Татьяна Ромашкина
Конспект урока по русскому языку в 3 классе «Разделительный мягкий знак»
▼ Скачать +Заказ
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Минутка чистописания.
- Откройте тетради, запишите число.
3. Проверка д. з.
Пока 1 ребенок пишет слово чашка и делает фонетический разбор в это время другие дети отвечают на вопросы учителя при помощи сигнальных карточек.
Задание на доске: Составь из слов предложения.
4. Повторение пройденного материала.
Публикация «Конспект урока по русскому языку в 3 классе „Разделительный мягкий знак“» размещена в разделах
- Начальная школа. 1-4 классы
- Начальная школа. 3 класс
- Русский язык, 3 класс
- Русский язык, конспекты уроков
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
- Давайте вспомним, о чем мы говорили на прошлых уроках. Эти знания пригодятся вам сегодня на уроке. Сейчас на мониторе появятся слова с пропущенными буквами. Запишите эти слова в тетрадях, вставьте пропущенные буквы. Будьте внимательны, подбирайте проверочные слова, вспоминайте правила.
На электронной доске последовательно появляются следующие слова: значок – значка, крючок-крючка, сачок-сачка, бычок-бычка. Пружина, вершина, ошибка, снежинка, врачу, лещу, куча, задача.
Дети записывают слова в тетрадях, с комментированием, подчеркивают орфограммы.
4. Объяснение нового материала.
- Среди слов, записанных в тетради, найдите слово, в котором букв больше, чем звуков. (Коньки) Почему? (Мягкий знак не обозначает звуков) Сколько букв в этом слове? Сколько звуков? (6 букв, 5 звуков). Для чего нужен мягкий знак в этом слове? (Он показывает мягкость согласного)
-Всегда ли мягкий знак нужен для обозначения мягкости согласного? (Нет, он может разделять согласные от гласных)
- Как называется этот мягкий знак? (Разделительный)
-Правильно.
На доске появляется тема урока :
Разделительный мягкий знак.
Сегодня мы узнаем какую роль может играть ь в словах.
- Научимся определять орфограммы в слове.
- Применим свои знания при письме.
- Какая роль у ь в слове мальчик? (Показатель мягкости)
- А в слове Илья? (Разделительный).
Разделите слова на 2 группы.
1 ребенок у доски.
- Поменяйтесь тетрадями и проверим друг у друга правильно ли записаны слова. На полях поставьте оценку.
На доске: 1 ст. : олень, метель, кисель, пальцы, пеньки, письмо.
2 ст. : обезьяна, варенье, вьюга, ружье, воробьи, друзья, здоровье.
- Посмотрите внимательно на слова из второго столбика. Перед какими гласными пишется разделительный ь? (Перед е, ё, ю, я, и)
На доске появляется схема.
Работа с учебником:
- Сколько звуков обозначают гласные е,ё,ю,я в этих словах? (2)
- Откройте учебник на стр. 68, прочитайте правило.
- К словам из второго столбика подберите слова-признаки. Воробьи какие? (шустрые, проворные, маленькие, голодные)
шустрые воробьи
снежная вьюга
верные друзья
вкусное варенье
крепкое здоровье.
Выходит ученик и записывает 2 словосочетания, делает их разбор.
На доске: Какова же рол ь в словах? (Меняется значение слова)
Устно измените слова, поставьте в них ь. Что происходит со словами? (меняется их значение).
Физ минутка – «Крабики».
5. Словарная работа
- Отгадайте загадку (загадка на доске) – компьютер.
Дети записывают слово в словарик, выделяют ударение, подчеркивают безударные гласные.
- Посчитайте сколько в этом слове букв и звуков (9 б., 9 зв.).
- Придумайте и запишите словосочетание с этим словом.
5. Закрепление пройденного материала.
Устно: - Назовите слова с разделительным мягким знаком :
Ишь, разбойничья попрода:
Цапнул солнце с небосвода
И с набитым животом
Завалился под кустом.
Да и хрюкает спросонья, Словно сытая хавронья.
….
А ткачиха с поварихой,
С сватьей бабой Бабарихой
Не хотят его пустить
Чудный остров навестить.
…
Знайте, вот что не безделка:
Еь в лесу, под елью белка.
…
Эти витязи морские
Мне ведь братья все родные.
Не печалься же, ступай,
В гости братцев поджидай.
На доске: задание 1 (дети выходят по очереди и записывают слова).
Задание 2.
Запись 1 предложения и полный синтаксический разбор.
6. Рефлексия.
У детей:
1 2 3 4 5
- Ответьте на вопросы:
1. Мягкий знак не обозначает звука. (+)
2. В слове «коньки» разделительный мягкий знак. (-)
3. Разделительный мягкий знак пишут после согласной перед гласными е, ё, ю, я, и? (+)
4. В слове «письмо» мягкий знак показывает мягкость согласного. (+)
5. Разделительный ь показывает, что следующие за ним гласные е, ё, ю, я обозначают два звука. (+)
Взаимопроверка.
7. Подведение итогов. Домашнее задание.
Дифференцированное домашнее задание: сильным – восстановить деформированный текст, слабым – списать текст, подчеркнуть орфограммы. Сделать звуко-буквенный разбор слова - друзья.