Александра Абдулина
Методическая разработка «Развитие речи детей среднего школьного возраста на основе дидактических игр»
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие речи детей среднего школьного возраста на основе дидактических игр
униципальное автономное дошкольное образовательное учреждение муниципального образования город Краснодар «Центр развития ребенка - детский сад № 182
«Солнечный город»
Методическая разработка
«Развитие речи детей среднего дошкольного возраста на основе дидактических игр»
Публикация «Методическая разработка „Развитие речи детей среднего школьного возраста на основе дидактических игр“» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Развитие речи. Речевые игры, дидактические пособия
- Средняя школа. 5-9 классы
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
Разработали :
Воспитатель Абдулина Александра Сергеевна
Воспитатель Казакова Елена Генадьевна
г. Краснодар 2020г
Оглавление
Введение…. 3
Раздел 1. Теоретические основы развития речи детей среднего дошкольного возраста средствами дидактической игры
1.1. Особенности речи детей среднего дошкольного возраста…. …. 5
1.2. Роль дидактической игры в процессе развития речи детей среднего дошкольного возраста…9
Раздел 2. Дидактические игры для детей среднего дошкольного возраста, направленные на развитие речи
2.1. Игры на расширение словарного запаса и формирование грамматического строя речи…. 12
2.2. Игры на развитие слоговой структуры слова…. 15
2.3. Игры на развитие речевого и фонематического слуха…18
2.4. Игры на развитие связной речи…. 22
2.5. Игры на развитие общих речевых навыков…. 24
Список использованной литературы….…28
Введение
«Игра – это искра, зажигающая огонёк
пытливости и любознательности»
В. А. Сухомлинский
Современные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования выдвигают в качестве приоритетной цели педагогической работы развитие каждого ребенка. Основой для полноценного развития личности ребенка выступает познавательно-речевой компонент, где доминирующая роль принадлежит речи. Речь как ведущее средство общения сопровождает все виды детской деятельности. От качества речи, умения пользоваться ею в игре, при планировании и обсуждении деятельности, наблюдении на прогулке и т. д. зависит успешность ребёнка.
Богатая словарным составом речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие.
Формирование правильной речи является одной из актуальных задач дошкольного образования. Проблема речевого развития детей дошкольного возраста на сегодняшний день очень актуальна, т. к. процент дошкольников с различными речевыми нарушениями остается стабильно высоким. На сегодняшний день образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое. В речи детей существует множество проблем, требующих незамедлительного решения, ведь любое нарушение речи в той или иной степени может отразиться на деятельности и поведении ребенка.
Дети плохо говорящие, начиная осознавать свой недостаток, становятся молчаливыми, застенчивыми, нерешительными. Особенное значение имеет правильное, чёткое произношение детьми звуков и слов в период обучения грамоте, так как письменная речь формируется на основе устной и недостатки устной речи могут привести в дальнейшем к учебной неуспеваемости.
Анализ научной литературы по обозначенной проблеме показывает, что существенные преимущества в развитии речи дошкольников имеет игровая деятельность как ведущая в этом возрасте.
Игра развивает язык, а язык организует игру. Главное назначение игр – развитие ребёнка, того, что в нём заложено и проявлено. Благодаря дидактическим играм воспитательно-образовательный процесс проходит в доступной и привлекательной для детей дошкольного возраста игровой форме.
Дидактическая игра развивает речь детей, обогащает и активизирует словарь, формирует правильное звукопроизношение, развивает связную речь, умение правильно выражать свои мысли.
Несмотря на преимущества дидактических игр в развитии речи детей, они не в должной мере применяются в педагогическом процессе дошкольных учреждений. Во многом это связано с небогатым арсеналом у воспитателей игр и упражнений для развития речи детей, в связи с чем, и была создана данная методическая разработка.
Представленные в методической разработке игры и упражнения направлены на решение следующих задач:
– обогащение активного и пассивного словаря дошкольников;
– развитие слоговой структуры слова, фонематического слуха;
– формирование грамматического строя речи;
– закрепление навыков пользования инициативной речью
Раздел 1. Теоретические основы развития речи детей среднего дошкольного возраста средствами дидактической игры
1.1. Особенности речи детей среднего дошкольного возраста
У ребенка пятого года жизни отмечаются значительные успехи в умственном и речевом развитии. Он начинает выделять и называть наиболее существенные связи и точно отражать их в речи. Речь его становится разнообразней, точнее и богаче по содержанию. Возрастает устойчивость внимания к речи окружающих, он способен до конца выслушивать ответы взрослых.
