МААМ-картинки

Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста в нетрадиционных техниках рисования

Елена
Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста в нетрадиционных техниках рисования

ВВЕДЕНИЕ

Тема развития творческих способностей у дошкольников чрезвычайно актуальна в последние годы. Жизнь в современном мире становится всё сложнее, но и наряду с этим и разнообразнее. От человека требуются не стандартные, устаревшие, а новые, быстрые, нестандартные и творческие решения жизненных проблем.

Публикация «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста в нетрадиционных техниках рисования» размещена в разделах

Из-за технического прогресса у многих детей уже к школьному возрасту ослабевает зрение, остаётся слабо развитой мелкая моторика и отсутствует интерес к учебе (познанию нового, дети становятся пассивными. Это происходит от того, что дети много смотрят телевизор или играют в игры в планшетах и телефонах, где стоит только нажимать кнопки. А ведь каждый человек рождается талантливым и активным. Следовательно, таким ослабленным человек становится в период от рождения до школы, то есть в дошкольном возрасте.

Основной задачей дошкольного образования является сохранение и поддержка индивидуальности ребёнка, развитие его индивидуальных и творческих способностей. Важно не упустить момент угасания интереса детей к саморазвитию и самовыражению.

Возраст с 3 до 7 лет является наиболее благоприятным для развития творческих способностей, так как детям этого возраста доступны почти все виды художественно-творческой деятельности, в том числе и рисование. Станет ли ребёнок творческой личностью, зависит от педагогического процесса. Развитие творческих способностей происходит в творческой деятельности. Следовательно, возникает необходимость активизировать творческую познавательную и практическую деятельность детей именно в раннем дошкольном возрасте. В проанализированных мною психологических и педагогических исследованиях, доказывается необходимость занятий изобразительным творчеством для умственного и эстетического развития детей дошкольного возраста.

Детское рисование заключает в себе большие возможности. Рисование это самое естественное и увлекательное занятие у дошкольников. Все дети любят рисовать. Они тянуться к ярким краскам и пытаются рисовать везде, куда упадёт их взгяд.

Для того чтобы вызвать еще больший интерес у дошкольников к занятиям по рисованию, необходимо разнообразить этот вид детского творчества различными видами изобразительного творчества, в том числе и рисованием с применением нетрадиционных техник. Они открывают возможности развития у детей творческих способностей, фантазии, воображения. Нетрадиционные техники рисования позволят каждому ребёнку более полно раскрыть свои чувства и способности, так как при использовании этих техник дети не боятся проявлять свою личную фантазию, а не прибегают к стандартным решениям. Главное условие творчества – это свобода.

Нетрадиционные техники рисования – это новое направление в искусстве, которое позволяет всесторонне развиваться ребёнку.

Объектом исследования данной работы является развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста.

Предметом исследования являются нетрадиционные техники рисования как средство развития творческих способностей у дошкольников.

Целью настоящего исследования является изучение использования нетрадиционных техник рисования для развития творческих способностей у детей дошкольного возраста.

1 Теоретические основы развития творческих способностей детей дошкольного возраста.

1.1 Возрастные особенности детей дошкольного возраста.

Каждому возрасту соответствует свой уровень физического, психического и социального развития. Возрастными особенностями называются характерные для определённого периода жизни анатомо-физиологические и психические качества.

Учёт возрастных особенностей – один из основополагающих педагогических принципов. Опираясь на него, педагоги регламентируют время занятости детей различными видами деятельности, определяют наиболее благоприятный для развития распорядок дня, отбор материала, форм и методов учебно-воспитательной деятельности.

Дошкольным детством считается период от 3-х до 7-ми лет.

1.2 Развитие творческих способностей у детей дошкольного

возраста.

Творчество – это процесс деятельности, создающий качественно новые материалы и духовные ценности или итог создания объективно нового. Основной критерий, отличающий творчество от изготовления (производства, - уникальность его результата. Результат творчества невозможно прямо вывести их начальных условий. Никто, кроме, возможно, автора, не может получить в точности такой же результат, если создать для него ту же исходную ситуацию. Таким образом, в процессе творчества автор вкладывает в материал, кроме труда, некие несводимые к трудовым операциям или логическому выводу возможности, выражает в конечном результате какие-то аспекты своей личности. Именно этот факт придаёт продуктам творчества дополнительную ценность в сравнении с продуктами производства. В творчестве имеет ценность не только результат, но и сам процесс.

