Анна Попова
Методическая разработка по теме «Игрушки»
▼ Скачать + Заказать документы
Методическая разработка по теме
Я работаю учителем – логопедом 31 год. Из опыта работы я знаю насколько необходимо для успешности и эффективности коррекционного процесса взаимодействие всех специалистов ДОУ. Поэтому моей задачей является не только планирование собственной работы, но и планирование работы воспитателя - непосредственного участника коррекционно-развивающего процесса, по закреплению знаний, полученных детьми на логопедических занятиях. Я помогаю воспитателям коррекционных групп старшего дошкольного возраста организовать предварительную работу по подготовке к занятиям по развитию речи. Немаловажное значение имеет и систематическая работа по развитию у детей с ОНР неречевых процессов (внимания, памяти, мышления, общей, мелкой и артикуляционной моторики, дыхания и голоса).
Публикация «Методическая разработка по теме „Игрушки“» размещена в разделах
Я систематизировала дидактический материал по всем лексическим темам для воспитателей, включая игры и игровые упражнения по всем направлениям коррекционно-развивающей программы.
Предлагаю логопедам и воспитателям познакомиться с одной из моих методических разработок по теме «Игрушки».
Игры и игровые упражнения, содержащиеся в ней, помогут организовать работу воспитателей по заданию логопеда в течение недели. Задания подобраны по степени возрастающей сложности на материале одной лексической темы и направлены на развитие всех компонентов речи. Можно использовать только те игры и игровые упражнения, которые необходимы детям, в зависимости от их возрастных и речевых особенностей. Этот материал можно использовать во время различных режимных моментов.
Благодаря комплексному подходу к преодолению ОНР педагогами ДОУ отмечается положительная динамика в развитии детей.
Тема «Игрушки»
Расширение словарного запаса детей:
Познавательная часть]
а) Воспитателям рекомендуется:
• Закрепить в словаре обобщающее понятие «игрушки».
• Рассказать детям об игрушках, в том числе и о русских народных.
• Побеседовать с детьми о народных промыслах, о том, что игрушки делают народные умельцы.
• Рассмотреть их на иллюстрациях и в натуральном виде (в группе).
• Рассмотреть материал, из которого сделаны игрушки — глина, дерево, керамика…
цвет, форму, величину, части игрушек, показать и рассказать, как в них играют; (сопровождать все действия речью).
• Развивать умение анализировать, сравнивать, выделять характерные, существенные признаки предметов
б). Дети должны знать:
• Какие игрушки есть дома и в детском саду?
• Как нужно относиться к своим игрушкам и других детей?
• Из чего сделаны эти игрушки?
• Из каких деталей состоит игрушка, из какого материала она сделана.
• Как играть той или иной игрушкой;
• Уметь подбирать к существительным (названия игрушек) слова-определения (прилагательные) – круглый мяч…
• Уметь составлять простые, сложные предложения.
• Уметь придумывать загадки об игрушках.
• Какие игрушки самые любимые и почему?
• Уметь составить описательный рассказ.
• Уметь сравнивать предметы (по назначению, цвету, форме, классифицировать их.
• Учить объединять предметы в пары, делать умозаключения.
• Развивать наблюдательность и совершенствовать способность практически применять усвоенные знания.
Лексико - грамматический строй речи
Словообразование:
1. Образование существительных с уменьшительно-ласкательными и увеличительными суффиксами
«Назови ласково» (можно играть с мячом): мяч — мячик; зеркало – зеркальце; мишка — мишенька, мишутка.
«Закончи предложение»: Оля собирала большую пирамиду, а Юля- маленькую …
2. Образование существительных множественного числа в именительном и родительном падежах
«Один – много»: кукла – куклы…
«У меня — у нас — нет» Деревянная пирамидка – деревянные пирамидки - нет деревянных пирамидок.
3. Согласование числительных, местоимений, наречий с существительными.
«Сосчитай»: считать до 5 (1 игрушка, 2 игрушки,, 5 игрушек…; один мяч)
4. Сравнение множеств с помощью понятий больше, меньше, столько же.
5. Образование прилагательных от существительных:
«Какой? Какая? Какое?», «Назови, какая? (из чего сделана)», (образование относительных прилагательных): игрушка из дерева (какая) - деревянная (матрешка, дудка); игрушка из глины (какая) - глиняная (свистулька); игрушка из керамики (какая) - керамическая (куколка).
