МААМ-картинки

Методическая разработка по теме «Игрушки»

Анна Попова
Методическая разработка по теме «Игрушки»
▼ Скачать + Заказать документы

Методическая разработка по теме

Я работаю учителем – логопедом 31 год. Из опыта работы я знаю насколько необходимо для успешности и эффективности коррекционного процесса взаимодействие всех специалистов ДОУ. Поэтому моей задачей является не только планирование собственной работы, но и планирование работы воспитателя - непосредственного участника коррекционно-развивающего процесса, по закреплению знаний, полученных детьми на логопедических занятиях. Я помогаю воспитателям коррекционных групп старшего дошкольного возраста организовать предварительную работу по подготовке к занятиям по развитию речи. Немаловажное значение имеет и систематическая работа по развитию у детей с ОНР неречевых процессов (внимания, памяти, мышления, общей, мелкой и артикуляционной моторики, дыхания и голоса).

Публикация «Методическая разработка по теме „Игрушки“» размещена в разделах

Я систематизировала дидактический материал по всем лексическим темам для воспитателей, включая игры и игровые упражнения по всем направлениям коррекционно-развивающей программы.

Предлагаю логопедам и воспитателям познакомиться с одной из моих методических разработок по теме «Игрушки».

Игры и игровые упражнения, содержащиеся в ней, помогут организовать работу воспитателей по заданию логопеда в течение недели. Задания подобраны по степени возрастающей сложности на материале одной лексической темы и направлены на развитие всех компонентов речи. Можно использовать только те игры и игровые упражнения, которые необходимы детям, в зависимости от их возрастных и речевых особенностей. Этот материал можно использовать во время различных режимных моментов.

Благодаря комплексному подходу к преодолению ОНР педагогами ДОУ отмечается положительная динамика в развитии детей.

Тема «Игрушки»

Расширение словарного запаса детей:

Познавательная часть]

а) Воспитателям рекомендуется:

• Закрепить в словаре обобщающее понятие «игрушки».

• Рассказать детям об игрушках, в том числе и о русских народных.

• Побеседовать с детьми о народных промыслах, о том, что игрушки делают народные умельцы.

• Рассмотреть их на иллюстрациях и в натуральном виде (в группе).

• Рассмотреть материал, из которого сделаны игрушки — глина, дерево, керамика…

цвет, форму, величину, части игрушек, показать и рассказать, как в них играют; (сопровождать все действия речью).

• Развивать умение анализировать, сравнивать, выделять характерные, существенные признаки предметов

б). Дети должны знать:

• Какие игрушки есть дома и в детском саду?

• Как нужно относиться к своим игрушкам и других детей?

• Из чего сделаны эти игрушки?

• Из каких деталей состоит игрушка, из какого материала она сделана.

• Как играть той или иной игрушкой;

• Уметь подбирать к существительным (названия игрушек) слова-определения (прилагательные) – круглый мяч…

• Уметь составлять простые, сложные предложения.

• Уметь придумывать загадки об игрушках.

• Какие игрушки самые любимые и почему?

• Уметь составить описательный рассказ.

• Уметь сравнивать предметы (по назначению, цвету, форме, классифицировать их.

• Учить объединять предметы в пары, делать умозаключения.

• Развивать наблюдательность и совершенствовать способность практически применять усвоенные знания.

Лексико - грамматический строй речи

Словообразование:

1. Образование существительных с уменьшительно-ласкательными и увеличительными суффиксами

«Назови ласково» (можно играть с мячом): мяч — мячик; зеркало – зеркальце; мишка — мишенька, мишутка.

«Закончи предложение»: Оля собирала большую пирамиду, а Юля- маленькую …

2. Образование существительных множественного числа в именительном и родительном падежах

«Один – много»: кукла – куклы…

«У меня — у нас — нет» Деревянная пирамидка – деревянные пирамидки - нет деревянных пирамидок.

3. Согласование числительных, местоимений, наречий с существительными.

«Сосчитай»: считать до 5 (1 игрушка, 2 игрушки,, 5 игрушек…; один мяч)

4. Сравнение множеств с помощью понятий больше, меньше, столько же.

5. Образование прилагательных от существительных:

«Какой? Какая? Какое?», «Назови, какая? (из чего сделана)», (образование относительных прилагательных): игрушка из дерева (какая) - деревянная (матрешка, дудка); игрушка из глины (какая) - глиняная (свистулька); игрушка из керамики (какая) - керамическая (куколка).