Способности – это свойства личности, являющиеся условиями успешного осуществления определённого рода деятельности. Способности развиваются из задатков в процессе деятельности. Способности не сводятся к имеющимся у человека знаниям, умениям и навыкам. Но способности с ними тесно связаны. С одной стороны, способности зависят от знаний, умений и навыков – в процессе приобретения которых и развиваются способности. С другой стороны, знания, умения и навыки зависят от способностей. Они обнаруживаются в быстроте, глубине и прочности овладения способами и приёмами некоторой деятельности и являются внутренними психическими регуляторами, обусловливающими возможность их приобретения.

Развитие способностей происходит в деятельности, но ещё должен быть мотив для этой деятельности. Особенности мотивации деятельности усматривают в том, что гениальная личность находит удовлетворение не столько в достижении цели творчества, сколько в самом его процессе. Специфицеская черта творца характеризуется как почти непреодолимое стремление к творческой деятельности.

Существует также деление на учебные и творческие способности, предлагаемое А. Г. Маклаковым. Они отличаются друг от друга тем, что:

- учебные – определяют успешность обучения, усвоения человеком знаний, умений и навыков;

- творческие – определяют возможность открытий и изобретений, создания новых предметов материальной и духовной культуры, словом индивидуальное творчество в различных областях человеческой деятельности.

Первостепенным процессом психического развития детей дошкольного возраста является восприятие. Именно с помощью ощущения воспринимается вся совокупность свойств различных предметов, явлений, происходящих в мире. В процессе разных видов деятельности дошкольник учится рассматривать предметы и явления.

По своей направленности восприятие – активный процесс, неразрывно связанный с другими психическими познавательными процессами: памятью, воображением и мышлением. В процессе творчества могут быть задействованы различные ресурсы – как моральные, так и материальные, но управление ими принадлежит мышлению. Поэтому можно говорить о наличии творческого мышления, которое управляет процессом создания нового, оригинального продукта. Большая роль в формировании творчества принадлежит воображению. Творческая деятельность воображения находится в прямой зависимости от богатства и разнообразия прежнего опыта человека, так как этот опыт представляет материал, из которого создаются построения фантазии.

Творческие способности – это индивидуальные особенности качеств человека, которые определяют успешность выполнения им творческой деятельности различного рода, создания нового, оригинального, уникального.

Детское рисование – одна из форм самостоятельной деятельности ребёнка, в процессе которой он отступает от привычных и знакомых ему способов рисования, экспериментирует и создаёт нечто новое для себя и других.

2 Применение нетрадиционных техник рисования для развития творческих способностей детей дошкольного возраста.

2.1 Значение нетрадиционных техник рисования в развитии творческих способностей детей дошкольного возраста.

Дошкольный возраст - это самый благоприятный период для развития

любых способностей, в том числе и творческих. Дети в этом возрасте очень любознательны и открыты для познания окружающего мира, а их мышление независимо и не зажато общепринятыми стереотипами. От того, насколько активно используются возможности и развиваются творческие способности в детстве, будет зависеть творческий потенциал дошкольника, ставшего взрослым.

Большой потенциал для развития творческих способностей у детей дошкольного возраста заключается в изобразительной деятельности, то есть в рисовании.

Рисование является одним из важнейших и любимых детьми средств познания мира и развития эстетического восприятия, так как оно связано с самостоятельной практической и творческой деятельностью ребёнка.

В процессе рисования у ребёнка совершенствуются наблюдательность, эстетические эмоции, художественный вкус, творческие способности.

Долгое время обучение детей рисованию строилось на основе действия ребёнка по образцу, в воспроизведение модели, предлагаемой взрослым. При таком подходе творческая сила воображения очень быстро угасает и развитие творческого потенциала ребёнка бывает очень затруднено.

Все дети любят рисовать. Наряду с речью, рисунок становится тем языком, который ребёнок осваивает и самостоятельно создаёт. Главное условие для творчества – это свобода.

В дошкольном возрасте рисование должно быть не самоцелью, а средством познания окружающего мира. Маленького художника привлекает сам процесс изобразительной деятельности, он относится к рисунку как к увлекательной игре. Занятия рисованием должны доставлять детям радость, создавать положительный настрой.

Детям очень сложно изображать предметы, образы, сюжеты, используя традиционные способы рисования : кистью, карандашом, фломастерами. А ведь ребёнок любит быстро достигать положительного результата в своей работе. Отсутствие необходимых изобразительных умений у детей часто приводит к обыденности и невыразительности их работ. Дети исключают из своего рисунка те образы, нарисовать которые затрудняются. У многих детей исчезает желание рисовать.

Чтобы ребёнок рисовал с удовольствием и совершенствовался в своём творчестве, взрослые своевременно должны помогать ему. Очень важно развивать у ребёнка нестандартное мышление, поощрять поиск неординарных решений при выполнении любого задания. В дальнейшем это поможет ребёнку лучше познавать мир, быстро находить выход из проблемных ситуаций.

Для того чтобы повысить интерес дошкольников к творческому рисованию, необходимо облегчить навыки рисования. И в этом как раз помогут нетрадиционные техники рисования, которые позволят детям быстро достичь желаемого результата.

Под термином нетрадиционные мы понимаем возможность использования материалов и инструментов рисования, которые не общеприняты, не традиционны и широко известны. Это техники, позволяющие создавать рисунок при помощи разнообразных средств и материалов, находящихся под рукой и отличающие эти рисунки от традиционных по выполнению.

Плюсом нетрадиционных техник рисования является их универсальность в применении. Они позволяют педагогу осуществлять индивидуальный подход к детям, учитывая их желание и интерес.

На занятиях с использованием нетрадиционных техник рисования необходимо развивать активность, самостоятельность и творчество детей. А заканчиваться занятие должно коллективным просмотром всех созданных детьми изображений. Дети должны услышать оценку педагогом их работы. В процессе оценки важно вызвать положительные эмоции. Это будет способствовать повышению дальнейшей творческой деятельности.

Занятия с использованием данных техник не утомляют детей, приносят им радость и снимают страх перед процессом рисования. Исчезает страх – значит появляется уверенность в своих способностях, появляется желание создавать, то есть творить что-то новое! Владея разными способами изображения предмета, ребёнок получает возможность выбора, что развивает его творческие способности.

Нетрадиционные техники рисования дают детям дошкольного возраста :

- эстетическое удовольствие от процесса и результата;

- развитие мелкой моторики;

- полёт фантазии и развитие воображения;

- мотивацию к поиску новых способов изобразить задуманное;

- возможность выразить свой взгляд на мир;

- даёт свободу и воспитывает смелость;

- способствует снятию детских страхов;

- развивает чувство композиции, цветовосприятия, ритма;

- расширяет кругозор;

- развивает нестандартное мышление;

- повышает положительные эмоции;

- даёт уверенность в своих способностях.

2.2 Виды нетрадиционных техник рисования.

В методической литературе можно найти большое количество разновидностей нетрадиционных техник рисования. Их доступность определяется возрастными особенностями детей дошкольного возраста. Работа строится с учётом постепенного нарастания сложности материала. При организации занятия, выборе материала и темы, должны учитываться индивидуальные и возрастные особенности детей. В каждой возрастной группе могут быть использованы свои определённые техники рисования, доступные детям.

Ниже рассмотрим подробнее каждую их этих техник.

«Тычок жёсткой полусухой кистью»

Возраст : любой.

Средства выразительности: фактурность окраски, цвет.

Материалы: жёсткая кисть, гуашь, бумага любого цвета и формата, либо вырезанный силуэт пушистого или колючего животного.

Способ получения изображения: ребёнок опускает в гуашь кисть и ударяет ею по бумаге, держа вертикально. При работе кисть в воду не опускается. Таким образом заполняется весь лист, контур или шаблон. Получается имитация фактурности пушистой или колючей поверхности.

«Рисование пальчиками»

Возраст : от двух лет.

Средства выразительности: пятно, точка, короткая линия, цвет.

Материалы: мисочки с гуашью, плотная бумага любого цвета, небольшие листы, салфетки.

Способ получения изображения: Ребенок опускает в гуашь пальчик и наносит точки, пятнышки на бумагу. На каждый пальчик набирается краска разного цвета. После работы пальчики вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается.

«Оттиск печатками из картофеля»

Возраст : от трёх лет.

Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.

Материалы: мисочка или пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушечка из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, печатки из картофеля.

Способ получения изображения: ребёнок прижимает печатку к штемпельной подушечке с краской и наносит оттиск на бумагу. Для получения другого цвета меняются и мисочка, и печатка.

«Оттиск поролоном»

Возраст : от четырёх лет.

Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.

Материалы: мисочка либо пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушечка из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, кусочки поролона.

Способ получения изображения: ребёнок прижимает поролон к штемпельной подушечке с краской и наносит оттиск на бумагу. Для изменения цвета берутся другие мисочка и поролон.

«Оттиск смятой бумагой»

Возраст : от четырёх лет.

Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.

Материалы: мисочка либо пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушечка из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, смятая бумага.

Способ получения изображения: ребёнок прижимает смятую бумагу к штемпельной подушечке с краской и наносит оттиск на бумагу. Для изменения цвета берутся другие мисочка и смятая бумага.

«Оттиск печатками из ластика»

Возраст : от четырёх лет.

Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.

Материалы: мисочка либо пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушечка из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, печатки из ластика (их педагог может изготовить сам, прорезая рисунок на ластике с помощью ножа или бритвенного лезвия).

Способ получения изображения: ребёнок прижимает печатку к штемпельной подушечке с краской и наносит оттиск на бумагу. Для изменения цвета нужно взять другие мисочку и печатку.

«Восковые мелки + акварель»

Возраст : от четырёх лет.

Средства выразительности: цвет, линия, пятно, фактура.

Материалы: восковые мелки, плотная белая бумага, акварель, кисти.

Способ получения изображения: ребёнок рисует восковыми мелками на белой бумаге. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Рисунок мелками остаётся незакрашенным.

«Свеча + акварель»

Возраст : от четырёх лет.

Средства выразительности: цвет, линия, пятно, фактура.

Материалы: свеча, плотная белая бумага, акварель, кисти.

Способ получения изображения: ребёнок рисует свечой на белой бумаге. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Рисунок свечой остаётся белым.

«Отпечатки листьев»

Возраст : от четырёх лет.

Средства выразительности: фактура, цвет.

Материалы: бумага, листья разных деревьев, гуашь, кисти.

Способ получения изображения: ребёнок покрывает листок дерева красками разных цветов, затем прикладывает окрашенной стороной для получения отпечатка. Каждый раз берётся новый лист. Черешки у листьев можно дорисовать кистью.

«Рисунок из ладошки»

Возраст : от четырёх лет.

Средства выразительности: пятно, цвет, фантастический силуэт.

Материалы: гуашь или акварель, кисть, простой карандаш, ладошка ребёнка, любая бумага.

Способ получения изображения: растопырив пальчики, ребёнок прикладывает ладошку к листу бумаги и обводит простым карандашом. Используя различные линии, ребёнок дорисовывает необходимый рисунок. Затем раскрашивает изображение красками.

«Волшебные верёвочки»

Возраст : от четырёх лет.

Средства выразительности: волшебное изображение, силуэт.

Материалы: верёвочки различной длины и цвета.

Способ получения изображения: для начала ребёнок учится выкладывать простейшие по форме предметы – цветок, яблоко, грушу. Постепенно он усложняет фигуры, используя несколько верёвочек. Любое изображение начинает с головы. Необходимо следить за формой туловища того или иного животного.

«Печать по трафарету»

Возраст : от пяти лет.

Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.

Материалы: мисочка либо пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушечка из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, тампон из поролона (в середину квадрата кладут шарик из ткани или поролона и завязывают углы квадрата ниткой, трафареты из проолифенного полукартона либо прозрачной плёнки.

Способ получения изображения: ребёнок прижимает печатку или поролоновый тампон к штемпельной подушечке с краской и наносит оттиск на бумагу с помощью трафарета. Для изменения цвета нужно взять другие тампон и трафарет.

«Знакомая форма – новый образ»

Возраст : от пяти лет.

Средства выразительности: изменчивость знакомой формы.