Значительно улучшается звукопроизношение: полностью исчезает смягченное произнесение согласных, редко наблюдается пропуск звуков и слогов. К 4 годам почти все дети произносят шипящие звуки, а к 5 годам появляются и звуки Л, Р. Итак, в 5 лет произношение всех звуков должно быть в норме. Но у некоторых детей еще остается неустойчивое произношение некоторых звуков.
На пятом году жизни ребенок способен узнавать на слух наличие того или иного звука в слове, подобрать слово на заданный звук. Особенно, если раньше работа по развитию фонематического (звукового) восприятия проводилась в детском саду воспитателем.
Если в 4 года словарь ребенка составлял 2500 слов, то в 5 лет уже 3000 слов. Это дает возможность ребенку полнее строить свои высказывания. В речи детей чаще появляются прилагательные, которыми они пользуются для обозначения признаков и качеств предметов, для определения цвета, кроме основных называют дополнительные (голубой, темный, оранжевый). Начинают появляться притяжательные прилагательные – лисий хвост, заячья избушка, слова, указывающие на свойства предметов, качества, материал, из которого они сделаны (железный ключ). Все шире использует наречия, местоимения, сложные предлоги (из-под, около и др.). Появляются обобщающие слова (посуда, одежда, мебель, овощи, фрукты).
Свое высказывание ребенок строит из 2-3 простых распространенных предложений, сложносочиненные и сложноподчиненные предложения использует чаще, но всё еще мало.
Чем старше становится ребенок, тем большее влияние на его речевое развитие оказывает семья. Взрослым нужно следить за своей речью: говорить не быстро, правильно произносить слова, интонация должна быть спокойная. В возрасте 4-5 лет иногда возникает заикание, чаще у мальчиков, очень подвижных и эмоциональных. Причины его – различны: испуг, подражание, наследственный фактор и т. д. Необходимо ежедневно читать ребенку книги, учить больше стихов.
1.2. Роль дидактической игры в процессе развития речи детей среднего дошкольного возраста
Дошкольный возраст наиболее благоприятен для развития речи. К трем годам, как правило, ребенок интенсивно набирает словарь, начинает говорить фразами. Одновременно с развитием речи развивается мышление и воображение, внимание, память, мышление - основы, на которых строится речь. Развитие речи ребенка - это ответственная работа, требующая подбора наиболее действенных средств и методов обучения. Одно из таких средств - игра, которая является ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте. Как говорил А. С. Макаренко: «Игра обязательно должна присутствовать в детском коллективе. Детский коллектив, не играющий, не будет детским коллективом…»
Воображение, развивается только в коллективе, обязательно играющем. В процессе реализации ФГОС ДО в ДОО игровой деятельности, как форме организации детской деятельности, отводится особая роль игре. Игра – это ведущая деятельность ребенка, посредством которой он органично развивается, познает. Таким образом, игра выступает как самая важная деятельность, через которую педагоги решают все образовательные задачи, в том числе и обучение.
Дидактические игры
Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания личности ребенка.
Дидактические игры играют важную роль в развитии речи детей : пополняется и активизируется словарь, формируется правильное звукопроизношение, развивается связная речь, умение правильно выражать свои мысли. Дидактические задачи многих игр составлены так, чтобы научить детей составлять самостоятельные рассказы о предметах, явлениях в природе и в общественной жизни. Некоторые игры требуют от детей активного использования родовых, видовых понятий, например, «назови одним словом» или «назови три предмета».
В процессе многих игр развитие мышления и речи осуществляется в неразрывной связи. Активизируется речь при общении детей в игре, решение спорных вопросов. В игре развивается способность аргументировать свои утверждения, доводы.
В дошкольной педагогике все дидактические игры можно разделить на 3 основных вида : игры с предметами (игрушками, настольно-печатные и словесные игры.