6. Согласование существительных и прилагательных:

«Назови игрушки». Назвать все деревянные игрушки (пластмассовые, мягкие, жёлтыё, большие). Подобрать предметы к признакам: плюшевый, любимый.

• Узнавание предмета по признакам и действиям. Подбор признаков и действий к предмету. Кто/Что? Что делает? Какой?» Какое? (какой? какая? какие)

7. Образовать признаки от действия: играть-играющий, заводить-заводной, петь – поющая…

8. Образование наречий от прилагательных: «Как» (лёгкий - легко, интересный - интересно);

9. Образование родственных слов:

«Подбери родственные слова»: игра, играть, игрушка, игрушечный, игровая…кукла, куклы, куколка, кукольный… (из предметного словаря)

10. Образование сложных слов: «Объясни слова» (на каждую ладошку по слову, соединяем их, выделяя наличие в них двух основ): разно-цветный, много-этажная.

11. Образование приставочных глаголов от существительных: уборка - убирать, собирать.

12. Подбор антонимов «Скажи наоборот»: большой - маленький, мало – много…

13. Подбор синонимов: «Скажи по-другому»: юла – волчок, прыгать – скакать, кружиться – вращаться…

Связная речь

1. «Скажи по образцу: Я – Он – Она – Они»:

Я мою игрушку – (Он моет игрушку. – Она моет игрушку. – Они моют игрушки).

2. Предложно-падежное управление и практическое усвоение предлогов.

«Где спряталась игрушка?»

Игрушечная мастерская (предлог «без»: машина без колеса).

«Чего не бывает?» машины без колеса, куклы без носа, парусника без мачты и т. д.

Кому подарили? (подарили Ване, маме).

С чем играют? (предлог «с»: с машинкой, с мячом).

Убери игрушки, (предлоги «в», «на»: в ящик, на полку).

3. Распространение предложения определениями

«Наряди предложение» (дети договаривают предложение друг за другом, добавляя новое слово).

Мне купили…мяч. Мне купили…новый мяч. Мне купили…новый разноцветный мяч. И т. д.

4. Развитие разговорно-описательной речи детей.

• «Описываем» любимую игрушку по плану (с использованием мнемотаблицы):

Что это? (название игрушки);

Какого цвета, размера, формы?

Из какого материала сделана?

Из скольких частей состоит?

Как можно с ней играть?

Почему понравилась?;

• «Узнай игрушку по описанию» (с опорой на мнемотаблицу). Можно предложить несколько игрушек для описания и отгадывания.

а). Взрослый рассказывает об игрушке, а ребёнок её называет.)

б). Ребёнок рассказывает об игрушке, а другие дети отгадывают о какой игрушке он говорит. Кто отгадал, тот и загадывает следующую игрушку.

5. Составляем рассказы по темам: «Моя любимая игрушка», «Сказка о любой игрушке», «Как ты играешь куклой, машинкой?», «Как сделать кораблик?», «Если бы я был мячиком.»

6. Пересказ сказки «Соломенный бычок» (можно использовать картинки; обратить внимание на последовательность событий)

Развитие психических функций:

1. Развитие фонематического слуха:

• «Разговор на «кукольном языке» (повторять за взрослым слоговые цепочки из близких звуков; взрослый прикрывает рот экраном (листком бумаги):

па-па-ба ба-па-ба ба-ба-па та-да-та

да-та-да та-та-да да-да-та да-та-та

Можно выделять слоги громче и дольше (с ударением, использовать различные интонации: та-да-та? та-да-та!

• «Угадай, что звучит» Наглядный материал: ширма барабан, молоточек, бубен, дудочка, колокольчик, гармошка.

Взрослый показывает детям игрушечный барабан, колокольчик, молоточек, называет их и просит повторить. Педагог предлагает послушать, как они звучат. Потом он устанавливает ширму и за ней воспроизводит звучание указанных предметов. “Что звучит?» - спрашивает он детей.

• «Где позвонили?» – определяем направление звука. Для этой игры нужен колокольчик или другой звучащий предмет. Выбирается ведущий- ребёнок, который закрывает глаза. Взрослый встает в стороне от него и тихо звонит (гремит, шуршит). Ребенок должен повернуться к тому месту, откуда слышен звук, и с закрытыми глазами рукой показать направление, потом открыть глаза и проверить себя.

Ребенок повторяет ритмические рисунки за взрослым — отстукивание, отхлопывание, притопывание

2. Совершенствование навыка слогового анализа:

• «Хлопни в ладоши столько раз, сколько слогов в слове», «Прыгни столько раз, сколько слогов в слове» «Прошагай слово».

• «Мы с картинками играем». Взрослый читает зачин:

Мы с картинками играем,

По слогам их называем,

Покажи свои ладошки

И похлопай в них немножко.

Затем предлагает детям назвать игрушки или выставленные на доске картинки и отхлопать в ладоши количество слогов в их названиях.

• «Сосчитай слоги» (речевая подвижная игра). Взрослый вместе с детьми произносит зачин:

На носочки дети встали,

Слоги в слове сосчитали.

(Взрослый произносит слова, а дети сопровождают каждый слог движением: поднимаются на носки и опускаются на пятки).

Мяч, мя-чик, мя-чи-ки Кук-ла, ку-кол-ка, ку-кол-ки.

Куб, ку-бик, ку-би-ки Дом, до-мик, до-миш-ко, до-ми-ки

3. Игры на восприятие цвета, формы, размера:

• «Узнай игрушки на ощупь» («Волшебный мешочек»). (Ребёнку предлагается с закрытыми глазами ощупать любую игрушку и назвать её, объяснить по каким признакам он догадался)

• «Узнай предмет по его части (кабина – машинка, колечко – пирамидка.)»

• «Назови части»:

машины: кабина, кузов…

куклы: голова, …

• «Назови»: Всюду находить и называть предметы желтого, синего и красного цветов.

• «Собери» (разрезные картинки, пазлы, кубики).

4. Классификация предметов

• «Что лишнее и почему?»:

Кукла, песок, юла, ведерко, мяч (песок);

барабан, матрешка, лук, машинка (лук);

пирамидка, мячик, хлебница, слоник (хлебница)

- Почему этот предмет лишний?

• 4-ый лишний:

яблоко – мяч – слива – апельсин

машинка – пирамидка – морковка – матрешка

5. Игры для развития внимания, мышления, памяти:

• «Есть — было — будет». Доска - (дерево) — (паровозик, кубик, кукольная мебель); ткань — (нитки) — (платье для куклы).

• «Сделай, как я скажу». Цель: в этой игре преследуется развитие понимания словесных инструкций, воспитание внимания. Учиться правильно выполнять простые задания в названной последовательности (возьми мишку и посади на стул, покатай мяч и отдай мне.) –

• «Запомни игрушки»

Разложить в определенном порядке знакомые детям и новые игрушки. Внимательно рассмотреть все, определить, какие из них новые, и назвать их. «Постарайтесь запомнить, в каком порядке разложены игрушки. Теперь возьмите игрушки, но, как только я подам сигнал "Поиграли — игрушки на место убрали", поставьте их в том порядке, в каком они стояли».

• «Чего не стало?» (Взрослый на столе (полке) расставляет игрушки. Просит детей запомнить последовательность игрушек. Затем убирает одну (две) игрушки, когда дети закрывают глаза. Просит ответить на вопрос: «Чего не стало? Где стояла игрушка? – Что изменилось на полке?»

• «Расставь игрушки правильно» Взрослый называет 3-4 игрушки, а ребенок расставляет их в предложенной последовательности и называет, какие игрушки он раставил.

Файл "/upload/blogs/detsad-286478-1423329696.jpg" не найден!

6. Проблемные вопросы:

- Почему взрослые не играют в игрушки?

- Почему так называют: неваляшка, грузовик, скакалка.

• Да-нетка (задавая вопросы, угадай предмет по ответам «да», «нет»).

7. Загадки. Игра «Отгадай загадки - назови отгадки».

Файл "/upload/blogs/detsad-286478-1423329727.jpg" не найден!
Файл "/upload/blogs/detsad-286478-1423329744.jpg" не найден!
Файл "/upload/blogs/detsad-286478-1423329766.jpg" не найден!
Файл "/upload/blogs/detsad-286478-1423329786.jpg" не найден!
Публикации по теме:

Проектная деятельность как форма планирования воспитательно-образовательного процесса при реализации ФГТ в ДОУ Планирование – это заблаговременное определение порядка, последовательности осуществления воспитательно – образовательной работы с указанием.

Тетрадь взаимосвязи учителя-логопеда с воспитателями подготовительной группы .

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Методическая разработка по теме «Игрушки»
Опубликовано: 7 февраля 2015 в 21:30
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Методическая разработка по теме «Игрушки»» (включая файлы) размещена пользователем Анна Попова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День первого льда. Папка-передвижка «Осторожно, тонкий лед!»

В конце ноября проводится Единый день безопасности на льду для предупреждения несчастных случаев с детьми на водоемах. 

24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!


Горячие темочки