Наталья Иванникова
Методическая разработка по экологическому воспитанию в подготовительной к школе группе «Юные экологи-друзья природы»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Юные экологи-друзья природы»
Цель: Обобщение знаний детей о живой и неживой природе, формирование познавательных интересов.
Задачи:
1) Развивающие
- развивать любознательность, память, умение делать выводы о развитии природы;
- развивать творческое воображение, умение фантазировать;
- развивать навыки активной речи, обогащать активный словарь;
- способствовать развитию познавательных интересов;
2) Образовательные
- расширить знания о живой и неживой природе, показать их взаимозависимость;
- учить отгадывать загадки;
Публикация «Методическая разработка по экологическому воспитанию в подготовительной к школе группе „Юные экологи-друзья природы“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Подготовительная группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- учить быстро находить правильный ответ на поставленный вопрос;
- учить решать проблемные задачи;
- закрепить представление об условиях для роста и развития всех живых организмов на земле;
- закрепить знания детей о животных и птицах, умению классифицировать их;
- рассказать о дыхании растений и условиях для роста.
3) Воспитательные
- формировать самостоятельность в познании окружающего мира;
- воспитывать любовь к природе и бережное отношение к ней;
Форма организации - «Заседание Совета юных экологов»
Приоритетная образовательная область: познавательное развитие
В интеграции: социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, физическое развитие.
Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, двигательная.
Методы и материалы : игровые, практические, словесные.
Предварительная работа: беседа о живой и неживой природе, рассматривание иллюстраций, чтение художественной литературы.
Оборудование и материалы: стульчики, белые халаты по количеству детей, импровизированная трибуна, проектор, слайды с изображением, магнитофон с аудиозаписью, «газета лесных объявлений», телеграмма.
Индивидуальная работа: активизировать малоактивных детей.
Предполагаемый результат: дети расширят знания о живой и неживой природе, закрепят представления об условиях роста и развития всех живых организмов на земле, сформируется чувство любви, бережного отношения к природе и самостоятельность в познании окружающего мира.
Ход НОД:
I этап. Организационный.
Приветствие
Педагог-психолог. Ребята, я очень рада вас всех видеть! Давайте поприветствуем друг друга и нашу природу.
Здравствуй, солнце золотое! (Рисуем руками круг)
Здравствуй, небо голубое! (Поднимаем руки вверх)
Здравствуй, вольный ветерок! (Качаем поднятыми руками)
Здравствуй, маленький дубок! (Присесть, показать ладонью маленький дубок)
Мы живем в родном краю – (Встать)
Всех я вас приветствую. (Пожать руку соседа справа и слева)
II этап. Мотивационный.
(Стук в дверь. Голос за дверью: «Вам телеграмма»)
Педагог-психолог: Ой, ребята, нам телеграмма (читает) : «Приглашаем юных экологов на ученый совет, который состоится сегодня в 9 часов в музыкальном зале детского сада № 41 «Березка». Как вы думаете, стоит нам пойти туда, нам будет интересно на ученом совете?
Ребята, тогда нам срочно нужно идти на ученый совет. Так как нас приглашают на ученый совет юных экологов, то нам нужно надеть белые халаты.
(педагог и дети надевают белые халаты)
Прошу вас - заходите в зал заседаний.
(Дети заходят в музыкальный зал - «зал заседаний», стулья стоят полукругом, две «трибуны», картинки с изображением природы, звучит аудиозапись «Волшебство природы»)
(В музыкальном зале на стульчиках в качестве зрителей сидят дети, тоже в белых халатах.)
III этап. Практический.
Педагог -психолог: Ребята, давайте поздороваемся с «коллегами», они у нас сегодня в гостях. Я приветствую всех, мои юные друзья, в зале заседаний совета юных экологов. Сегодня мы выслушаем сообщения юных ученых, поговорим о живой и неживой природе, получим много интересных и новых знаний о ней, поделимся опытом, узнаем о превращении семечка во взрослое дерево.
(Дети встают полукругом. Слайд 1). Ребята, скажите, а кто такие юные экологи?
(предполагаемые ответы детей - «это ребенок, который любит природу, может много рассказать о природе, всегда и везде заботится о ней»).
Педагог- психолог. А как вы думаете - как можно стать юным экологом? (ответ детей - «делать добрые дела по отношению друг к другу и к природе»)
Педагог-психолог: Верно, юные экологи много знают о природе. Я предлагаю поиграть в игру «Три слова» (педагог называет понятия, а дети проговаривают, что входит в это понятие)
1. Овощи. (капуста, огурец, помидор)
2. Фрукты. (банан, апельсин, яблоко)
3. Зимующие птицы. (воробей, голубь, сова)
4. Перелетные птицы. (журавли, ласточка, кукушка)
5. Домашние животные. (корова, лошадь, собака)
6. Дикие животные. (волк, лиса, заяц)
7. Животные Крайнего Севера (белый медведь, тюлень, морской котик)
8. Животные тропиков (лев, рысь, горилла)
9. Морские обитатели (рыбы, кит, дельфин)
10. Насекомые. (комар, муха, бабочка)
11. Водоплавающие птицы. (гусь, утка, лебедь)
12. Ягоды (малина, клубника, вишня)
Молодцы, у вас хорошие знания о природе. А теперь, садитесь, пожалуйста на стульчики и сейчас мы послушаем выступление юного ученого (имя ребенка, который расскажет нам о живой природе.
