Валентина Шувалкина
Развитие творческих способностей детей с использованием нетрадиционной техники рисования
▼ Скачать + Заказать документы
Техника нетрадиционного рисования в средней группе.
«Истоки способностей и дарование детей - на кончиках пальцев. От пальцев, идут тончайшие нити - ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше мастерства в детской руке, тем способнее ребёнок»
В. А Сухомлинский
Публикация «Развитие творческих способностей детей с использованием нетрадиционной техники рисования» размещена в разделах
- Нетрадиционные техники рисования
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Рисование. Все материалы
- Темочки
Дошкольный возраст - это один из главных периодов развития творческих способностей детей. Я считаю, что важным средством развития этих способностей является изобразительная деятельность, так как она имеет большое значение для всестороннего развития детей дошкольного возраста. Чтобы дети овладели навыкам изобразительной деятельности, я учитываю в своей работе их интересы, использую разнообразные темы занятий, формы организации, применяю нетрадиционный материал, планирую занятие так, чтобы детям было интересно, а мне вместе с ними.
Работая в детском саду, я заметила, что рисование привлекает детей с очень раннего возраста, когда малыш начинает пользоваться ложкой и может удерживать в руке карандаши и действовать с ним.
Для развития творческих способностей в изобразительной деятельности для детей младшего возраста, эффективно использовать игровые приемы, как на занятиях, так и в свободной деятельности.
Дети среднего возраста отличаются большей самостоятельностью, что позволяет мне разнообразить применяемые методы и приемы.
За время своей работы в детском саду, мне приходилось встречаться с разными детьми, и я сделала вывод, насколько верно и правильно будут,
сформированы технические навыки у детей, будет зависеть способность ребенка к творчеству. В летний период большую часть времени дети находятся на участке детского сада. Наблюдая за ними, я увидела насколько плодотворнее, происходит работа, т. е. дети с большим удовольствием и интересом занимаются на свежем воздухе. Вся окружающая природа стимулирует их на большее проявление творчества.
В своей работе я стараюсь предоставить детям как можно больше самостоятельности и свободы самовыражения. Творческие способности, которые получат дети в дошкольном возрасте, они применят к любой области труда.
Цель моей работы - сформировать творческую личность ребенка, средством которой является изобразительная деятельность. Тема развитие творческих способностей нетрадиционными средствами в изобразительной деятельности является в моей работе основной.
Рисование важнейшее средство эстетического воспитания. Художники в древней Греции считали, что в процессе рисования совершенствуются такие функции как зрительное восприятие, воображение, память, мыслительные операции (сравнение, обобщение).
Ученые Б. М Теплов и В. С Кузин изучавшие художественные способности детей, подчеркивали, что творческие способности в рисовании - это знания, навыки, умения, которые реализуются через них. Особенно это характерно для детей дошкольного возраста.
Н. П. Сакулина выделяет две задачи рисования :- изображение и выражение. В процессе рисования должны быть развиты способности к изображению и творческому выражению. Овладев средствами передачи строения,цвета, положения в пространстве составляет центральное звено к изображению рисунка.
Актуальность и новизна
Нетрадиционные техники рисования - это способы создания нового, оригинального произведения искусства, в котором гармонирует и цвет, и линия, и сюжет. Это огромная возможность для детей думать, искать, экспериментировать, а самое главное само выражаться.
Дошкольное воспитание 20 века по существу сводилось лишь к подготовке детей к школе,к оснащению их суммой конкретных знаний, умений, навыков, но при этом не достаточно учитывалась специфика развития дошкольного возраста, само ценность этого периода жизни ребенка.
«Концепция дошкольного воспитания (1989 год) наметила новые подходы к дошкольному воспитанию, основанные на принципах гуманизации дошкольного образования приоритета воспитания общечеловеческих ценностей (добра, красоты, само ценности дошкольного детства). Для развития воображения, творческого мышления, творческой активности рекомендуется использовать нетрадиционные техники рисования, сочетание разных материалов и инструментов. Технологии их выполнения интересна детям дошкольного возраста. Таким образом, практика показывает, что большие возможности для формирования творческих и изобразительных способностей представляют занятия с использованием нетрадиционных техник рисования.
Использование нетрадиционных техник рисования для развития творческих способностей детей.
Рисование необычными материалами и оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции. Чтобы привить любовь к изобразительному искусству, вызвать интерес к рисованию можно использовать нетрадиционные способы изображение. Виды нетрадиционных техник достаточно разнообразны, и в каждой технике ребенок получает
возможность отразить свои впечатления от окружающего мира, воплотив их с помощью разнообразных материалов в реальные формы.
Например, если мы возьмем рисование пальчиком или ладошкой, ребенок получает необыкновенное чувственное наслаждение при тактичных контактах с краской, бумагой, водой.
Техника «Выдувание»- развивает фантазию детей, тренирует легкие, благотворно сказывается на развитии плавности речевого дыхания.
Техника «Прижми и отпечатай»- привлекает детей процессом печатания, угадывание того, что получится в результате оттенка разнообразных материалов (пробки, поролон, пенопласт, листья, ватные палочки, крышки и т. д.)
Техника «Тычка жесткой кистью»- дети делают слева направо по линии контура рисунка тычки кисточкой с краской, не оставляя между ними белого места. Внутри полученного контура дети закрашивают тонкими же тычками, сделанные в произвольном порядке. При необходимости понадобиться: жесткая кисть, краска, гуашь, белый лист с нарисованным карандашом контуром.
Актуальность использования нетрадиционного рисования в детском саду заключается в том, что такое рисование вызывает у детей только положительные эмоции, так как дети не боятся ошибиться, становятся более уверенными в своих силах и у них появляется желание рисовать.
Методические рекомендации по использованию нетрадиционных техник рисования на занятиях по изобразительной техники.
Познакомившись с нетрадиционными методами рисования, я решила использовать их в работе, так как опыт работ показывает, что занятий по разработанным методам явно недостаточно для выработки у детей необходимых навыков и умений свободного рисования. Ведь не всем детям
дано владеть кистью или карандашом. Это влечёт за собой отрицательное эмоциональное отношение ко всему процессу рисования. Решить данную проблему помогают нетрадиционные способы рисования. Фантазий у современных детей более чем достаточно.
Я остановила свой выбор на нетрадиционных техниках рисования как пальчиком, ладошкой, тычком (жесткая кисть или ватная палочка). Составила перспективный план. Это мне позволило обеспечить систематичность и последовательность в работе. Поэтому работу начала от простого к сложному.
В младшей группе учились кончиком пальчика сверху вниз «травку для зайчат», божьей коровке рисовали пальчиком пятнышки на крыльях черной краской, украшали крылья бабочки. Рисовали и ладошкой. Коллективная работа «Веселое доброе солнышко»
Интересный вариант рисования получается методом тычка. Для этого достаточно взять ватную палочку или жесткую кисть. Если тычок делать целенаправленно, например по готовому контру и в нутре него, то изображаемый объект получится интересной неоднородной фактуры. Этим методом с помощью ватной палочки рисовали падающий снег, украшали рукавичку, косыночку.
В средней группе методом тычка, используя жесткую кисть рисовали пушистых зайчат, котят, косолапого мишку. Я рисовала силуэт животного, а дети кистью- тычком закрашивали шубку, она получалась «пушистая». У кого мишка вышел лохматый, у кого немного пушистый.
Также использую в своей работе с детьми технику «Прижми и отпечатай». Рисуем пробками, поролоном. Применение таких помощников в рисовании очень нравятся детям. Можно быстро нарисовать шарик, божью коровку – стоит только раскрасить верхнюю часть пробки и отпечатать ее на лист. Получившийся ровный круг выполняется воображением ребенка. Для того
чтобы нарисовать цыплёнка такой техникой мы берем одну крышку, одну маленькую, другую побольше. Закрашиваем верхнюю часть отпечатываем, дорисовываем ножки, клювик, глазик и цыпленок оживает.
Таким методом рисования можно нарисовать и гусеницу, также закрашиваем верхнюю часть пробки зеленым цветом, делаем несколько отпечатков
идущих друг за другом, дорисовываем кисточкой глазки лапки- вот и готова гусеница перебирающая лапки.
Я считаю, что техники рисования пальцами, ладошкой, тычком, пробками позволяет сделать работы детей более интересными и красочными. А использование этих методик имеет ряд преимуществ способствуют развитию у ребенка мелкой моторики рук и тактильного восприятия.
Список использованной литературы.
1. Т. С. Комарова. «Развитие художественных способностей дошкольников»
Монография – М: Мозайка –Синтез 2013 г.
2. Т. С. Комарова, А. И. Савенков. «Коллективное творчество детей»
Москва – 1998 г.
3. Н. В. Дубровская «Приглашение к творчеству» Санкт – Петербург 2002 г.
4. Т. Н. Доронова «Развитие детей от 3 – 5 лет в изобразительной деятельности» Санкт – Петербург 2002 г.
5. А. С. Чаланов, С. Н. Корнилов, С. П. Куликова. «Занятия с дошкольниками по изобразительному искусству» Москва – 2000 г.
6. Г. С. Швайко. «Занятия по изобразительной деятельности в детском саду»
Москва – 2002 г.
Шувалкина Валентина Николаевна воспитатель Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада комбинированного вида №95 «Алёнушка» (МБДОУ №95) города Нижнего Новгорода. Россия.