Ольга Потуремская
Методическая разработка «Использование лего-конструктора в обучении грамоте»
▼ Скачать + Заказать документы
Введение
Дошкольный возраст - это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становление и развитие всех сторон речи.
Правильная речь – один из показателей готовности ребенка к обучению в школе, залог успешного освоения им грамоты и чтения. Основной задачей в процессе обучения грамоте является формирование у дошкольников умения ориентироваться в звуковой системе языка, обучение их звуковому анализу слова, установление различительной роли звука, основных качественных его характеристик.
Публикация «Методическая разработка „Использование лего-конструктора в обучении грамоте“» размещена в разделах
- Лего. Конструктор LEGO
- Лего. Методические разработки
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Строительный материал. Методические разработки
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2020
Обучение грамоте очень трудная задача и требует долгого периода занятий. Разделение понятий «звук» и «буква» — важное условие для осознания фонемного принципа русского алфавита и русской орфографии. Именно с различения звука и буквы стал осознаваться основной принцип создания русского алфавита: буквы обозначают не звуки речи, число которых бесконечно, а звуки языка, число которых ограничено. Несовпадение же количества фонем русского языка с числом букв (последних значительно меньше) обусловлено стремлением создать экономный алфавит, позволяющий буквам обозначать различные фонемы.
Особое место обучению грамоте отведено в коррекционно-развивающем процессе. Дети, имеющие недоразвитие речи, входят в группу риска по дисграфии и дислексии (нарушение письма и чтения). При обучении грамоте эти дети испытывают определенные трудности, например, в усвоении понятий «согласный» и «гласный», йотированных гласных, в различении звуков по твердости-мягкости, звонкости-глухости, поэтому работу с ними необходимо разнообразить более эффективными методами и приёмами.
К тому же поиск результативных методик работы с детьми стимулировал введённый ФГОС ДО.
Стандарт призывает выстраивать систему дошкольного воспитания на основе интересов ребёнка. Развитие дошкольника должно осуществляться в деятельности - общении, игре, познании. Основным принципом дошкольного образования согласно ФГОС является построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится полноценным участником (субъектом) образовательных отношений, а так же поддержка инициативы детей в различных видах деятельности. Детская инициатива проявляется в свободной деятельности детей по выбору и интересам -. Возможность играть, рисовать, конструировать, сочинять в соответствии с собственным желанием.
Игра – необходимый спутник детства. Только в игре ребенок познает с удовольствием, а новый материал запоминает надолго. Игра движет обучением. Обучаясь легко, ребенок легко усваивает новые формы. Название датской компании, производящей самый популярный в мире конструктор ЛЕГО, переводится как “Играй легко” или “Играй с удовольствием”. С Лего дети учатся играя. Отечественные логопеды и зарубежные педагоги отмечают, что использование в работе с детьми Лего - конструктора позволяет за более короткое время достичь устойчивых положительных результатов в обучении и воспитании. Лего – конструирование полностью отвечает интересам детей, их способностям и возможностям, поскольку является исключительно детской деятельностью
Цель методической разработки – организовать обучение грамоте детей старшего дошкольного возраста (6-7 лет) посредством Лего - конструирования.
Для достижения цели определены задачи:
1. активизировать знания детей о понятиях «звук», «буква», «слог», «слово», «предложение»;
2. закреплять умение делить слова на слоги, определять последовательность слогов в слове, обучать анализу и синтезу звукового состава слова;
3. закреплять знания о предложении;
4. расширять словарный запас;
5. развивать фонематический слух;
6. развивать мелкую моторику рук;
7. формировать конструктивные навыки;
8. воспитывать умение воплощать задуманное через использование конструктора.
Актуальность разработки значима в свете внедрения ФГОС ДО, так как:
- является средством не только речевого, но и разностороннего развития дошкольников,
-позволяет сочетать образование, воспитание и развитие дошкольников в режиме игры (учиться и обучаться в игре);
- позволяет воспитанникам проявлять инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности – игре, общении, конструировании и др.
-объединяют игру с исследовательской и экспериментальной деятельностью, предоставляют ребенку возможность экспериментировать и созидать свой собственный мир, где нет границ.
Данная методическая разработка может быть использована учителями-логопедами ДОУ компенсирующего вида, воспитателя дошкольных учреждений.
Роль лего - конструктора в речевом развитии детей
В педагогической практике широко используются разнообразные виды конструирования – из деталей конструктора, крупногабаритных модулей, из бумаги, природных и бросовых материалов. Из всего многообразия конструкторов, которые используются для детей старшего дошкольного возраста, хотелось бы остановиться на Лего - конструкторе, который представляет собой яркий, красочный, полифункциональный материал, имеющий огромные возможности для поисковой и экспериментально-исследовательской деятельности ребёнка. С его помощью трудные задания можно решить посредством увлекательной игры.
Элементы Лего - конструктора имеют разные размеры, разнообразны по форме и имеют простые варианты скрепления с другими элементами. В силу своей педагогической универсальности они оказываются наиболее предпочтительными наглядными пособиями и развивающими игрушками.
Лего - конструктор способствует развитию представлений о цвете, форме, величине, пространстве. Такое сочетание различного рода воздействий облегчает усвоение ряда понятий.
В процессе сборки конструктора, у ребенка развивается воображение и абстрактное мышление, конструирование учит ребенка фантазировать. Дети не просто собирают готовые изделия, но и с удовольствием играют в получившихся декорациях.
Детей, увлекающихся конструированием, отличают активное стремление к созидательной деятельности, желание экспериментировать, изобретать; у них развиты пространственное, логическое, математическое, ассоциативное мышление, память, что является основой интеллектуального развития.
Благодаря конструктивной деятельности особенно быстро совершенствуются навыки и умения, умственное и эстетическое развитие ребенка. Играя с Лего-конструктором, у ребенка активно развивается мелкая моторика. Ведь ребенку предстоит сопоставлять детали конструктора, чтобы они подходили друг к другу. Руки начинают чувствовать деталь, ее углы, выступы. По эффективности развития моторики, по мнению опытных педагогов, Лего-конструктор находится наравне с лепкой и рисованием. У детей с хорошо развитыми навыками в конструировании быстрее развивается речь, так как тонкая моторика рук связана с центрами речи.
Остановимся на рассмотрении использования Лего-конструктора в развитии речи детей.
Применение дидактических упражнений с использованием Лего-элементов достаточно эффективно при проведении занятий по подготовке к обучению грамоте, коррекции звукопроизношения, ознакомлению с окружающим миром и т. д.
При работе с Лего хорошо отрабатывать грамматические конструкции : согласование числительных с существительными.
При создании построек по определенной сюжетной линии дети учатся правильно соотносить «право», «лево», «сзади», «спереди», «под», «над», различать понятия «между тем-то и тем-то» т. д., тем самым формируется понимание пространственных отношений между предметами.
Конструирование фигур животных помогает детям научиться выделять части целого и отработке падежных окончаний (котёнок без чего? - без хвоста). Составление частей разных животных помогает развивать понимание образование сложных слов (игра «Волшебный зоопарк», где соединяется голова крокодила и туловище тигра и получается крокотигр).
В процессе работы дети используют разные детали ЛЕГО конструктора, запоминают их название, назначение, называют форму, цвет деталей, что способствует в свою очередь обогащению словаря детей.
Действия с конструктором помогают обогащать словарь существительными, прилагательными, наречиями, предлогами, глаголов с приставками и др. частями речи.
Использование Лего - технологий способствует и развитию связной речи.
Пересказ рассказа не по сюжетной картинке, а по объёмному образу декораций из конструктора, помогает ребёнку лучше осознать сюжет, что делает пересказ более развёрнутым и логичным.
При выполнении постройки дети не только учатся строить по образцу и показу, но и проговаривают: как строить - что, за чем; как лучше, чем закончить. Этим дошкольники обогащают глагольный словарь, учатся называть действия, упражняются в словообразовании (приставочный способ, развивают речевую активность.
Развивая речетворчество дошкольников, воспитатель может предложить детям придумать сказку о том, как одна постройка превратилась в другую, по ходу рассказывания осуществляя данное превращение. Во время постройки дети могут описывать своих героев или саму постройку.
Созданные постройки из ЛЕГО можно использовать в играх-театрализациях, в которых содержание, роли, игровые действия обусловлены сюжетом и содержанием того или иного литературного произведения, сказки и т. д., а также имеются элементы творчества.
Помимо выше указанного, в процессе Лего - конструирования реализуется еще одна немало важная задача: подготовить руку к обучению письму. Ловкие, точные движения рук дают ребенку возможность быстрее и лучше овладеть техникой письма. Предлагая детям работу с мелкими элементами, требующими не только тонких и точных движений руки и пальцев, но и четкого согласования движения руки и глаза, мы, педагоги, готовим руку ребенка к письму. Очень важно и то, что при сборке элементов одновременно работают обе руки, а значит, задействованы оба полушария головного мозга: левое ответственно за язык и речь, правое – за ориентацию в пространстве и некоторые эмоциональные состояния. Взаимодействую с конструктором Лего, у ребенка развиваются все предпосылки, необходимые для письма, а именно:
формируется правильный захват орудий письма через правильный захват деталей конструктора;
в процессе конструирования дети упражняются в правильном распределении мышечной нагрузки руки;
развивается пространственная ориентировка;
происходит развитие аналитико-синтетической деятельности (письмо подразумевает умение ребенка проводить анализ и синтез графических образов букв, что они могут увидеть при выкладывании букв из конструктора; в старшем дошкольном возрасте ребенок проводит анализ и синтез графических условных изображений предметов, а затем переходит к аналогичной работе с образами букв).
Таким образом, в процессе конструктивно-игровой деятельности педагог, опираясь на непроизвольное внимание детей, активизирует их познавательную деятельность, совершенствует сенсорно-тактильную и двигательную сферу, поведение, развивает коммуникативную функцию и интерес к обучению.
Тематическое планирование работы
по обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста
посредством лего-конструирования
Тематический план разработан для использования в организованной образовательной деятельности детей в рамках проведения коррекционных занятий по обучению грамоте детей, имеющих нарушения в речевом развитии. Продолжительность каждого занятия с учетом возраста детей и в соответствии с требованиями СанПиНа составляет 25-30 минут. Занятия по обучению грамоте, с использованием Лего – конструктора проводятся 2 раза в неделю.
Деятельность носит развивающий характер и, как правило, проходит в игровой форме, с интересным содержанием, творческим заданиями.
№
п/п Тема Кол-во часов Игры, с использованием Лего-конструктора Цель
1 «Путешествие по азбуке» 1 «Знакомься- Лего-страна» Дать представления об азбуке, представить героев Лего-страны, которые помогут детям освоить азбуку.
2 «Гласные звуки», знакомство с гласными буквами
16 «Знакомься – Лего красный!», «Собери букву из Лего-конструктора» Формировать понятие «звуки речи» и понятие «гласный звук». Закреплять образ буквы.
3 «Согласные звуки», знакомство с согласными буквами 48 «Знакомься – Лего –согласный, твердый!», «Знакомьтесь-Лего-согласный, мягкий!» «Собери букву из Лего-конструктора» Обобщить представления детей о гласных и согласных звуках. Закреплять образ буквы.
4 «Гласные и согласные звуки»
3 «Подружим гласного и согласного Лего-человечков» Обобщить представления детей о гласных и согласных звуках.
5 «Слог. Звуковой анализ слога» 2 «Знакомься – Лего-кирпичик самый маленький»;
«Поставь Лего-человечков на дорожку» Познакомить детей с понятием «слог», учить проводить звуковой анализ слога.
6 «Слова. Звуковой анализ слов. Деление слов на слоги»
2 «Знакомься- Лего-кирпичик желтого цвета»
«Построй дорожки из Лего-кирпичиков» В игровой форме учить детей проводить звуковой анализ слова. Учить делить слова на слоги, определять количество слогов и место ударения в слове.
7 «Слова и предложения» 5 «Построй
дорогу от пункта А
до Пункта Б (предложение по лексической теме)» Учить составлять и читать короткие слова и предложения.
8 «Составление рассказа «Жизнь в Лего-городе» 3 «Построй Лего-город» «Как Лего-человечек гулял по городу- Лего»
Работа над формированием связной речи
9 Итоговое занятие 1 «Придумай сказку про Лего-человечка» Обобщить полученные знания о звуках, буквах, слогах, словах и предложениях.
Практика использования
лего-конструирования в обучении грамоте
При составлении тематического плана были учтены следующие направления работы:
• ознакомление со звуковым строением слов, формирование навыков звукового анализа слов;
• ознакомление с звуками/буквами;
• ознакомление со слоговым строением слова;
• ознакомление со словесным составом предложения;
• ознакомление с предложением;
При этом следует отметить, что работа по обучению грамоте одновременно ведется в нескольких направлениях, так как все направления работы связаны друг с другом в образовательном процессе.
Рассмотрим процесс внедрения данной методической разработки.
В сентябре месяце учитель-логопед проводит вводное занятие на котором рассказывает о стране звуков и букв, показывает Лего-конструктор, который поможет познакомиться с этой страной. Также в этом месяце проходит знакомство детей с звуками/буквами «У, А, И», дети учатся определять позицию звука в слове, вводится понятие «слог». Применяются следующие игры – «Знакомьтесь, Лего-гласный!», «Лего-гласный гуляет по дорожке», «Лего-гласные встретились на дорожке», «Собери букву из Лего-конструктора», «Знакомься – Лего-кирпичик самый маленький».
В октябре - проходит знакомство детей с звуками/буквами «Т, Ть, П, Пь, О, К, Кь, М, Мь», дается понятие согласный глухой, ведется работа по анализу и синтезу прямых и обратных слогов, развивается навык чтения слогов, продолжается работа над определением позиции звука (начало, середина, конец). Преобразование обратных слогов в прямые. Составление и чтение слов из трех букв. Применяются следующие игры – «Знакомьтесь, Лего-согласный!», «Лего-согласный гуляет по дорожке», «Лего-гласный и лего-согласный встретились на дорожке», «Лего-человечки встретились на дорожке», «Лего-согласный и лего-гласный встретились на дорожке и поменялись местами».
В ноябре проходит знакомство детей с звуками/буквами «Х, Хь С, Сь, Ы, Н, Нь, Я», Звуко – буквенный анализ слов СГС, схемы, чтение и выкладывание прямых слогов, слов с прямыми слогами, Полный анализ слов типа: СУП, СОМ, САМ. Синтез звуков в односложное слово. Применяются следующие игры – «Знакомьтесь, Лего-согласный!», «Лего-согласный гуляет по дорожке», «Лего-человечки встретились на дорожке», «Разноцветные квадратики».
В декабре проходит знакомство детей с звуками/буквами «З, Зь, Б», Понятие - звонкий согласный звук. Звуко - слоговой анализ слов, составление и чтение предложений. Применяются следующие игры – «Знакомьтесь, Лего-согласный!», «Лего-согласный гуляет по дорожке», «Лего-человечки встретились на дорожке», «Разноцветные квадратики», «Дорожка из кирпичиков», «Построй дорогу от пункта А до Пункта Б».
В январе проходит знакомство детей с звуками/буквами «В, Вь, Д, Дь, Г, Гь», Звуко – буквенный анализ слов, печатание предложений, Подбор слов к схемам, анализ слов. Применяются следующие игры – «Знакомьтесь, Лего-согласный!», «Разноцветные квадратики», «Дорожка из кирпичиков», «Построй дорогу от пункта А до Пункта Б».
В феврале проходит знакомство детей с звуками/буквами «Э, Ш, Л, Ль», Анализ звукового состава слова со стечением согласных, Печатание и чтение предложений, Закрепление употребления гласных после мягких согласных. Преобразование слогов, слов. Применяются следующие игры – «Знакомьтесь, Лего-согласный!», «Знакомьтесь, Лего-гласный!», «Лего-человечки встретились на дорожке», «Разноцветные квадратики», «Дорожка из кирпичиков».
В марте проходит знакомство детей с звуками/буквами «Ж, Ё, Р, Рь», Сложные слова /одноэтажный и т. д. / Выкладывание и чтение предложений. Звонкий согласный на конце слова. Разбор слов сложной слоговой структуры. Чтение слов. Подбор слов к готовым схемам. Самостоят-е составление схем слов разной степени сложности. Преобразование слогов, слов. Применяются следующие игры – «Знакомьтесь, Лего-согласный!», «Знакомьтесь, Лего-гласный!», «Лего-человечки встретились на дорожке», «Разноцветные квадратики», «Дорожка из кирпичиков», «Подставь нужного Лего-человечка», «Какой Лего-человечек убежал».
