Папки-передвижки

Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста через дидактические игры

Галина Будина
Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста через дидактические игры
▼ Скачать + Заказать документы

«Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста через дидактические игры»

провела воспитатель Будина Галина Зиновьевна

Цель: Cпособствовать повышению интереса педагогов к поиску интересных методов и технологий в работе с детьми по сенсорному развитию. Повысить уровень профессионализма воспитателей.

Публикация «Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста через дидактические игры» размещена в разделах

Задачи:

1. Закреплять теоретические знания педагогов по сенсорному развитию детей через дидактические игры.

2. Познакомить участников мастер-класса с дидактическими играми изготовленными своими руками.

3. Содействовать появлению желания участников мастер-класса применять полученные знания на практике.

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ.

Здравствуйте уважаемые педагоги, мы рады видеть вас на нашем мастер- классе. Сегодня мы с вами поговорим о важности сенсорного развития детей дошкольного возраста через дидактические игры.

В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования выделены направления развития детей дошкольного возраста. В таком направлении как познавательное развитие предполагается формирование первичных представлений об объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира - форме, цвете, размере, материале, пространстве и времени. Решение данной задачи педагогами дошкольных учреждений осуществляется в рамках сенсорного развития.

Актуальность

Сенсорное воспитание ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов, их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т. д. Значение сенсорного развития в раннем и дошкольном возрасте трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире. Сенсорное развитие, с одной стороны, составляет фундамент общего умственного развития ребенка, с другой стороны, имеет самостоятельное значение, так как полноценное восприятие необходимо для успешного обучения ребенка в детском саду, в школе, и для многих видов труда

Основой сенсорного воспитания являются анализаторы, органы чувств: глаза, уши, нос, язык, тело (кожа, тактильные анализаторы (руки). Они обладают природными способностями определять:

глаза (цвет, форму, величину, пространственные отношения); ухо (звуки); нос (запахи); язык (вкус); тело (внешние качества предмета и температуру, временные отношения).

Главными задачами сенсорного воспитания детей 2-3 лет являются :

1. Способствовать формированию умений ребенка наблюдать, рассматривать, прислушиваться, внимательно изучать окружающий мир.

2. Формировать умение ребенка обследовать.

Обследование осуществляется в 3 этапа.

• Формируем умение ребёнка определять форму предмета в целом. Например: снеговик имеет несколько кругов разных размеров; яблоко- круглое.

• Формируем умение ребёнка выявлять форму, размер главных частей предмета. Например: у курицы есть голова, туловище, хвост.

• Формируем умение ребёнка выявлять второстепенные части предмета. Например: у курицы - клюв, глаза, крылья, ноги.

3. Способствовать формированию у детей сенсорных эталонов. Это образцы того или иного качества предмета, выработанные человечеством.

Выделяют эталоны:

• Цвета (красный, зелёный, синий, жёлтый).

• Формы (треугольник, квадрат, прямоугольник, овал и т. д.)

• Величины (большой, маленький, самый маленький и т. д.)

4. Формировать у детей умения использовать свои сенсорные навыки в разных видах деятельности.

Большую роль в развитии сенсорного воспитания играют дидактические игры. Использование дидактических игр в организованной образовательной деятельности и в свободное время расширяют представление малыша об окружающем мире, обучают ребёнка наблюдать и выделять характерные признаки предметов (величину, форму, цвет, а также устанавливать простейшие взаимосвязи.

Дидактическая игра требует усидчивости, серьезный настрой, использование мыслительного процесса. Игра – естественный способ развития ребенка.

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

Основной задачей раннего развития ребенка в 2-3 года является развитие сенсорики, мелкой моторики и координации движений. Хорошим помощником в развитии мелкой моторики в нашей группе являются различные развивающие дидактические игры, которые мы сделали сами.

«Собери ягоды (грибы) в корзину»

Цель: Формировать умение группировать предметы по цвету

Материал: четыре корзины жёлтого изготовленные из красного, зелёного, желтого и синего цветов, крышки тех же цветов.

Воспитатель показывает детям крышки, которые лежат на столе, произвольно перемешанные, и предлагает собрать в корзины. Затем, воспитатель берёт, например, красную крышку и кладет в корзину красного цвета, делая акцент на то, что крышка (ягода) такого же цвета, как и корзина. То же самое воспитатель проделывает и с другими крышками других цветов. Далее собирать ягоды предлагается детям.

«Какие бывают фигуры»

Цель: Формировать знания о геометрических фигурах. (цвет,форма)

Материал: 5 геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал)

Ход игры : воспитатель рассматривают вместе с детьми материал. Дети называют фигуры. Затем по указанию воспитателя собирают геометрические фигуры по цвету, собирают все круги,квадраты,треугольники,овалы, прямоугольники. В игре принимают участие пять детей.

«Чудесный слоненок»

Цель: развивать тактильные ощущения.

