Елизавета Степанова
Проект по опытно-экспериментальной деятельности во второй младшей группе «Эта волшебная вода»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект по опытно – экспериментальной деятельности
во второй младшей группе
«Эта волшебная вода»
Актуальность:
Сколько же удовольствия приносят детям игры с водой! Первые представления о воде складываются в младшем дошкольном возрасте : вода течет из крана, в весеннем ручейке, ее можно разлить. Дошкольники – это прирожденные исследователи. И тому подтверждение – их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно находить решение в проблемной ситуации.
Публикация «Проект по опытно-экспериментальной деятельности во второй младшей группе „Эта волшебная вода“» размещена в разделах
- Вода. Все материалы по теме воды
- Вода. Опыты и эксперименты с водой
- Вода. Проекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Опыты и эксперименты. Проекты, проектная деятельность
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2020
Основная особенность детского экспериментирования заключается в том, что ребенок младшего дошкольного возраста познает объект в ходе практической деятельности с ним.
Экспериментальная деятельность дает детям возможность самостоятельного нахождения решения, подтверждения или опровержения собственных представлений, управления теми или иными явлениями и предметами. При этом ребенок выступает как исследователь, самостоятельно воздействующий различными способами на окружающие его предметы и явления с целью более полного их познания и освоения. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребёнок, тем быстрее и полноценнее он развивается.
Реализация проекта позволяет более обширно и глубоко усвоить программный материал, развить познавательно – исследовательские возможности детей, расширить представления о воде и ее свойствах. А так же, способствует возникновению познавательной активности у детей, вырабатывает умение анализировать и делать простейшие обобщения и выводы.
Цель проекта : развитие познавательных способностей детей, через опытно-экспериментальную деятельность
Задачи:
1. Формировать элементарные представления о воде, ее свойствах: прозрачная, льется, без запаха, без вкуса, имеет разную температуру, ее можно окрашивать, может быть твердой.
2. Учить детей выполнять простейшие опыты с водой, выполняя указания педагога.
3. Формировать познавательный интерес к экспериментированию.
4. Развивать, наблюдательность; умение сравнивать, анализировать, обобщать, устанавливать простые причинно-следственные связи, развивать познавательный интерес в процессе совместной исследовательской деятельности.
5. Активизировать словарный запас, поощрять желание детей делиться впечатлениями, делать несложные выводы.
6. Воспитывать аккуратность при проведении опытов с водой, умение договариваться друг с другом для решения общих задач.
Предполагаемый результат:
- сформированы элементарные представления о воде, ее свойствах;
- выполняют простейшие опыты с водой, внимательно слушают педагога;
- сформирован познавательный интерес к экспериментированию, дети с удовольствием принимают участие в экспериментах;
- умеют наблюдать, сравнивать, анализировать, обобщать и устанавливать простые причинно-следственные связи;
- ведут активный диалог, охотно делятся впечатлениями, делают несложные выводы;
- аккуратны при проведении опытов с водой, умеют договариваться друг с другом для решения общих задач.
Вид проекта : опытно-экспериментальный, исследовательский, познавательный
Тип проекта : краткосрочный
Срок реализации: месяц
Участники проекта : дети второй младшей группы, воспитатель
Этапы реализации проекта
Подготовительный этап:
- изучить методическую литературу по теме проекта
- подобрать книги, оформить книжный уголок по теме для детей
- организовать предметно-развивающее пространство в опытно- экспериментальной деятельности
- подобрать картотеку с описанием опытов с водой
- составить план проектной деятельности
Основной этап:
Практическая часть: проведение опытов с водой, образовательная деятельность в режимных моментах
Заключительная часть:
Занятие по рисованию «Раскрасим хвост петушку» Приложение 2
План занятий по опытно-экспериментальной деятельности
Опыт № 1
«Вода жидкая» Формировать знания детей о том, что вода жидкая, льется и может принять форму сосуда, в который ее наливают.
Опыт № 2
«Чем пахнет вода» Формировать знания детей о том, что вода не имеет запаха; вода может пахнуть, если в ней растворить вещества.
Опыт № 3
«Какой у воды вкус» Дать представление о том, что вода не имеет собственного вкуса, но может принимать вкус растворённых в ней веществ. Развивать вкусовые ощущения.
Опыт № 4
«Теплая и холодная вода» Развивать тактильные ощущения – учить детей различать холодную и горячую воду, правильно обозначать это словами.
Опыт № 5
«Как вода меняет цвет» Познакомить с процессом растворения краски в воде; развивать наблюдательность, сообразительность.
