Пьянкова Любовь
Конспект занятия «Путешествие по стране Лего» для детей подготовительной группы
▼ Скачать
Методическая разработка по теме:
«Путешествие по стране Лего»
(для детей подготовительной группы)
Воспитатель:
Пьянкова Любовь Павловна
Пояснительная записка
Сегодня обществу необходимы социально активные, самостоятельные и творческие люди, способные к саморазвитию. Инновационные процессы в системе образования требуют новой организации системы в целом. Формирование мотивации развития и обучения дошкольников, а также творческой познавательной деятельности, – вот главные задачи, которые стоят сегодня перед педагогом в рамках федеральных государственных образовательных стандартов. В связи с этим огромное значение отведено конструированию. Одной из разновидностей конструктивной деятельности в детском саду является создание из LEGO-конструкторов, которые обеспечивают сложность и многогранность воплощаемой идеи. Опыт, получаемый ребенком в ходе конструирования, незаменим в плане формирования умения и навыков исследовательского поведения. LEGO–конструирование способствует формированию умению учиться, добиваться результата, получать новые знания об окружающем мире, закладывает первые предпосылки учебной деятельности. Дошкольное образование предусматривает отказ от учебной модели, что требует от воспитателей и педагогов обращения к новым нетрадиционным формам работы с детьми. В этом смысле конструктивная созидательная деятельность является идеальной формой работы, которая позволяет педагогу сочетать образование, воспитание и развитие в режиме игры. Кроме того, актуальность Лего-технологии значима в свете внедрения ФГОС, так как:
Публикация «Конспект занятия „Путешествие по стране Лего“ для детей подготовительной группы» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лего, LEGO. Конспекты занятий
- Лего. Конструктор LEGO
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2024
являются великолепным средством для интеллектуального развития дошкольников, обеспечивающих интеграцию образовательных областей (речевое, познавательное и социально-коммуникативное развитие);
формируют познавательную активность, способствует воспитанию социально-активной личности, формирует навыки общения и сотворчества;
объединяют игру с исследовательской и экспериментальной деятельностью, предоставляют ребенку возможность экспериментировать и созидать свой собственный мир, где нет границ.
Возможности дошкольного возраста в развитии технического творчества, на сегодняшний день используются недостаточно. На сегодняшний день, LEGO- конструкторы активно используются в ДОУ, но чаще всего в самостоятельной игровой деятельности детей. Идея сделать LEGO- конструирование процессом направляемым, расширить содержание конструкторской деятельности дошкольников, за счет внедрения конструкторов нового поколения легла в основу данной методической разработки.
Цель: создание благоприятных условий для развития у старших дошкольников первоначальных конструкторских умений на основе LEGO– конструирования.
Задачи:
• развивать у дошкольников интерес к моделированию и конструированию, стимулировать детское техническое творчество;
• обучать конструированию по образцу, заданной схеме, по замыслу;
• формировать предпосылки учебной деятельности: умение и желание трудиться, выполнять задания в соответствии с инструкцией и поставленной целью, доводить начатое дело до конца, планировать будущую работу;
• совершенствовать коммуникативные навыки детей при работе в паре, коллективе;
• выявлять одарённых, талантливых детей, обладающих нестандартным творческим мышлением;
• развивать мелкую моторику рук, стимулируя в будущем общее речевое развитие и умственные способности.
Новизна данной методической разработки заключается в том, что позволяет дошкольникам в форме познавательной деятельности раскрыть практическую целесообразность LEGO-конструирования, развить необходимые в дальнейшей жизни приобретенные умения и навыки. Нацелена не столько на обучение детей сложным способам крепления деталей, сколько на создание условий для самовыражения личности ребенка.
Каждый ребенок любит и хочет играть, но готовые игрушки лишают ребенка возможности творить самому. LEGO-конструктор открывает ребенку новый мир, предоставляет возможность в процессе работы приобретать такие социальные качества как любознательность, активность, самостоятельность, ответственность, взаимопонимание, навыки продуктивного сотрудничества, повышения самооценки через осознание «я умею, я могу», настроя на позитивный лад, снятия эмоционального и мышечного напряжения. Развивается умение пользоваться инструкциями, схемами, формируется логическое, проектное мышление. В ходе образовательной деятельности дети становятся строителями, архитекторами и творцами, играя, они придумывают и воплощают в жизнь свои идеи.
Необходимость и возможность внедрения LEGO - конструирования в образовательном процессе детского сада позволит создать благоприятные условия дляприобщения дошкольников к техническому творчеству и формированиюпервоначальных технических навыков.
