Анна Малиновская
Познавательный досуг с использованием здоровьесберегающих технологий для детей с ОВЗ «Как у зайцев вышел спор»
▼ Скачать + Заказать документы
Методическая разработка познавательного досуга с использованием здоровьесберегающих технологий для детей с ограниченными возможностями здоровья
«Как у зайцев вышел спор».
Авторы:
Епищева В. Н. - музыкальный руководитель,
Малиновская А. Е. - педагог-психолог,
Воробьева М. Н. - воспитатель.
Аннотация
Темочки:
- Здоровьесберегающие технологии в ДОУ
- ЗОЖ, здоровье. Cценарии
- ЗОЖ, здоровьесбережение
- Консультации для педагогов и воспитателей
- ОВЗ. Сценарии развлечений
- Работа с особыми детьми, ОВЗ
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Темочки
В данной методической разработке описаны наиболее эффективные методы здоровьесберегающих технологий: пальчиковая и зрительная гимнастика, логоритмика, музыкотерапия, мышечная релаксация, игровой самомассаж, т. к. только комплексное воздействие на ребенка с тяжелыми нарушениями речи может дать успешную динамику речевого развития. На примере досуга «Как у зайцев вышел спор» решается ряд проблем по преодолению нарушения речи у дошкольников, формированию определенных психических процессов, навыков поведения, социальной адаптации, развитию личности детей с ОВЗ в целом.
Досуг не требует предварительной подготовки детей, имеет развивающую и воспитательную функции, проводится в эмоционально привлекательной игровой форме.
Цель: Сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей с тяжелыми нарушениями речи, через использование методов здоровьесберегающих технологий.
Задачи:
1. Развитие связанной интонационно-выразительной речи, обогащение словарного запаса, совершенствование звуковой культуры речи;
2. Развитие артикуляции, мелкой и общей моторики;
3. Формирование познавательной деятельности.
Участники – дети старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи.
Методы и приемы: художественное слово, восприятие музыки, интерактивная игра, пальчиковая и зрительная гимнастика, логоритмика (речедвигательное, темпоритмическое упражнение, мышечная релаксация, игровой самомассаж.
Интеграция образовательных областей: речевое развитие, физическое развитие, художественно-эстетическое, социально-коммуникативное развитие.
Оборудование: магнитофон, ноутбук, мультимедийное оборудование (презентация с игрой, нестандартное оборудование (фольга, бумага, целлофан, мешочки с крупами, бусы, куклы бибабо, ширма, физкультурные модули, массажные мячики (на каждого ребенка).
Ход досуга
Под музыку дети с педагогом входят в зал, который оформлен в осенней тематике и поделен на две зоны «Осенний город» и «Осенний лес».
Фонограмма Ф. Шопен «Осенний вальс»
Слайд «Осень»
Музыкальный руководитель: Здравствуйте, я рада видеть вас! Посмотрите вокруг…почему так красиво? (Ответы детей). Давайте присядем и насладимся этой красотой.
Педагог: Знаете ли вы приметы осени?
Дети:
1. Птицы улетают
В дальние края,
Это осени примета первая.
2. Тихо. По утрам морозы
В рощах желтая листва
Это осени примета номер два.
3. Звери в норки спать ложатся,
Перед зимою суетятся
Поменяли шубки с лета
Третья – осени примета.
(Раздается телефонный звонок. Музыкальный руководитель отвечает по громкой связи и все слышат заячий спор)
Заяц 1: Помогите нам ребята!
Это вам звонят зайчата!
Заяц 2: Шубку нам пора менять,
Или можно подождать?
Музыкальный руководитель: Ой, связь оборвалась, слышу гудки. Мы не успели ответить зайчатам! (Ответы детей). Что же делать? (Ответы детей).
Педагог-психолог: А как мы можем помочь зайчишкам? (Ответы детей). Зная приметы осени, мы легко разрешим заячий спор.
Педагог: Предлагайте, на каком транспорте мы отправимся в лес? (Ответы детей).
Слайд «Поезд»
Песня «Поезд» (Сл. Т. Бабаджан, музыка Н. Метлова)
(Дети двигаются за педагогом топающим шагом, выполняя звукоподражание Чух-чух)
Педагог: Выходите из вагончиков.
Слайд «Осенний лес»
Фонограмма «Звуки осеннего леса»
Педагог-психолог: Вот мы и в осеннем лесу. Давайте присядем на пенечки и послушаем звуки леса.
Аутотренинг с визуализацией «Волшебный лес»
Как ярко светит солнышко, его теплые лучики пробиваются через листву деревьев и ласково касаются ваших волос, ласкают ваши щечки, щекочут нос….
Воздух свежий, насыщен разными ароматами леса. Всё дышит миром и спокойствием. Лес полон звуков, прислушайтесь … - это и пение птиц и шуршание листьев, отдаленное журчание ручейка. Всем нам очень хорошо и спокойно.
Фонограмма «Голос сороки»
(Под музыкальное сопровождение на ширме появляется сорока)
Сорока: Я болтлива, белобока,
А зовут меня Сорока.
Почтальоном я служу
Что хотите расскажу!
Педагог: Здравствуй, милая сорока!
Сорока: Кар-кар-кар!
Педагог: Расскажи скорей, сорока
Где нам зайцев отыскать?
Сорока: Под ёлкой зайцы любят спать,
Их там просто отыскать.
Крылышком своим взмахну
Путь к той ёлке покажу… Кар!
(Взмахивает крылом и улетает)
Слайд «Ель в осеннем лесу»
Творческое задание «Ёлочка»
(Под музыкальное сопровождение дети выкладывают ёлку, используя
цветные бусы)
Педагог-психолог: Дети вы знаете, как нужно себя вести в лесу? (Ответы детей).
Интерактивная игра «Правила поведения в лесу»
(Дети выполняют задания, которые представлены на 10 слайдах.
Все задания с выбором одного ответа)
Педагог-психолог: В пути будьте очень внимательны…
Полоса препятствий
Фонограмма А. Вивальди «Осень» (из цикла «Времена года»)
1. Ходьба по массажной дорожке с шипами (идем по камушкам)
2. Подлезаем под воротца (пробираемся через чащу)
3. Ходьба по балансирам (шаги по кочкам)
4. Перепрыгиваем через гимнастические палочки (перепрыгиваем через ручей)
Педагог: Вот мы и вышли на лесную полянку, что-то ёлочки не видно…
Фонограмма «Курлыканье журавлей»
Педагог: Прислушайтесь…Птицы улетают в теплые края. Покидая родные места, грустят ли журавли? (Ответы детей). Они машут крыльями, будто прощаются с нами. Вот и первая примета осени.
Видео «Улетающий журавлей косяк»
Педагог: Опустел скворечник –
Улетели птицы,
Листьям на деревьях,
Тоже не сидится.
Слайд анимационный «Листопад»
Пальчиковая гимнастика «Осенние листья»
Педагог-психолог:
Раз, два, три, четыре, пять
Будем листья собирать Сжимают и разжимают кулачки
Листья березы Загибают пальчики, начиная с большого
Листья рябины,
Листья тополя,
Листья осины,
Листики дуба возьмем,
Красивый осенний букетик соберем! Вертят кистями рук с растопыренными пальцами
Логоритмика (речедвигательное упражнение)
Музыкальный руководитель:
Деревья в лесу росли, Дети стоят, подняв прямые руки тянуться верх
И с ветром дружили они.
Лишь только вздохнет ветерок, Легко встряхивают кистями рук
На дереве каждый листок
Тихонько дрожит
И нежную песню шуршит.
Ш-ш-ш Произносят звук «Ш»
Шумовой оркестр
(Детям предлагают изобразить шум листвы с помощью нестандартных материалов: бумага, фольга, целлофан, мешочки с крупами)
Как только сильнее подул, Выполняют наклоны корпуса вправо и влево
Деревья он сразу согнул.
Качает их вправо и влево -
В качели играет, наверно!
У-у-у! Произносят звук «У», cкрещивая руки над головой
Педагог: Это вторая примета осени.
Логоритмика (темпоритмическое упражнение)
А теперь пойдем по листочкам Трут ладошки друг о друга
Идём по лужам Чмокают губами
Идём по дорожке Ударяем кулачком о кулачок
Ой, дождик начинается
(Далее повтор с ускорением в обратной последовательности)
Скорее побежали по дорожке Ударяем кулачком о кулачок
А теперь по лужам Чмокают губами
И по листочкам Трут ладошки друг о друга
(Под музыкальное сопровождение на ширме появляется мама-ежиха)
Ежиха: Я ежиха колкий бок,
По дорожке прыг да скок.
Много у меня детишек,
Колючих девочек, мальчишек!
Педагог: Дети, сюда подойдите и на ежат поглядите!
Массаж мячиками су-джок
(Массаж ладоней круговыми движениями мяча. При повторном исполнении дети проговаривают текст вместе с педагогом и на ударные слоги делают
нажим мяча сильнее)
Педагог: Гладила мама – ежиха ежат,
Что за пригожие детки лежат!
Педагог: Ежиха мама подожди,
Убегать ты не спеши.
Под ёлкой зайцы любят спать,
Помоги их отыскать.
Ежиха: По извилистой дорожке,
Пусть идут тихонько ножки.
Там в траве под ёлкой,
Спят зайчата в своей норке.
Носики смешно сопят…
Тише, дети! Зайки спят.
Слайд «Ель в осеннем лесу»
Фонограмма А. Пьяццолла «Осень» (из цикла «Времена года»)
(Дети идут, держа друг друга за руки пружинящим шагом, змейкой. На ширме появляются зайцы)
Педагог: Здравствуйте, братишки,
Серые зайчишки!
Вы сегодня нам звонили?
Помощи у нас просили?
Зайцы: Так хотелось бы узнать,
Когда нам нужно полинять.
Мы можем шубку серую,
Уже сменить на белую?
Педагог: Конечно, можете, уже пора!
Авторская песня «Осенние приметы»
К югу птицы полетели,
Листья быстро пожелтели,
В гости к нам зима идет,
Беленький снежок несет.
Припев:
Зайцы осенью линяют,
Шубку серую меняют.
Новый белый шубки цвет,
На снегу не виден, нет!
Зайцы в шубки нарядитесь,
В хоровод наш становитесь.
Хищник зайца не найдет,
Мимо по снегу пройдет!
Припев:
Зайцы: За совет спасибо вам,
Нашим маленьким друзьям!
Вас морковкой угощаем,
И здоровья всем желаем!
(Зайцы вручают педагогу корзинку со свежей морковью)
Педагог: А теперь с веселой песней возвратимся в детский сад, там витаминный ужин ждет ребят.
Песня «Поезд» (Сл. Т. Бабаджан, музыка Н. Метлова)
(Дети двигаются за педагогом топающим шагом, выполняя звукоподражание Чух-чух)
Список литературы
1. Ахутина Т. В. Здоровьесберегающие технологии обучения: индивидуально-ориентированный подход Школа здоровья. 2000г. Т. 7. №2.
2. Котышева Е. Н. Музыкальная психокоррекция детей с ограниченными возможностями здоровья. - СПб. 2010.
3. Крaсильникoвa Н. A. Игры для рaзвития мeлкoй мoтoрики у дeтeй с тяжeлыми нaрушeниями рeчи. - М. : Владос, 2011.