Людмила Ишеева
Инновационный опыт Развитие творческих способностей дошкольников через нетрадиционные техники рисования
▼ Скачать + Заказать документы
Статья «Инновационный педагогический опыт
«Развитие творческих способностей дошкольников через нетрадиционные техники рисования»
Ишеева Людмила Вадимовна,
воспитатель МБДОУ Темниковский
детский сад комбинированного вида
«Золотой петушок».
Темочки:
- ИЗО, творчество. Консультации для педагогов
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Нетрадиционные техники рисования
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Рисование. ВСЕ материалы
- Рисование. Методические разработки
- Темочки
Актуальность опыта. Нормативные требования ФГТ, закона об образовании, типовое положение устава ДОУ, внутренне - локальные акты ДОУ подтверждают, что современное общество нуждается в творческой личности. Большой потенциал для раскрытия детского творчества заключен в изобразительной деятельности дошкольников. Работая с детьми дошкольного возраста в течение нескольких лет, я обратила внимание на результаты диагностик по изобразительной деятельности, и поняла, что детям не хватает уверенности в себе, воображения, самостоятельности. Для решения этой проблемы стала углублённо изучать методическую литературу. Для себя чётко выделила критерии руководства по изобразительной деятельности, такие как: знание особенностей творческого развития детей, их специфику, умение тонко, тактично, поддерживать инициативу и самостоятельность ребёнка. Особенно заинтересовалась нетрадиционными способами рисования, с помощью которых возможно развивать у детей интеллект, учить нестандартно мыслить и активизировать творческую активность.
Изучая и осваивая более 20 различных техник рисования, ранее не использованных в работе с детьми, экспериментально попробовала использовать элементы нетрадиционного рисования в совместной деятельности с детьми и пронаблюдала всплеск положительных эмоций от процесса рисования. Появилось желание разнообразить запланированные программой практические занятия детей по рисованию и открыть кружок по изобразительной деятельности. Для своей работы я решила взять детей подготовительной группы. Считаю, что дети этого возраста очень склонны к экспериментам и у них есть элементарные навыки в рисовании изобразительными материалами. Применяя и комбинируя разные способы изображения в одном рисунке, дошкольники учатся думать, самостоятельно решать, какую технику использовать, чтобы тот или иной образ получился выразительным. Рисование с использованием нетрадиционных техник изображения не утомляет детей, у них сохраняется высокая активность, работоспособность на протяжении всего времени, отведенного на выполнение задания.
Новизна педагогического исследования заключается в том, что проблема развития художественно-творческих способностей детей решается в процессе дополнения традиционных приемов обучения рисованию нетрадиционными техниками. Это позволяет более полно и рационально использовать изобразительные навыки детей. Работая в этом направлении, я убедилась в том, что рисование необычными материалами, оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции и развивать творческие способности.
Теоретическая база опыта. Являясь руководителем кружка по изобразительной деятельности «Маленький художник» для своей работы составила и внедрила «Программу по нетрадиционной технике рисования», которая ежегодно утверждается в МБОУ ДОД ЦВР. Использую методические разработки, созданные в процессе обучения детей нетрадиционной технике рисования в течение 2-х лет, консультируюсь со специалистами районной художественной школы.
Для успешной работы с детьми в области использования нетрадиционных техник рисования для развития творческих способностей дошкольников я изучила труды : «Художественное творчество и ребенок» под редакцией Н. А. Ветлугиной, «Воображение и творчество в детском возрасте» Л. С. Выготский, «Изобразительная деятельность в детском саду» Т. С. Комарова, «Развивайте у дошкольников творчество» Т. Г. Казакова, применяет в работе следующую литературу:
1. Давыдова Г. Н. Пластилинография –2. -М: Издательство «Скрипторий 2003», 2008.
2. Давыдова Г. Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Часть 1. –2. -М: Издательство «Скрипторий 2003», 2008.
3. Давыдова Г. Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Часть 2. –2. -М: Издательство «Скрипторий 2003», 2008.
4. Курочкина Н. А. Дети и пейзажная живопись. - Санкт-Петербург-«Детство», 2004.
Ведущая педагогическая идея. Изменения в воспитательно – образовательном процессе заключаются во включении в занятия по изобразительной деятельности элементов нетрадиционного рисования. Применяемые средства: дидактические упражнения, игры и другие материалы, содержащие самоконтроль для детей в их единстве, являются оптимальными и эффективными.
Результативность. Такая целенаправленная работа дает положительные результаты. При осуществлении мониторинга, который проводится с целью диагностики знаний и умений, определились задачи по устранению недостатков в работе и дальнейшего развития творческих способностей детей. Данная система проводилась в течение 2011 – 2014 годов и показала, что в течение ряда лет наблюдается устойчивый рост количества детей с высоким уровнем освоения нетрадиционных техник рисования (с 26% до 86%) при отсутствии детей с низким уровнем освоения.
Средний показатель освоения детьми данных техник с высоким уровнем за три года составляет 51%, со средним уровнем 49%.
Опыт работы свидетельствует, что нетрадиционное рисование привлекает своей простотой и доступностью, раскрывает возможность использования хорошо знакомых предметов в качестве художественных материалов.
Показателем и результатом работы можно считать то, что в детском саду постоянно устраиваются выставки и конкурсы рисунков, украшаются группы своими картинами и панно, готовятся подарки малышам и взрослым к праздникам, что оказывает положительное воздействие на весь коллектив в целом.
Проект «Развитие творческих способностей дошкольников через нетрадиционные техники рисования» был представлен на Всероссийском профессиональном конкурсе работников образования и удостоен Диплома за представление своего педагогического опыта.
Работа по проекту демонстрировалась на районном семинаре-практикуме для воспитателей и методическом объединении.
Инновационный опыт востребован в ДОУ, на муниципальном уровне.