Рэзида Ахметзянова
Методическая разработка по пластилинографии
▼ Скачать + Заказать документы
Волшебство пластилинографии.
Своё повествование я начну с предистории, а она похожа, я уверена, на Ваши истории, дорогие педагоги. На работе предложили выбрать направление кружковой работы, я задумалась. Несколько лет я занимаюсь вытынанкой - процессом завораживающим, удивительным, когда у тебя из чистого листа бумаги появляются сказочные сюжеты, когда твои руки творят чудо, а самое главное, ты свободен в своём выборе, что помогает тебе создавать работы, которые выражают твоё настроение на данный момент. Я понимала, что для детей это сложно, но очень хотелось, чтобы они своё творчество соединили с познанием окружающего мира. Остановилась на пластилинографии. До этого момента я знала и иногда использовала на занятиях или мероприятиях данную технику, но плотно ей не интересовалась. Когда же я окунулась в этот мир, была настолько заворожена возможностями данной техники, красочностью исполненных работ, многообразием тем, приёмов для пластилинографии, что мне стало ясно, что детям это обязательно понравиться.
Темочки:
- Лепка. Методические разработки
- Пластилинография, техника работы с пластилином
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2017
Ребенок - это «чистый лист», это – маленький художник, который видит и оценивает окружающий мир по-своему. Поэтому нам, педагогам, необходимо как можно больше уделять внимания творческому развитию детей.
Пластилинография – это один из современных, недавно появившийся, новый жанр в изобразительной деятельности. Это понятие имеет два смысловых корня: первая половина слова «пластилин» подразумевает материал, при помощи которого осуществляется исполнение замысла, вторая «графия» - создавать, рисовать.
Итак, основной материал в пластилинографии - это пластилин, а «инструментом» является рука (вернее две руки, значит, уровень умения зависит от владения собственными руками. Данная техника хороша тем, что она доступна детям дошкольного возраста, позволяет быстро достичь желаемого результата и вносит новизну в творчество воспитанников, делает его более увлекательным и интересным.
Для первого занятия с воспитанниками я выполнила несколько работ в технике пластилинографии, чтобы продемонстрировать им возможности данной техники и вызвать эмоциональный всплеск, а главное желание этим заниматься. И мне это удалось. Я рассказывала и показывала приёмы работы с пластилином и на их глазах рождалась живописная картинка. Поняв, что детям это интересно я перешла ко второму этапу - работа с родителями. Подготовила и провела консультацию для родителей по теме: «Пластилинография как средство для развития детей дошкольного возраста», объясняя, что пластилинография очень важна для развития общей и мелкой моторики, которая в свою очередь является одним из главных стимулятором мозговой деятельности ребенка. Занимаясь пластилинографией, у ребенка развивается умелость рук, укрепляется их сила, движения обеих рук становятся более согласованными, а движения пальцев дифференцируются, ребенок подготавливает руку к освоению такого сложного навыка, как письмо. Этому всему способствует хорошая мышечная нагрузка пальчиков. Так же пластилинография помогает решать не только практические задачи, но и воспитательно - образовательные, что в целом позволяет всесторонне развить личность ребенка. Дети не только получают знания, умения, навыки, но одновременно закрепляют информацию, полученную на занятиях по развитию речи, экологии, рисованию, знакомятся с миром разных предметов в процессе использования нетрадиционного материала, что способствует расширению возможности изобразительной деятельности детей.
В процессе занятий пластилинографией развиваются психические процессы: внимание, память, воображение, восприятие, мышление, а также творческие способности и школьно-значимые функции, которые необходимы для успешного обучения в школе: это пространственной ориентация, и сенсомоторная координация детей. Дети учатся планировать свою работу и доводить её до конца. Одновременно воспитываются культура общения, нормы поведения, познавательный интерес, самостоятельность, уверенность в своих силах, индивидуальность, инициативность, характер ребенка, умение работать в сотворчестве.
В ходе организационного этапа работы каждый воспитанник совместно с родителями, для занятия в кружке, завёл папку, в которой находилось всё необходимое для занятия: пластилин фирмы «Луч», классика, картон цветной и белый, хлопчатобумажная салфетка, обязательно стек и дощечка и, конечно же, подписанные папки. После этого мы приступили к созданию «шедевров». Честно признаюсь, не всё и не сразу получалось, но сейчас, по истечении некоторого времени, видны результаты наших занятий, которые радуют и меня, и детей, и, конечно же, их главных болельщиков - родителей.
Хочу особо подчеркнуть, что важным условием развития детского творчества при использовании данной техники является создание эмоционально-благополучной атмосферы, которая полностью зависит от эмоционального настроя, в первую очередь, самого педагога, который этим занимается. В результате детской деятельности, важен не только сам продукт деятельности, но и положительные эмоции, хорошее настроение, доверительная атмосфера, желание творить!
В работе с пластилином следует учитывать следующие рекомендации:
- использовать специальный мягкий пластилин. Твердый пластилин перед занятием разогреть в емкости с горячей водой;
- для создания фона, если у вас белый картон, можно и нужно использовать акриловые краски, сначала наносить фон, а затем рисовать пластилином, то, что задумали;
- картон должен быть плотный, так как пластилин имеет вес, а картина может при работе деформироваться; очень хорошей основой для создания композиций из пластилина служат DVD диски, пластиковые стаканчики и тарелки;
- желательно, чтобы одна сторона картона была лощеная. Если ребенок вышел за контур рисунка, то лишний пластилин можно легко убрать стекой или вытереть салфеткой;
- контуры рисунков выполняются фломастером, который также без труда стирается влажной салфеткой, если ребенок ошибся;
- предотвратить появление на основе жирных пятен поможет нанесенная на нее клейкая пленка или скотч;
- покрытие пластилиновой картинки акриловым клеем продлит ее "жизнь", так же можно использовать лак или лак для волос;
- для выполнения витражных работ нужно использовать шприц, который необходимо заполнить выбранным цветом пластилина и опустить в ёмкость с горячей водой (стакан, бокал и т. д., затем через шприц выдавливать необходимое количество пластилиновых ниточек. При помощи этого приёма можно создать картинку, заполняя шаблон только этими пластилиновыми ниточками;
- периодические выставки работ, как мини – отчёт, очень дисциплинируют, целенаправляют воспитанников и радуют, удивляют их родителей;
- работа с пластилином трудоемкая, требует усилий, поэтому детям необходим минутный отдых в виде пальчиковой гимнастики, физминутки.
Творческий ребенок – это красивый ребенок, это свободный ребенок, это уверенный ребенок, умеющий воспринимать, созидать, чувствовать окружающую красоту, способный создавать её по-своему. Присоединяйтесь, фантазируйте и наслаждайтесь! Желаем всем успеха!
Список использованных источников:
1. Г. Н. Давыдова «Детский дизайн. Пластилинография» Москва, 2008 г
2. Г. Н. Давыдова «Пластилинография. Анималистическая живопись» Москва, 2008 г.
3. Г. Н. Давыдова «Пластилинография. Цветочные мотивы» Москва, 2008 г.