Структурой дидактической игры являются :
•Дидактическая задача (нужно знать уровень подготовленности воспитанников, т. к. они должны оперировать уже имеющимися знаниями и представлениями).
•Игровые правила ( цель: организовать действия, поведение детей; могут разрешать, запрещать, предписывать, делая игру занимательной, напряженной).
•Игровые действия или ход игры (ими направляется, контролируется выполнение правил).
Методика организации дидактических игр имеет три этапа : подготовка, проведение, анализ.
«Подготовка» :
• отбор игры в соответствии с задачами воспитания и обучения: углубление и обобщение знаний, развитие сенсорных способностей, активизация психических процессов (память, внимание, мышление, речь и др.);
• установление соответствия отобранной игры программным требованиям воспитания и обучения детей определенной возрастной группы;
• определение наиболее удобного времени проведения дидактической игры (в процессе организованного обучения на занятиях или в свободное от занятий и других режимных процессов время);
• выбор места для игры, где дети могут спокойно играть, не мешая другим;
• определения количества играющих (вся группа, небольшие подгруппы, индивидуально);
• подготовка необходимого дидактического материала для выбранной игры (игрушки, разные предметы, картинки);
• подготовка к игре самого воспитателя: он должен изучить и осмыслить весь ход игры, свое место в игре, методы руководства игрой;
• подготовка к игре детей : обогащение их знаниями, представлениями о предметах и явлениях окружающей жизни, необходимыми для решения игровой задачи.
«Проведение» :
• ознакомление детей с содержанием игры, с дидактическим материалом, который будет использован в игре (показ предметов, картинок, краткая беседа, в ходе которой уточняются знания и представления детей о них);
• объяснение хода и правил игры. При этом воспитатель обращает внимание на поведение детей в соответствии с правилами игры, на четкое выполнение правил;
• показ игровых действий, в процессе которого воспитатель учит детей правильно выполнять действие, доказывая, что в противном случае игра не приведет к нужному результату (например, если кто-то из ребят подсматривает, когда надо закрыть глаза);
• определение роли воспитателя в игре, его участие в качестве играющего, болельщика или арбитра. Мера непосредственного участия воспитателя в игре определяется возрастом детей, уровнем их подготовки, сложностью дидактической задачи, игровых правил. Участвуя в игре, педагог направляет действия играющих (советом, вопросом, напоминанием);
• подведение итогов игры – это ответственный момент в руководстве ею, т. к. по результатам, которых дети добиваются в игре, можно судить об ее эффективности, о том, будет ли она с интересом использоваться в самостоятельной игровой деятельности ребят. При подведении итогов воспитатель подчеркивает, что путь к победе возможен только через преодоление трудностей, внимание и дисциплинированность.
• В конце игры педагог спрашивает у детей, понравилась ли им игра, и обещает, что в следующий раз можно играть в новую игру, она будет тоже интересной. Дети обычно ждут этого дня.
«Анализ» :
Анализ проведенной игры направлен на выявление приемов ее подготовки и проведения: какие приемы оказались эффективными в достижении поставленной цели, что не сработало и почему. Это поможет совершенствовать как подготовку, так и сам процесс проведения игры, избежать впоследствии ошибок. Кроме того, анализ позволит выявить индивидуальные особенности в поведении и характере детей и, значит, правильно организовать индивидуальную работу с ними. Самокритичный анализ использования игры в соответствии с поставленной целью помогает варьировать игру, обогащать ее новым материалом в последующей работе.
В процессе многих игр развитие мышления и речи осуществляется в неразрывной связи, например, в работе используются такие игры, как «Назови ласково», «Чего не хватает», «Угостим животных» и т. д.
Таким образом, игра – ведущий вид деятельности, а игровая деятельность – самое интересное, доступное для ребёнка занятие. Эффективная организация дидактических игр способствует расширению и активизации словаря детей, формированию грамматического строя и развитию речи детей среднего дошкольного возраста в целом.
Раздел 2. Дидактические игры для детей среднего дошкольного возраста, направленные на развитие речи
2.1. Игры на расширение словарного запаса и формирование
грамматического строя речи
Игра «Съедобное - несъедобное»
Цель игры: обогащение словарного запаса, развитие слухового внимания,
памяти, мышления.
Оборудование: мяч.
