Оксана Воронцова
Методическая разработка «Психогимнастика» (Этюды)
▼ Скачать + Заказать документы
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
«ПСИХОГИМНАСТИКА» (ЭТЮДЫ)
Игры на развитие внимания
Рекомендуются детям, страдающим психомоторной гиперактивностью, пониженным настроением, патологическими страхами, ранним детским аутизмом, задержкой психического развития и другими заболеваниями, при которых проявляется незрелость такого психического процесса, как внимание.
"Что слышно?"
Цель игры. Развивать умение быстро сосредоточиваться.
Публикация «Методическая разработка „Психогимнастика“ (Этюды)» размещена в разделах
1-й вариант (для детей 5-6 лет). Ведущий предлагает детям послушать и запомнить то, что происходит за дверью. Затем он просит рассказать, что они слышали.
2-й вариант (для детей 7-8 лет). По сигналу ведущего внимание детей обращается с двери на окно, с окна на дверь. Затем каждый ребенок должен рассказать, что за ними происходило.
"Будь внимателен!"
Цель игры. Стимулировать внимание, учить быстро и точно реагировать на звуковые сигналы.
Дети шагают под "Марш" С. Прокофьева. Затем на слово "Зайчики", произнесенное ведущим, дети должны начать прыгать, на слово "лошадки" - как бы ударять "копытом" об пол, "раки" - пятиться, "птицы" - бегать, раскинув руки в стороны, "аист" - стоять на одной ноге.
"Слушай звуки!"
Цель игры. Развивать активное внимание.
Ведущий договаривается с детьми о том, что, когда он нажмет клавишу нижнего регистра, они должны встать в позу "плакучей ивы", когда верхнего - в позу "тополя". Затем начинают игру - дети идут по кругу, Звучит пота нижнего регистра - дети становятся в позу "плакучей ивы" (ноги на ширине плеч, руки слегка разведены в локтях и висят, голова наклонена к левому плечу). На звук, взятый в верхнем регистре, становятся в позу "тополя" (пятки вместе, носки врозь, ноги прямые, руки подняты вверх, голова запрокинута назад, смотреть на кончики пальцев рук).
"Слушай хлопки!"
Цель игры. Та же.
Играющие идут по кругу. Когда ведущий хлопнет в ладоши один раз, дети должны остановиться и принять позу "аиста" (стоять на одной ноге, руки в стороны). Если ведущий хлопнет два раза, играющие должны принять позу "лягушки" (присесть, пятки вместе, носки и колени в стороны, руки между ногами на полу). На три хлопка играющие возобновляют ходьбу.
"Канон"
Цель игры. Развивать волевое внимание.
Дети стоят друг за другом. Руки лежат на плечах впереди стоящего. Услышав первый музыкальный такт, поднимает правую руку вверх первый ребенок, на второй - второй и т. д. Когда правую руку поднимут все дети, на очередной такт начинают поднимать в том же порядке левую руку. Подняв левую руку, дети также под музыку по очереди опускают руки вниз.
"Канон для малышей"
Цель игры. Та же.
Играющие стоят по кругу. Дети по очереди делают следующие движения: один приседает и встает, другой хлопает в ладоши, третий приседает и встает и т. д.
"Зеваки"
Цель игры. Та же.
Играющие идут по кругу, держась за руки, по сигналу ведущего останавливаются, делают четыре хлопка, поворачиваются кругом и продолжают движение. Направление меняется после каждого сигнала. Не выполнивший правильно задание выходит из игры.
"Пишущая машинка"
Каждому играющему присваивается название буквы алфавита. Затем придумывается слово или фраза из двух-трех. По сигналу дети начинают печатать: первая "буква" слова хлопает в ладоши, затем вторая и т. д. Когда слово будет напечатано, все дети хлопают в ладоши.
Четыре стихии
Цель игры. Развивать внимание, связанное с координацией слухового и двигательного анализаторов. Играющие сидят по кругу. Ведущий договаривается с ними, что, если он скажет слово "земля", все должны опустить руки вниз, если слово "вода" - вытянуть руки вперед, слово "воздух" - поднять руки вверх, слово "огонь" - произвести вращение руками в лучезапястных и локтевых суставах. Кто ошибается, считается проигравшим.