1. В коробку (слоненок) кладут предметы разной формы, величины, фактуры (игрушки, геометрические фигуры и тела.) Детям предлагают на ощупь, не заглядывая в коробку, найти нужный предмет

«Подбери по форме»

Цель:

Познакомить с плоскими геометрическими формами – квадратом, кругом, треугольником, прямоугольником. Формировать умение подбирать нужные формы разными методами.

Материалы:

Плоские геометрические фигуры (круги, квадраты, треугольники, прямоугольники). Коробки - вкладыши.

Ход:

Выньте фигурки из углублений и поиграйте с ними: «Вот весёлые разноцветные фигурки. Это круг, он катится – вот так! А это квадрат. Его можно поставить. А теперь фигурки прыгают (танцуют)». Затем предложить детям разложить фигурки «по кроваткам» : «Наступил вечер. Фигуркам пора отдыхать. Давайте положим их спать в кроватки».

Раздайте детям по одной фигурке и предложите по очереди найти место для каждой из них. Когда малыши разложат фигурки, подведите итог игры : «Вот теперь все фигурки нашли свои кроватки и отдыхают». Затем ещё раз покажите и назовите все фигурки, не требуя от детей повторения. Эту игру можно повторять многократно, каждый раз изменяя её сюжет.

«Подбери чашки к блюдцам»

Цели:

Формировать умение различать цвета и использовать названия цветов в речи. Развивать мелкую моторику, внимание.

Материалы:

Наборное полотно, блюдца и чашка разных цветов.

Ход игры:

В магазин сначала привезли блюдца. Продавцы расставили их по полкам. На верхнюю полку поставили вот такие блюдца (показывает)

Какие? (Ответы детей).

На нижнюю – вот такие. Какого они цвета? (Ответы детей). Одинакового ли цвета блюдца на верхней полке и на нижней? (Ответы детей).

Потом привезли чашки. Давайте поможем продавцам подобрать к блюдцам нужные чашки. Они должны быть такого же цвета, как блюдца.

Воспитатель кладёт на стол картонные плоские чашки. Ребёнку он поручает подобрать чашки к блюдцам.

Одобряет действия ребёнка, который, посмотрев внимательно на блюдца, отбирает все нужные чашки. Спрашивает, какого они цвета.

Дидактическое пособие «Пальчиковый сухой бассейн»

Цель: формирование основных сенсорных эталонов : форма, величина, материал, вес, звук; воспитание усидчивости и терпеливости в работе; снятие эмоционального напряжения.

Сухой бассейн – используется для одновременного активного воздействия на различные точки кистей, пальцев, ладоней.

Сделать его очень просто: капсулы от киндер-сюрприза наполняем различными наполнителями (рис, горох, фасоль, складываем их в небольшой глубокий пластиковый контейнер, на дно спрятать игрушки от киндер-сюрприза.

Попросите малыша искать в "сухом бассейне" различные мелкие предметы или игрушки. Погружаясь как можно глубже в наполнитель, ручки ребенка массируются, пальцы становятся более чувствительными, их движения – координированными.

Уважаемые коллеги! Я прошу вас побыть в роли детей дошкольного возраста и поиграть со мной в дидактическую игру : «Волшебные прищепки»

Дидактическая игра : «Волшебные прищепки»

Цель: Развивать мелкую моторику рук, творческие способности у детей младшего дошкольного возраста.

Формировать умение сличать и объединять предметы по признаку цвета, в надевании и снимании прищепок.

Способствовать развитию ощущений собственных движений и формированию положительного настроя на совместную с взрослым работу.

Стимулировать речевую активность детей.

Воспитывать желание помогать.

Оборудование: Вырезать из цветной бумаги крупные цветные сюжетные картинки: Ёжики - 4 цветов (красный, желтый, синий, зеленый, елочки, тучки, солнышко- по количеству детей. Прищепки.

Когда дети научатся надевать и снимать прищепки, можно предложить им игры – задания.

Чтобы игра была интересной для ребёнка, можно прикреплять прищепки по тематике (лучики к солнцу, иголки к ёжику, лепестки к цветку и т. д.)

Ход игры:

1. Взрослый: Отгадайте, кто это такой:

На спинке иголки, длинные, колкие.

А свернется в клубок — ни головы, ни ног.

Дети: Это ежик. Взрослый: (показывает картинку с изображением ежа). Правильно, это ежик. Покажите, где у него глазки, носик, ушки?

Дети показывают.

Взрослый: Давайте поможем нашему ежику найти иголочки.

Взрослый дает ребенку вырезанную из цветного картона заготовку ежика, на которой нарисованы глаза, нос, но нет иголок. Дети прикрепляют к спинке ежика прищепки по цвету.

Взрослый: (поглаживая ежика по его новым иголкам). Ой! Какой ежик стал колючий!

2. А вот новая загадка.

Колкую, зеленую срубили топором.

Красивую, зеленую принесли к нам в дом.

Дети. Это елочка.

Взрослый: Да, это елка, но она плачет. Она потеряла все свои иголочки. Не плачь, не плачь, елочка! Мы тебе поможем.

Взрослый раздает детям вырезанные из зеленого картона треугольники. Дети выбирают из коробки зеленые прищепки и «возвращают» елке ее иголочки.

Взрослый: (поглаживая елку). Ой! У елки иголки колки!

3. Загадка.

Пушистая вата

Плывет куда-то

Чем вата ниже.

Тем дождик ближе.

Воспитатель: Да это же туча. Воспитатель раздает детям тучки.

Давайте сделаем тучке синий дождик. Дети выбирают из коробки синие прищепки. Делают тучке дождик.

Дождик пошёл спрятал солнышко.

4. Взрослый: А где же солнышко? Оно потеряло свои лучики. Какого цвета лучики у солнца?

Дети. Желтого.

Взрослый: Правильно. Давайте поможем солнышку. Солнышко, выгляни, жёлтое, высвети.

Молодцы! Помогли солнышку.

Варианты игр:

воспитатель предлагает детям разобрать прищепки по цветам:

- желтые, синие, зеленые и красные.

-Солнышку сделать разноцветные лучики чередуя желтый, зеленый, красные цвета

-Елочке справа прикрепить желтые иголочки, а с лева синие.

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП

Сегодня мы с вами подтвердили тот факт, что у взрослых и детей познание неизвестного проходит по одному пути: через восприятие сенсорных свойств и качеств, от ощущений к представлениям и понятиям. Наиболее полный образ объекта ребенок получает только тогда, когда задействованы все группы анализаторов. Успешность познавательного, речевого, физического, художественно -эстетического, социально -коммуникативного развития в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т. е. от того, насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее.

В заключении хотелось бы подчеркнуть, что сенсорное развитие составляет фундамент общего умственного развития. А это очень важная, но не единственная сторона общего психического развития. Ребёнок должен развиваться гармонически, т. е. в умственном, нравственном, эстетическом и физическом отношениях. Благодарю Вас за активное участие и творческую работу!

Литература

1. Венгер Л. А, Пилюгина Э. Г,Венгер Н. Б «Воспитание сенсорной культуры ребенка» М-«Просвещение»,1988

2. Пилюгина Э. Г «Занятия по сенсорному воспитанию с детьми раннего возраста» М- «Просвещение»,1983

3. Интернет ресурсы

Публикации по теме:

Дидактические игры на развитие сенсорных эталонов (цвет, величина) для детей младшего дошкольного возраста.Дидактические игры на развитие сенсорных эталонов (цвет, величина) для детей младшего дошкольного возраста. Дидактическая игра. «Подбери чашку к блюдцу».Цель. Учить детей называть и различать красный, желтый, зеленый, синий цвета. Закреплять умение.

Консультация «Развитие музыкальных способностей у детей дошкольного возраста через музыкально-дидактические игры»Консультация «Развитие музыкальных способностей у детей дошкольного возраста через музыкально-дидактические игры» "Развитие музыкальных способностей у детей дошкольного возраста через музыкально-дидактические игры"консультация для педагоговитоговая работа.

Мастер-класс для воспитателей на тему: «Сенсорное развитие детей дошкольного возраста через дидактические игры» МБДОУ Воротынский детский сад№4 «Солнышко» Мастер – класс для воспитателей по теме: «Сенсорное развитие детей дошкольного возраста через.

Отчёт по самообразованию на тему «Сенсорное воспитание детей через дидактические игры» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад Комбинированного Вида № 180” Отчёт по самообразованию на тему:.

План работы по самообразованию «Дидактические игры для детей младшего дошкольного возраста по развитию речи» на 2 годаПлан работы по самообразованию «Дидактические игры для детей младшего дошкольного возраста по развитию речи» на 2 года План работы на 2015-2017 г. 2015-2016 год Раздел плана Сроки Форма работы Практические выходы (рефераты, доклады, открытый просмотр,.

Программа саморазвития «Сенсорное воспитание детей 2–3 лет через дидактические игры» Актуальность Раннее детство – особый период становления органов и систем и, прежде всего, функции мозга. Ранний возраст – самое благоприятное.

Развитие элементарных математических представлений (величина, форма) у детей дошкольного возраста через дидактические игры «Учение в детстве так же прочно, как гравировка на камне…» Протагор «Детство – этап подготовки к будущей жизни». Общество, как правило,.

Родительское собрание в первой младшей группе. Мастер-класс «Сенсорное развитие детей через дидактические игры» Родительское собрание в первой младшей группе Мастер-класс «Сенсорное развитие детей через дидактические игры» Цель: помочь родителям.

План профессионального самообразования «Сенсорное воспитание детей 2–3 лет через дидактические игры» Зимовина План профессионального самообразования воспитателя первой младшей группы Зимовина. В. В. Тема: «Сенсорное воспитание детей 2-3.

Сенсорное воспитание детей через дидактические игры «Сенсорное воспитание детей через дидактические игры» Сенсорное развитие представляет собой фундамент общего умственного развития ребенка,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста через дидактические игры
Опубликовано: 20 ноября 2016 в 20:59
+11Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста через дидактические игры» (включая файлы) размещена пользователем Галина Будина (УИ 925034) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 10.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД