Ольга Годованая
Развитие речи дошкольников в различных видах музыкальной деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
Данная методическая разработка рекомендована музыкальным руководителям и воспитателям дошкольных учреждений. Почему дети так любят петь и танцевать, стремятся к общению с тем, что нельзя увидеть и потрогать? Музыка, являясь одним из основных видов искусства, наиболее близка и понятна ребёнку. Каждый вид музыкальной деятельности является процессом общения педагога с детьми, а, значит, позволяет целенаправленно и эффективно развивать речь ребёнка.
Темочки:
- Работа музыкального руководителя
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2021
Методическая разработка «Развитие речи дошкольников в различных видах музыкальной деятельности».
Годованая О. Ю., музыкальный руководитель МАДОУ д/с «Академия детства»,
г. Нижний Тагил Свердловской области.
Умение общаться со сверстниками и взрослыми, находить верные слова и чётко их произносить – этому надо учить детей с раннего возраста. Одним из средств речевого развития являются различные виды искусства. Музыка-это один из таких видов, который наиболее близок и понятен ребёнку. В последние годы отмечается увеличение количества детей, имеющих нарушение речи. Один из способов развития речи детей- дошкольников - это системное использование средств музыкального воспитания, которое происходит в различных видах музыкальной деятельности (слушание, пение, музыкально-ритмические движения, игра на ДМИ, творчество).
Связь музыки и речи очевидна :
- музыкальные звуки, также, как и речь, воспринимаются слухом;
- выразительность языка музыки сходна с выразительностью речи : музыка, как и речь, имеет интонационную природу (как голос передаёт эмоциональное состояние человека с помощью интонационной окраски, так и музыка, обладая интонацией, выражает настроение, характер).
Исходя из этого и учитывая то, что в последние годы, к сожалению, отмечается увеличение количества детей, имеющих нарушения речи, сочетание работы над речью дошкольников и развитие музыкальных способностей вполне актуально.
Слушание, пение, движение под музыку, игра на музыкальных инструментах – самые приятные для детей способы обучения. Они развивают способность различать звуки на слух, развивают воображение и умение выражать свои мысли и эмоции словами, а также жестами, танцевальными движениями. Каждый вид музыкальной деятельности, являясь процессом общения педагога с детьми, позволяет целенаправленно и эффективно развивать речь дошкольника.
Хотелось бы подробнее остановиться на разных видах музыкальной деятельности с точки зрения их эффективного воздействия на развитие речи детей.
Восприятие или слушание музыки, формирует у дошкольников слуховое внимание, а также отзывчивость на музыкальное произведение. В своей работе я сталкиваюсь со скудностью лексикона детей при определении характера музыки. Поэтому в непосредственно-образовательную деятельность включаю задания, которые активизируют эмоционально-образное восприятие ребёнка и расширяют его речевые возможности. Эти задания выражаются в беседе о прослушанном произведении, характере музыки, связанным с эмоционально-образным содержанием, что способствует проявлению у детей активности в речевом общении: какие чувства передаёт музыка? о чём рассказывает музыка?как рассказывает музыка? При этом музыкальное произведение вызывает у детей естественное желание поделиться своими мыслями, чувствами и впечатлениями. Большую помощь в этом мне оказываюткниги О. П. Радыновой «Музыкальное развитие детей». Постепенно дети приобщаются к музыкальной речи. Но в младших группах, когда речь детей ещё слабо развита, роль педагога более активна. Он сам даёт определения характера музыки, побуждая детей «выводить» знакомые им слова из пассивного словаря в активный, показывает варианты движения, подбирает тембры музыкальных инструментов для оркестровки и т. д. По мере взросления, активность и самостоятельность детей возрастает. Так, характеризуя музыкальное произведение «Весело-грустно» Л. В. Бетховена, ребё нок использует большое количество качественных прилагательных: печальное, тоскливое, одинокое, радостное, улыбчивое, светлое, солнечное и др., а не только «весёлое» и «грустное».
В слушании музыки большую роль играет подборка репертуара. Таким образом,интерес детей к музыкальным произведениям повышается, если:
-музыкальные произведения объединены общим рассказом;
- принадлежат творчеству одного композитора (это, конечно, включает несколько занятий);
- сравниваются по своему содержанию и характеру, имея близкие или контрастные названия;
- в заключении детям предлагаетсяподвигаться под эту музыку, передавая в движениях её характер, свои чувства, музыкальные образы, своё отношение к музыке;
- провести музыкально – дидактическуюигру, наример, «Узнай и назови произведение, композитора».