Данная методическая разработка может быть использована педагогами детских садов и начальной школы, как в образовательном процессе, так и игровой деятельности со старшими дошкольниками, руководителями кружков дополнительного образования. Методическая разработка имеет место в Основной образовательной программе МБДОУ в содержательном разделе по образовательной области «Художественно-эстетическое развитие», «Познавательное развитие» и т. д., а так же в программе дополнительного образования ДОУ «Город Мастеров». Данная методическая разработка (Лего-игротека «Животные») рассчитана на детей старшего дошкольного возраста (6-7 лет) и младших школьников.
Время одного занятия 30-35 минут.
ЛЕГО-ИГРОТЕКА “ Путешествие по стране ЛЕГО”
Задачи:
формировать у дошкольников интерес к моделированию и конструированию, стимулировать детское техническое творчество;
развитие мелкой моторики, внимания, умения использовать свои знания, аналитического мышления;
воспитание состязательных качеств, этики соревнования, стимулирование активности каждого участника во время движения по площадкам.
Оборудование: 3 игровых стола ЛЕГО, корзины с деталями LEGO; схемы-подсказки.
Методы и приемы: беседа; объяснение; загадка; рассматривание; работа по схеме.
План проведения:
1. Вступление.
2. Деление на команды.
3. Знакомство с игровыми столами: домашние животные; животные жарких стран; животные, умеющие плавать.
4. Самостоятельная работа детей.
5. Подведение итогов.
Ход занятия
I. Организационный момент
Воспитатель: Ребята, сегодня я хочу пригласить вас в увлекательное путешествие по стране ЛЕГО. Яркие, разноцветные, замечательные конструкторы ЛЕГО ждут вас. Путешествие наше будет необычным потому, что на игровых столах мы будем конструировать животных, каких вы отгадаете сами.
Игровой стол № 1 “Домашние животные”.
Воспитатель: отгадайте мои загадки и узнаете, что за название у этого игрового стола.
1) Я хозяину служу, дом хозяйский сторожу.
Я рычу и громко лаю, и чужих я прогоняю. (Собака)
2) Кто я догадайтесь сами, я вожу зимою сани,
Что легко скользят по снегу. Летом я везу телегу. (Лошадь)
3) Желтенькая крошка у мамы под крылом,
Живет в своем домишке, пока не треснет дом. (Цыпленок)
Воспитатель: Молодцы! На первом игровом столике у вас детали для домашних животных. По схеме-подсказке вам нужно собрать этих животных.
( Схемы-подсказки: приложение).
Переходим к следующему игровому столу. Там нас так же ждут загадки.
Игровой стол № 2 “Животные жарких стран”.
1.) На спине своей всегда носит горб он или два.
И в пустыне ходит всюду, все зовут его… (Верблюдом)
2.) Очень много силы в нем. Ростом он почти, что с дом.
У него огромный нос, будто много лет он рос. (Слон)
3.) Люблю дразниться и кривляться,
И на лиане кувыркаться. (Обезьяна)
Воспитатель: на втором игровом столе лежат детали для постройки животных жарких стран. Выправильно угадали. Опираясь на рисунок и схему-подсказку нужно собрать этих животных.
( Схемы подсказки: приложение)
Игровой стол № 3 “Животные, которые умеют плавать”.
Продолжаем наше путешествие, и следующие загадки:
1) Блещет в речке чистой, спинкой серебристой. (Рыбка)
2) В Антарктиде проживает очень милый господин,
Фрак он черный надевает, а зовут его … (Пингвин)
3) Очень медленно идет, домик на себе везет.
В нем живет, не зная страха. Кто же это? (Черепаха)
Воспитатель: На третьем игровом столике образцы и схемы-подсказки животных, которые умеют плавать. С их помощью вы собираете животных-пловцов. ( Схемы-подсказки: приложение).
Воспитатель: чтобы интересно и весело было играть, разделимся на команды. (На коврике рассыпаны кубики ЛЕГО разного цвета. Число кубиков соответствует числу игроков. Дети выбирают по одному кубику. Формируются команды по цвету кубика: красные, зеленые, желтые).
Команды расходятся по игровым площадкам. Команда красных идут на площадку № 1, команда зеленых – на площадку № 2 и команда желтых – на площадку № 3.
II. Основная часть.
Воспитатель: Прежде чем приступить к игре, внимательно выслушайте этапы игры.