Ход игры. В эту игру можно играть как с одним ребенком, так и с группой детей. Дети становятся в круг, в центре которого находится взрослый (ведущий). Он бросает ребенку мяч, называя при этом любое слово. Тот, кому кидается мяч, должен подумать и решить поймать мяч или отбросить его. Думать слишком долго нельзя, отвечать следует быстро. Если ребенок допустил ошибку и поймал мяч, когда был назван несъедобный предмет, он выходит из игры на 1–2 круга.
Игра «Что это?»
Цель игры: закрепление в речи детей обобщающих понятий, расширение
словарного запаса.
Оборудование: мяч.
Ход игры. Участники игры встают в круг. Взрослый называет любой предмет и
бросает мяч одному из детей. Тот ребенок, который его поймал, должен вернуть его взрослому и назвать обобщающее понятие, к которому относится названный предмет. Например, яблоко – фрукт, юбка – одежда, стакан – посуда, мотоцикл – транспорт, туфли – обувь и т. д.
Игра «Назови ласковым словом»
Цель игры: закрепление умения образовывать существительные в
уменьшительно-ласкательной форме, обогащение словарного запаса, развитие ловкости и быстроты реакции. Оборудование: мяч.
Ход игры. Взрослый бросает мяч ребенку, называя любое существительное.
Малыш, возвращая мяч, должен назвать это слово в уменьшительно-ласкательной форме.
Например: мяч – мячик; стол – столик; ключ – ключик; шар – шарик; кукла – куколка.
Игра «Что из чего?»
Цель игры: овладение умением употреблять относительные прилагательные,
умения их образовывать, обогащение словарного запаса, развитие памяти,
мышления, внимания.
Оборудование: мяч.
Ход игры. Перед началом игры ребенку следует напомнить о том, что если предмет сделан из дерева, то он деревянный, из железа, то он железный, из стекла, то он стеклянный и т. д. Затем, взрослый бросает ребенку мяч и говорит: «Если сапоги из кожи, то они.», а ребенок, возвращая мяч, должен ответить: «Сапоги из кожи – кожаные». Например:
варежки из шерсти – шерстяные варежки;
ключ из стали – стальной ключ;
пальто из драпа – драповое пальто;
ведро из меди – медное ведро;
игрушка из плюша – плюшевая игрушка;
ваза из хрусталя – хрустальная ваза и т. д.
Игра «Подумай и доскажи»
Цель игры: совершенствование у ребенка навыка словообразования, тренировки в запоминании и повторении слов-глаголов, которые образованы путем изменения приставки, расширение словарного запаса. Оборудование: мяч
Ход игры. Взрослый кидает ребенку мяч и произносит начало слова — приставку,
а ребенок, возвращая мяч обратно, договаривает недостающую, заранее условленную часть слова — корень, и повторяет слово целиком. Например, принести - унести-внести - занести-вынести - перенести; ехать - уехать-приехать.
Игра «Что это такое?»
Цель игры: пополнение словарного запаса ребенка словами, которые обозначают предметы, их признаки и действия.
Оборудование: игрушки и различные предметы, знакомые ребенку, картинки, на которых изображены действия с предметами.
Ход игры. В эту игру можно играть вдвоем или группой. Взрослый показывает ребенку разные игрушки и предметы и задает вопросы: кто это или что это? В ответ ребенок должен назвать предмет. Потом взрослый показывает ребенку картинки и опять задает вопросы: кто это или что это? Что он (она) делает? Какого это цвета?
Игра «Разложи правильно»
Цель игры: овладение умением сравнивать.
Оборудование: картинки из лото, известные ребенку, например: игрушки, посуда, мебель, одежда и т. п.
Ход игры. Взрослый показывает и называет маленькую карточку с изображением, если она подходит ребенку он берет ее себе. Игра ведется до тех пор, пока не закроются карты.
Ход игры. Игру можно проводить как соревнование. В таком случае, выбираются двое детей : мальчик и девочка. Девочке нужно выбирать картинки с мужской одеждой, а мальчику – с женской.
Игра «Животные»
Цель игры: овладение умением различать диких и домашних животных.
Оборудование: карточки, на которых изображены животные, две картинки большего размера с изображениями леса и дома.
Ход игры. Взрослый раскладывает карточки перед ребенком и просит отложить картинки с домашними животными к картинке с домом, а диких — к картинке с лесом. В эту игру можно играть и с группой детей.
2.2. Игры на развитие слоговой структуры слова
Игра «Будь внимателен»
Цель игры: овладение умением запоминать и последовательно повторять слоги, слова, обогащение словарного запаса ребенка, закрепление правильного произношения звуков.
Оборудование: специального оборудования не требуется.
Ход игры. В игру можно играть как с одним ребенком, так и с группой детей. Взрослый последовательно называет слоги или слова, а ребенок повторяет их. На первых порах взрослый может называть 2—3 слога, но по мере усвоения игры количество слогов может увеличиваться до 5. Если ребенок хорошо справился с заданием, то можно предложить ему запомнить и последовательно повторить ряд слов. При этом нужно помнить о том, что слова должны состоять из 2—3 слогов и иметь похожую структуру.
Например, для повторения можно предложить такие слоги: [ПА–ПО–ПУ], [ДА– ДЫ–ДО], [КА–КЫ–КО], [ЛА–ЛУ–ЛЫ] и т. д.
Слова: Брошка – кошка – окошко; мешок – пушок – петушок и т. д.
Игра «Перевертыши»
Цель игры: тренировка в преобразовании слогов путем замены твердого звука на мягкий или наоборот.
Оборудование: специального оборудования не требуется.
Ход игры. Перед началом игры взрослый объясняет ребенку, как можно превратить твердый слог в мягкий и наоборот. Для этого нужно заменить в слоге гласный звук. Например, ло – лё, ма – мя, па – пя и т. д. Затем ребенок пробует преобразовывать слоги самостоятельно, а взрослый подбирает их так, чтобы они содержали звуки, которые ребенок произносит правильно.
Игра «Назови ударный слог»
Цель игры: овладение умением определять ударный слог в словах, обогащение словарного запаса.
Оборудование: специального оборудования не требуется.
Ход игры. Взрослый произносит слова, выделяя голосом ударный слог, а ребенок должен услышать и повторить его. На начальном этапе ребенку можно предлагать слова из двух прямых слогов (мама, каша, а по мере усвоения использовать слова с тремя и более слогами.
Игра «Повтори по порядку»
Цель игры: овладение умением запоминать и повторять звуки в той последовательности, в которой он их услышал. Оборудование: специального оборудования не требуется.
Ход игры. Взрослый называет ребенку в определенной последовательности 2–3 гласных звука, например, [у-и-а] или [а-о-у]. Задача ребенка заключается в том, чтобы запомнить в каком порядке произносились звуки и повторить их.
Игра «Повтори по слогам»
Цель игры: овладение умением проговаривать слова по слогам.
Оборудование: специального оборудования не требуется.
Ход игры. Взрослый называет ребенку слова, которые он знает и звуки в которых произносит правильно. Малыш должен повторить названные слова, соблюдая при этом деление на слоги. Например, ок-но (2 слога, кош-ка (2 слога, дом (1 слог) и т. д.
Игра «Часы»
Цель игры: развитие речевого внимания и артикуляционного аппарата.
Оборудование: круг, разделенный по диагонали на несколько частей.
Ход игры. Воспитатель. У меня волшебные часы (показывает круг, разделенный на части). Они могут говорить (раскачивает руками из стороны в сторону, держа круг перед детьми) : «Ут-ро. Ут-ро» (дети повторяют). Что вы делаете утром? (Ответы детей.) Умывайтесь (имитируют умывание).
Часы говорят: «День-день» (раскачивает руками на каждое слово). Что они вам сказали? Что вы делаете днем? (Ответы детей.) Ешьте (имитируют). Слушайте, что скажут часы: «Ве-чер, ве-чер» (дети произносят слово целиком). Что вы делаете вечером? Мы смотрим телевизор (обводит рукой комнату, дети следят за рукой).
Часы говорят: «Ночь-ночь» (дети повторяют слово). Что вы делаете ночью? (Ответы детей.) Спите (дети имитируют сон).
Часы говорят: «До сви-да-ния». (Дети прощаются с часами.)
2.3. Игры на развитие речевого и фонематического слуха