6. Согласование существительных и прилагательных:
«Назови игрушки». Назвать все деревянные игрушки (пластмассовые, мягкие, жёлтыё, большие). Подобрать предметы к признакам: плюшевый, любимый.
• Узнавание предмета по признакам и действиям. Подбор признаков и действий к предмету. Кто/Что? Что делает? Какой?» Какое? (какой? какая? какие)
7. Образовать признаки от действия: играть-играющий, заводить-заводной, петь – поющая…
8. Образование наречий от прилагательных: «Как» (лёгкий - легко, интересный - интересно);
9. Образование родственных слов:
«Подбери родственные слова»: игра, играть, игрушка, игрушечный, игровая…кукла, куклы, куколка, кукольный… (из предметного словаря)
10. Образование сложных слов: «Объясни слова» (на каждую ладошку по слову, соединяем их, выделяя наличие в них двух основ): разно-цветный, много-этажная.
11. Образование приставочных глаголов от существительных: уборка - убирать, собирать.
12. Подбор антонимов «Скажи наоборот»: большой - маленький, мало – много…
13. Подбор синонимов: «Скажи по-другому»: юла – волчок, прыгать – скакать, кружиться – вращаться…
Связная речь
1. «Скажи по образцу: Я – Он – Она – Они»:
Я мою игрушку – (Он моет игрушку. – Она моет игрушку. – Они моют игрушки).
2. Предложно-падежное управление и практическое усвоение предлогов.
«Где спряталась игрушка?»
Игрушечная мастерская (предлог «без»: машина без колеса).
«Чего не бывает?» машины без колеса, куклы без носа, парусника без мачты и т. д.
Кому подарили? (подарили Ване, маме).
С чем играют? (предлог «с»: с машинкой, с мячом).
Убери игрушки, (предлоги «в», «на»: в ящик, на полку).
3. Распространение предложения определениями
«Наряди предложение» (дети договаривают предложение друг за другом, добавляя новое слово).
Мне купили…мяч. Мне купили…новый мяч. Мне купили…новый разноцветный мяч. И т. д.
4. Развитие разговорно-описательной речи детей.
• «Описываем» любимую игрушку по плану (с использованием мнемотаблицы):
Что это? (название игрушки);
Какого цвета, размера, формы?
Из какого материала сделана?
Из скольких частей состоит?
Как можно с ней играть?
Почему понравилась?;
• «Узнай игрушку по описанию» (с опорой на мнемотаблицу). Можно предложить несколько игрушек для описания и отгадывания.
а). Взрослый рассказывает об игрушке, а ребёнок её называет.)
б). Ребёнок рассказывает об игрушке, а другие дети отгадывают о какой игрушке он говорит. Кто отгадал, тот и загадывает следующую игрушку.
5. Составляем рассказы по темам: «Моя любимая игрушка», «Сказка о любой игрушке», «Как ты играешь куклой, машинкой?», «Как сделать кораблик?», «Если бы я был мячиком.»
6. Пересказ сказки «Соломенный бычок» (можно использовать картинки; обратить внимание на последовательность событий)
Развитие психических функций:
1. Развитие фонематического слуха:
• «Разговор на «кукольном языке» (повторять за взрослым слоговые цепочки из близких звуков; взрослый прикрывает рот экраном (листком бумаги):
па-па-ба ба-па-ба ба-ба-па та-да-та
да-та-да та-та-да да-да-та да-та-та
Можно выделять слоги громче и дольше (с ударением, использовать различные интонации: та-да-та? та-да-та!
• «Угадай, что звучит» Наглядный материал: ширма барабан, молоточек, бубен, дудочка, колокольчик, гармошка.
Взрослый показывает детям игрушечный барабан, колокольчик, молоточек, называет их и просит повторить. Педагог предлагает послушать, как они звучат. Потом он устанавливает ширму и за ней воспроизводит звучание указанных предметов. “Что звучит?» - спрашивает он детей.
• «Где позвонили?» – определяем направление звука. Для этой игры нужен колокольчик или другой звучащий предмет. Выбирается ведущий- ребёнок, который закрывает глаза. Взрослый встает в стороне от него и тихо звонит (гремит, шуршит). Ребенок должен повернуться к тому месту, откуда слышен звук, и с закрытыми глазами рукой показать направление, потом открыть глаза и проверить себя.