Опыт № 6
«Вода может быть твердой» Познакомить детей с объектами неживой природы (лед, снег) и их свойствами (тает в тепле и превращается в воду).
Картотека опытов Приложение 1
Образовательная деятельность в режимных моментах
в соответствии с образовательными областями
Режим Содержание работы
Утро - рассматривание иллюстраций, книг о воде (иллюстрации речки, моря, дождя); предметных картинок с сюжетами использованием воды
- обсуждение проблемных ситуаций из личного опыта детей («Что нужно делать когда идет дождь?», «Почему нельзя ходить по лужам?», «Что оденем в дождик?»)
- конструирование из строительного материала (узкие и широкие ручеек, речка, мостик)
- беседы о значении воды в жизни человека, животных и растений
- наблюдение за природными явлениями, связанными с водой
- речевое общение «Значение воды в жизни человека, животных, растений»
Завтрак, обед, полдник
Воспитание КГН - обогащать представления детей о процессе приготовления пищи, мытье посуды (Что нужно сделать, что бы посуда была чистой)
- наблюдение за трудом няни (няня моет посуду, пол, игрушки)
- обогащать представления детей о процессах умывания, обращаясь к художественным произведениям («Водичка, водичка, умой мое личико…»)
- мытьё рук до и после еды, после прихода с улицы и т. п.
- мыть лицо, пользоваться полотенцем, быть опрятным, замечать погрешности в одежде)
- игровая ситуация «Маша умывается»
- разговор о пользе различных напитков (соки, компот, простая вода)
- ситуативные беседы о значимости воды для человека (приготовление пищи, мытьё посуды и т. п.)
Прогулка: - наблюдения за лужами, дождем
- наблюдения за птицами, пьющими воду из лужи
- подвижные игры «Через ручеек», «Птички в гнездышках», «Солнышко и дождик», «Убеги от дождя», «Пройди по мостику»
- обсуждение ситуаций с детьми («Почему в дождливую погоду мы не берём на прогулку книги, мягкие игрушки?»)
- пускание корабликов по ручейкам
- упражнения на развитие основных движений
Вечер - прослушивание музыкальных произведений и звуков природы («Звуки дождя», «Шум моря», «Шум водопада, «Звон веселого ручейка»)
- чтение произведений К. Чуковский «Мойдодыр», А. Босев «Дождь». З. Александрова «Купание», В. Маяковского «Что такое хорошо и что такое плохо», А. Барто «Девочка чумазая», В. Бианки «Купание медвежат», А. Н. А. Рыжова «Как люди речку обидели», Л. Воронкова «Снег идет», Лилиан Муур «Крошка Енот и тот, кто сидит в пруду»
- чтение потешек: «Дождик, дождик пуще»; «Водичка, водичка»
- дидактические игры: «Купание куклы Кати», «Тонет-плавает»
- игры – забавы: «Пускание мыльных пузырей»
- игры с водой - пускание резиновых уточек, бумажных корабликов, заводных игрушек для купания- наблюдение за ними; предложить сделать волны, ветер.
- трудовые поручения: уход за комнатными растениями (протереть листья у цветов, полить их); мытьё игрушек
- ситуативный разговор «Зачем беречь воду»
- самостоятельная изо деятельность (рисование штрихов, мазков, пятен)
- сюжетно-ролевые игры «Постираем Ире платье», «Дальнее плавание» и др.
Вечерняя прогулка - наблюдения за изменениями в живой и неживой природе («Что было, что стало?»)
- игры-обсуждения «Зачем нужен зонт, сапожки?»
- беседы о свойствах и значении воды
Список используемой литературы
1. Дыбина О. В. «Занятия по ознакомлению с окружающим миром» М. : Мозаика - Синтез, 2011 (методическое пособие).
2. Дыбина О. В., Рахманова Н. П. - Неизведанное рядом. Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников (Поисково – познавательная деятельность в младшей группе, стр. 3-10) Издательство: ТЦ «Сфера» Москва 2002 г.
3. Евдокимова Е. С. «Технология проектирования в образовательном пространстве детского сада» - Волгоград: Перемена, 2001.
4. Кондрыкинская Л. А., Вострухина Т. Н. «Знакомим с окружающим миром детей 3 – 5 лет» - М. : Творческий центр, 2012 г.
5. Мурудова Е. И. «Ознакомление дошкольников с окружающим миром» Детство-пресс 2010.
6. Организация опытно – экспериментальной деятельности детей 2-7 лет : тематическое планирование, рекомендации, конспекты занятий/авт. - сост. Мартынова Е. А., Сучкова И. М. - Волгоград: Учитель, 2011.
7. Прохорова Л. Н. «Организация экспериментальной деятельности дошкольников» - Москва: Аркти, 2005.