Игры на развитие памяти
Игры будут полезны детям, страдающим церебрастеническим синдромом, апатической формой психоорганического синдрома, церебральным параличом и другими заболеваниями, одним из ярких симптомов которых является снижение памяти.
Повтори за мной
Цель игры. Развивать моторно-слуховую память. Дети стоят около стола ведущего. Ведущий предлагает одному ребенку прохлопать все, что ему простучит карандашом ведущий. Остальные дети внимательно слушают и оценивают исполнение движениями: поднимают вверх большой палец, если хлопки правильные, и опускают его вниз, если неправильные. Ритмические фразы должны быть короткими и ясными по своей структуре.
Запомни движения
Цель игры. Та же.
Дети повторяют движения рук и ног за ведущим. Когда они запомнят очередность упражнений, повторяют их в обратном порядке.
Запомни свое место
Цель игры. Та же.
Дети стоят в кругу или в разных углах зала, каждый должен запомнить свое место. Под музыку все разбегаются, а с окончанием музыки должны вернуться на свои места.
Запомни свою позу
Цель игры. Та же.
Дети стоят в кругу или в разных углах зала, каждый ребенок должен встать в какую-нибудь позу и запомнить ее. Когда зазвучит музыка, все дети разбегаются, с ее окончанием они должны вернуться на свои места и встать в ту же позу.
Слушай и исполняй!
Цель игры. Развивать внимание и память.
Ведущий называет и повторяет 1-2 раза несколько различных движений, не показывая их. Дети должны произвести движения в той же последовательности, в какой они были названы ведущим.
Вот так позы!
Цель игры. Развивать наблюдательность. Играющие принимают различные позы. Водящий, посмотрев на них, должен запомнить и воспроизвести их, когда все дети вернутся в исходное положение.
Запомни порядок!
Цель игры. Та же.
4-5 играющих выстраиваются друг за другом в произвольном порядке. Водящий, посмотрев на детей, должен отвернуться и перечислить, кто за кем стоит. Затем водящим становится другой.
Кто что делал?
Цель игры. Та же.
Четверо играющих стоят рядом друг с другом. Они делают по очереди различные движения и повторяют эти движения 4 раза. Пятый ребенок должен запомнить, что они делали, и повторить их движения.
Художник
Цель игры. Та же.
Ребенок играет роль художника. Он внимательно рассматривает того, кого будет рисовать, потом отворачивается и дает его словесный портрет.
Тень
Цель игры. Та же.
Два ребенка идут по дороге через поле: один впереди, а другой на два-три шага сзади. Второй ребенок - это "тень" первого. "Тень" должна повторить точно все действия первого ребенка, который то сорвет цветок на обочине, то нагнется за красивым камушком, то поскачет на одной ноге, то остановится и посмотрит из-под руки и т. п.
В магазине зеркал
Цель игры. Та же.
В магазине стояло много больших зеркал. Туда вошел человек, на плече у него была обезьянка. Она увидела себя в зеркалах и подумала, что это другие обезьянки, и стала корчить им рожицы. Обезьянки ответили ей тем же. Она погрозила им кулаком, и ей из зеркал погрозили, она топнула ногой, и все обезьянки топнули ногой. Что ни делала обезьянка, все остальные в точности повторяли ее движения.
Разведчики
Цель игры. Та же.
1-й вариант (для детей 6-7 лет). В комнате расставлены стулья в произвольном порядке. Один ребенок (разведчик) идет через комнату, обходя стулья с любой стороны, а другой ребенок (командир, запомнив дорогу, должен провести отряд тем же путем. Затем разведчиком и командиром отряда становятся другие дета. Разведчик прокладывает новый путь, а командир ведет по этому пути весь отряд и т. д.
2-й вариант (для детей 6-7 лет). Начало игры такое же, как в первом варианте, но командир должен начать вести отряд оттуда, куда пришел разведчик и привести туда, откуда вышел разведчик.
Игры на преодоление двигательного автоматизма
Игры рекомендуются гипер- и гипоактивным детям, а также тем, у кого снижены внимание и память.
Флажок
Играющие ходят по залу. Когда ведущий поднимет вверх флажок, все дети должны остановиться, хотя музыка продолжает звучать.
Запретный номер
Играющие стоят по кругу. Выбирается цифра, которую нельзя произносить, вместо ее произнесения играющий хлопает в ладоши. Например, запретный номер 5. Начинается игра, когда первый ребенок скажет: "Один", следующий продолжает счет и так до пяти. Пятый ребенок молча хлопает в ладоши пять раз. Шестой говорит: "Шесть". И т. д.
ОСОБЕННОСТИ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА С ЧЕТВЕРТОГО ГОДА ЖИЗНИ
На четвертом году жизни ребенок постепенно выходит за пределы семейного круга.
Основным содержанием игры младшего дошкольника являются действия с игрушками и предметами-заместителями. Продолжительность игры небольшая. Сюжетные игры простые, с неразвернутым сюжетом. Дети скорее играют рядом, чем вступают во взаимодействие.
Конструктивная деятельность ограничивается возведением простых построек по образцу и по замыслу.
В изобразительной деятельности графические образы у младшего дошкольника пока еще бедны, но, рисуя, ребенок уже использует цвет.
Малышу доступны простые виды аппликации.
Под руководством взрослого младший дошкольник может вылепить из пластилина или глины простые предметы.
К концу младшего дошкольного возраста ребенок может воспринимать до пяти и более форм предметов, до семи и более цветов, способен различать предметы по величине, ориентироваться в пространстве группы и даже всего детского сада.
Развивается произносительная сторона речи малыша. Он уже абсолютно правильно произносит все простые согласные звуки. Уходит физиологическое смягчение согласных, которое считалось нормой до трех лет.
У младшего дошкольника развиваются внимание и память. Ребенок может запоминать по просьбе взрослого по 4—5 слов, а также достаточно большие отрывки из любимых произведений.
Младший дошкольник способен устанавливать некоторые скрытые связи и отношения между предметами.
Взаимоотношения между младшими дошкольниками обусловлены нормами и правилами, которые выступают основанием для оценки собственных действий и действий других детей. Положение ребенка в группе во многом определяется мнением педагогов.
Поведение младшего дошкольника пока еще ситуативно. Сознательное управление поведением пока только начинает складываться.
У малыша начинает формироваться самооценка, продолжает развиваться половая идентификация.
ОСОБЕННОСТИ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА С СЕДЬМОГО ГОДА ЖИЗНИ
У дошкольника седьмого года жизни совершенствуется сюжетно-ролевая игра, которая отражает все характерные значимые жизненные ситуации. Игровые действия становятся более сложными. Усложняется игровое пространство.
В изобразительной деятельности все разнообразнее становятся образы из окружающей жизни, передаваемые ребенком. Рисунки становятся более детализированными, усложняется цветовая гамма. Все более явными становятся отличия между рисунками мальчиков и девочек. Изображение человека становится более детализированным (появляются пальцы на руках, брови, подбородок) и пропорциональным.
Ребенок в значительной степени осваивает конструирование из строительного материала, владеет обобщенными способами анализа изображений и построек, способен выполнять постройки по замыслу и по условиям. Свободные постройки становятся симметричными и пропорциональными. Ребенок точно представляет себе последовательность, в которой будет осуществляться постройка.
Продолжается развитие образного мышления, способности к обобщению и рассуждению, но они еще в значительной степени ограничиваются наглядными признаками ситуации.
Следует отметить некоторое снижение развития воображения дошкольника седьмого года жизни по сравнению с дошкольником шестого года жизни. Это можно объяснить различными влияниями, приводящими к стереотипности детских образов.
Продолжает развиваться внимание предшкольника. В некоторых видах деятельности время произвольного сосредоточения достигает 30 минут.
У ребенка продолжает совершенствоваться звуковая сторона речи. На седьмом году жизни ребенок овладевает сонорными звуками ([р], [рь], [л], [ль], правильно произносит их в речевом потоке, не путает между собой.
К семи годам процесс фонемообразования у ребенка заканчивается, и ребенок правильно произносит все звуки родного языка.
Развиваются лексическая и грамматическая стороны речи предшкольника. Он активно употребляет обобщающие существительные (животные, транспорт, растения, синонимы, антонимы.
У ребенка развиваются диалогическая и монологическая формы речи.