Ребенок повторяет ритмические рисунки за взрослым — отстукивание, отхлопывание, притопывание
2. Совершенствование навыка слогового анализа:
• «Хлопни в ладоши столько раз, сколько слогов в слове», «Прыгни столько раз, сколько слогов в слове» «Прошагай слово».
• «Мы с картинками играем». Взрослый читает зачин:
Мы с картинками играем,
По слогам их называем,
Покажи свои ладошки
И похлопай в них немножко.
Затем предлагает детям назвать игрушки или выставленные на доске картинки и отхлопать в ладоши количество слогов в их названиях.
• «Сосчитай слоги» (речевая подвижная игра). Взрослый вместе с детьми произносит зачин:
На носочки дети встали,
Слоги в слове сосчитали.
(Взрослый произносит слова, а дети сопровождают каждый слог движением: поднимаются на носки и опускаются на пятки).
Мяч, мя-чик, мя-чи-ки Кук-ла, ку-кол-ка, ку-кол-ки.
Куб, ку-бик, ку-би-ки Дом, до-мик, до-миш-ко, до-ми-ки
3. Игры на восприятие цвета, формы, размера:
• «Узнай игрушки на ощупь» («Волшебный мешочек»). (Ребёнку предлагается с закрытыми глазами ощупать любую игрушку и назвать её, объяснить по каким признакам он догадался)
• «Узнай предмет по его части (кабина – машинка, колечко – пирамидка.)»
• «Назови части»:
машины: кабина, кузов…
куклы: голова, …
• «Назови»: Всюду находить и называть предметы желтого, синего и красного цветов.
• «Собери» (разрезные картинки, пазлы, кубики).
4. Классификация предметов
• «Что лишнее и почему?»:
Кукла, песок, юла, ведерко, мяч (песок);
барабан, матрешка, лук, машинка (лук);
пирамидка, мячик, хлебница, слоник (хлебница)
- Почему этот предмет лишний?
• 4-ый лишний:
яблоко – мяч – слива – апельсин
машинка – пирамидка – морковка – матрешка
5. Игры для развития внимания, мышления, памяти:
• «Есть — было — будет». Доска - (дерево) — (паровозик, кубик, кукольная мебель); ткань — (нитки) — (платье для куклы).
• «Сделай, как я скажу». Цель: в этой игре преследуется развитие понимания словесных инструкций, воспитание внимания. Учиться правильно выполнять простые задания в названной последовательности (возьми мишку и посади на стул, покатай мяч и отдай мне.) –
• «Запомни игрушки»
Разложить в определенном порядке знакомые детям и новые игрушки. Внимательно рассмотреть все, определить, какие из них новые, и назвать их. «Постарайтесь запомнить, в каком порядке разложены игрушки. Теперь возьмите игрушки, но, как только я подам сигнал "Поиграли — игрушки на место убрали", поставьте их в том порядке, в каком они стояли».
• «Чего не стало?» (Взрослый на столе (полке) расставляет игрушки. Просит детей запомнить последовательность игрушек. Затем убирает одну (две) игрушки, когда дети закрывают глаза. Просит ответить на вопрос: «Чего не стало? Где стояла игрушка? – Что изменилось на полке?»
• «Расставь игрушки правильно» Взрослый называет 3-4 игрушки, а ребенок расставляет их в предложенной последовательности и называет, какие игрушки он раставил.
6. Проблемные вопросы:
- Почему взрослые не играют в игрушки?
- Почему так называют: неваляшка, грузовик, скакалка.
• Да-нетка (задавая вопросы, угадай предмет по ответам «да», «нет»).
7. Загадки. Игра «Отгадай загадки - назови отгадки».
Проектная деятельность как форма планирования воспитательно-образовательного процесса при реализации ФГТ в ДОУ Планирование – это заблаговременное определение порядка, последовательности осуществления воспитательно – образовательной работы с указанием.
Тетрадь взаимосвязи учителя-логопеда с воспитателями подготовительной группы .
Анна Попова | Все публикации
Методическая разработка по теме «Игрушки»
Опубликовано: 7 февраля 2015 в 21:30
|
Юридическая информация: публикация «Методическая разработка по теме «Игрушки»» (включая файлы) размещена пользователем Анна Попова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.
Картинки
Наглядные материалы для детей дошкольного и школьного возраста