I этап: по команде: «Раз, два, три – постройку собери!» - вы начинаете работу. Каждый из вас должен выбрать себе схему для сборки. Внимательно её рассмотреть, выбрать детали для сборки, затем приступать к сборке. Когда постройка собрана, вы дожидается своих друзей, или может оказывать помощь другим членам своей команды. Как только вся команда выполнила задание, дружно кричите: «Команда задание выполнила!»
II этап: я проверяю качество выполнения работы. За каждую правильную постройку вы получаете кубик цвета своей команды, и в конце нашего путешествия команда строит башенку из этих кубиков, у кого выше, тот и победил.
III этап: команды передвигаются по площадкам по часовой стрелке.
А чтобы вы не устали, между работой на площадках мы будем проводить игры-паузы.
Игра «Да, да – нет, нет!» (Я называю животное и то, что оно умеет делать, а вы, подумав, отвечаете: «Да, да, да!» или «Нет, нет, нет!» Надо быть очень внимательным).
– Рыбка плавает? … (да, да, да).
– Рыбка разговаривает? … (нет, нет, нет).
– Рыбка ныряет? … (да, да, да).
– Рыбка летает? … (нет, нет, нет).
– Черепаха бегает? … (нет, нет, нет).
– Черепаха плавает? … (да, да, да).
– Черепаха спит? … (да, да, да).
– Черепаха танцует? … (нет, нет, нет).
– Пингвин ест рыбку? … (да, да, да).
– Пингвин ест мороженое?. (нет, нет, нет).
– Пингвин ныряет? … (да, да, да).
– Пингвин летает? … (нет, нет, нет).
Физминутка: «Обезьянки» (Движения выполняются в соответствии с текстом).
Мы веселые мартышки, мы играем громко слишком.
Все в ладоши хлопаем. Все ногами топаем.
Надуваем щечки, скачем на носочках.
И друг другу даже языки покажем.
Оттопырим ушки, хвостики - вертушки,
Пальчик поднесем ко рту, дружно прыгнем к потолку.
Шире рот откроем и гримасы строим!
Воспитатель: Как скажу я слово «три!», все с гримасами замри! Раз! Два! Три!
III. Подведение итогов
Воспитатель: ваши команды прошли все игровые столы. Команды построили башенки из заработанных кубиков. Наступило время подвести итоги. (Башенки выстраиваются в ряд, определяется самая высокая. Дети, которые собрали самую высокую башенку, занимают первое место).
- Ребята, вы не устали?
- Понравилось вам наше путешествие?
- Каких животных вы сделали?
- А как вы думаете, нужен ли им дом?
Наше сегодняшнее путешествие подходит к концу, посмотрите, сколько удивительных животных у нас получилось. Но наша игра-путешествие на этом не заканчивается, ведь наши новые друзья нуждаются в жилище. Предлагаю построить на следующем игре-занятии для них ферму и зоопарк. Согласны? И мы опять отправимся с вами в удивительный мир ЛЕГО!
Методические рекомендации:
Методическая разработка подходит для детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста. Мероприятие рекомендуется проводить как в групповом помещении, так и на прогулочных площадках. Перед проведением необходима предварительная работа с детьми: знакомство с конструктором Лего, изучение правил сборки деталей, беседы, сюжетно – ролевые игры, компьютерные игры на интерактивных столах по данной тематике. Для педагога: изучить методическую литературу, подготовить необходимые атрибуты, музыкальное оформление. Нужно учитывать психолого-педагогические особенности детей данного возраста, их физическое развитие. При разработке ЛЕГО-ИГРОТЕКИ соблюдена интеграция областей: физического развития, познавательного развития, развития речи, социально-коммуникативного развития, художественно-эстетического развития.
Материалы, инструменты, оборудование:
3 игровых стола ЛЕГО, корзины с деталями LEGO разной формы, схемы-подсказки, аудиозаписи.
Список использованной литературы:
1. Е. В. Фешина «Лего - конструирование в детском саду» - М. : Творческий центр «Сфера», 2012 г.
2. А. Бедфорд «Большая книга LEGO» - Манн, Иванов и Фербер, 2014 г.
3. М. С. Ишмаковой «Конструирование в дошкольном образовании в условиях введения ФГОС» - ИПЦ Маска, 2013 г.
4. Л. Г. Комарова, Строим из Лего / Л. Г. Комарова. – М. : Мозаика-Синтез, 2006 г.
5. Л. В. Куцакова, Конструирование и художественный труд в детском саду / Л. В. Куцакова. – М. : Творческий центр «Сфера», 2005 г.
6. Интернет-ресурсы