Елена Мешкова
Опыт работы «Приобщение старших дошкольников к истокам национальной культуры через театрализованную деятельность»
▼ Скачать + Заказать документы
Введение
В настоящее время растет интерес к осмыслению, укреплению и активной пропаганде национальных культурных традиций, воплощенных в самобытных жанрах фольклора, семейно-бытовых обычаях, обрядах, ритуалах.
Проблема приобщения детей дошкольного возраста к русской народной культуре, народным традициям неоднократно рассматривалась учеными и практиками. Предметом изучения были вопросы, связанные с ролью народной культуры и народных традиций в становлении личности дошкольника, обсуждалось соответствующее содержание, условия, методы ознакомления детей с народными традициями с учетом возрастных и индивидуальных особенностей. В ряде психолого-педагогических исследований подтверждалось, что приобщение детей к народной культуре обеспечивает связь поколений, способствует всестороннему, гармоничному развитию личности, решает задачи умственного, физического, нравственного, эстетического, трудового и семейного воспитания.
Публикация «Опыт работы „Приобщение старших дошкольников к истокам национальной культуры через театрализованную деятельность“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опыт работы, практика
- Старшая группа
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2020
Для новой образовательной ситуации характерно усиление этнизации содержания образования, связанной с проблемой приобщения подрастающего поколения к русской народной культуре, которая продолжает оставаться одной из самых насущных в педагогической науке современного российского общества. Сейчас к нам постепенно возвращается национальная память. И мы по-новому начинаем относиться к старинным праздникам, традициям, фольклору, в которых народ оставил нам самое ценное из своих культурных достижений, просеянное сквозь сито веков.
Правильно организованное воспитание и процесс усвоения ребенком опыта общественной жизни, сформированное условие для активного познания дошкольниками окружающей его действительности имеют решающее значение в становлении основ личности.
Проанализировав уровень воспитанности детей в нашем ДОУ, мы пришли к выводу, что у них недостаточно сформированы нравственно-этические чувства, любовь к Родине. Для формирования данных качеств нами был разработан цикл занятий и досуговых развлечений, целью которых является приобщение детей к национальной культуре. Данную задачу мы решали посредством театрализованной деятельности, так как именно она является одним из самых распространенных видов детского творчества.
Актуальность данной проблемы заключается в том, что она ориентирована на всестороннее развитие личности ребенка, его неповторимость и индивидуальность. Специально организованные театрализованные занятия и развлечения позволяют приобщать детей старшего дошкольного возраста к истокам народной культуры.
Цель: актуализация театрализованных занятий и развлечений по русской народной культуре в работе со старшими дошкольниками.
Задачи:
1. Приобщать детей старшего дошкольного возраста к театральной культуре, знакомить с различными видами театров, народным творчеством и традициями русского народа, учить детей передавать образы с помощью вербальной и невербальной стороны речи.
2. Развивать психофизические процессы (восприятие память, внимание, воображение, вербальную и невербальную сторону речи, творческие способности (умение перевоплощаться, брать на себя роль, специальные умения (актер, зритель).
3. Воспитывать положительное отношение к театральным играм, желание играть с театральными куклами, эмоционально-положительное отношение к сверстникам, воспитание воли и уверенности в себе, уважение к традициям и культуре русского народа.
Ожидаемые результаты:
Театрализованные развлечения и занятия влияют на успешное развитие личности старших дошкольников, приобретение таких качеств, как любовь к Родине, уважение к культуре русского народа.
Театрализованная деятельность способствуют обогащению знаний старших дошкольников о традициях, обычаях, обрядах русского народа.
Перспективное планирование.
Октябрь
1. Октябрь-середина осенней поры. Народный праздник Покров.
2. Выставка золотой хохломы.
3. Русская народная сказка «Маша и Медведь».
Беседа о характерных приметах октября. Рассказ о народном празднике Покрове.
Знакомство детей с хохломской росписью.
Рассказывание русской народной сказки «Маша и Медведь», с показом кукольного театра.
Ноябрь
1. Осенний период. Синичкин день и Кузминки.
2. Традиции хохломской росписи («Кудрина», травка и т. д.).
3. Русская народная сказка «Заюшкина избушка»
4. Русская народная сказка «Маша и медведь».
Заключительная беседа об осени. Рассказ о праздниках. Синичкин день и Кузминки.
Рассказ о традициях хохломской росписи с элементами рисования («Кудрина», травка и т. д.).
Рассказывание сказки «Заюшкина избушка», с показом настольного театра.
Игра – драматизация по сказке «Маша и медведь».
декабрь
1. Идет волшебница - зима!Русская народная песня «Как на тоненький ледок».
2. Загадки о морозе, зиме.
3. Знакомство с русской народной сказкой «Зимовье зверей».
4. Русская народная сказка «Заюшкина избушка».
Беседа о характерных особенностях зимы. Исполнение русской народной песни «Как на тоненький ледок».
Загадывание загадок о морозе, зиме.
Знакомство со сказкой «Зимовье зверей», с показом плоскостного театра.
Игра – драматизация по сказке «Заюшкина избушка».
январь
1. Рождественские праздники.
2. Кружево.
3. Русская народная сказка «Морозко»
4. Русская народная сказка «Зимовье зверей».
Беседа о рождественских праздниках, святочных гаданиях. Пение песенок.
Знакомство с творчеством вологодских кружевниц.
Рассказывание русской народной сказки «Морозко», с показом импровизированного театра.
Игра – драматизация по сказке «Зимовье зверей».
февраль
1. Выставка гжельской посуды.
2. Русская народная сказка «Гуси-Лебеди»
3. Русская народная сказка «Морозко».
4. Богатыри земли русской.
Знакомство с гжельским художественным промыслом.
Рассказывание русской народной сказки «Гуси-Лебеди», с показом пальчикового театра.
Игра – драматизация по сказке «Морозко».
Рассказ о русских богатырях.
март
1. Весна-красна!
2. Масленица.
3. Мамочка любимая.
4. Русская народная сказка «Гуси -Лебеди».
Беседа о русских обычаях встречи весны. Пение закличек о весне.
Беседа о Масленице. Праздник- развлечение Масленица.
Этическая беседа о маме с включением народных пословиц и поговорок.
Игра – драматизация по сказки «Гуси -Лебеди»
апрель
1. Праздник Пасха.
2.«Приди к нам, весна, с радостью».
3. Русская народная сказка «Волк и семеро козлят»
Рассказ о Пасхе. Словесные народные игры «Садовник», «Бирюльки».
Заучивание потешки «Приди к нам, весна, с радостью».
Рассказывание русской народной сказки «Волк и семеро козлят» с показом теневого театра.
май
1. Образ коня в русском народном декоративно-прикладном творчестве.
2. Русская народная сказка «Волк и семеро козлят»
3. Викторина «Сказочница Матрона»
4.«Моя любимая сказка».
Знакомство детей с образом коня в русском народном декоративно-прикладном творчестве (городецкая, хохломская, роспись). Игра-драматизация по сказки «Волк и семеро козлят»
Литературная викторина по любимым сказка.
Рисование восковыми мелками «Моя любимая сказка».