Ирина Бойко
Серия занятий «Олекма заповедная»
▼ Скачать + Заказать документы
Серия занятий «Олекма заповедная»
(для детей 5 — 6лет)
«Олекма заповедная»
«Олекминский заповедник»
Придумывание экологической сказки «Однажды в заповеднике»
Экологическая игра «Что? Где? Когда?»
Автор Бойко Ирина Михайловна — воспитатель.
г. Олекминск
Занятие «Олекма заповедная»
Програмное содержание: уточнить знания детей об Олекминском заповеднике. Развивать монологическую речь.
Публикация «Серия занятий „Олекма заповедная“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2017
Формировать основы экологически правильного поведения в мире природы. Воспитывать любовь и бережное отношение к природе родного края.
Предварительная работа: беседа о лесе, животных, о растениях родного края; заучивание стихотворения: Н Рыжовой «Лесные правила», чтение рассказа: С Поповой, «История о заповеднике»; рассматривание иллюстраций из книги «Олекминский заповедник», «Токко»; фотовыставка семьи Устиновых; «Экскурсия по заповеднику»; творческое задание для детей и родителей «Нарисуй и придумай рассказ».
Ход занятий
I Вопросы к детям:
Как называется наш город?
Какая река дала название нашему городу?
Чем еще, знаменита река Олема (богата рыбой, по берегу растут келры, редкие растения, находится заповедник?
- Да река Олекма дала название и нашему заповеднику «Олекминский».
А что такое заповедник?
- Да это место где охраняются животные, птицы, растения, реки, озера и даже маленькие ручейки от бед и катастроф.
А сейчас вспомните все что вы знаете об Олекминском заподнике? (редкие животные, редкие растения, редкие птицы)
А кто работает в заповеднике?
Физкультминутка:
Раз, два, три, четыре, пять — дети загибают пальцы.
Мы пошли в лес погулять — шагают на месте.
На поляну мы пришли — продолжают шагать.
И животных там нашли — разводят в стороны.
Мы как белочки поскачем — скачут на месте.
И как айцы ушки спрячем — приседают, прячут голову.
Как медведи порычим — имитируют движения рычающего медведя.
И как дятлы постучим — стучат кулачками.
Проверка творческого задания для всей семьи — дети демонстрируют рисунки и рассказывают о их содержании.
Игра «Что в круге»
Круг «Олекминский заповедник» - животные, растения которые есть в Олекминском заповеднике (дети перичисляют, воспитатель схематично изображает внутри круга).
Где находится «Олекминский заповедник» - в Олекминском районе; круг обрисовывается кругом побольше.
А где находится Олекминский район в Республике Саха (Якутия) круг обрисовывается кругом побольше.
А в какой стране находится Республика Саха (Якутия) — в России круг обрисовывается самым большим кругом.
Вспомните стихотворение, кто хочет рассказать?
Молодцы. Запомните все лесные правила.
Вывод:
Если бы все люди придерживались этих правил, то не было бы на планете исчезающих животных и растений, природа была бы богаче, как в нашем Олекминском заповеднике.
Почему наш заповедник назвали Олекминским?
Да, наш заповедник находится на реке Олекма, там очень красивые места. Много редких деревьев, трав, цветов, зверей и птиц. В речушках и родниках очень чистая и вкусная водичка.
Хотите попробовать?
Закройте глаза и представьте, что наступило лето и мы оказались в Олекминском заповеднике.
А теперь встаньте и попробуйте воду из «родника».
Вкусная вода?
Ну а теперь расскажите, что вы увидели в заповеднике?
Итог:
Понравилось ли вам занятие?
Где вы побывали?
Зачем нужны заповедники?
Конспект открытого занятия в старшей группе
МБДОУ ЦРР — Д/С №2 «Журавушка»
Тема: «Олекминский заповедник»
Воспитатель: Бойко Ирина Михайловна
Цель: Уточнить представления детей об охраняемых территориях, Олекминском Заповеднике. Формировать основы экологически правильного поведения в мире природы. Воспитывать любовь и бережное отношение к природе родного края.
Предварительная работа: беседа о лесе, животных, растениях родного края, о реках родного края, заучивание стихотворений Н. Рыжовой «Лесные правила», чтение рассказа С. Поповой «История о заповеднике», рассматривание иллюстраций из книги «Олекминский заповедник».
Дидактическое обеспечение: Иллюстрации и рисунки с изображением животных и растений, графин с водой, стаканы, мел, доска.
Ход занятия.
Вводно — организационная часть. Приветствие гостей.
Чтение стихотворения Н. Рыжовой «Леснаые правила»
Если в лес пришли гулять
Свежим воздухом дышать
Бегай, прыгай и играй
Только, чур, не забывай
Что в лесу нельзя шуметь
Даже очень громко петь
Испугаются зверушки
Убегут с лесной опушки
Ветки дуба не ломать
И почаще вспоминать:
Мусор с травки убирать
Зря цветы не надо рвать
Бабочки пускай летают
Ну кому они мешают?
Здесь не нужно всех ловить
Топать, хлопать, палкой бить
Ты в лесу всего лишь гость
Здесь хозяин дуб и лось.
Их покой побереги
Ведь они нам не враги.
Мотивация на образовательную деятельность.
Давайте повторим правила поведения в лесу, что вы запомнили из стихотворения?
Закрепление правил.
Актуализация имеющихся знаний.
Вопросы детям:
Как называется наш город?
Какая река дала название нашему городу?
Чем еще, знаменита река Олема (богата рыбой, по берегу растут келры, редкие растения, находится заповедник?
- Да река Олекма дала название и нашему заповеднику «Олекминский».
А что такое заповедник?
- Да это место где охраняются животные, птицы, растения, реки, озера и даже маленькие ручейки от бед и катастроф.
А сейчас вспомните все что вы знаете об Олекминском заподнике? (редкие животные, редкие растения, редкие птицы)
А кто работает в заповеднике?
Физкультминутка:
Раз, два, три, четыре, пять — дети загибают пальцы.
Мы пошли в лес погулять — шагают на месте.
На поляну мы пришли — продолжают шагать.
И животных там нашли — разводят в стороны.
Мы как белочки поскачем — скачут на месте.
И как айцы ушки спрячем — приседают, прячут голову.
Как медведи порычим — имитируют движения рычающего медведя.
И как дятлы постучим — стучат кулачками.
Усвоение и расширение представлений.
А сейчас я вам хочу показать рисунки — наших выпускников, выпускников нашего детского сада на которых они изоьразили животных, птиц, растения нашего Олекминского заповедника (рассматривание рисунков, описание рисунков детьми, краткая характеристика)
Практическая работа: игра «Что в круге»
Круг «Олекминский заповедник» - животные, растения которые есть в Олекминском заповеднике (дети перичисляют, воспитатель схематично изображает внутри круга).
Где находится «Олекминский заповедник» - в Олекминском районе; круг обрисовывается кругом побольше.
А где находится Олекминский район в Республике Саха (Якутия) круг обрисовывается кругом побольше.
А в какой стране находится Республика Саха (Якутия) — в России круг обрисовывается самым большим кругом.
да ребятки наш заповедник находится в самом маленьком кругу, но в нем очень много редких трав, деревьев, цветов, зверей и птиц. В речушках и родникахочень чистая и вкусная вода.
Хотите попробовать?
Закройте глаза и представьте, что мы оказались в Олекминском заповеднике. Релаксация — представление детей, вот летит сова, а вот изюбрь пробивается сквозь деревья, а вот цветы кивают своими головками, а еще журчит ручеек.
А теперь встаньте и попробуйте воду из родника.
Вкусная вода?
Итог:
Понравилось ли вам занятие?
Где вы побывали?
Зачем нужны заповедники?
Занятие – придумывание экологической сказки «Однажды в заповеднике»
Программное содержание:
Учить детей придумывать сказку на заданную тему.
Развивать интерес к творческому рассказыванию.
Воспитывать бережное отношение к природе; желание заботиться и охранять ее.
Формировать умение передавать специфику сказочного жанра и отличать ее от других жанров (рассказ, стихотворение, быль).
Словарная работа: Экологическая сказка, зачин сказки, развитие сюжета, финал сказки, сазочные герои.
Предварительная работа: Беседа о заповедниках, рассматривание фотографий и иллюстраций об Олекминском заповеднике, заучивание стихотворений Н. Рыжовой – «Лесные правила». Чтение экологических сказок «Серая шапочка и красный волк», «Сказка о человеке и золотой рыбке», «Чей дом лучше?», «История одного пруда». Литературная викторина «Сказочные вопросы». Творческое задание на дом – придумывание сказки «Путешествие в заповедник».
Ход занятия:
- Вопросы к детям.
- Дети любите ли вы слушать сказки?
- А по каким признакам мы узнаем сказку? (традиционный зачин жили-были, в некотором царстве, однажды в сказке события повторяются, бывают волшебство и превращения, случаются такие вещи, которых не может быть в реальной жизни).
- Сегодня мы с вами будем сами придумывать сказки, а о ком и о чем вы узнаете, отгадав мои загадки:
1. Что за зверь лесной 4. Трав копытами касаясь
Встал как столбик под сосной. Ходит по лесу красавец
И столбы среди травы Ходит смело и легко
Уши больше головы. (Заяц) Рога раскинув широко. (Лось)
2. В сосне дупло. 5. Вот это случай редкий
В дупле тепло. На голове две ветки. (Олень)
А кто в дупле.
Живет в тепле. (Белка) 6. У кого одна нога
Да и та без сапога. (Гриб)
7. Летом в шубе,
А зимой голый. (Лес)
3. Сердитый недотрога 8. В морях и реках обитает
Живет в глуши лесной Но часть по небу пролетает,
Иголок очень много А как наскучит ей летать
А нитки ни одной. (Еж) На землю падает опять. (Вода)
- Да, правильно – животные, лес, вода, небо, солнце, грибы, цветы, трава.
- Природа.
- Мы будем придумывать экологическую сказку «Однажды в заповеднике».
- Но сначала давайте вспомним какие экологические сказки мы с вами читаем и кто в них главные герои. (Ответы детей)
Физкультминутка
По тропинке леший шел.
На поляне гриб нашел (ходьба на месте)
Раз грибок, два грибок
Вот и полный кузовок (приседание)
Леший охает, устал
Оттого что приседал
Леший сладко потянулся,
А потом назад прогнулся,
А потом вперед нагнулся
И до поля дотянулся (наклоны).
И налево и направо повернулся (повороты туловища)
Леший выполнил разминку
И уселся на тропинку.
- А теперь посмотрите на эту схему, по ней мы будем рассказывать нашу сказку. Дети читают схему из пяти частей, объясняя каждую часть.
1. Начало – время года, погода, место действия.
2. Появление героя. Героев – кто такой он (внешний вид, характер, чем занят.
3. Опасность, беда – что случилось с героем. Кто нарушил его покой, как он пострадал.
4. Помощь – кто помог герою, как помогли, что произошло?
5. Конец – чем закончилась сказка? Что могло бы произойти, если бы не пришла помощь?
- Придумывается коллективная сказка.
- Проверка творческого задания.
Пальчиковая игра.
У дороги яблонька стоит (руки над головой, пальцы широко расставлены, руки скрещены, изображают дерево).
На ветке яблочко висит (скрещивают руки, берут в замок).
Сильно ветку я потряс (скрещенные в замке руки покачивают вперед-назад).
Вот и яблочко у нас (опускают скрещенные в замок руки, выворачивают их прямо перед собой, получается как бы яблочко из скрещенных рук).
В сладко яблочко вопьюсь (раскрывают ладони, погружают в них лицо).
Ой, какой приятный вкус (поглаживают руками по животу).
Яблочко мы «съели», а теперь давайте вспомним:
Какие варианты помощи природе вы предлагал в своих сказках?
Можно ли перенести их в реальную жизнь?
Чтение стихотворения Н. Рыжовой «Лесные правила»
Релаксация, звучит музыка «Звуки леса», дети закрывают глаза, расслабляются.
В зеленом, зеленом, зеленом лесу
Зеленый листок, как флажок я несу
Зеленая шишка под елкой лежит
Зеленая музыка где-то звучит
Зеленый кузнечик в зеленой траве
Играет зеленую музыку мне.
ИГРА – ВИКТОРИНА.
«ЧТО, ГДЕ, КОГДА?»
Цель: Закрепить знания детей об Олекминском заповеднике. Развивать умение четко отвечать на вопросы, поддерживать соревновательный дух игры. Воспитывать чувство любви и уважения к родному краю и родной природе.
Материал: рисунки детей – животный и растительный мир заповедника, фотографии Олекминского заповедника – рассказ сотрудников, чтение рассказов о заповедниках, сочинение рассказов, сказок о заповеднике и его обитателях, изготовление игрового поля.
Ход игры:
Зал оформлен рисунками, фотографиями по теме.
- Дети свободно входят в зал, рассматривают рисунки, фотографии; при желании о своих работах.
Ведущий предлагает сесть на стулья.
Вопрос к детям:
- Дети, а вы знаете пословицы о природе?
Дети:
- Много леса - не губи, мало леса – береги, нет леса – посади.
- Декабрь год кончает, зиму начинает.
- Апрель с водой, май с травой.
- Мороз не велик, да стоять не велит.
- Весна красна цветами, а осень пирогами.
- Вода с гор потекла, весну принесла.
- Коли в мае дождь, будет и рожь.
- Муравей не велик, а горы копает.
Ведущий:
- Дети сегодня мы с вами поиграем в интересную игру «Что? Где? Когда?»
- Дети, а кто видел эту игру по телевизору?
- Что там делают?
- Кто бы хотел принять в ней участие?
- Сейчас, мы проведем свою игру и так же как взрослые в игре «Что? Где? Когда?» будем отвечать на вопросы.
Для этой игры мы разделимся на две команды, каждая команда выберет капитана и придумает название.
Я вам предлагаю например: Знатоки и Умники.
(дети делятся на команды, выбирают капитанов, выбирают название).
Ведущий:
- А теперь прошу команды занять свои места.
(Дети располагаются на противоположных концах стола, где находится игровое поле).
Ведущий:
- Как вы уже поняли, тема нашей игры природа, а точнее наш Олеминский заповедник.
- А теперь послушайте правила игры: команда начинающая игру крутит волчок, волчок останавливается в секторе с определенной цифрой (1-6, под каждой цифрой спрятался вопрос; я задаю вопрос, а вы отвечаете, за правильный ответ команда получает 3 очка, если команда не ответила на вопрос, очков она не получает.
Отвечать на вопросы команды будут по очереди; если стрелка остановится на секторе где изображено солнышко, то команда или кто – то один из команды показывают самодеятельный номер (песня, стихотворение, танец) на тему нашей игры.
- Какие ко мне вопросы? – Все понятно?
- Тогда сейчас проведем жеребьевку, какая команда начнет игру первой.
Капитаны подходят к ведущему и берут с подноса листочки лежащие цифрой вниз, кто поднимет лист с цифрой один, то его команда и начинает игру.
Вопросы к игре:
Каких деревьев в Олекминском заповеднике больше? (лиственница, береза)
Какой башмачок нельзя надеть на ногу? (венерин башмачок)
Символ красоты якутского края? (лилия даурская, сардаана)
Почему наш заповедник назвали Олекминским? (на реке Олекма)
Сколько заповедников в Якутии, назовите их? (два – Олекминский и Усть-ленский)
Какая птица любит купаться в песке? (глухарь)
Подведение итогов игры.
Поощрение участников.
Пение песни «Лесная песенка» муз. Витмана