В апреле проходит знакомство детей с звуками/буквами «Ц, Ч, Щ», Слова разного звуко- слогового состава, Слова разного звуко – слогового состава. Чтение печатание, схема предложений. Применяются следующие игры – «Знакомьтесь, Лего-согласный!», «Лего-человечки встретились на дорожке», «Разноцветные квадратики», «Дорожка из кирпичиков», «Лего-предложение».
В мае проходит знакомство детей с звуками/буквами «Й, Ю,Ф», закрепление и обобщение ранее полученных знаний. Используются любые игрв и добавляются новые – «Как Лего-человечек гулял по городу- Лего», «придумай сказку про Лего-человечков»
Реализация данной разработки позволила выявить следующие результаты:
детям успешно овладели звуковым анализом, научились выделять особенности слов, определять их звуковую характеристику;
у детей гораздо быстрее формировался образ изучаемой буквы;
дети быстрее обучались умению соединять звуки в слоги и слова;
на протяжении занятий дети показывали высокую концентрацию внимания;
дети проявляли повышенную заинтересованность к занятиям по обучению грамоте, они с удовольствием приняли такой игровой момент.
Следует отметить, что использование Лего-конструктора в процессе организованной образовательной деятельности попутно помогло решить и ряд других задач: ознакомления с сенсорными эталонами и их применение, развития внимания, наблюдательности, зрительной памяти, логического мышления мелкой моторики.
Заключение.
Одним из важнейших условий успешной адаптации ребёнка в школе является его подготовка к овладению грамотой. Занятия по подготовке к обучению грамоте в ДОУ строятся с учетом ведущей деятельности, которой в дошкольном возрасте является игра. Включая в занятия элементы игры с ЛЕГО, образовательный процесс становится более насыщенным, интересным, разнообразным.
Абстрактные понятия «Звук», «Слог», «Слово», «Предложение» благодаря конструктору приобретают определённую осязаемую форму, которая помогает прочно освоить эти понятия и оперировать ими.
Овладение детьми звуковым анализом и синтезом с использованием Лего-конструирования является более результативным, так как дети воспринимают данную деятельность как игру, которая не вызывает у них негативизма, а наоборот приучает к внимательности, усидчивости, повышает интерес к занятиям.
Манипулируя с Лего-деталями, дети учатся добру, творчеству, созиданию. Благодаря данной игре у дошкольников формируются коммуникативные способности, ведь каждая постройка – это своя история, которую ребёнок создаёт сам. В каждом ребенке игра с Лего - коснструктором развивает уверенность в своих силах, учит доводить начатое дело до нужного результата и, главное, ребенок всегда наглядно получает продукт своего труда.
Литература
1. Жукова, Н. С. Букварь / Н. С, Жукова. – Екатеринбург, 2002.- 96с.
2. Нищева, Н. В. Мой букварь / Н. В, Нищева. - Санкт-Петербург, 2005.- 120с.
3. Положенко, Е. А. Волшебный мир звуков и слов / Е. А, Положенко. - Москва, 2003.- 216с.
4. Ткаченко, Т. А. Развитие фонематического восприятия и навыков звукового анализа / Т. А, Ткаченко. - Санкт-Петербург, 2008.- 48с.
5. Новоторцева, Н. В. Учимся читать: обучение грамоте в детском саду и дома / Н. В, Новоторцева. – Ярославль, 2006.- 238с.
6. Тумакова, Г. А. Максакова, А. И. Учите играя / Г. А, Тумакова. - Москва, 2003.- 144с.
7. Лусс, Т. В. Формирование навыков конструктивно – игровой деятельности у детей с помощью LEGO / Т. В, Лусс. – Москва, 2005.- 104с.
8. Шайдурова, Н. В. Развитие ребенка в конструктивной деятельности / Н. В, Шайдурова. - Москва, 2008.- 128с.
9. Фешина, Е. В. Лего-конструирование в детском саду / Е. В, Фешина. - Москва, 2011.- 144с.
10. https://www.int-edu.ru
11. https://www.lego.com/ru-ru
12. https://education/lego.com/ru-ru/preschool-and-school