей нервной деятельности ребенка. В истории развития человечества роль руки исключительно велика – она дала возможность развить путем жестов – указывающих, очерчивающих, изображающих, оборонительных и т. д. – тот первичный язык, с помощью которого происходило общение первобытных людей.
В. М. Бехтерев писал, что движения руки всегда были тесно связаны с речью и способствовали ее развитию.
Публикация «Методическая разработка „Развитие движений рук“» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2018
Первая двигательная функция руки – схватывание. Как и другие двигательные акты, схватывание сначала выявляется как врожденный рефлекс (хватательный рефлекс Робинзона). В 4-5 месяцев хватание предмета приобретает выработанный, т. е. условно-рефлекторный характер и совершается с наложением на предмет всех пальцев и ладони – так называемое «обезьянье хватание». Только на восьмом месяце ребенок начинает брать предмет, а на 11-12 месяце появляются первые попытки пользоваться предметами по их назначению: пить из чашки, зачерпывать кашу ложкой, расчесывать волосы гребенкой и т. д. (М. М. Кольцова).
Как показывают наблюдения, в овладении движениями рук большую роль играет подражание. Э. Фраунс различает три вида подражательных реакций:
- повторение собственных движений;
- повторение знакомых движений взрослого;
- повторение новых движений.
Развитие движений рук включает :
Развитие мелкой моторики - развитие движений пальцев рук, обеспечивающих тонкие и точные манипуляции руками.
Развитие ручной умелости – развитие способностей к использованию разнообразных «инструментов», необходимых для продуктивной деятельности.
Развитие зрительно-моторной координации (ЗМК) - формирование связи «глаз-рука», обеспечивающей размеренные, пластичные и экономичные движения рук.
Слайд 2
Замечание 1. О важной роли «движений рук» в истории человечеств
Первый язык человека – язык жестов: указывающих, изображающих, очерчивающих, оборонительных.
Постепенно люди стали понимать, что существуют связь, между РДР и работой головного мозга.
На положительное влияние мануальных (ручных) воздействий на развитие мозга человека обратили внимание ещё в Древнем Китае во 2 веке до Р. Х. С тех пор там распространены упражнения ладоней с каменными и металлическими шарами.
В Японии до сих пор широко используются упражнения для ладоней с перекатыванием грецких орехов.
Многие величайшие умы высказывались по поводу значения развития рук для становления речи и интеллекта ребёнка.
Слайд 3
Владимир Михайлович БЕХТЕРЕВ (1857 - 1927) – выдающийся русский медик-психиатр, невропатолог, физиолог, основоположник рефлексологии и патопсихологии в России
Экспериментальные работы В. М. Бехтерева доказали влияние манипуляций рук на функции высшей нервной деятельности и развитие речи :
«Простые движения рук помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и с губ, снимают умственную усталость. Они способны улучшить произношение звуков, а значит развить речь ребёнка».
Слайд 4
Иван Михайлович СЕЧЕНОВ (1829 - 1905) – выдающийся русский физиолог и мыслитель, «отец русской физиологии»
«Двигательные реакции глаза при смотрении и рук при ощупывании совершенно равнозначны по смыслу.
Рука «учит» глаз своим приемам ощупывания, «учит» своеобразной стратегии и тактике этого ощупывания».
Слайд 5
Письмо – один из наиболее сложных психофизических актов
Это самая «стрессогенная» деятельность для ребёнка в начальной школе.
В детском саду надо готовить руку ребёнка к письму, к выполнению графических движений.
Графические движения – это сложные движения рукой под тщательным зрительным контролем. Для развития графических движений важно развитие всех трё х компонентов РДР: мелкой моторики, ручной умелости и ЗМК.
Слайд 6
Значение развития движений рук для ребёнка
Ускоряет процесс функционального созревание мозга ребёнка, т. к. является мощным тонизирующим фактором для коры больших полушарий.
Несёт дополнительную энергию в речевой центр мозга и тем самым способствует его формированию, а следовательно, развитию речи и мышления ребёнка.
Развивает зрительно-моторную координацию и готовит ребёнка к выполнению графических движений, что во многом определяет степень его готовности к школе.
Задачи и виды деятельности для РДР
Задача 1. Развитие мелкой моторики и ЗМК
Вкладывание предметов различной формы «по месту».
Надевание и нанизывание предметов различной формы на разные виды стержней.
Вращение, поворачивание, навинчивание предметов и их частей.
Соединение предметов различными способами, закрывание и открывание различных видов «крышек».
Слайд 7
Задачи и виды деятельности для РДР
Задача 1. Развитие мелкой моторики и ЗМК (продолжение)
Выполнение операций со шнурком (продевание, прикрепление шнурком, «вышивание», завязывание и развязывание узлов).
Соединение с помощью различных видов застёжек и запоров.
Упорядочение мелких предметов.
Перемещение предметов пальцами по сложным траекториям.
Игры, включающие действия с напряжением пальцев рук.
Слайд 8
Задачи и виды деятельности для РДР
Задача 2. Развитие ручной умелости и ЗМК
Выполнение простых орудийных действий: забивание, подцепление, печатание, скрепление.
Выполнение простых графических действий: обводка, штриховка, закрашивание, соединение по точкам, копированием.
Выполнение сложно координированных действий пальцами и руками.
Слайд 9