Пение – безусловно тот вид музыкальной деятельности, в котором работа над речью происходит наиболее эффективно. Дети любят петь, проявляя при этом активность, желание петь, испытывая удовольствие от коллективного пения.
Общеизвестно, что пение развивает дыхание, голос, слух; формирует чувство ритма,темп речи; у ребёнка разрабатывается артикуляционный аппарат, улучшается дикция (ведь отсутствие ясной и чёткой дикции делают пение вялым и слабым). Также следует отметить, что пение на слоге помогает исправлять такие недостатки речи, как «проглатывание» окончаний в словах, невнятное произношение, картавость, шепелявость и др. Так, пение на слоги «ля-ля-ля», «ти-ли-ли», «ту-ру-ру», способствует автоматизации звука, закреплению правильного произношения.
Основным средством овладения языком и развитие речевой активности является повтор. А пение, как раз, и мотивирует детей повторять слова и фразы в песенных куплетах и припевах. Получая удовольствие от пения, дети не осознают, что именно через повторение они заучивают слова, т. к. пропевают их снова и снова. Вот почему большинство текстов детских песен состоит из повторяющихся односложных слогов.
Ещё одно преимущество песен – это рифма, а умение чувствовать рифму-важный навык для детей, особенно для тех, кто имеет речевые проблемы. Неосознанно для дошкольников происходит изучение основ поэзии.
Усвоение вокальных навыков в процессе распевания,разучивания попевок, песен усложняется в каждой возрастной группе.
На втором году жизни (от 1,5 до 2-х лет) дети начинают произносить и нараспев подпевать за педагогом отдельные звуки, окончания слов,музыкальных фраз (да, топ, хлоп, ух, кап, тра-та-та и др., сопровождая их движениями. В этом возрасте малыши подражают речевой и певческой интонации взрослого, пытаются произвести звуки, издаваемые домашними животными, птицами.
Только на третьем году жизни (2-3 года) у детей начинает формироваться певческий голос: дети начинают подпевать не только повторяющиеся слова, но уже и целые фразы. Происходит дальнейшее развитие речи в подпевании.
Дети среднего возраста (4-5 лет) уже имеют определё нную подготовку: у них сформировались некоторые певческие навыки, более точным стало произношение отдельных звуков, слов, укрепился голос. На музыкальных занятиях проводится работа над артикуляцией (дети учатся активно открывать рот во время пения); также продолжается работа над развитием речи (исполнение небольших песенок - попевок, во время исполнения которых, дети стараются чётче произносить слова или, когда предлагается спеть песню индивидуально); усложняется песенный репертуар.
В старшем дошкольном возрасте, наряду с дальнейшим развитием певческого голоса, важной задачей становится выработка дикции. Известный факт, что у ребёнка в этом возрасте недостаточно координированно и чётко работают органы речидвигательного аппарата. У многих детей наблюдается излишняя торопливость в речи, нечёткое произношение слов, «проглатывание» окончаний или наоборот, излишне замедленная манера произношения. Исполняя колыбельные, различные попевки, дети преодолевают эти недостатки в речи.
Таким образом, преимущества певческой деятельности для развития речи детей очевидны :
- совершенствуется голосовой аппарат не только для пения, но и для речи;
- пение помогает понять ритмический строй языка, так как детям приходится пропевать каждый слог;
- требует более чёткой артикуляции со стороны как педагога, так и детей;
- прививая детям культуру выразительного исполнения, мы формируем речевую выразительность;
- песни пополняют словарный запас ребёнка, знакомя его с новыми понятиями;
- развивают способность последовательного изложения фактов, событий, явлений, стимулируют образное мышление;
- пение в ансамбле, хоре развивает способность слышать друг друга, работать в команде, учиться друг у друга, с уважением относиться к товарищам.
Музыкально – ритмические движения (танцы с пением, хороводы) безусловно оказывают коррекционное воздействие на речь детей.
Использование разнообразных упражнений для формирования основных движений и ориентировки в пространстве, общеразвивающие упражнения для развития различных групп мышц (прежде всего рук, мелкой моторики, упражнения, развивающие музыкально-ритмическое чувство, внимание, память, регулирующие мышечный тонус способствуют не только укреплению здоровья. Накапливая музыкально-двигательный опыт, соотнося его с музыкой разного характера, дети передают в свободных выразительных движениях различные музыкально-художественные образы. Важным в этом виде деятельности, можно отметить тренировку наблюдательности, развитие чувства ритма, темпа, общей и мелкой моторики (особую роль играют пальчиковые игры под музыку; логоритмические упражнения, опирающиеся на связь слова, музыки и движения, которые обязательно включаются в планирование работы в группах детей с нарушениями речи; музыкально-двигательные и коммуникативные игры, хороводы, инсценировки песен).
Игра на детских музыкальных инструментах – это один из самых интереснейших видов детской деятельности. Здесь дети имеют возможность проявить свою самостоятельность, творчество, активность; преодолеть излишнюю скованность и застенчивость. Дети с большим удовольствием занимаются этим видом деятельности, поют попевки, небольшие песенки, одновременно передавая ритмический рисунок мелодии. Этот вид деятельности также решает вопросы развития мелкой моторики. В зависимости от возраста происходит постепенное овладение ребёнком приё мами игры на том или ином инструменте: в младшем возрасте это, в основном, шумовые и ударные инструменты (бубны, деревянные ложки, маракасы, музыкальный треугольник и др.).
Создание шумового оркестра-это замечательное средство развития не только метроритмического чувства, но и мелкой моторики у детей. Так, извлекая звук, ребёнок учится контролировать его не только слухом, но и умением кисти руки. Постепенно дети овладевают умением играть на инструментах, имеющими звукоряд (металлофон, ксилофон, ф-но). Это очень развивает слух, что, в свою очередь, очень важно для активизации речи ребёнка. Поэтому важно побуждать детей прислушиваться к звукам мелодии, сравнивать их, различая по высоте, что ведёт к накапливанию бесценного слухового опыта.
Детское творчество. И здесь хотелось бы особо отметить театрализованную деятельность, которая имеет ряд преимуществ, по сравнению с другими видами деятельности, в работе над коррекцией речи ребёнка. В процессе театрализованной деятельности, как разновидности игровой, у детей развиваются основные психические и познавательные процессы: восприятие, память, внимание, воображение и мышление, коммуникативные качества, пополняется словарный запас, что, конечно же, ведёт к развитию речи. Работая над спектаклем, все дети, даже самые стеснительные, вовлекаются в интересный творческий процесс, раскрепощаются, проявляют свою выдумку и находчивость. То, что они не могут выразить словами, они пытаются выразить под музыку с помощью мимики, пластики, жестами. При этом речь их становится более выразительной, а движения более пластичными. Стихотворный текст заучивается детьми легко и своей ритмичностью активизирует детей, помогает держать определённый темп. Перед исполнением любой роли ставятся определённые задачи, которые помогают развивать их фантазию и воображение. Особенно хорошо дети чувствуют мир животных. Они могут легко перевоплощаться в них, подмечая самые характерные движения и звуки, учатся понимать литературное произведение, его смысл, настроение; учатся пересказывать текст, соединяя речь с музыкой и движениями.
Следует отметить большую роль в общем развитии речи детей современных инновационных методик. Это артикуляционная гимнастика врача - фониатораВ. В. Емельянова, а также двигательные, дыхательные упражнения и распевкиОгороднова, пальчиковые игры под музыку Е. Железновой (упражнения для органов речи : языка, губ, лицевой мускулатуры: лошадка, трубочка, иголочка; органов дыхания: собачки, хомячок, воздушные шарики, цветок; упражнения на звукообразование: пение «глиссандо» с низкого звука вверх на звук «у», «Качели», «Ракета»; двигательные упражнения и упражнения на расслабление мышц тела, лёгкий массаж спины, головы, шеи). Опыт показывает, что используемые в работе с дошкольниками инновационные методики, значительно повышают уровень сформированности у детей певческих навыков и исполнительской культуры, обогащению знаний об особенностях голосового аппарата, охране органов речи и способах управления ими.
Таким образом, проанализировав виды музыкальной деятельности с точки зрения их роли в развитии активной речи детей, можно сделать вывод о важности и особом значении каждого из них. Занятия музыкой предполагают для детей особую атмосферу творчества, радости от встречи с прекрасным, поэтому на приподнятом эмоциональном фоне все достаточно серьёзные обучающие и развивающие задачи решаются максимально результативно.