Материалы: простой карандаш, бумага, различные предметы, которые можно обводить. Можно также обводить ладошки, ступни, кулачки и т. д.

Способ получения изображения: ребёнок обводит карандашом выбранный предмет. Затем превращает его во что-то другое путём дорисовывания и раскрашивает любыми подходящими материалами.

«Монотипия предметная»

Возраст : от пяти лет.

Средства выразительности: пятно, цвет, симметрия.

Материалы: плотная бумага любого цвета, кисти, гуашь или акварель.

Способ получения изображения: ребёнок складывает лист бумаги вдвое и на одной его половине рисует половину изображаемого предмета (предметы выбираются симметричные). После рисования каждой части предмета, пока не высохла краска, лист складывается пополам для получения отпечатка. Затем изображение можно украсить, так же складывая лист после рисования нескольких украшений.

«Кляксография обычная»

Возраст : от пяти лет.

Средства выразительности: пятно.

Материалы: бумага, тушь либо жидко разведённая гуашь в мисочке, пластиковая ложечка.

Способ получения изображения: ребёнок зачерпывает гуашь пластиковой ложечкой и выливает на бумагу. В результате получаются пятна в произвольном порядке. Затем лист накрывается другим листом и прижимается (можно согнуть исходный лист пополам, на одну половину капнуть тушь, а другой его прикрыть). Далее верхний лист снимается, изображение рассматривается, определяется, но что оно похоже. Недостающие детали дорисовываются.

«Кляксография с трубочкой»

Возраст : от пяти лет.

Средства выразительности: пятно.

Материалы: бумага, тушь либо жидко разведённая гуашь в мисочке, пластиковая ложечка, трубочка (соломинка для напитков).

Способ получения изображения: ребёнок зачерпывает пластиковой ложкой краску, выливает её на лист, делая небольшое пятно (капельку). Затем на это пятно дует из трубочки так, чтобы её конец не касался ни пятна, ни бумаги. При необходимости процедура повторяется. Недостающие детали дорисовываются.

«Воздушные фломастеры»

Возраст : от пяти лет.

Средства выразительности: яркие цвета, набрызг по всему листу, точка, фактура.

Материалы: воздушные фломастеры – блопены, трафареты в соответствии с темой, белые листы.

Способ получения изображения: ребёнок выбирает трафарет, располагает его на белом листе, берёт необходимый фломастер, готовит его к работе и, соблюдая правила длительности выдоха, дует в него, направив фломастер на трафарет; чтобы составить рисунок, необходимо несколько трафаретов расположить на листе, раскрасив их нужными цветами; чтобы закончить рисунок, нужно нарисовать фон.

«Монотипия пейзажная»

Возраст : от шести лет.

Средства выразительности: пятно, тон, вертикальная симметрия, изображение пространства в композиции.

Материалы: бумага, кисти, гуашь либо акварель, влажная губка, кафельная плитка.

Способ получения изображения: ребёнок складывает лист пополам. На одной половине листа рисует пейзаж, на другой получается его отражение в озере, реке. Пейзаж выполняется быстро, чтобы краски не успели высохнуть. Половина листа, предназначенная для отпечатка, протирается влажной губкой. Исходный рисунок, после того как с него сделан оттиск, оживляется красками, чтобы он сильнее отличался от отпечатка. Для монотипии также можно использовать лист бумаги и кафельную плитку. На последнюю наносится рисунок краской, затем она накрывается влажным листом бумаги. Пейзаж получается размытым.

«Рисование песком»

Возраст : от шести лет.

Средства выразительности: объём.

Материалы: чистый песок, клей ПВА, картон, кисти для клея, простой карандаш.

Способ получения изображения: ребёнок готовит картон нужного цвета, простым карандашом наносит необходимый рисунок, потом каждый предмет по очереди намазывает клеем и посыпает аккуратно песком, лишний песок ссыпает на поднос. Если нужно придать больший объём, то этот предмет намазывает клеем несколько раз по поверхности песка.

Список использованных источников.

1. Утробина К. К., Утробин Г. Ф. Увлекательное рисование методом тычка с детьми 3-7 лет: Рисуем и познаём окружающий мир. – М. : «Издательство ГНОМ и Д», 2007.- 64с. (Опыт работы практического педагога)

2. Жердева Е. В. Дети раннего возраста в детском саду (возрастные особенности, адаптация, сценарии дня). – Ростов – на Дону: «Издательство Феникс», 2007. – 192с.

3. Никитина А. В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Планирование, конспекты занятий: Пособие для воспитателей и заинтересованных родителей. – СПб. : КАРО, 2014. – 96с. + 16с. цв. вкл.

4. Баркан А. И. Современный дошкольник. Книга для воспитателей и родителей. Кризисы детей дошкольного возраста. Возрастные особенности дошкольников. Особенности адаптации ребёнка к детскому саду. – СПб. : «Издательство Олма Медиагрупп / Просвещение», 2015. – 192с.

5. Комарова Т. С. Изобразительная деятельность в детском саду: Младшая группа. – М. : «МОЗАИКА-СИНТЕЗ», 2016. – 112с. : цв. вкл.

6. Шаляпина И. А. Нетрадиционное рисование с дошкольниками. 20 познавательно-игровых занятий. – М. : ТЦ Сфера, 2017. – 64с. – (Библиотека современного детского сада).

7. Казакова Р. Г., Сайганова Т. И., Седова Е. М. и др. Занятия по рисованию с дошкольниками / Под ред. Р. Г. Казаковой – М. : ТЦ Сфера, 2017. – 128с. (Библиотека Воспитателя). (10)

Публикации по теме:

Развитие художественно-творческих способностей детей дошкольного возраста в процессе продуктивной деятельности «Развитие художественно – творческих способностей детей дошкольного возраста в процессе продуктивной деятельности» Из опыта работы воспитателя,.

Фотоотчет «Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста через использование нетрадиционных техник рисования»Фотоотчет «Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста через использование нетрадиционных техник рисования» Тема моего самообразования называется "Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста через использование нетрадиционных.

Развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста посредством нетрадиционных техник рисованияРазвитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста посредством нетрадиционных техник рисования Кухарева Ирина Отчёт по самообразованию «Развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста через нетрадиционные техники.

Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста в условиях специально организованной среды Тема опыта: "Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста в условиях специально организованной среды". Условия возникновения.

Консультация для педагогов «Развитие художественно-творческих способностей у детей дошкольного возраста»Консультация для педагогов «Развитие художественно-творческих способностей у детей дошкольного возраста» Консультация для педагогов: «Развитие художественно-творческих способностей у детей дошкольного возраста» Сегодня всем хорошо известно,.

Консультация для родителей «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста»Консультация для родителей «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста» «Творчество не приходит к детям по какому-то наитию. Творчеству надо учить. Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка,.

Консультация для родителей «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста»Консультация для родителей «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста» Творческое воображение – тот мотор, который запускает создание совершенно нового произведения или образа. Благодаря этому психическому.

План самообразования «Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста через нетрадиционную технику рисования» Тема: «Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста через нетрадиционную технику рисования» «И в десять лет, и в семь,.

Развитие творческих способностей детей подготовительного дошкольного возрастаРазвитие творческих способностей детей подготовительного дошкольного возраста КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ, МУЗЫКАЛЬНЫХ РУКОВОДИТЕЛЕЙ, ВОСПИТАТЕЛЕЙ. РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ РЕБЕНКА В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОМ ДОШКОЛЬНОМ.

Консультация для воспитателей «Развитие творческих способностей детей с помощью нетрадиционных техник рисования»Консультация для воспитателей «Развитие творческих способностей детей с помощью нетрадиционных техник рисования» «Истоки способностей и дарования детей - на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста в нетрадиционных техниках рисования
Опубликовано: 7 декабря 2021 в 22:16
+9Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста в нетрадиционных техниках рисования» (включая файлы) размещена пользователем Елена в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
12 ноября. Синичкин день. Папка-передвижка

В старину говорили «Невелика птичка синичка, а свой праздник знает». В народном календаре 12 ноября значится как день памяти православного святого Зиновия Синичника или Синичкин день.

4 ноября. День народного единства. Передвижка

День народного единства – один из самых юных государственных праздников. Сегодня вспоминаем о тех далёких событиях и о том, что единство и дружба народов – единственно верный путь.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД