МААМ-картинки

Серия занятий по развитию речи детей в средней группе

Елена Михневич
Серия занятий по развитию речи детей в средней группе
▼ Скачать + Заказать документы

Серия занятий по развитию речи детей

в средней группе детского сада

Приоритетная задача: обогащение словаря ребенка

План:

1. Тема «Описание зимней одежды»

2. Тема «Весна красна»

3. Тема «Путешествие в царство Зимушки - Зимы»

4. Тема «Хорошо летом в лесу!»

5. Тема: «Осеннее настроение»

1. Тема «Описание зимней одежды»

Публикация «Серия занятий по развитию речи детей в средней группе» размещена в разделах

Задачи:

Образовательные:

- расширять словарный запас за счет образования относительных прилагательных ;

- учить согласовывать имена существительные с прилагательными в роде и числе, названий частей знакомых предметов;

- учить правильно называть предметы зимней одежды, знать их назначение;

Развивающие :

- развивать фразовую речь; слуховое внимание, память;

Воспитательные:

- воспитывать интерес к занятию; бережное отношение к одежде.

Материалы: предметные картинки с изображением зимней одежды, силуэтные картинки, предметы зимней одежды, куклы.

Ход занятия

Воспитатель: Послушайте стихотворение Ивана Сурикова:

Белый снег пушистый

В воздухе кружится

И на землю тихо

Падает, ложится.

И под утро снегом

Поле забелело,

Точно пеленою

Все его одело.

О каком времени года говорится в этом стихотворении? Почему вы думаете, что это зима? А зимой тепло или холодно? (Холодно) Что делают люди, чтобы не замерзнуть? (надевают теплую одежду)

Игра “Запомни слова”.

Воспитатель: Я назову несколько слов, а вы постарайтесь их запомнить.

- Шапка, шуба, шарф, штаны, варежки, валенки.

Воспитатель спрашивает двух – трёх детей.

Наши куклы Маша и Саша собираются на прогулку, а мы будем им помогать. Какие вещи им надеть, чтобы они не замерзли? (Рейтузы, кофточку, шапку, шарф, шубу, куртку, варежки, валенки)

Из набора одежды для кукол дети выбирают необходимые вещи и кладут перед куклами. Воспитатель спрашивает: «Что это? (куртка, пуховик) Какого цвета? Куртка какая? (теплая, зимняя, меховая) Что есть у куртки и пуховика? (капюшон, рукава, карманы, кнопки) Для чего нужен шарф? (чтобы было тепло, чтобы ветер не задувал под одежду) Про что скажем пушистый, меховой, мягкий? и т. д.

Физкультминутка

(Чередование ходьбы с бегом)

Через горы, через горы мы пойдем.

(Ходьба на носках)

По сугробам, по сугробам побредем.

(Ходьба в упоре присев.)

Ходят волны вокруг ледяные,

Вот такие они, Вот такие!

(Сидя на коленях, поднимать руки вверх и опускать вниз.)

Игра с мячом в кругу “Что можно делать с одеждой?

Дети образуют круг в игровой зоне. Воспитатель берёт в руки мяч, и становиться в центр круга.

Воспитатель: Сейчас мы поиграем в игру. Я брошу мяч, а поймавший скажет, что можно делать с одеждой.

Воспитатель бросает мяч в руки детям по очереди. Дети отвечают: покупать, терять, мять, рвать, чинить, дарить, вешать, складывать, стирать, прятать и т. д.

Игра “Дорисуй” - закрепление новых слов.

Воспитатель. У меня есть картинки, на которых изображены предметы зимней одежды. Рассмотрите их. Художник забыл нарисовать кое-какие детали. Дорисуйте их.

2. Тема «Весна красна»

Задачи:

Образовательные:

- обогащать словарный запас;

- учить образовывать однокоренные слова, подбирать синонимы к заданным словам, включать подобранные слова в связное высказывание;

- упражнять в согласовании прилагательных с существительными;

- учить различать на слух слова с определенным звуком;

- обобщить знания детей о времени года – весне;

Развивающие :

- развивать фонематическое восприятие;

- развивать эстетическое восприятие красоты природы;

Воспитательные:

- воспитывать любовь к природе, умение внимательно слушать рассказы своих товарищей, дополнять ответы.

Материалы: игрушки- зайчик, бабочка

Ход занятия

Воспитатель: в костюме Весны, в руках - корзинка.

Воспитатель: Здравствуйте, ребята. Как вы думаете, кто я? Да, я - Весна, и я приглашаю вас сегодня в путешествие в Весну.

Игра «Подбери слово»

Слушайте внимательно и скажите, о чё м я буду говорить:

- рисует, щиплет, трещит, морозит. (мороз)

- свищет, бушует, дует, завывает. (ветер)

- летает, танцует, сыплется, ложится, покрывает (снег)

- висит, растёт, тает, плачет, капает. сосулька)

- распускаются, зеленеют, радуют, появляются, цветут. (цветы)

Воспитатель: Послушайте внимательно мою загадку и отгадайте?

- «Кто в году четыре раза переодевается?» (Это наша Земля).

- Назовите все четыре времени года (зима, весна, лето, осень).

Воспитатель: Дети, посмотрите в окно и скажите:

- Какое наступило сейчас время года? (Весна)

- Какая погода за окном? (Солнечная)

- Кто радуется приходу весны? (Птицы)

- Как поменялось поведение птиц? (птицы оживленные, звонко за окном чирикают, не прячутся, все больше находятся на улице).

- Послушайте:

Светает рано по утрам.

Проталины и тут, и там.

Ручей шумит, как водопад,

Скворцы к скворечнику летят,

Звенят под крышами капели,

Медведь с еловой встал постели,

Всех солнышко тепло ласкает.

Кто это время года знает?

Дети: (хором) Это весна!

Воспитатель: Да, это весна. «Тает снежок, ожил лужок, день прибывает, когда это бывает?» (весной). Правильно.

- А какие весенние месяцы вы знаете? (март, апрель, май)

Ой, смотрите-ка, ребята, кто скачет по лесной тропинке? (Заяц.) Как назвать его ласково? (Зайчонок, зайчик, заинька.)

- Остановился зайчик, огляделся по сторонам и заплакал. Почему? (Потерялся, заблудился, лапку уколол.) Скажите, какой сейчас зайчик? (Грустный, печальный, огорченный.)

Закончите предложения:

«Если зайчик потерялся, мы… (поможем ему найти свой дом)».

«Если зайчик уколол лапку, мы. (перевяжем ее, полечим, успокоим, утешим)».

- Давайте составим рассказ про зайчика о том, как он потерялся и как его нашли и утешили друзья

Словесная игра «Подскажи словечко»

Воспитатель: Вы мне поможете, подскажете правильное слово.

Ой, беда! Ой, беда!

Тает снег, кругом вода.

Не обуешь валенки,

На снегу. (проталинки)

Самый первый день весны,

Самый - самый первый.

На опушке у сосны

Распустилась. (верба)

Рад весне братишка Сашка

И собака рада Жулька

На припеке, с крыши нашей

Утром свесилась. (сосулька)

Снег в лесу, сугробов много

Но слышна синицы трель

С крыши прямо на дорогу

Звонко капает. (капель)

Воспитатель: Ребята, о чем это стихотворение? (о первых признаках весны). Назовите эти признаки. Да, правильно, мы можем по ним определить, что уже пришла весна.

Игра со звуками

Воспитатель: Вот и бабочка прилетела. Что она говорит?

Бабочка: Я хотела у вас спросить, вы знаете песенку комарика (з-з-з, песенку жука (ж-ж-ж, песенку ветра (ш-ш-ш, песенка насоса (с-с-с).

- Давайте поиграем. Я буду называть слова, а вы должны хлопнуть в ладоши, если услышите:

Песенку комарика: (З)-зебра, машина, зонтик, зима, снег, забор;

Песенку жука (Ж) - живот, жираф, дом, яблоко, жук, ёжик ножик;

Песенку ветра (Ш) - шапка, шуба, конфета, шишка, машина;

Песенку насоса (С) - стол, стул, рука, слон, самолет, дерево.

Игра с мячом

Воспитатель: Ребята, встаньте в круг. Я буду бросать мяч, и называть слово, а вы ловите мяч и повторяйте это же слово, но ставьте перед ним нужную форму слова «весенний». Например, день — весенний день; погода — весенняя погода, солнце — весеннее солнце, настроение – весеннее настроение, платье - весеннее, обувь - весенняя.

А теперь проводим нашего зайчишку в лес к своим друзьям.

3. Тема «Путешествие в царство Зимушки-Зимы»

Задачи:

Образовательные:

- обогащать словарь детей прилагательными и глаголами;

- учить образовывать прилагательные за счет относительных существительных;

Развивающие :

- развивать у детей речевое дыхание и силу голоса;

- развивать речь, память, внимание, координацию движений и развитие мелкой моторики, речевое дыхание и голос;

- развивать фонематическое восприятие;

Воспитательные:

- воспитывать любовь к природе, умение внимательно слушать рассказы своих товарищей, дополнять ответы.

Ход занятия

Воспитатель: Давайте поиграем с пальчиками

1, 2, 3, 4, 5 – вышли пальчики гулять,

1, 2, 3, 4, 5 – в домик спрятались опять.

Давайте и мы с вами отправимся гулять (звучит музыка)

Куда же нам, ребята, пойти?

Логоритмическое упражнение:

Ить – ить – ить – куда же нам пойти (хлопают в ладоши,

Ать – ать – ать в лес отправимся гулять (хлопают по коленям)

Ну что ж, беремся за руки, идем гулять змейкой. Ребята, куда мы с вами пришли? (в лес)

Лес какой? (зимний) Почему? (Много снега) Зима какая? (белая, морозная, веселая, красивая, снежная, холодная) Снег какой? (белый, пушистый, холодный, липкий, скрипучий, мягкий) Мороз какой? (сильный, злой, крепкий, слабый) Снег что делает? (идет, падает, летит, кружится, скрипит) Мороз что делает? (щиплет, трещит, кусает, рисует) Зима - веселое время года или грустное?

(ТРИЗ) - почему веселое? - можно кататься на санках, играть в снежки, с горки кататься на коньках. Почему грустное? – можно заболеть, и нам будет грустно.

Ой! Кто это? (заяц) Как назвать его ласково? (Зайчонок, зайчик, заинька).

Заяц - Ребята, я заблудился в лесу и не знаю дороги в царство Зимушки-Зимы. Помогите мне, пожалуйста, найти дорогу.

Ребята! Поможем зайчику? Нужно пройти все трудности и выполнить все задания. Готовы? Тогда в путь! Ребята! Что это такое? (следы) Чьи это следы? (животных). Давайте отгадаем чьи это следы!

След лисы какой? (лисий)

След кабана? (кабаний)

След лося? (лосиный)

След зайца? (заячий)

След белки? (беличий)

Это чей след? (человека)

Значит он какой? (человеческий)

Посмотрите, перед вами лежат картинки.

Я вам буду загадывать загадки, а вы будете находить отгадки. Итак, приготовились!

Все вокруг белым бело: Много снега намело. Кто скажет, когда это бывает? (Зимой)

Растет она вниз головою, Не летом растет, а зимою, Но солнце ее припечет - Заплачет она и умрет. (Сосулька)

Наступили холода, Превратилась в лед вода. Рыбам зиму жить тепло: Крыша – толстое стекло (Лед)

Ребята пройдите сюда, посмотрите, как много снежинок. Возьмите по одной снежинке, и мы поработаем глазками.

Мы снежинку увидали,

Со снежинкою играли. (Дети берут снежинку в руки. Вытянуть снежинку вперед перед собою. Сфокусировать на ней взгляд).

Снежки вправо полетели,

Дети вправо посмотрели (Отвести снежинку вправо, проследить движением взгляда).

Вот снежинки полетели,

Глазки влево посмотрели (Отвести ее влево).

Ветер снег вверх поднимал

И на землю опускал (Поднимать снежинки вверх и опускать вниз)

Дети смотрят вверх и вниз

Все! На землю улеглись. (Покружиться и присесть, опустив снежинку на пол).

Глазки закрываем (Закрыть ладошками глаза).

Глазки отдыхают (Дети складывают снежинки и садятся на места).

Молодцы, выполнили задание.

А вот зайчик и Зимушка-зима (выходит зима из домика) и благодарит детей за то, что помогли зайчонку найти дорогу домой и дарит им елочку для праздника и красивую шкатулку.

4. Тема «Хорошо летом в лесу!»

Задачи:

Образовательные

- расширить и уточнить знания детей о временах года;

- обогащать и активизировать словарь;

- закрепить употребление множественного числа имен существительных в родительном падеже, согласование имен прилагательных с существительными в роде и числе в составе именных словосочетаний;

Развивающие

- развивать координацию движений

Воспитательные

- воспитывать любовь к природе.

Оборудование и материалы: картинки по временам года; картинка с изображением леса; картинки с изображениями диких животных с детенышами; картинки с изображением насекомых (стрекоза, комар, жук, муравей и т. д.); картинки с изображениями домиков белки, медведя, зайца, пчелы, муравья, мыши, птиц; картинки с изображением лесных ягод

Ход занятия

Воспитатель: Ребята, отгадайте загадку:

Солнце припекает,

Цветы расцветают,

Бабочки порхают,

Ягоды поспевают,

Когда это бывает?

Правильно, летом! Скажите, а какие летние месяцы вы знаете? (Июнь, июль, август). Ой, ребятки, слышите чей-то плач? Посмотрите, Пингвиненок! Что случилось, почему ты плачешь?

Пингвиненок: Я услышал вашу загадку и расстроился, потому что я не знаю, что такое лето.

Воспитатель: Ребятки, пригласим нашего Пингвиненка в лес и расскажем ему все, что мы знаем? (Отправляются в лес)

- Каких животных мы можем встретить в лесу?

- Как называются эти животные?

- Кто заботится о диких животных? (Отвечают – например: животные в лесу – дикие. Кто заботится? – Никто, они сами добывают себе пищу, сами строят жилища, заботятся о своих детенышах.)

«Закончи предложения названиями детенышей»

- У волчицы появились? - волчата;

- У медведицы родилось двое? - медвежат;

- У белки появился один? - бельчонок;

- У зайчихи родилось трое? - зайчат;

- У лисы появилось двое? - лисят;

- У ежика родились? - ежата.

- А еще в лесу летом можно встретить много насекомых. Повторите чистоговорки:

- За – за – за, вот порхает стрекоза.

- Ры – ры – ры, прилетели комары.

- Чок – чок – чок, по листу ползет жучок.

- Вей – вей – вей, прибежал к нам муравей.

Физкультминутка

Мы по лесу шли, шли.

Землянику нашли.

Сели, съели и дальше пошли.

Мы по лесу шли, шли.

И малину нашли.

Присядем на полянке

И песенку споем.

- Мы ходили в лес и набрали ягод.

( картинки с изображениями ягод: земляники, черники, брусники, клюквы, малины, ежевики и т. д.)

Воспитатель спрашивает:

- Ягоды, какие? (ароматные, душистые, сладкие, вкусные)

- Мама сварила варенье из малины.

Какое варенье получилось? - малиновое;

- Джем из земляники. Какой джем? - земляничный;

- Сироп из черники. Какой сироп? - черничный;

- Повидло из ежевики. Какое повидло? - ежевичное;

- Компот из брусники. Какой компот? - брусничный;

- Сок из клюквы. Какой сок? - клюквенный.

Воспитатель: - Ребята, хорошо мы с вами погуляли в лесу. А теперь давайте вместе сочиним рассказ о нашей прогулке.

Наступило лето. Очень ярко светит … (солнышко). На лесной полянке растет зеленая … (травка) и лесные … (цветы). В тени деревьев появилось много … (грибов). На кустах созрели … (ягоды). На деревьях много зеленых … (листьев). В лесу весело щебечут … (птицы). Хорошо летом в … (лесу).

Ну что, Пингвиненок, теперь ты знаешь, как хорошо летом в лесу!

На прощанье дети раскрашивают изображения бабочек, цветов, ягод, солнышка и дарят Пингвиненку.

5. Тема «Осеннее настроение»

Задачи:

Образовательные:

-формировать представление детей об осени;

- активизировать и обогащать словарь детей;

- учить составлять описательный рассказ по картине;

Развивающие :

- развивать образное мышление; учить различать и называть деревья, находить их листья;

- развивать восприятие, умение выделять разнообразные свойства и отношение предметов (цвет, форма, величина, расположение в пространстве; - развивать эстетическое восприятие; воспитывать аккуратность;

Воспитательные:

- воспитывать бережное отношение к природе, развивать эмоциональную отзывчивость.

Материал: картина И. Левитана «Золотая осень», корзина с муляжами овощей и фруктов, две корзинки с картинками «яблоко» и «огурец», макет дерева без листьев, листья желтого, оранжевого, красного цвета из бумаги с «липучкой», пластилин, стеки, дощечки

Оборудование: аудиозапись музыки Чайковского «Времена года. Осень»

Предварительная работа: Беседа об осени, чтение стихотворений, рассматривание иллюстрации, знакомство с приметами осени, отгадывание загадок про овощи и фрукты.

Методические приё мы: рассматривание иллюстрации и беседа по ней, игровая ситуация, беседа-диалог, физкультминутка, продуктивная деятельность детей, рефлексия

Ход занятия

Ребята, отгадайте загадку:

Ночи темнее, дни холоднее,

Листья пожелтели, птицы улетели,

Дождь поливает, когда это бывает?

Правильно, ребятки, осенью. Наступила осень – славная пора. Посмотрите, ребята, на картину Исаака Левитана «Золотая осень». Картина, на которой изображается природа, называется пейзаж. Что вы видите на картине? Какие деревья? Что можно сказать о листьях? ( Активизация и обогащение словаря: осенний пейзаж, клен, береза, листья, листопад) Обратите внимание, что листья клёна и берёзы жёлтые, они словно светятся, листья устлали всю землю.

Осень – это веселое время года или грустное? Когда опадают листья, идет дождь, кругом лужи? А вот когда собирают урожай яблок, груш, грибов - какое? ( дети мимикой показывают: грустное, веселое). У меня есть корзинка с овощами и фруктами. Ой, посмотрите, кто это у нас здесь спрятался! Ежик, а почему ты плачешь? Ежик забыл, что относится к фруктам, а что к овощам, поможем ему? (Дидактическая игра «Разложи овощи и фрукты»)

Физкультминутка

Тучи в небе кружатся (плавно покачиваться с ноги на ногу)

Что ни шаг, то лужица (Ходьба на месте с высоким подниманием колена)

День осенний хмурится (Руки на поясе – повороты)

Листопад на улице (Кружиться на месте)

По дороге стелется (Легко бежать по кругу)

Желтая метелица.

Посмотрите, ребята на наше дерево, чего не хватает? (Ответы детей) Правильно, листиков. Как называется явление, когда листья опадают с деревьев? (Ответы детей). Этот листик с дуба, значит, он дубовый. А этот с клена, (рябины, березы, тополя, значит он (рябиновый, березовый, тополиный) (Вызывать детей по одному для вывешивания листочков, направляя их словами вправо, влево, вверх, вниз)

Игра «Скажи наоборот» : Осенью день короткий, а ночь (длинная, летом небо высоко, а осенью (низко, луна видна ночью, а солнце (днем, если день не холодный, то какой? (теплый).

Давайте вылепим из пластилина нашему другу яблочки. Какие цвета мы будем с вами использовать? Какой формы бывают яблочки? Какие приемы лепки нужно использовать?

Что вам запомнилось больше всего? Какие задания показались трудными? Нашему Ежику пора отправляться в лес, давайте его проводим и подарим ему наши яблочки.

Анализ проведенных занятий

в средней группе по теме :

«Формирование речи дошкольников в средней группе»

В ходе наблюдения за речевым поведением детей в быту и в игровой деятельности было замечено, что многие дети неправильно понимают слова, неправильно их употребляют. У многих детей словарный запас беден. Дети допускают ошибки, связанных с использованием глаголов. Таким образом, приоритетной задачей стояло провести с ним работу по обогащению и активизации словаря.

Проведенные занятия помогли расширить словарный запас детей. Они с некоторым успехом научились согласовывать имена существительные с прилагательными в роде и числе. Особенно им понравились игры с мячом, упражнения «Подбери слово», «Подскажи словечко». В свободной деятельности было замечено, что дети пытаются загадывать друг другу незамысловатые загадки.

Поставленные задачи – расширить и уточнить знания детей о временах года, обогащать и активизировать словарь – были решены.

В дальнейшей перед нами стоят задачи по воспитанию звуковой культуры, формированию грамматического строя речи и во взаимосвязи с ним словарная работа.

Публикации по теме:

Серия занятий по песочной терапии для детей раннего возраста «Раз, два, три, четыре, пять — я с песком иду играть»Серия занятий по песочной терапии для детей раннего возраста «Раз, два, три, четыре, пять — я с песком иду играть» Серия занятий по песочной терапии для детей раннего возраста(2-3 года) с задержкой речевого развития. Часто ко мне приходят детки раннего.

Планирование занятий по познавательному развитию в средней группе «Волшебница Зимушка-зима!»Планирование занятий по познавательному развитию в средней группе «Волшебница Зимушка-зима!» «Позновательное развитие» (развитие сенсорной культуры) Тема: 1 Наблюдение: оттепель. Цель: Продолжать знакомить детей со свойствами.

Конспект занятий по развитию речи в первой младшей группе Конспект занятий по развитию речи в 1 младшей группе. Тема: Насекомые Задачи: учить, рассматривать иллюстрацию, закрепить знания о знакомых.

Конспект занятий по развитию речи в первой младшей группе Тема:Насекомые Задачи: учить, рассматривать иллюстрацию, закрепить знания о знакомых насекомых, воспитывать умение общаться, говорить не.

Конспект занятий по развитию речи во второй младшей группе «Сказка в гости нам пришла» Конспект занятия по развитию речи во второй младшей группе «Сказка в гости к нам пришла» во 2 младшей группе (По мотивам сказок: «Курочка.

Конспект занятия по развитию речи детей в средней группе «Портрет Весны» Интеграция образовательных областей: «Художественное творчество», «Познание», «Коммуникация», «Социализация». Цель: учить детей замечать.

Серия конспектов по ФЭМП в разновозрастной младшей-средней группе по теме «Ориентировка в пространстве» Серия конспектов по формированию элементарных математических представлений по теме: «Ориентировка в пространстве» разновозрастная младшая.

Серия конспектов НОД по развитию грамматического строя речи детей старшего дошкольного возраста с нарушением интеллекта Конспекты непосредственно-образовательной деятельность по развитию грамматического строя речи детей старшего дошкольного возраста с нарушением.

Серия занятий «Олекма заповедная» Серия занятий «Олекма заповедная» (для детей 5 — 6лет) «Олекма заповедная» «Олекминский заповедник» Придумывание экологической сказки.

Серия занятий по патриотическому воспитанию дошкольников Министерство образования и науки Российской Федерации Управление образования администрации города Орла муниципальное бюджетное дошкольное.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Серия занятий по развитию речи детей в средней группе
Опубликовано: 18 декабря 2017 в 13:21
+3Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Серия занятий по развитию речи детей в средней группе» (включая файлы) размещена пользователем Елена Михневич (УИ 64274) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Календарь
21 декабря 2024 суббота
Конспекты предновогодних творческих занятий.

Приглашаем принять в творческом конкурсе новогодних поделок
Добавьте фото на новогодний конкурс
22 декабря 2024 воскресенье
Благодарим тех, кто подарил нам жизнь.
Поздравляем энергетиков с профессиональным праздником!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД