Ирина Лаврова
Пособия для снижения агрессии и снятия эмоционального напряжения
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №4 «Колосок»
Автор разработки:
Педагог-психолог высшей категории
Лаврова Ирина Алексеевна
2020г.
Панно «Веер настроения»
Наш «Веер настроения» разделён на пять секторов, каждый из которых
соответствует следующим эмоциональным состояниям :
счастье – восторг – отличное настроение,
радость – веселье,
спокойствие – «не радостно и не грустно»,
грусть – печаль,
«у меня горе» - «мне очень грустно, могу расплакаться».
Публикация «Пособия для снижения агрессии и снятия эмоционального напряжения» размещена в разделах
- Агрессия, детская агрессивность
- Агрессия. Игры для снижения агрессии
- Дидактические игры
- Игры для детей
- Психогимнастика, релаксация. Снятие эмоционального напряжения
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2022
Все части панно украшены красочными рисунками или фотографиями
уголков природы, погодных явлений. Необходимо так подобрать иллюстрации,
чтобы они ассоциировались у детей с описанными выше эмоциями и
настроением.
В месте соединения каждый сектор имеет свой цвет (красный, зелёный,
жёлтый, синий, чёрный) для облегчения заполнения детьми страничек календаря
настроения в своих «Книжках про меня».
На ножке веера сделан карман, где хранятся фотографии ребят, а на верхней
его части «сидят» декоративные прищепки, с помощью которых эти фотографии
крепятся к сектору с определённым эмоциональным состоянием.
Панно можно использовать в начале дня, чтобы контролировать, с каким
настроением ребята приходят в сад, или в течение дня, что даёт возможность
отследить комфортность режимных моментов, выделить тех детей, кому нужна
эмоциональная поддержка. Педагог-психолог предоставляет педагогу
диагностическую информацию о воспитанниках, работа с данным пособием
способствует развитию эмоциональной сферы дошкольников, эмпатии,
формирует у них уважительное и внимательное отношение к сверстникам.
Пособие «Зонтик предсказаний»
Модель звёздного неба сделана из обычного мужского зонта, который
украшен аппликациями знаков зодиака. На блестящих шнурках или ленточках
закреплены тексты – предсказания на месяц, предварительно адаптированные для
детского возраста. Каждый ребёнок сможет узнать, что ему необходимо сделать в
этом месяце, на какие моменты обратить своё внимание, когда быть острожным.
Работа с «Зонтиком предсказаний», на мой взгляд, приведёт к сплочению
детского коллектива. У ребят появится больше поводов для разговоров,
совместных дел, объединений по группам, что будет способствовать развитию
коммуникативных навыков, профилактике дезадаптации.
Также это пособие неразрывно связано с чтением и творческой
переработкой историй из цикла «Сказки звёздной страны Зодиакалии». Одна из
основных идей программы – передать ребёнку знания о его высоком
предназначении посредством раскрытия базового принципа его зодиакального
знака, раскрытие изначального потенциала личности, её самооценки. Кроме того,
знакомство с медитативными сказками будет способствовать стабилизации
психических процессов, успокоению, расслаблению, энергетической
«подзарядке» детей.
Стенд «Главный на корабле»
Эта составляющая предметно – развивающая среда группы выполнена из
яркого, клеящегося материала. Из бумаги вырезаны и прикреплены к стене детали
корабля, среди которых главная смысловая нагрузка возлагается на разноцветные
паруса. Каждый парус – отдельная рубрика.
Стенд создан усилиями педагога-психолога и педагогов совместно с детьми.
Его изготовление, а также предварительное обсуждение количества рубрик, их
содержания (например, «Я мечтаю…», «Я умею…», «Мои друзья», «Я хочу
пожелать …», «Когда буду взрослым…» и т. д.) и расположения было
предварительно обсуждено на одном из занятий.
В течение недели информация на стенде посвящена одному ребёнку.
Таким образом, каждый воспитанник получит возможность оказаться в
центре внимания окружающих, о его достижениях, привычках, вкусах узнают все
дети группы. Это будет положительным образом сказываться на самооценке
ребёнка, повышать уверенность в собственных силах, уменьшать проявления
тревожности.
«Ромашка достижений»
Это изделие, вырезанное из цветного картона, закреплено в раздевалке, на
шкафчике каждого ребёнка. В центре цветка – фотография ребёнка, а на
лепестках – информация о результатах воспитанника, которыми он гордится.
В старшей группе заполнение цветиков – семицветиков осуществляется
педагогами со слов детей или поручается самим дошкольникам. По нашему
мнению, такая форма работы способствует установлению контактов между
ребятами, так как те из них, которые ещё не умеют читать, или писать, скорее
всего, будут обращаться за помощью к сверсникам. Помимо этого, использование
«Ромашки достижений» в педагогической деятельности, безусловно, поднимает
самооценку ребёнка, развивает его способность к анализу и оценке своих
поступков, самосознанию.
«Шкатулка добрых дел»
Взрослые (воспитатели или родители) сделали одинаковые «шкатулки» по
числу детей в группе, отличающиеся друг от друга только фотографиями (или
значками) ребят на верхней крышке.
Содержание работы с этими предметами следующее. На одном из занятий,
педагог-психолог дарит каждому члену группы «шкатулку добрых дел». В ней
будут «храниться» добрые дела и хорошие поступки, которые ребята будут
отмечать фишками, складывая их в шкатулку в течение недели. Каждую пятницу
детский коллектив совместно с педагогом-психологом подводит итог,
подсчитывая количество фишек в шкатулках. Лучшие получают призы и
сувениры.
Таким образом, воспитательная работа с использованием «Шкатулки
добрых дел» окажет положительное влияние на формирование у детей
самосознания, чуткого, доброжелательного отношения к товарищам, умения
оценивать свои и чужие поступки с точки зрения морали.
Приложение №2
Диванчик примирения
Это изобретение представляет собой скамейку, отделанную мягкими
поролоновыми накладками. Поролон вырезается по размеру сидения и спинки,
«одевается» в цветные чехлы и снабжается по краям завязками (по типу бампера в
детских кроватках, с помощью которых и крепится к деревянному основанию
лавки. Предполагается, что к этому месту будут приходить ребята, которым
необходимо помириться, поговорить, выяснить разногласия.
«Мирилка»
Описываемое методическое пособие учит детей устанавливать и
поддерживать контакты с взрослыми и сверстниками на основе уважения,
сотрудничества, способствует социальной и нравственной компетентности
дошкольников.
«Мирилка» - вязанная мягкая полуплоскостная игрушка, представляющая
собой двух весёлых «головоножек» с руками. Одна пара рук сцеплена и
расположена на подушке в виде перчатки. Если дети не находят в чём-то
согласия, «Мирилка» приходит на помощь. Ребята кладут свои ладошки на
подушку и произносят заветные слова: «Мирись, мирись, мирись и больше не
дерись, а просто улыбнись!».
Подушка – подружка и подушка – дружок
Утром дети приходят в детский сад. Мальчикам и девочкам не очень
хочется расставаться с мамами и папами. Иногда дети даже плачут. В таком
случае очень хорошо может успокоить ребёнка «подушка – подружка» или
«подружка – дружок».
Подушка будет выполнена из мягкого, тёплого, приятного материала. На
лицевой стороне мы сделаем объёмную аппликацию куклы – мальчика или
девочки. Педагог может озвучить мысленное послание от лица куклы «Не плач,
малыш, выбери себе подушку, обними её и тебе станет легче».
Боксёрская груша и перчатки.
Резиновые молотки.
Подушка для битья.
Легкие поролоновые, мягкие мячи.
Старые газеты.
Перечисленные приспособления и материалы помогут дошкольникам
справляться со своей физической агрессией, выплёскивать её в приемлемое русло.
Подушка, которую можно пинать, лёгкие мячи, которые ребята могут швырять в
мишень, резиновые молотки, которыми можно со всей силы бить по стене и по
полу, газеты, которые можно рвать, комкать и швырять, не боясь что-либо
разбить или разрушить – все эти предметы могут способствовать снижению
эмоционального и мышечного напряжения.
Очевидно, что боксёрская груша и перчатки несколько выбиваются из
атмосферы уюта, теплоты и радости. Мы решили поместить этот спортивный
снаряд в уголок физкультуры и спорта. Помимо его прямого назначения, детям
обязательно будет рассказано о том, что с помощью боксёрской груши можно
управлять своими отрицательными эмоциями, избавляться от гнева, злости,
нанося по ней сильные удары руками и даже ногами.
Игра «Ласковые лапки»
Цель игры: снятие напряжения, мышечных зажимов, снижение
агрессивности, развитие чувственного восприятия, гармонизация отношений
между ребёнком и взрослым.
Взрослый подбирает 6 – 7 предметов различной фактуры: кусочек меха,
стеклянный флакон, бусы, вату, кисочку…. Всё это выкладывается на стол.
Ребёнку предлагается оголить руку по локоть; воспитатель объясняет, что по руке
будет ходить «зверёк» и касаться ласковыми лапками. Надо с закрытыми глазами
угадать, какой «зверёк» прикасался к руке – отгадать предмет. Прикосновения
должны быть поглаживающими, приятными.
«Мешочек для криков»
Это изделие можно выполнить из любой ткани, но обязательно сделать его
стилизированным под своё название: «украсить» открытыми ртами,
аппликациями, символизирующими громкие звуки, злость, недовольство. Оно
поможет детям доступным способом выразить гнев, негативные эмоции, а
воспитателю – беспрепятственно провести занятие. В течение дня или перед
началом учебной деятельности каждый желающий ребёнок может подойти к
«Мешочку для криков» и как можно громче покричать в него, сказать что-то
плохое, поругаться. Таким образом, он «избавляется» от своих отрицательных
переживаний на некоторое время. После занятия, например, дети, могут «забрать»
свой крик обратно. Как показывает практика, обычно содержимое «мешочка» со
смехом оставляют педагогу на память.
Настольно-печатные игры, которые можно сделать самим
Они познакомят дошкольников с основными эмоциональными состояниями
человека, позволят расширить представление детей об эмоциях, научат различать
эмоции по художественным рисункам, соотносить настроение с цветом,
картинами природы, одеждой.
Вот примерная тематика игр:
1. «Наше настроение».
2. «Калейдоскоп эмоций».
3. «Друзья всегда рядом».
4. «Пусть мы разные, но что ж…».
5. Пособие «Наши чувства и эмоции».
6. «Балкончик настроений».
7. «Эмоции и настроения».
8. «Собери пазлы «Мое настроение».
9. «Кубики эмоций».
10. «Коврик эмоций».
11. «Путешествие по стране Настроений».
12. «В мире сказок».
13. «Что подходит для меня».