Ирина Голубева
Занятие в подготовительной группе «Путешествие в прошлое»
▼ Скачать + Заказать документы
Возрастная группа : подготовительная к школе.
Вид (разновидности) интегрированной деятельности детей: (продуктивно-познавательная, познавательно-коммуникативная, продуктивно-познавательная).
Содержание деятельности детей (дидактические единицы) : экспедиция, участники экспедиции, исследователи-поисковики, среда обитания, ландшафт, путешествие.
Задание для совместной деятельности детей (вид, способы предъявления и способы представления решения) :
Задание
Публикация «Занятие в подготовительной группе „Путешествие в прошлое“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Путешествие в прошлое, история предметов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» сентябрь 2015
(действие и его содержание) Реализуемая модель сотрудничества Способ
предъявления задания Способ презентации
результатов выполнения задания
1. Изготовьте макет (среда обитания динозавров) Совместно-индивидуальная Предложение. Рассматривание картинок, иллюстраций, видео. Выставка.
2. Организуйте презентацию макета. Совместно-индивидуальная Предложение, вопросы. Обсуждение, коллективная оценка.
3. Игра «Узнай и назови» Совместно-индивидуальная Поисковый вопрос Индивидуальные ответы.
4. Игра «Кто, чем питается» Совместно-индивидуальная Поисковый вопрос. Индивидуальные ответы.
5. Игра «Опиши динозавра» Совместно-индивидуальная Предложение - образец Индивидуальные ответы.
6. Определите местонахождение предмета с помощью карты-схемы. Совместно-индивидуальная Поисковый вопрос Совместное решение.
7. Решите проблемную ситуацию. Совместно-индивидуальная Поисковый вопрос Индивидуальные ответы.
Образовательные задачи.
1. Расширять представления о разнообразии ландшафта в разные исторические эпохи.
2. Уточнить использование элементарных форм речи-рассуждения для планирования и объяснения деятельности.
3. Способствовать использованию разнообразных конструктивных способов взаимодействия с детьми и взрослыми (договориться, обменяться предметами, распределить действия при сотрудничестве).
4. Формировать устойчивый интерес и желание участвовать в партнерской деятельности с взрослым и сверстником, побуждать согласовывать содержание совместной работы со сверстником.
5. Поощрять активное использование детьми разнообразных изобразительных материалов для реализации собственных и поставленных другими целей.
6. Содействовать освоению детьми способов конструирования из различных бросовых материалов: спичечных коробков, катушек, пластмассовых банок, клубков ниток и т. д. ; формировать представление о возможностях различных материалов при их использовании
7. Поощрять творческие проявления детей, их инициативы в поиске сочетаний цвета, бумаги с другими материалами, использования своей поделки в общей композиции.
Материалы и оборудование.
1. Стимульный материал:
– Коллекция «Динозавры», энциклопедии, иллюстрации, видео.
2. Материалы для деятельности детей:
материалы для представления заданий и результатов деятельности:
– планшеты, подставки, передвижные модули, стеллажи;
материалы для преобразования и трансформации:
– картон, разные виды бумаги, бросовый материал;
материальные средства для деятельности детей:
– план группы, алгоритмы работы с материалами (клей, ножницы, степлер, схемы движения по группе.
3. Дидактический материал:
– Дидактическая игра «Кто чем питается?»
- Дидактическая игра «Узнай и назови».
4. Оборудование (техническое обеспечение) деятельности детей:
– Интерактивная доска.
Конструктор совместной деятельности педагога и детей
Этап Деятельность педагога Деятельность детей
мотивациионно-целевой Создаёт у детей позитивный настрой на участие в совместной деятельности.
Формулирует суть проблемы, кратко описывает ситуацию.
Куда пропала из группы коллекция динозавров? Предлагает детям вспомнить, какие экспонаты входили в коллекцию, помнят ли их ребята, смогут ли узнать.
Дидактическая игра «Узнай и назови» (с использованием интерактивной доски).
Предлагает вспомнить, чем питались динозавры и разделить их на две группы.
Игра на классификацию «Кто, чем питается».
Предлагает рассказать о динозаврах.
Ставит проблемный вопрос, предлагает проанализировать ситуацию.
Почему «ушли» динозавры? Что случилось? Куда они «ушли»?
Мотивирует к поиску решений данной ситуации.
На ваш взгляд, как можно поступить в данной ситуации?
Создаёт у детей позитивный настрой на изготовление и создание «среды обитания» динозавров (макета).
Осознают «зачем я буду участвовать»
Дети рассуждают, выдвигают предположения, что могло случиться с коллекцией.
Пытаются вспомнить экспонаты, их правильные названия.
Включаются в игру. Выбирают на доске те изображения, экспонаты которых были в коллекции, называют динозавров.
Принимают участие в игре. Делятся знаниями о динозаврах, классифицируют их на две группы (травоядные и хищники).
Анализируют ситуацию, высказывают предположения (обиделись, им стало плохо, некомфортно, соскучились по своей местности, не могут жить в городе и т. д.)
Концентрируются на поиске решений данной ситуации.
Обратиться за помощью в средства массовой информации (радио, телевидение, отправиться в экспедицию на поиски динозавров, изучить ландшафт, в котором жили динозавры, попробовать его воссоздать.
содержательно-деятельностный Координирует деятельность детей, направляет познавательную активность. Формирует готовность к осмыслению материала. Побуждает к участию в совместной деятельности.
Ребята, вы предложили много вариантов решения данной ситуации. Мы с вами можем отправиться в экспедицию, на поиски динозавров.
Педагог ставит поисковую задачу: «На чём можно переместиться в прошлое?»
Подводит детей к решению использовать машину времени. Предлагает воспользоваться 3Д – очками.
Физминутка «Экспедиция в прошлое».
Предлагает детям информацию об особенностях Юрского периода. Демонстрирует иллюстрации с изображением ландшафта того периода, растений, животных.
Предлагает изобразить динозавров. Игра «Угадай, кого покажу».
Для поиска динозавров предлагает участникам «экспедиции» разделиться на две группы. Каждой группе выдаёт карту-схему с описанием движения, т. е. маршрут поиска.
Координирует движение групп. Помогает расшифровать задания. Регулирует взаимоотношения в группах, акцентирует внимание на результате слаженных совместных действий.
Предлагает детям проанализировать и оценить удачи и ошибки своей «экспедиции».
Ставит проблемный вопрос: «Как сохранить коллекцию динозавров?» Подводит детей к решению о создании необходимой для динозавров среды обитания – ландшафта Юрского периода. Предлагает изготовить макет такого ландшафта, используя различный материал.
Акцентирует внимание детей на необходимости слаженной работы в группе.
Координирует деятельность детей, организует взаимодействие. Предлагает различные материалы, алгоритмы использования материалов (ножницы, клей, степлер). По мере необходимости оказывает помощь. Контролирует безопасность детей.
Участвуют в обсуждении, анализируют, сравнивают, комбинируют, делают выводы, систематизируют знания.
Принимают участие в совместной деятельности.
Предлагают варианты перемещения в прошлое (машина времени, заклинания, волшебные слова, превращения и т. д.)
Одевают очки, выполняют движения.
Под музыку (песня И. Резника «Динозаврики») дети передвигаются по группе, останавливаясь для рассмотрения иллюстраций: современные здания, средневековые замки, пещеры для древних людей. Обсуждают, советуются, принимают решение о выборе эпохи. Останавливают выбор на Юрском периоде. «Перевоплощаются» в динозавров, изображают.
Принимают поставленную задачу. Делятся на две группы. Рассматривают карту, обсуждают маршрут, принимают совместное решение. Передвигаются по группе по карте, выполняя указанные в карте задания.
Находят экспонаты коллекции (динозавров).
Обсуждают, анализируют результаты совместной деятельности.
Рассуждают, обмениваются мнениями, договариваются, находят различные варианты ответа на проблемный вопрос (спрятать, убрать в шкатулку и закрыть на ключ, назначить ответственного хранителя, создать необходимую для динозавров среду обитания).
Делают эскиз макета. Обсуждают из какого материала его изготовить, распределяют обязанности, готовят рабочее место. Принимают решение о последовательности совместных действий. Помогают друг другу.
Совместно изготавливают макет, расставляют на нём динозавров.
оценочно-рефлексивный Обогащает эмоционально – эстетическое восприятие, мотивирует детей на дальнейшую деятельность.
Акцентирует внимание детей на результатах совместной деятельности.
Организует обсуждение проделанной работы. Подчеркивает, что удалось, а что требует доработки. Конкретизирует достижения каждого ребенка.
Предлагает рассказать о сотрудничестве детей друг с другом.
Делает общий вывод о работе и хвалит детей.
Презентуют свой макет. Обсуждают совместную деятельность.
Высказывают пожелания о дальнейших действиях по хранению и использованию коллекции (организовать выставку для малышей, разместить коллекцию на определённый срок в соседней группе, использовать как образцы для рисования, использовать для составления творческих рассказов и т. д.).
Рассказывают о том, как выполняли работу «вместе».
Благодарят друг друга за оказанную помощь, за партнёрство.
Методы и приемы:
1. Решение проблемной ситуации.
Куда пропала коллекция?
Почему «ушли динозавры»?
Как можно переместиться в прошлое?
Как сохранить коллекцию динозавров?
2. Словесная игра «Опиши динозавра».
3. Игра «Узнай и назови».
4. Дидактическая игра «Кто, чем питается».
5. Рассматривание иллюстраций.
6. Физминутка «Экспедиция в прошлое».
7. Использование карты-схемы передвижения по группе.
8. Задания в картах (маршрутах движения)
Отгадай загадку, иди туда, где есть этот предмет.
Ты беседуй чаще с ней —
Станешь вчетверо умней. (Книга)
* * *
Хоть не шляпа, а с полями,
Не цветок, а с корешком,
Разговаривает с нами
Терпеливым языком. (Книга)
* * *
Не куст, а с листочками,
Не рубашка, а сшита,
Не человек, а разговаривает. (Книга)
Реши примеры, иди туда, где увидишь эту цифру.
4+3= 1+6=
9-2= 8-1=
«Расшифруй» слово, состоящее из первых букв следующих слов, иди туда, где увидишь этот предмет.
цапля, ветер, топор, ослик, куст.
Е
Найди пропущенное число, иди туда, где его увидишь.
1 3 7 9 11
9. Ориентировка по плану группы.
10. Беседа «Как нам удалось выполнить работу вместе?»
Почему у нас получилось изготовить макет?
Расскажите, как вы распределяли между собой обязанности?
Кто нуждался в помощи товарищей?
С каким материалом было сложно работать?
11. Как можно охарактеризовать нашу совместную экспедицию? Какая пословица подойдёт?
Всякое дело концом хорошо.
Ленивый сидя спит, лежа работает.
Кто много лежит, у того и бок болит.
Дружба заботой да подмогой крепка.
За нужное дело берись смело: сам не осилишь - товарищи помогут.