Татьяна Сметанкина
Развитие творческих способностей детей в старшей группе путем приобщения к ИЗО
▼ Скачать + Заказать документы
ГБОУ №661 ОДОД Приморского района
г. Санкт-Петербурга
Методическая разработка
на тему
Развитие творческих способностей детей в старшей группе путем приобщения к изобразительному искусству
Разработку выполнила воспитатель:
Сметанкина Татьяна Петровна
г. Санкт-Петербург
2022
Публикация «Развитие творческих способностей детей в старшей группе путем приобщения к ИЗО» размещена в разделах
- ИЗО. Изобразительная деятельность в детском саду
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Старшая группа
- Темочки
Содержание:
1. Вводная часть
1.1Актуальность педагогического опыта…. 3
2. Основная часть
2.1Ведущая идея опыта…. …. 5
2.2Цель и задачи…. …7
2.3 Этапы накопления и систематизации опыта…. …10
3. Приложение…14
4. Критерии и показатели для самооценки…. ….21
ВВОДНАЯ ЧАСТЬ
1.1 Актуальность педагогического опыта
Воспитание дошкольника, формирование его личности невозможны без решения вопросов эстетического воспитания. Эстетически воспитывать - это значит не просто приобщать человека к искусству, а пробудить в нем понимание этого искусства и желание творить что-то свое. Начинать эту работу следует уже в детском саду
Ознакомление дошкольников с различными видами искусства является насущной потребностью сегодняшнего, очень сложного времени. Мы живем в прагматичном мире, когда царят расчет и выгода. Сказка, фантазия постепенно исчезают из нашей жизни. Но ребенок должен жить в ярком, многоцветном, радостном мире, поэтому так важно уже в раннем возрасте знакомить его с произведениями искусства и поощрять любые попытки самим создавать их. Произведения художников учат ребят фантазировать. Дети начинают «видеть» и «слышать» в произведении что-то свое, у них возникает желание самим создать красивое. Так зарождается творчество.
Изобразительное искусство через зримые красочные образы помогают ребенку познавать истину, добро, красоту. От поколения к поколению оно прославляет эти прекрасные качества души человека.
Постоянное общение с изобразительным искусством учит ребенка ориентироваться в духовных ценностях общества, он приобретает самостоятельность эстетических суждений.
Воспринимая произведение художника, эмоционально откликаясь на него и размышляя о нем, ребенок совершает умственные и духовные усилия над собой, он как бы преобразует себя, а включение воображения, фантазии в процесс восприятия картины говорят о творческом труде дошкольника.
Искусство побуждает детей к собственной художественной деятельности, где реализуется его творческий замысел изобразительные усилия.
Общаясь с произведениями искусства, ребенок испытывает прежде всего радость узнавания окружающего мира, становится пытливым, наблюдательным, эмоционально отзывчивым. Искусство создает радость общения с товарищами, умение сопереживать. Ребенок 5-6 лет еще слишком мал, чтобы анализировать явления окружающей жизни и делать выводы о том, «что такое хорошо, и что такое плохо». Поэтому так необходимо уже «с младых ногтей», приобщая детей к искусству, учить их эмоциональному сопереживанию. Занимаясь с детьми разного вида изобразительной деятельностью, мы учим их наблюдательности, умению передавать цвет и оттенки цвета, в конце концов, аккуратности в работе. Двигаясь от простого к сложному, мы помогаем ребенку раскрыть свои творческие возможности и реализовать их. В этой работе произведения художников (живописные полотна, книжные иллюстрации) служат нам образцом. Но, пожалуй, главное, к чему мы стремимся, это формирование его духовного мира, пробуждение чувствительности души, воспитание эстетического вкуса.
В формировании духовного мира ребенка, в раскрытии и реализации его творческого потенциала мы и видим смысл нашей работы на занятиях по изобразительному искусству.
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
2.1Ведущая идея опыта
Творчество и творческая деятельность определяют ценность человека, поэтому формирование творческой личности через занятия изобразительным искусством и приобщение к искусству приобретает сегодня практический смысл.
