Дина Майорова
Методическая разработка образовательной деятельности с детьми «Удивительные свойства магнита»
Образовательная область : «Познавательное развитие».
Раздел: «Развитие познавательно-исследовательской деятельности».
Тема: «Удивительные свойства магнита».
Группа: старшая.
Форма проведения: классическая.
Цель: развитие познавательных способностей детей дошкольного возраста через экспериментирование.
Задачи:
Образовательные :
1. Формировать представления детей о магните.
Публикация «Методическая разработка образовательной деятельности с детьми „Удивительные свойства магнита“» размещена в разделах
- Магнит. Изучаем свойства магнита
- Свойства материалов и веществ
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2018
2. Расширять представления детей опытным путём о свойствах магнита (притягивать предметы; действие магнита через стекло, картон, воду).
Развивающие:
1. Развивать активность, любознательность, стремление к самостоятельному поиску причин, способов действий, проявление творческого потенциала и индивидуальности.
2. Развивать свободное общение с взрослым и детьми, компоненты устной речи детей в различных формах и видах деятельности.
Воспитательные:
1. Воспитывать интерес к экспериментальной деятельности.
2. Бережное отношение к исследовательскому оборудованию.
3. Воспитывать самостоятельность.
4. Закреплять умение работать в команде.
Речевые:
1. Пополнить словарь детей термином «полюса магнита».
Здоровьесберегающие:
1. Сохранять правильную осанку.
2. Создание хорошего микроклимата в процессе совместной познавательно-исследовательской деятельности.
Материал и оборудование:
Демонстрационный: магнит, скрепки большие и маленькие, проектор и экран, глобус, металлическая стружка.
Раздаточный: по 2 маленьким магнитам на каждого ребенка, набор предметов из различных материалов: кусочек ткани, деревянный карандаш, пластмассовая пуговица, металлические скрепка и болтик, гайка. Стеклянные рамки по количеству детей, стаканы с водой, емкости с манной крупой, воздушные шары по количеству детей.
Ход образовательной деятельности:
Воспитатель встречает детей в костюме фиксика Симка.
Воспитатель: Здравствуйте ребята, вы меня угадали я фиксик Симка. Хочу пригласить Вас в лабораторию фиксиков, а что мы там будем исследовать вы должны угадать.
Загадка: Хватаю в крепкие объятия
Металлических я братьев. (МАГНИТ)
Воспитатель: Отгадать загадку поможет нам «волшебная» перчатка. Посмотрите, я провела перчаткой над скрепками и они прилипли. Что за чудо?
Дети: Это магнит.
Воспитатель: А что такое магнит?
Дети: Это то, что притягивает к себе предметы железные.
Воспитатель: Почему магнит притягивает предметы?
Дети: В магните есть специальные частички.
Воспитатель: Да, в магните специальные частички, которые притягивают предметы. Какие предметы притягивает магнит?
Дети: Металлические.
Воспитатель: Ну что готовы отправиться со мной в лабораторию фиксиков.
Дети: Да.
Воспитатель: там вы узнаете о свойствах магнитов. Становитесь вкруг на ковер. Полетели.
Дыхательная гимнастика «Крылья»
Вместо рук - большие крылья.
Ну-ка, в небо, эскадрилья!
Исходное положение – ноги слегка расставлены.
1 – руки через стороны поднять вверх (вдох);
2 – опустить руки вниз, произнося «вниз» (выдох).
Поднимемся на носочки
Хорошо нам наверху!
Как же вы без нас внизу?
Исходное положение – ноги слегка расставлены.
1 – подняться на носки. Одновременно поднимая руки и посмотреть на них (вдох);
2 – медленно присесть (спина прямая, колени в стороны, руки вперед и произнести звук «ш-ш-ш» (выдох).
Покачивание
Покачаемся слегка,
А под нами облака.
Исходное положение – ноги на ширине плеч.
1 – наклон вправо – «кач» (вдох)
2 – наклон влево – «кач» (выдох)
Поворот
Надо посмотреть вокруг.
Рядом ли летит мой друг?
Исходное положение – ноги на ширине плеч, руки на поясе.
1 – повернуться вправо (вдох)
2 – исходное положение (выдох)
3 – повернуться влево (вдох)
4 - исходное положение (выдох)
Хлопок
Мы хлопком встречаем Солнце,
Светит людям пусть в оконца.
Исходное положение – ноги слегка расставлены.
1 – поднять руки вверх (вдох)
2 – хлопнуть в ладоши, сказав «хлоп» (выдох)
3 – развести руки в стороны (вдох)
4 – исходное положение (выдох)
Пчелы
Мы представим, что мы пчёлы,
Пчёлы в небе – новосёлы.
Исходное положение – ноги слегка расставлены.
1 – развести руки в стороны (вдох)
2 – опустить руки вниз со звуком «з-з-з» (выдох)
Приземление
Приземляемся, ура!
В страну магнитов, детвора!
Исходное положение – ноги на ширине плеч, руки в «замок», опустить вниз.
1 – руки поднять вверх (вдох)
2 – наклон вперед с одновременным опусканием
Воспитатель: Вот мы с Вами и прилетели в нашу лабораторию. А вы знаете, что такое лаборатория? (Это место, где учёные проводят опыты и ставят эксперименты.)
Давайте сегодня мы с вами превратимся в таких учёных и будем проводить опыты в лаборатории «Фиксиков». Занимайте свои рабочие места, оденьте шляпы учёных.
А где же мой друг Нолик?
Видеоролик с Ноликом.
Нолик: Здравствуйте ребята, я очень рад Вас видеть, вы сегодня с Симкой очень интересно поработаете в нашей лаборатории и узнаете много нового про магнит.
Ребята, перед вами обычный магнит, но он хранит в себе много секретов. Я расскажу вам одну старинную легенду. Видеоролик «Легенда о магните».
В давние времена поговаривали, что далеко-далеко на краю света есть огромная гора Ида. Однажды мимо этой горы брел старик по имени Магнис. Он заметил, что его сандалии, подбитые железом, и деревянная палка с железным наконечником липнут к черным камням, которые в изобилии валялись под ногами. Магнис перевернул палку наконечником вверх и убедился, что дерево не притягивается странными камнями. Снял сандалии и увидел, что босые ноги тоже не притягиваются. Магнис понял, что эти странные черные камни не признают никаких других материалов, кроме железа. С тех пор этот необычный камень стали называть по имени старика «камнем Магнуса» или просто магнитом. Так и появилось название «магнит».
Воспитатель: Ребята, вы как настоящие ученые будите сейчас исследовать свойства магнита. Если магнит такой сильный и притягивает предметы из железа, то может быть он должен притягивать и другие предметы? Давайте посмотрим, какими чудесными свойствами обладает наш волшебный камень – магнит. Чтобы проверить это, давайте поэкспериментируем.
Но вначале давайте вспомним правила безопасного поведения в лаборатории:
• не кричать
• работать только на своём месте
• не трогать без разрешения
• не пробовать на вкус
• соблюдать осторожность
Прошу занять рабочие места. А все наши наблюдения мы будем заносить в дневник наблюдений.
Опыт 1. Какие материалы притягивает магнит?
Возьмите предметы, сделанные из разных материалов: кусок ткани, деревянную зубочистку, железную скрепку, камень, стеклянный шарик, алюминиевую крышку и т. п. Поднесите к ним по очереди магнит. Какой из этих материалов притянется к магниту?
Вывод:
Магнит притягивает к себе только железо.
Задачка на сообразительность.
Насыпьте в миску манку и закопайте в нее скрепки. Как можно быстро их собрать? В ответ дети могут предложить несколько вариантов: на ощупь, просеять или воспользоваться только, что определенным нами свойством магнита притягивать все железное.
Итак, первое свойство магнита – магнит притягивает железо, отметьте в журнале.
Опыт 2. «Притяжение скрепок через картон, стекло, воду».
Воспитатель: Как вы думаете, сможет ли магнит притянуть к себе металлические предметы, если на них положить лист картона? (ответы детей) Давайте проверим, проведём опыт, приступайте.
Положите скрепки на стол, накройте их листом картона, а сверху положите магнит, приподнимите магнит и посмотрите, сдвинулись ли с листа скрепки?
Воспитатель: Расскажите, что вы делали, и что у вас получилось?
Дети: Я провел магнитом над картоном, и скрепки стали двигаться за магнитом. Значит, магнитные силы действуют и через картон.
Какой вывод можно сделать?
ВЫВОД: картон пропускает магнитные силы, поэтому скрепки притянулись к магниту.
Давайте, зарисуем это в наших дневниках.
Дети работают в дневниках наблюдения
Воспитатель: А через стекло будут действовать магнитные силы? Давайте проверим, возьмите бабочку, накройте стеклянной рамкой, возьмите магнит и проведите бабочку к цветку. Какой делаем вывод?
Ответы детей.
ВЫВОД: Магнитные силы действуют через стекло.
Воспитатель: А через воду и стекло сможем ли мы достать металлическую скрепку не замочив руки. Как, не замочив рук (или каких-нибудь других предметов, вытащить скрепку из воды? Дети, внимательно следившие за предыдущим опытом, сразу догадаются, что это можно сделать магнитом, используя его свойство действовать на расстоянии.
ВЫВОД: Магнитные силы действуют через стекло и воду.
Воспитатель: Зарисуем это в наших дневниках.
Опыт 3. «Магнит имеет два полюса».
Если взять два любых кусочка магнита и поднести их друг к другу, то окажется, что они одним концом притягиваются, а другим - отталкиваются. Один конец называется южным или положительным полюсом магнита и помечается знаком "+". Другой конец - северный (отрицательный) полюс магнита, помечается знаком "-". Магниты притягиваются друг к другу с одинаковыми полюсами, а отталкиваются с разными.
Попросите ребенка взять два магнита и определить, складывает он их одинаковыми полюсами или разными?
Задача на сообразительность.
Воспитатель: Посмотрите на эту игрушку: если зайчонка подвигать к морковке, то морковка начинает от зайца убегать. На чем основан этот фокус? Зная о свойствах полюсов магнита, нетрудно догадаться, что и в фигуре зайчонка, и в морковке спрятаны магниты, ориентированные друг к другу одноименными полюсами.
Воспитатель: Отметим в наших дневниках.
Опыт 4. Как увидеть магнитное поле?
Воспитатель: В предыдущем опыте мы поняли, что вокруг магнита есть что-то, что мы назвали магнитным полем. Мы можем его почувствовать, но не можем видеть. Как же нам сделать его видимым? Очень просто! Надо насыпать на лист бумаги немного металлических опилок (они есть, например, в наборе "Юный химик"). Если поднести снизу бумаги магнит, то опилки "оживают". Они топорщатся, ощетиниваются, рисуют "морозные узоры". Если положить магнит полностью под пятно с опилками, можно заметить, что все опилки расположатся вокруг магнита по определенным линиям. Это и есть линии магнитного поля. Они идут их положительного полюса к отрицательному.
Вывод.
Магнитное поле заставляет располагаться железные частички вдоль магнитных линий.
Воспитатель: Зарисуем это в наших дневниках.
Воспитатель: А сейчас я давайте поиграем в игру «Магнитики»
Детям раздаются воздушные шары 2 цветов красные (+) и синие (-). Пока играет музыка, дети разошлись по группе, музыка остановилась, дети должны найди свой параллельный полюс (+ и -). Игра продолжается 3-4 раза.
Воспитатель показывает детям глобус: Это наша планета. Земля - это огромный магнит, а вокруг планеты находиться магнитное поле. Давайте свами станем в круг и создадим магнитное поле.
Собрались все дети в круг,
Ты – мой друг и я – твой друг!
Вместе за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся!
Воспитатель: Наши исследования подошли к концу.
Давайте вспомним, с какими свойствами магнита мы познакомились.
(Ответы детей)
Воспитатель: Ребята, скажите, какой опыт вам понравился? Почему? (Ответы детей) Молодцы, вы хорошо усвоили новый материал! Всем юным исследователям я вручаю медали, которые вы получите за ваши старания и научные открытия.