Любовь Сироткина
Развитие сенсорного восприятия детей дошкольного возраста через дидактические игры
▼ Скачать + Заказать документы
Пояснительная записка:
Сенсорное развитие ребенка - это развитие восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и пр. С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание - сенсорные способности составляют фундамент умственного развития. С развитием сенсорики у малыша растет возможность овладения эстетическими ценностями. Уже в дошкольном возрасте дети сталкиваются с многообразием форм, цвета и других свойств предметов, в частности, игрушек и предметов домашнего обихода. Каждый ребенок, так или иначе, воспринимает все это, но когда усвоение происходит стихийно, оно часто оказывается поверхностным и неполноценным. Процесс развития сенсорных способностей стоит направлять. В развитии сенсорных способностей важное место занимает усвоение сенсорных эталонов - общепринятых образцов внешних свойств предметов. В качестве сенсорных эталонов цвета выступают семь цветов спектра и их оттенки, в качестве эталонов формы - геометрические фигуры, в качестве эталонов величины - метрическая система мер. Знакомство ребенка с сенсорными эталонами происходит в следующей последовательности. Сначала его знакомят с основными образцами, а затем - с их разновидностями. При этом разные эталоны должны сопоставляться между собой и называться сначала взрослым, а потом ребенком. Только тогда они будут хорошо закрепляться в памяти. Усвоению полученных знаний способствуют дидактические игры.
Публикация «Развитие сенсорного восприятия детей дошкольного возраста через дидактические игры» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2017
Система сенсорного воспитания была разработана советскими учеными, педагогами и психологами: А. В. Запорожцем, А. П. Усовой, Н. П. Сакулиной, Л. А. Венгером, Н. Н. Поддъяковым и др. - на основе современных дидактических принципов. На каждом занятии решение задач преемственно ориентировано на фактический уровень сенсорного развития детей и перспективно направлено на освоение комплексной программы сенсорного воспитания в дошкольном детстве.
Дидактические игры – одно из средств воспитания и обучения детей дошкольного возраста. В игре ребенок развивается физически, приучается преодолевать трудности. У него воспитывается сообразительность, находчивость, инициатива.
Актуальность:
Сенсорное восприятие обусловлено тем, что дети дошкольного возраста проявляют спонтанный интерес к математическим категориям: количество, форма, время, пространство, которые помогают им лучше ориентироваться в вещах и ситуациях, упорядочивать и связывать их друг с другом, способствуют формированию понятий. Ведущим местом в работе с детьми младшей группы является сенсорное развитие, формирование у детей трех лет представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, необходимых для восприятия окружающего мира. Дети выполняют элементарные продуктивные действия (выкладывание мозаики, нанесение цветовых пятен, складывание простейших предметов из строительного материала). При этом дети мало учитывают свойства отображаемых вещей и используемого материала. Дети не понимают их значения и не фиксируют внимание на них. Надо обучать малышей выполнять простейшие продуктивные задания, чтобы каждый ребенок усвоил, что форма, цвет, величина – постоянные признаки предметов, которые нужно учитывать при выполнении самых различных действий.
Цель методической разработки:
Разработка системы работы по обучению детей основным действиям и правилам восприятия сенсорных эталонов, развитие умения различать отдельные свойства предметов, их особенностей и назначения через дидактические игры.
Задачи:
1. Разработать перспективные планы дидактических игр и упражнений по сенсорному воспитанию детей дошкольного возраста.
2. Создать предметно – развивающую среду для самостоятельной деятельности детей дошкольного возраста по восприятию сенсорных эталонов.
3. Осуществлять взаимодействие с родителями по восприятию сенсорных эталонов и развитию умения различать отдельные свойства предметов.
Продолжительность реализации, описание форм и режима занятий.
Методическая разработка разработана для детей дошкольного возраста от 3 до 6 лет. Продолжительность реализации 3 года. С детьми в возрасте от 3 до 6 лет, проводятся дидактические игры: с загадыванием и отгадыванием; на сопоставление формы предметов с геометрическими образцами; на усвоение геометрических фигур; на усвоение системы цветовых эталонов; на развитие глазомера; на усвоение соотношений предметов по величине и по отдельным ее измерениям; на анализ сложной формы; на сопоставление предметов с цветовыми образцами; на усвоение геометрических фигур. Дидактические игры по сенсорному развитию детей проводятся один раз в неделю.
Теоретическая часть:
Начиная с 3 лет, основное место в сенсорном развитии детей занимает ознакомления их с общепринятыми сенсорными эталонами и способами их использования. Сенсорные эталоны – общепринятые образцы внешних свойств - предметов. Усвоение сенсорных эталонов это длительный и сложный процесс, не ограничивающийся рамками дошкольного детства. Усвоение сенсорных эталонов это использование их в качестве единиц измерения при оценке свойств - предметов.
Воспитатель помогает ребенку выстроить последовательность цветов спектра, узнавая их оттенки. На уровне восприятия происходит и ознакомление с вариантами геометрических форм, различающимися по соотношению сторон – короткими и длинными.
Сенсорными эталонами в области восприятия цвета являются, так называемые, хроматические цвета спектра (красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый) и ахроматические цвета (белый, серый, черный). К пяти годам ребенок, как правило, знает основные цвета, кроме голубого и фиолетового. В пять-шесть лет можно переходить к формированию представления о них.
Усвоение эталонов формы предполагает наличие умения узнавать соответствующую форму, называть ее и уметь найти ей применение. В качестве эталонов величины выступали представления об отношениях по величине между предметами. Эти представления обозначали простыми словами, указывающими на место предмета в ряду других («большой», «поменьше», «самый маленький»).
Для того чтобы дидактические игры дали положительный результат в организации их также необходимо учитывать общие дидактические принципы.
Среди них - принцип систематичности и последовательности заключающейся в том, что система знаний создается в той последовательности, которая определяется познавательными возможностями детей. Дидактические игры должны проводиться в определенной последовательности, распределяться от простого к сложному. Для того чтобы дидактические игры дали положительный результат необходимо соблюдать условие систематичности их проведения
Принцип доступности - дидактические игры должны учитывать индивидуальные и возрастные особенностей детей.
Принцип прочности - успешное проведение дидактических игр требует их повторности. Для прочного усвоения сенсорных эталонов необходимо неоднократное повторение дидактических игр. Однако, повторность должна осуществляется в разных вариантах.
Дети будут заниматься с удовольствием, если все, что им показывают, имеет привлекательный вид, рассматривание их должно доставлять ребенку радость. Усложнение знакомой дидактической игры также ведет к развитию интереса, а решение новой задачи приносит чувство радости и удовлетворения, возникает стремление к умственной деятельности.
Методическая часть:
Во второй младшей группе провела диагностику детей по сенсорному восприятию Некоторые дети не учитывали цвета при постройке башенки, путались при выборе цветов по названию, неправильно называли геометрические фигуры, сомневались в выборе величины по образцу. На основе этих показателей составила перспективный план, где по месяцам, распланировала дидактические игры на каждую неделю, которые помогут детям в освоении сенсорных эталонов. Дидактические игры проводила 1 раз в неделю. Длительность дидактической игры 8-10 минут. Занималась с подгруппой детей и индивидуально. При проведении дидактической игры пользовалась краткой речевой инструкцией, не отвлекая детей лишними словами от выполнения заданий. Например, при проведении дидактической игры "Улетающие шары " (соотношение цветов разнородных предметов) обращала внимание на большое количество белых шаров, привязанных к черным ниточкам. «Мы должны помочь им улететь, для этого надо к каждой книжечке подобрать такой же листок-вкладыш». Если листок подобран неверно, шарик становится другого цвета. Вначале не требовала от детей обязательного запоминания и самостоятельного употребления названий цвета, формы. Важно, чтобы ребёнок активно выполнял задания, учитывал эти свойства, так как именно в процессе практической работы происходит накопление представлений о свойствах предметов.
Для развития восприятия цвета проводила дидактические игры: "Воздушные шары", "Ниточки для шариков", "Закрой окна", "Каждую бусинку на свою нитку", "Игрушки", " Разноцветные обручи" и другие. Знакомство с цветом начинала с четырёх основных: красного, жёлтого, зелёного, синего. Как только дети научились узнавать и различать их, знакомила их с белым, оранжевым. Закрепление знаний о цвете осуществляла в повседневной деятельности детей, в быту.
Для развития восприятия формы проводила следующие дидактические игры:
" Поручения", "Путешествие по групповой комнате", "Найди, что спрятано", "Катится, не катится", "Найди такую же фигуру" и другие. Сначала знакомила детей с простыми фигурами: кругом, квадратом, применяя приём сравнения. Затем давала понятия о треугольнике, прямоугольнике, овале. Также давала представления об объёмных геометрических телах: шаре и кубе.
Для формирования представлений о величине использовала такие дидактические игры как: "Упражнения с кругами", "Башня из кубов", "Что больше". Знакомство детей происходило в сравнении предметов следующими способами:
* сравнения предметов практически - способом приложения;
* сравнение резко различающихся по величине пары предметов зрительно;
* используя специальные дидактические игрушки: пирамидки, матрёшки, вкладыши.
В средней группе продолжила работу по сенсорному восприятию детей. Составила перспективный план работы с детьми по освоению сенсорных эталонов через дидактические игры
В среднем возрасте дети усваивают порядок, в котором хроматические цвета расположены в спектре. Так в дидактической игре «Радуга» сначала выучили стихи «Краски радуги». В первом варианте дидактической игры обращала внимание детей на изображение радуги. Вместе с детьми вспомнили название семи цветов спектра. Указкой показывала эти цвета на радуге. Затем снимала правую половину радуги и предлагала детям самим составить ее. Дети выходили поочередно. Они выбирали соответствующие цвета дуг радуги и крепили их на фланелеграфе. Остальные дети следили за выполнением задания и давали оценку. Во втором варианте каждый ребенок получал аппликационное изображение радуги и семь цветных дужек. В конце дидактической игры дети проверяли друг у друга правильность выполнения задания. В третьем варианте задание было усложнено. Дети получали аппликационное изображение радуги, сложенное с обеих сторон так, что дуги радуги закрываются, и остается только одна белая полоска. Чтобы правильно расположить дужки на дорожке, вспоминали стихотворение «Краски радуги».
Также были проведены следующие дидактические игры на восприятие цвета: «Подбери себе товарищей» - сопоставление и обобщение предметов по цвету. «Какого цвета предметы в нашей группе», «Какого цвета не стало» и другие. Вместе с детьми красили воду, разливали в песочные наборы и готовили цветной лед. Из него на прогулке учились выкладывать узоры.
В среднем возрасте у детей углубляется знакомство с геометрическими фигурами, которые они учатся узнавать не только зрительно, но и путем осязания. Сначала проводила игру «Угадай, что это?», дети узнавали плоскостные геометрические фигуры. Затем два варианта игры «Чудесный мешочек» (вводились объемные фигуры). В первом варианте дети по указанию находили в мешочке такую же фигуру, которая лежит на столе, и называли ее. Во втором варианте в мешочек вкладывается только одна геометрическая фигура. Дети по очереди определяли фигуру на ощупь, указывали ее на столе, и только тогда выставлялась фигура. Также проводились следующие дидактические игры: «Выкладывание орнамента», «Выкладывание картинок из кубиков», «Из каких фигур состоит предмет», «Склеим чайник», «Домино фигур», «Лото» и другие.
Дети в 4 – 5 лет должны уметь выделять отдельные измерения величины – длину, ширину, высоту, толщину – и научиться устанавливать отношения между пятью предметами, выбирать по этим измерениям предметы на глаз. В средне группе вводится простейшая мерка. Поводила такие дидактические игры как: «Что там?» (использовалась пятиместная матрешка, «Что изменилось?», «Упражнения с брусками изменяющихся размеров» и дидактические игры на развитие глазомера: «Построим дом», «Сбор фруктов».
В старшей группе работа по сенсорному восприятию продолжилась. При составлении перспективного плана учла результаты диагностики детей по сенсорному восприятию. В старшей группе вся работа по сенсорному восприятию отводится на ознакомление с формой и величиной предмета. Задачи ознакомления существенно усложняются. Дети уже знакомы с основными геометрическими фигурами, поэтому знакомила их с разновидностями каждой из этих фигур. В игре «Каждую фигуру – на свое место» дети знакомились с разновидностями округлых форм (круги, овалы с разным соотношением осей, разновидностями прямоугольных форм (квадраты, прямоугольники с разным соотношением сторон, разновидностями треугольных форм (треугольники с разным соотношением сторон и углов). Сначала детям показывала полное изображение предметов, и дети находили в таблице соответствующую фигуру. При повторном проведении предлагала неполное изображение, дети указывали на таблице нужную деталь, чтобы «достроить» такое же изображение. Если дети затруднялись, то предлагала поднести лист с незаконченным изображением к каждой фигуре на таблице. В процессе зрительного и осязательного обследования разнообразных предметов, имеющих сложную форму, дети учились давать подробное словесное описание формы таких предметов. Это такие игры, как «Найди такой же узор» - дети запоминали предложенную карточку и выбирали такую же из 7 карточек, лежащих на столе. А в игре «Найди по описанию» дети сами давали описание орнаментальной форме. Один ребенок стоял перед ширмой и давал словесное описание одной из карточек, другой за ширмой по словесному описанию находил карточку. Также проводились игры: «Кто больше увидит?», «Цветочный магазин», «Мы составляем Петрушку» и другие. Новые задания давала детям и в области ознакомления с величиной. Так в игре «Расставь по порядку» дети расставляли цилиндры по возрастающей (убывающей) высоте. Затем эти же цилиндры расставляли по возрастающей (убывающей) толщине. В другом варианте игры расставляли бруски по возрастающей (убывающей) высоте. Затем эти же цилиндры расставляли по возрастающей (убывающей) длине. Были проведены и другие игры: «Лестница с одинаковыми ступеньками», «Широкая лестница», «Купим кукле школьную форму».
Также использовала дидактические игры в непосредственно – образовательной деятельности. Так, например, при ознакомлении с окружающим использовала серию игр с куклами. В гости к детям приходили куклы Катя и Маша. Куклы были разной величины. Мы приглашали кукол к столу и угощали чаем. Причём нужно было подобрать каждой кукле, соответственно её размера, чайный набор. Здесь же уточнялись цвета: "Какого цвета кружка у Кати?", "Что ещё есть синего цвета?" По такому же типу строила непосредственно – образовательную деятельность: "Уложим кукол спать", "Куклы собираются на прогулку" (подбор одежды по размеру, "Купание кукол".
При прохождении темы "Овощи" и "Фрукты" проводила непосредственно – образовательную деятельность "Наш огород", "В саду или в огороде". Например, детям предлагала взять две корзины, разные по величине, и отправиться собирать урожай. В большую корзину клали большие овощи, а в маленькую - маленькие. Каждый овощ дети ощупывали, определяли его форму, цвет и размер. В конце непосредственно – образовательной деятельности пробовали овощи на вкус.
В непосредственно – образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений в серии игр «Чудесный мешочек» дети на ощупь узнавали геометрические фигуры, находили такую же фигуру, как образец, доставали большие или маленькие фигуры. Закрепляли цвета в игре «Цветные автомобили», «Найди свое место в автобусе». Подбирали одежду и лыжи для девочек и мальчиков по росту.
На рисовании учились смешивать краску для получения другого цвета. Знакомились с теплыми и холодными цветами, с цветами спектра.
В совместной деятельности в режимные моменты закрепляли, полученные знания. Например, во время одевания на прогулку закрепляли цвета одежды, во время умывания обращала внимание на форму мыла, мыльницы. Находили в группе предметы разной формы, цвета и величины. Рассматривали иллюстрации из серии «Волшебный мир красок», проводила опыты «Разноцветная вода», беседу «О чем рассказывает мебель». Много интересных игр было проведено, используя нетрадиционный материал – пробки. Дети с удовольствием выкладывали из них геометрические фигуры, собирали по цвету, собирали бусы, чередуя определенные цвета. Особенно нравилось детям играть в них с элементами соревнования «Кто быстрее»
Для самостоятельного сенсорного развития детей в группе была организована развивающая предметная среда. Создан уголок «Разумейка», где находились дидактические игры на развитие сенсорных восприятий; были такие игры как – пирамидки разных размеров, лабиринты, пазлы, разрезные картинки из 2 частей и из 4 частей и др. дидактические игры, приобретенные в магазине. Уголок ряженья, где находились фартуки, юбки, шапки разных цветов сшитые своими руками. При смене одежды у детей закрепляются представления о цвете (одела юбку красную, шапку зеленую и т. д.). Я изготавливала и создавала множество дидактических материалов для разных тем и дидактических игр по сенсорному развитию своими руками: «Воздушные шары», «Улетающие шары», «Игрушки», «Радуга», «Домино фигур», «Выкладывание орнамента», «Построим дом» и многие другие. Старалась соблюдать эстетичность приготовленного дидактического материала. Для закрепления сенсорного восприятия большую роль играет уголок «Мы строители». В этом уголке в удобных корзинах расположен различный строительный и конструктивный материал: наборы крупного и мелкого строителя, конструкторы «Лего», «Малыш», «Веселая горка» и другие. Дети, играя в строительные и конструктивные игры, закрепляли и цвет, и форму, и величину.
Вся работа по сенсорному восприятию велась вместе с родителями. Во второй младшей группе было проведено анкетирование на тему: «Учимся, играя» В опросе родителей приняло участие 16 человек. Анкетирование проводилось в два этапа – в начале и конце года Результаты анкетирования в начале года показали, что 50% родителей не имело представления о сенсорном развитии и о его воспитание, и они затруднялись ответить о необходимости сенсорного воспитания. Всего 10% родителей обращали внимание на информацию о сенсорном воспитании в родительском уголке и знали, какие условия созданы в ДОУ для сенсорного развития. 50% родителей оценили низкий уровень сенсорного развития своего ребёнка. Родители не обращали внимания, какие дидактические игры у них есть дома по сенсорному развитию. И ни разу с детьми не изготовляли дидактическую игру по сенсорному развитию.
В конце года опрос родителей показал следующие результаты: на 40% родителей стало больше иметь представление о сенсорном воспитании. На 50% родителей больше стали обращать внимание на информацию в родительском уголке о сенсорном воспитании. 20% родителей изготовили дома с детьми дидактические игры на сенсорное развитие «Поможем мышке», «Упражнение с кругами», «Воздушные шарики» и другие. При покупке игрушек родители стали обращать внимание на дидактические игры по сенсорному воспитанию.
Также для родителей была подготовлена консультация «Воспитание сенсорной культуры», оформлена тематическая выставка «Сенсорное развитие ребенка» проведено нетрадиционное родительское собрание «Играем вместе с детьми»
Апробация.
Данная методическая разработка была апробирована с детьми дошкольного возраста от 3 года до 5 лет.
Реализуя данную методическую разработку, пришла к выводу, что использование дидактических игр способствует успешному усвоению сенсорных эталонов: формы, цвета, величины. Дидактическим играм принадлежит серьёзная учебная функция, направленная на организацию и дальнейшее совершенствование опыта ребенка, а так же формирование у него обобщённых представлений и способов действий. Сформированные в дошкольном возрасте сенсорные способности ребенка способствуют его умственному развитию и успешному обучению в школе.
Диагностика «Определения уровня сенсорного восприятия» показала, что 60 % детей имеют высокий уровень, 30 % - средний уровень, 10 % - низкий уровень.
Исходя из результатов диагностики и анкетирования родителей, выяснилось, что некоторые дети значительно опережают своих сверстников, они любопытны, пытливы, проявляют большой интерес к новому, неизвестному, при этом обладают неплохим запасом знаний. Работая с родителями, выяснилось, что детям дома уделяется большое внимание, с ними занимаются, прислушиваются к рекомендациям педагога.
Анализируя свою работу, я отметила, что возможности сенсорного воспитания детей с возрастом значительно возрастают. Разнообразнее, интереснее и богаче становятся самостоятельные игры и упражнения. Если во второй младшей группе, главное место в сенсорном воспитании занимали игры с народными дидактическими игрушками и материалами (катание шариков, надевание колечек, собирание башенок и др., а также различные игры и упражнения с предметами обихода, с игрушками. Дети подбирали детали по 2-3 признакам, чередовали по цвету, разнообразились геометрические фигуры. То в средней группе дети овладевали действиями с дидактическими игрушками и материалами. У них развивалась способность дольше сосредоточиваться на нанизывании колец, чередуя их по цвету и размеру. Детей начинали привлекать элементы соревнования в играх («Кто быстрее соберёт башенку», «Кто быстрее найдёт пару» и т. д.). В этих играх дети объединялись общим игровым действием - элементом соревнования.
В игры детей средней группы вводились материалы типа геометрических фигур и тел (куб, призма, брусок, наборы палочек разных величин, цветов.
В старшем возрасте некоторые игры объединяются в одну. Например, нанизывание колец, складывание матрёшек, подбор предметов к изображениям включаются в игру «Кто больше знает и умеет».
Проработав с детьми в этом направлении можно отметить следующие результаты:
а) Все дети без исключения знакомы с приемами сравнения, синтеза, классификации. Они знают форму, цвет, величину.
б) Примерно 2/3 детей испытывают устойчивый интерес к развивающим играм. Возросла степень их активности в самостоятельной деятельности.
в) Работа по развитию сенсорного развития принесла свой плоды, у детей вырос интерес к новому, это вызывает радость и уверенность в своем деле.
Я считаю, что дидактические игры - одно из средств воспитания и обучения детей дошкольного возраста.