Средствами изобразительного искусства и изобразительной деятельности у детей формируется эстетическое отношение к окружающей действительности, сопереживание при восприятии художественных образов. В процессе изобразительной деятельности происходит становление художественного творчества, развитие которого невозможно без обучения детей способам художественно- образного воплощения замыслов, передачи предметов, явлений. Это обучение направлено на создание детьми художественного образа и находится в тесной зависимости от развития способностей к изобразительной деятельности. Благодаря восприятию художественных образов в изобразительном искусстве ребенок имеет возможность полнее и ярче воспринять окружающую действительность, и это способствует созданию детьми эмоционально окрашенных образов в изобразительном творчестве. Ребенок ограничен в средствах передачи художественного образа. Поэтому необходима взаимосвязь видов изобразительной деятельности – рисование, лепка, аппликация, - при которой у ребенка есть право выбора наиболее выразительного средства при создании конкретного образа. Поэтому важно дать детям возможность проявлять свои способности, реализовывать творческие замыслы.
Ярче всего дети воспринимают пейзаж. Рассказывая детям о разных жанрах живописи, мы привлекаем репродукции с картин художников-пейзажистов, портретистов, иллюстраторов детских книг. Начинаем с имени художника, затем даем детям возможность рассмотреть картину и попытаться рассказать ее сюжет. Можно попросить вообразить, что предшествовало или что последует по сюжету картины. Такой подход дает простор фантазии, выдумке ребенка. Восприняв картину на эмоциональном уровне, детям будет легче понять, что художник хотел выразить на своем полотне, какими средствами он для этого пользовался. Следующим этапом будет разработка своего сюжета: словесное рисование, определение главной мысли работы и в соответствии с этим - цветовой палитры.
Используя на занятиях с детьми репродукции, фотографии скульптур и архитектурных сооружений, изделия народных промыслов (Гжель, Палех, дымковская игрушка, семеновские матрешки, мы не только обогащаем ум детей новыми знаниями, мы развиваем и обогащаем их внутренний мир, учим их самовыражению через краски, пластилин, бумагу.
2.2 Цель и задачи
Основная цель воспитания – формирование гармоничной личности, физически и нравственно здорового ребенка. Не самая последняя роль в этом процессе принадлежит эстетическому воспитанию, так как, приобщаясь к изобразительному искусству, ребенок учится видеть красоту окружающего мира и беречь ее. Учась отличать красивое от уродливого, дети подсознательно усваивают понятия «плохо», «хорошо», «правильно», «неправильно», т. е. у них вырабатываются верные нравственные ориентиры, что сослужит хорошую службу в будущей взрослой жизни.
Кроме этого, именно в рисунке ребенок может выразить свои переживания здесь и сейчас, в то время как другие виды искусства (например, музыка, театр) не всегда «под рукой».
Уже в младшем возрасте (2-3 года) ребенок стремится отразить на бумаге то, что видит вокруг. Сначала это мало понятные «кривульки», затем эти каракули наполняются смыслом: квадрат с треугольником сверху – это дом, круг побольше, круг поменьше и четыре палочки в разные стороны – это человек. На этом этапе ребенок может внятно объяснить, что он нарисовал.
В 5-6 лет ребенок, рисуя, старается изобразить объект максимально точно – это уже реалистическое изображение. Психологи отмечают, что именно с 5-летнего возраста по рисунку ребенка можно определить его психоэмоциональное состояние, наклонности, желания. Поэтому для дальнейшего развития полноценной личности нужно внимательно следить, что и как рисует малыш. Если его рисунки светлые, жизнерадостные, яркие, - все в порядке. Если же в работах ребенка преобладают темные тона, нужно обеспокоиться: с ним что-то не так.
В своей работе мы придерживаемся «святого» правила: не принуждать. Рисование должно приносить радость, в противном случае возникнет неприязнь не только к рисованию, но к творчеству вообще.
В связи с этим в нашем детском саду ставятся следующие задачи:
1. Для формирования умения передавать в рисунке, лепке, аппликации свои впечатления от окружающей действительности:
- развивать художественное восприятие жизни;
- развивать творческие способности в процессе изображения предметов, явлений и состояний окружающего мира, в выборе изобразительных материалов.
2. Для приобретения изобразительного мастерства:
- развивать умение передавать формы, цвет предмета, используя краски теплых, холодных, разных оттенков и разной тональности; правильные пропорции предметов;
- научить создавать декоративный узор, учитывая ритм, симметрию, цвет украшаемой формы, традиции художественных промыслов;
- развивать композиционные умения при изображении групп предметов или сюжета.
3. Для развития технических навыков :
- упражнять кисть руки, закрепляя правильное положение при рисовании горизонтальных линий карандашом и красками;
- развивать способность рисовать широкие и тонкие линии;
- развивать способность изменять размах и направления движения руки при рисовании;
- развивать умение смешивать краски для получения новых цветов и оттенков;
- помочь освоить технику рисования разнообразными изобразительными материалами: гуашь, акварель, восковые и школьные мелки, простой карандаш, цветные карандаши, фломастеры, пластилин, и технику лепки из пластилина, технику аппликации.
4. Для развития эмоциональной отзывчивости к прекрасному:
- вырабатывать умение наслаждаться красотой окружающей природы, любоваться предметами быта, народных промыслов;
- замечать красивое и отмечать уродливое в окружающем мире;
- знакомить с произведениями мастеров живописи, графики, скульптуры;
- научить различать жанры живописи;
- развивать художественно - эстетический вкус.
2.3 Этапы накопления и систематизации опыта
Начальным этапом реализации задач по ознакомлению детей с изобразительным искусством были разработан план экскурсий в природу и виртуальных экскурсий по музеям и паркам города. Был собран иллюстративный материал к беседам о художниках и о народных промыслах. Для отработки изобразительных навыков изготовлен раздаточный материал – карточки, на которых дети могут отрабатывать линии, штрихи, свет, тень и т. д.
Затем приступили к составлению тематического плана, в него вошли блоки:
1. «Пейзаж», отражающий богатство и красоту природы разных времен года;
2. «Знакомство с портретом». В этот блок вошли знакомство с портретом как жанром живописи, содержание портрета, движение портрета.
3. «Знакомство с культовой живописью». В этот блок включены знакомство с иконой, введение новых понятий (иконописец, лик, н6имб и т. д., знакомство с особенностями иконописи.
4. «В гостях у книги». В этом блоке ведется рассказ о книжной иллюстрации и художниках-иллюстраторах.
5. «Мой любимый город». Этот блок посвящен архитектуре, памятникам и паркам Петербурга.
6. «Народное искусство», блок, посвященный русским народным промыслам.
Определены формы организации работы по приобщению детей к изобразительному искусству:
- Беседы;
- Занятия продолжительностью 20 минут;
- Рассматривание репродукций картин, подлинных изделий декоративно – прикладного искусства, иллюстраций, альбомов, открыток, слайдов;
- Выставки репродукций картин;
- Выставки детских работ;
- Просмотр видеофильмов;
- Экскурсии;
- Экспериментирование с различными художественными материалами.
Методы и приемы:
- Игровой метод;
- Метод обследования, наглядности (рассматривание репродукций картин, изделий декоративно – прикладного искусства, иллюстраций, альбомов, открыток, слайдов)
- Словесный (беседа, художественное слово, указания, пояснения);
- Практический (самостоятельное выполнение детьми рисунков, изделий декоративно – прикладного искусства, использование различных инструментов и материалов для изображения);
- Метод «подмастерья» (взаимодействие педагога и ребенка в едином творческом процессе);
- Мотивационный (убеждение, поощрение).
Далее был подготовлен материал для рисования: фломастеры, графитные карандаши, цветные карандаши.
Живописные материалы: гуашь, акварель.
Для развития интереса к изобразительной деятельности за основу взят личностно – ориентированный подход к каждому ребенку, для того, чтобы способствовать развитию восприятия, творческого мышления и воображения, наблюдательности, памяти, развитию формообразующих движений руки и умения придумывать замысел работы.
Работу по блокам «Пейзаж» и «Мой любимый город» осуществлялась с учетом особенностей времен года. Вместе с детьми рассматривали картины художников, выделяли средства выразительности, палитру красок. Для создания эмоционального настроя использовались стихи русских поэтов в чтении воспитателя и детей.
В начале года содержание рисунков было бедно по разнообразию. В основе присутствовали бытовые сюжеты. Основная причина заключалась в технической неумелости, рисунки не отличались яркой цветовой палитрой, так как дети часто увлекались одним цветом, совсем не выделяли близкий, средний и задний план, рисунки выполнялись линейно, на одной плоскости. С целью улучшения изобразительных навыков детей проводились дидактические упражнения: «Дорисуй предмет», «Что пропустил художник», «Закончи орнамент» и другие.
К концу учебного года повысился уровень художественных способностей у детей, что проявилось в улучшении технических навыков и умений. Дети стали лучше владеть техникой рисования карандашом и красками, повысился навык сочетания цветов, отчего рисунки приобрели выразительность и яркость. Изображение предметов в рисунках стало более точным, почти во всех работах видны попытки соблюдать передний и задний план, симметрию изображения.
Если в начале года дети с трудом подбирали слова, чтобы рассказать, что они видят на картине или (во время экскурсии) вокруг себя, то к концу года уже более свободно делились впечатлениями.
Интересной была работа по блоку «Мой любимый город». Знакомство с памятниками Петербурга, его архитектурой велась на доступном 5-6-летним детям уровне. Многие ребята узнавали знакомые места города и с удовольствием рассказывали об этом своим товарищам. Рассматривая памятники, мы пытались увидеть замысел скульптора: или прославление героя, или память о событии и т. п. Конечно, для детей это затруднительно, но каждый хотел высказать свою мысль.
Когда знакомились с н6ародными промыслами, ограничиваться картинками не пришлось, потому что дети приносили из дома и хохломские ложки – плошки, гжельскую роспись, не говоря уже о матрешках. О каждой вещи мы поговорили подробно, выяснили их художественные особенности, назначение. Дети пришли к выводу, что это не только предмет быта, но и искусство, несущее красоту в наш дом.
Нужно отметить, что к концу года мы сделали определенные успехи в развитии изобразительных навыков, но не только: дети стали более самостоятельными в выборе сюжета своей работы, в подборе красок, размещении изображаемых предметов. Более того, они пытаются выразить красками настроение, переживание, что говорит об определенно развитии их эмоциональной сферы. Исчезла нездоровая соревновательность между детьми, они с удовольствием подсказывали, помогали в работе друг другу. Это пусть небольшое, но повышение их духовности мы не связываем только с работой над развитием творческих способностей детей на уроках ИЗО. Параллельно шла воспитательная работа, были уроки музыки, познавательные занятия – все это вкупе и дало результат.
Приложение.
План работы по ознакомлению детей с изобразительным искусством в старшей группе
Основные направления по приобщению детей старшей группы к миру изобразительного искусства
• Язык изобразительного искусства (цвет, линия, форма, свет, тень)
• Жанры живописи (пейзаж, портрет, иконопись)
• Скульптура (садово-парковая Скульптура, малые формы)
• Народное искусство (Гжель, Палех, Дымково, семеновские и полхово-майданские матрешки и др.)
Месяц Раздел № занятия Тема Задачи
сентябрь пейзаж 1 Лето красное прошло Вспомнить с детьми краски лета. Учить видеть изображение полностью.
2 Веселые краски Закрепление известных цветов. Развитие способности переживания пейзажного образа и эмоционального восприятия цвета
3 Пейзаж Продолжение знакомства с жанром пейзажа на примере произведений И. И. Шишкина. Ввести понятие «художники-пейзажисты». Активировать переживание пейзажного образа.
4 Прогулка в осеннем парке Почувствовать красоту осени в живой природе. Развивать цветовое видение и эмоциональное восприятие цвета
октябрь 5 О чем рассказывает картина осени Дать представление о пейзаже как о картине, отображающей жизнь реальной природы. Подвести детей к пониманию индивидуального восприятия художником реальной природы в пейзаже
6 Осенние пейзажи Закрепить название цветов золотой и поздней осени. Закрепить понимание индивидуальности восприятия художником реальной природы в пейзаже.
7 Зима Ввести понятие мотива изображения, учить пониманию мотива. Учить внимательно следить за изменениями в природе, отмечать детали.
8 Птицы Помочь определить эмоциональное состояние образов птиц (удивление, любопытство, зазнайство, тревога и т. д.)
ноябрь Знакомство с портретом 9 Герои Продолжать учить детей определять эмоциональное состояние образа
10 Портрет Дать первоначальное понятие портрета как жанра живописи. Учить рассматривать портрет
11 Портрет Формировать представление о содержании портрета (о чем художник может рассказать в портрете) В. А. Серов. Девочка с персиками.
12 Движение в портрете Учить детей видеть в портрете движение и характер. Учить сопоставлять жизненные впечатления детей с тем, что они видят в произведении искусства.
13 Икона Дать понятие культовой живописи. Дать понятия «икона», «лик», «нимб». Познакомить с техникой иконописи: деревянная доска, краски.
декабрь Знакомство с культовой живописью 14 Икона Закрепить понятие «икона». Ввести понятия «богоматерь», «ангел», «архангел».
15 Праздник Рождества Рассказать детям о празднике Рождества. История и современность.
16 Древнерусская архитектура Дать представление о древнерусской архитектуре. Познакомить с храмами городов России.
январь Знакомство СС скульптурой 17 «Экскурсия» в Летний сад Дать представление о садово-парковой скульптуре как особого жанра изобразительного искусства
18 Скульптура и материалы Познакомить детей с различными материалами, их качествами, свойствами. Развивать тактильные органы чувств.
19 Скульптура и материалы Познакомить с понятием «скульптура малых форм». Формировать способность узнавать различные материалы
февраль 20 Выразительные возможности скульптуры Продолжить учить внимательно рассматривать, видеть характерные особенности скульптуры (материал, форма, объем).
21 Выразительные возможности скульптуры Продолжить знакомство со скульптурой малых форм.
В гостях у книги 22 Книжная иллюстрация Рассмотреть иллюстрации Ю. А. Васнецова, Е. М. Рачева, К. В. Овчинникова к известным детским произведениям. Вспомнить содержание этих произведений.
23 Книжная иллюстрация Углубить представление о книжной иллюстрации, обращая внимание на цвет, линию, при помощи которых создается образ.
24 Художник В. Г. Сутеев Продолжить формирование навыка рассматривания иллюстрации, соотнесение картинки с текстом. Закрепление знаний о цвете и дальнейшее развитие способности к цветоразличению.
март 25 Иллюстратор Е. И. Чарушин Учить видеть в иллюстрации характеристику образа животного. Показать, какими средствами и как художник передает характерные особенности внешности животных, их повадки, настроение.
26 Художник В. В. Лебедев Помочь увидеть индивидуальность художника
27 Книжная иллюстрация и художник Учить узнавать и сравнивать книжные иллюстрации знакомых художников. Продолжить обучение рассматриванию иллюстраций, соотнесению изображения с текстом.
апрель Мой город 28 Город Санкт-Петербург Формировать обобщенное представление о родном городе, его истории, основных достопримечательностях. Воспитывать любовь к родному городу.
29 Невский проспект Познакомить с главной улицей города. Учить видеть неповторимость архитектурных сооружений.
30 Храмы и соборы Петербурга Ввести в активный словарь термины «церковь», «собор», «храм». Познакомить с Исаакиевским собором, Казанским собором - наиболее известными храмами Петербурга.
31 Памятники Петербурга Рассказать детям о наиболее известных памятниках Петербурга: Медный всадник, Александровская колонна, памятник Екатерине 11. Познакомить с исторической основой каждого памятника.
май Народное искусство 32 Народные игрушки Познакомить детей с дымковской, филимоновской игрушкой.
33 Веселая матрешка Познакомить детей с семеновской и полхово-майданской матрешкой. Учить видеть своеобразие каждой игрушки, их сходство и различия.
34 Славянское декоративно-прикладное искусство Дать первоначальное представление о декоративно-прикладном искусстве. Учить видеть приметы окружающего мира в славянских узорах.
35 Звонкое дерево Дать представление о возможностях использования дерева в декоративно-прикладном искусстве. Познакомить с деревянными изделиями различного назначения.
Критерии и показатели для самооценки
Критерии и показатели для самооценки обобщенного опыта работы и качества его презентации.
Критерии Показатели
Теоретическая обоснованность опыта Актуальность (необходимость внедрения опыта);
целесообразность выбранной формы опыта работы (проект, программа, методический комплекс и т. д.)
Новизна Оригинальность инновационных подходов;
влияние опыта на изменение целей, содержания, методов, средств, форм и способов организации образовательной деятельности
Практическая значимость Оптимизация методического обеспечения образовательного процесса при внедрении опыта;
влияние используемых методов, способов и средств реализации опыта на становление профессиональной компетентности педагогов;
влияние опыта на развитие системы образования города, развитие районной системы образования, на развитие образовательного процесса в образовательном учреждении
Технологичность Технология реализации опыта (описание структуры, элементов, форм, графика и процедур реализации, инструментария применения);
соответствие диагностического инструментария реализации опыта;
возможность определения и фиксации результатов реализации опыта различными способами
Востребованность Наличие:
обоснованного анализа потребительского спроса на опыт работы или продукт опыта;
авторитетных подтверждений потребительского спроса на опыт работы или продукт (рекомендаций ведущих специалистов);
отзывов о реализации инновации (анкетирование, экспертиза и т. д.)
Качество оформления Качество визуального оформления;
качество презентации