8. Соломенникова О. А Занятия по формированию элементарных экологических представлений во второй младшей группе детского сада.
Приложение 1
Картотека опытов
Опыт № 1. «Вода жидкая»
Цель: формировать знания детей о том, что вода жидкая, льется и может принять форму сосуда, в который ее наливают
Оборудование: 2 стаканчика, бутылка, таз
Ход:
Воспитатель показывает стаканчики и предлагает с ними поиграть.
1. Что будет, если я наполню стакан водой и наклоню его? (вода выльется из стакана). А если я буду лить воду из стакана в стакан? (вода будет переливаться). Теперь вы возьмите стаканчики; наполняйте их водой и снова выливайте из них воду. Что делает вода? (льётся, выливается). Вода - жидкая, поэтому она может литься, переливаться и выливаться».
2. Воспитатель предлагает заполнить водой все приготовленные ёмкости и поставить их на стол. Во все ли емкости налилась вода? (во все). Все эти емкости одинаковой формы или разной? (ёмкости разной формы). Вода во всех емкостях одинаковая или нет? (одинаковая). Как вы думаете, имеет ли вода форму? (вода не имеет формы).
Вывод: Вода жидкая и принимает форму того сосуда, в который её наливают.
Опыт № 2 «Чем пахнет вода?»
Цель: формировать знания детей о том, что вода не имеет запаха; вода может пахнуть, если в ней растворить вещества
Оборудование: стаканчик с водой, апельсиновое масло
Ход:
Вы чувствуете запах, когда мама печет вкусные пироги или как пахнут цветы? (Да) Понюхайте теперь воду, чем она пахнет? (ничем)
Затем капните в один из стаканчиков апельсиновое масло. Пусть дети понюхают. Что же это значит? Чем теперь пахнет вода? (апельсинами).
Скажите детям, что вода начинает пахнуть теми веществами, которые в нее положены, например яблоком или смородиной в компоте.
Вывод: вода пахнет теми веществами, которые в нее положены или растворены.
Опыт № 3 «Какой у воды вкус?»
Цель: дать представление о том, что вода не имеет собственного вкуса, но может принимать вкус растворённых в ней веществ. Развивать вкусовые ощущения.
Оборудование: стаканчики с кипяченой водой, одноразовые ложечки, стаканчики с солью и сахаром.
Ход:
Рассмотрите стаканы с водой, попробуйте определить, есть ли у воды вкус? (дети самостоятельно определяют – пробуют). У воды нет вкуса. Как определили? (попробовали). А теперь возьмите ложечки, добавьте в воду сахар или соль, размешайте и попробуйте воду. Какая она стала на вкус? Дети пробуют воду (вода стала сладкой).
Вывод: Вода приобретает вкус растворимых в ней веществ.
Опыт № 4 «Теплая и холодная вода»
Цель: развивать тактильные ощущения – учить детей различать холодную и горячую воду, правильно обозначать это словами.
Оборудование: 2 стаканчика с водой: горячей и холодной
Ход:
Педагог вносит 2 стаканчика с водой и предлагает определить, где холодная, а где горячая вода.
В: Как можно определить, в каком стаканчике холодная вода?
Педагог предлагает детям проверить, опустив пальчик, сначала в стакан с холодной водой, а затем с горячей.
Вывод: температуру воды можно почувствовать, потрогав ее.
Опыт № 5 «Как вода меняет цвет»
Цель: познакомить с процессом растворения краски в воде; развивать наблюдательность, сообразительность.
Оборудование: стакан с водой, краска синего цвета, кисть, салфетка
Ход:
Предлагается для рассматривания вода в стакане. Какого цвета вода? (у воды нет цвета, она прозрачная) Что значит – прозрачная? Положите в стакан любой предмет. Что вы видите? (предмет видно, мы его видим). Почему? (Вода прозрачная). Давайте теперь в баночку с водой добавим синюю краску. Что произошло с водой? (она стала синей – окрасилась).
Вывод: Вода прозрачная, при добавлении краски меняет цвет.
Опыт № 6 «Вода может быть твердой»
Цель: познакомить детей с объектами неживой природы (лед, снег) и их свойствами (тает в тепле и превращается в воду)
Оборудование: таз со снегом, таз с льдинками
Ход:
Педагог подводит детей к столу и обращает внимание детей, что на нем лежит. Что лежит на столе? (снег и льдинки)
Скажите, что происходит со снегом и льдом в теплом помещении? (снег и лед таят, получается вода)
Вывод: лед и снег – это тоже вода. Они таят в тепле, превращаясь в воду.