(Имя ребенка – выступающего, проходи за трибуну. Мы тебя внимательно слушаем.
«Ученое сообщение»
1 ребё нок: Мир живой природы - это растения, животные, насекомые, птицы, рыбы (слайд 2). И человек, и все живые организмы не могут жить без воздуха, без воды, без солнца, без питания. Живая природа - это все, что растет, дышит, питается, развивается
Педагог-психолог: Спасибо (имя ребенка) за сообщение. А теперь мы послушаем (имя ребенка, которая расскажет нам о неживой природе.
2 ребё нок: Неживая природа - это все то, что не дышит, не растет, не развивается. Это все, что нас окружает - звезды, луна, планеты, солнце, горы, вода, камни, воздух и др. (слайд 3). И человек, и все живые организмы не могут жить без неживой природы.
Педагог-психолог: Спасибо юным ученым за сообщения. (слайд 4)
Педагог-психолог. Конечно, вы запомнили, о чем говорили юные коллеги. А теперь закончите мое предложение. Игра «Закончи предложение»
1. Неживая природа - это. (звезды, луна, ветер, вода, воздух и др.)
2. Живая природа - это. (растения, животные, насекомые, рыбы)
3. Все живые организмы не могут жить без. (неживой природы).
Педагог-психолог. Молодцы, а теперь загадки и вопросы для ума. Проверим вашу сообразительность, юные экологи. (ответы на слайде 5)
Конкурс загадок и проблемных вопросов
1. Не птица, а с крыльями, не пчела, а над цветами летает (бабочка).
2. Восемь ног как восемь рук, вышивают шелком круг (паук).
3. С ветки на травинку, с травинки - на былинку прыгает пружинка, зеленая спинка (кузнечик).
4. Летает, жужжит, летом ест, зимой спит (жук).
5. Без крыльев летят, без ног бегут, без парусов плывут (облака).
6. Зачем нужен нос? (дышать и нюхать запахи).
7. Как увидеть воздух? (флюгер, ветряная мельница, воздушный змей).
8. Чем до неба докинешь? (взглядом)
9. Что можно увидеть с закрытыми глазами? (сон)
Педагог-психолог. Молодцы, все верно ответили. Юные экологи, приглашаю вас в путешествие в лес. (Дети стоя выполняют движения) (слайд 6)
Динамическая пауза «Путешествие в лес»
Здравствуй, лес, прекрасный лес,
(широко развести руки в стороны)
Полный сказок и чудес!
(повороты вправо-влево с вытянутыми руками)
Ты о чем шумишь листвою,
Ночью темной, грозовою?
(руки подняты вверх, покачивание вправо – влево)
Кто в глуши твоей таится?
Что за зверь?
Какая птица?
(всматриваются в даль, ладонь над бровями, повороты вправо, влево)
Только в лес мы вошли -
(маршируют)
Появились комары.
(отгоняют их, похлопывают по разным участкам тела)
Дальше по лесу шагаем.
(маршируют)
И медведя мы встречаем.
(имитация ходьбы «медведя»)
Снова дальше мы идем –
(маршируют)
Перед нами водоем!
(руки в стороны)
Прыгать мы уже умеем.
Прыгать будем мы смелее.
(прыжки на месте)
Раз-два, раз-два-
Позади теперь вода.
(маршируют)
Руки выше поднимаем,
Дышим ровно, глубоко.
(движения в соответствии с текстом)
Ветер дует нам в лицо-
(машут себе на лицо)
Закачалось деревцо.
(качают поднятыми руками)
Ветер тише, тише, тише.
(приседания, руки впереди)
Деревцо все выше, выше.
(поднимаются на носки, руки вверх)
Но закончилась игра.
Возвращаться нам пора!
Педагог-психолог. Мы снова вернулись в «зал заседаний».
Ребята, у меня к вам еще одно задание. Посмотрите, у меня в руках газета лесных объявлений, но эти объявления без подписей. Давайте угадаем, чьи же это объявления. Игра «Угадай, чье объявление» (слайд 7,8)
1. Приходите ко мне в гости. Адреса не имею. Свой домик ношу на себе (улитка, черепаха)
2. Надоело ползать! Хочу взлететь. Кто одолжит крылья (гусеница, змея, червяк).
3. Я самая обаятельная и привлекательная! Кого хочешь обману, вокруг пальца обведу (лиса).
4. Уже 150 лет жду друга. Характер положительный, но я очень медлительная (черепаха).
Беседа «Как растет все живое»
Педагог-психолог: Посмотрите, ребята, на картинку (показывает слайд 9) - мы говорили уже с вами о том, как растет и развивается ребенок (маленький ребенок, дошкольник, школьник, юноша, мужчина, старик). Для этого нужно (тепло + питание + вода + воздух + любовь). Посмотрите, какими вы были, какими стали и какими будете.
А вот на следующем слайде показано как растет и развивается цыпленок. Кто из юных ученых хочет рассказать нам об этом подробнее.
(ребенок по картинке (слайд 10) рассказывает: мама курица высиживает яйцо, потом из яйца вылупляется цыпленок, он растет, становится молодой курочкой, потом взрослой курицей)
Педагог-психолог: А, что нужно, чтобы рос и развивался цыпленок?
(надо его кормить зерном, гулять, греться на солнышке, дышать свежим воздухом, греться под маминым крылом)
Педагог-психолог: Оказывается, для роста и развития цыпленка нужно то же, что и человеку:
( Дети: тепло + питание + вода + воздух +забота) (слайд 11)
Педагог-психолог: Как видим, всем живым организмам для роста и развития нужно одно и то же: тепло, питание, вода, воздух, забота.
Педагог-психолог: А как же растут и развиваются растения? Мы уже выяснили, что растения – это живая природа.
- Почему растения живые?
( Ответы детей: растут, питаются, дышат, живут, размножаются, погибают.)
Педагог-психолог. Верно, юные экологи. (показываю слайд 12)
Но, растения питаются не так, как животные. Под теплыми лучами солнца они усваивают углекислый газ из воздуха, который выдыхают люди и животные. И превращают его в крахмал и сахар. Растениям обязательно нужна вода. Ее они берут из земли, из почвы вместе с питательными веществами, чтобы расти и развиваться. Без воды, углекислого газа и солнечного света растения не могут питаться. Питаясь, растения выделяют в воздух кислород. Кислород необходим всем живым, чтобы дышать и жить. В лесу, где много деревьев, цветов, травы, воздух чище - там больше кислорода в воздухе. А что делать нам в городе, чтобы воздух был таким, как в лесу?
( Ответы детей: сажать деревья, цветы, газоны, ухаживать за растениями, не рвать их)
Педагог-психолог: Юные экологи, давайте выясним, зачем же нужны растения? ( Ответы детей: очищают воздух, позволяют легко дышать).
Да, деревья называют легкими нашей планеты. Послушайте народные изречения о растениях:
- Растение - земли украшение.
- Сломать дерево - недолго, вырастить - годы.
- Одно дерево погубил, посади сорок.
- Старые деревья молодые охраняют.
- Много леса - не губи, мало леса - береги, нет леса - посади.
Педагог-психолог. Ребята, а хотите мы с вами на несколько секунд тоже превратимся в деревья и пройдем путь, который проходит семечко, чтобы стать взрослым растением? Ответ детей. (слайд 13)
Психологический этюд «Из семечка в дерево»
(выполняется под спокойную музыку)
Педагог-психолог предлагает детям встать на ковре в круг и говорит: «Вы превратились в маленькое семечко. Его положили в землю (дети ложатся на ковер, свернувшись в комочек). На него светило солнышко, его поливал дождик, и постепенно из него проклюнулся маленький росточек (дети садятся на корточки). Он рос, рос (дети медленно встают, дружил с солнышком и превратился в большое раскидистое дерево (дети встают во весь рост). Оно здоровалось своими веточками с другими деревьями, приветливо шелестело зелеными листочками и дарило всем свою любовь (дети покачивают раскинутыми вверху руками, поворачиваясь корпусом в разные стороны и улыбаются друг другу).
Молодцы!
IV этап. Рефлексивный.
Педагог-психолог. В завершении нашего ученого совета, мне хотелось бы, чтобы вы – юные экологи, обратились со словами ко всем жителям Земли. Что бы вы им сказали о том, что нужно для того, чтобы мы еще долго радовались красотой нашей природы? (Дети по очереди выходят на трибуну и произносят свои пожелания)
Мне бы хотелось обобщить все вами сказанное:
- Помните, что наш общий дом (слайд 14) - это планета Земля, которая вращается вокруг Солнца. Есть и другие планеты - Венера. Юпитер. Марс и др., но жизни на этих планетах нет, потому что там нет воздуха и воды, а значит нет животных и растений. Земля - это общий чудесный дом для всех людей, птиц, рыб, насекомых, растений. Мы должны беречь свою планету и природу Земли, чтобы были чистыми воздух, вода, а растения и животные росли, и в этом взрослым помогать будем мы - юные экологи. А экологом может стать каждый. Нужно только очень сильно любить и беречь все живое на Земле. (слайд 15)
Есть на земле огромный дом
Под крышей голубой,
Живут в нем солнце, дождь и гром,
Лес и морской прибой.
Живут в нем птицы и цветы,
Веселый звон ручья.
Живешь в том светлом доме ты
И все твои друзья.
Куда б дороги не вели,
Всегда ты будешь в нем.
Природою родной земли
Зовется этот дом. (стихи Л. Дайнеко)
Педагог-психолог: На этом наш ученый совет юных экологов закончил свою работу. Спасибо всем. Я говорю вам - молодцы, спасибо и награждаю вот этими памятными значками. До свидания, мои юные друзья. До новых встреч!
(раздаю памятные значки)
НОД закончена.