Алена Москальцова
Методическая разработка «Свет истины»
▼ Скачать + Заказать документы
Методическая разработка
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №2»
Конкурс методических разработок
«Свет Истины»
Конспект интегрированного занятия в старшей группе «День семьи любви и верности»
Разработала : воспитатель
Москальцова А. И.
Ардатов, 2016
Цель: воспитывать у детей любовь к своей семье и своим родственникам, уважение к ним.
Задачи:
Обучающая:
Публикация «Методическая разработка „Свет истины“» размещена в разделах
- Сформировать у детей представление о семье, как о людях, которые живут вместе, любят друг друга, заботятся друг о друге;
- Познакомить детей с покровителями семьи- святыми Петром и Февроньей и историей возникновения праздника;
Развивающая:
- Развивать интерес к духовной истории своей Родины;
- Активизировать словарный запас речи;
Воспитательная:
- Воспитывать бережное отношение к семье;
- Способствовать укреплению родственных связей в семье между разными поколениями.
- Возрождать семейные традиции;
Интеграция образовательных областей:
- духовно-нравственная культура;
- речевое развитие;
- познавательное развитие;
- социально-коммуникативное развитие;
- художественно- эстетическое развитие;
- физическое развитие
Материал к занятию:
Видеофильм «Моя семья», презентация с иллюстрационным материалом, музыкальное сопровождение для игры «Мои поступки», картон желтого цвета, трубочка для коктейля зеленого цвета, ножницы, клей ПВА, кисточки для клея, бумага белого цвета, салфетки.
Ход занятия.
1. Организационный момент
Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Какое у вас сегодня настроение? С каким настроением вы проснулись? Какие ласковые, добрые слова вы услышали утром от мамы, папы? А какие слова вы сказали в ответ?
2. Основная часть
Воспитатель: Мои дорогие, сегодня мы с вами поговорим о самом главном, что есть на земле - о семье. Но сначала я предлагаю вам посмотреть красивый видеофильм «Моя семья».(просмотр видеофильма)
Воспитатель: Ребята, а вы знаете, что такое семья?
Дети: Так называют людей, живущих в одном доме, квартире.
Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, каких родственников объединяет семья? С кем вы живете?
(Ответы детей.)
Воспитатель: Семья объединяет родных: родителей, детей, дедушек, бабушек, братьев, сестёр. Это наши родственники, родня. Ребята, внимательно послушайте стихотворение, которое так и называется «Родня», написал его Яков Аким.
Мама с папой - моя родня,
Нет роднее родни у меня,
И сестренка родня и братишка,
И щенок лопоухий Тишка.
Я родных своих очень люблю,
Скоро всем им подарки куплю.
Папе будет моторная лодка,
Маме в кухню – волшебная щетка,
Молоток настоящий братишке,
Мяч сестренке, конфетка – Тишке.
А ещё есть друг у меня,
Друг Серега мне тоже родня.
Я к нему прибегаю с утра.
Без него мне игра не игра.
Все секреты ему говорю,
Все на свете ему подарю.
Воспитатель: Ребята, как вы считаете, все ли герои стихотворения являются одной семьёй? Перечислите их. (Ответы детей.)
Воспитатель: Друг Сережа, он член семьи?
Дети: Нет, он не член семьи и не родственник.
Воспитатель: Кем он приходится герою стихотворения?
Дети: Он приходится другом.
Воспитатель: Ребята, для каждого человека очень важно иметь не только родственников, но и друзей.
Воспитатель: Щенок по кличке Тишка может считаться членом семьи?
Дети: Он не человек, а домашнее животное, поэтому не является роднёй герою стихотворения. (ответы детей обобщаются)
Воспитатель предлагает встать в круг.
Воспитатель: Кто подруга, кто нам друг, становись скорее в круг! Друг друга за руки возьмем и играть сейчас начнем.
Проводится игра «А ты мне кто?». Дети становятся в круг, воспитатель называет имя ребенка и спрашивает: «Даша, я – мама, а ты мне кто?» (Дочь). Я – папа, я – брат, я сестра, я – бабушка и т. д., а ты мне кто?
Молодцы ребята, знаете, кто кем приходится.
- Ребята, а как мы выражаем любовь своим близким? (Ответы детей).
- Верно! А ещё мы совершаем хорошие поступки и стараемся никогда не делать плохих, чтобы не огорчать наших родителей. И сейчас я предлагаю поиграть в игру «Мои поступки» : ребята, я назову поступок, который может произойти в каждой семье; если это хороший поступок, то вы прыгайте и хлопайте в ладоши, а если плохой поступок, то шагаем на месте, опустивши голову вниз. Договорились? (звучит тихая музыка)
-Вы помогли маме вымыть посуду
-На прогулке испачкали куртку
-Убрали за собой игрушки?
-Заботишься о бабушке, она приболела
-Подрались с другом?
-Помогли папе в хозяйственных делах?
-Поздравили деда с днем рождения
-Забыли покормить своего котенка
- Порвали книгу
- Уступили место пожилому человеку
Ребята, так давайте, всегда будем совершать хорошие поступки, ведь семья – это то, место, где человек чувствует себя защищенным, нужным, любимым.
Ребята, есть даже праздник, который так и называется – День семьи, любви и верности. В России его празднуют летом – 8 июля. Данный день был выбран неслучайно. И об этом празднике я хотела бы вам рассказать. История праздника семьи, любви и верности связана с легендой о святых Петре и Февронии. Эти Святые покровительствуют именно любящим людям и крепким семьям. Давайте послушаем и посмотрим. (Показ презентации)
Широка и привольна земля Русская! (Слайд 1) Земля православная. (Слайд 2)
Нет ничего дороже сердцу русскому земли родной: лесов её березовых слайд Степей бескрайних слайд, рек её могучих, да полноводных. (Слайд 3)
И берегут покой земли родной не только богатыри славные (Слайд 4, но и покровители небесные. Есть среди них Петр и Феврония Муромские. (Слайд 5)
Есть на земле нашей множество прекрасных городов. А среди них град Муром. (Слайд 6)
Правили Муромом великий князь Павел. И бала у него жена любимая. (Слайд 7)
Дьявол же, сделал так, что злой крылатый змей стал прилетать к жене князя. (Слайд 8)
Со слезами прибежала княгиня к мужу:
- Князь мой и господин! Лукавый змей прилетает в мой покой и принимает твой, князь, облик! Не знаю, как избавиться от нечистого, помоги, князь, защити меня!
- Не знаю, как одолеть злодея, - отвечал, подумав, Павел. Попытайся выведать у него, от чего должна его смерть приключиться?
Княгиня послушалась. Долго она говорила со змеем, восхваляя его, и наконец спросила: «Какой ты умный! Как много всего знаешь! Умнее тебя, наверное, и нет. А все же и ты, пожалуй, знать не знаешь, от чего будет смерть твоя?». Змей и ответил: «Смерть мне суждена от Петрова плеча и от Агрикова меча».
Что за Петрово плечо, что за Агриков меч? Задумались князь и княгиня. А у Павла был брат по имени Петр. (Слайд 9) Красивый, могучий, кудрявый, настоящий богатырь. Услышал он от старшего брата, что змей назвал его имя, и засверкали голубые очи и загорелось его сердце. Решил Петр убить змея.
Было у юного Петра в обычае ходить в церковь помолиться. И вот. Увидел вдруг Петр рядом с собой мальчика, синеглазого, в светлых одеждах. (Слайд 10)
Не то человек, не то ангел Божий. И сказал мальчик:
- Княже! Хочешь покажу тебе Агриков меч?
Показал мальчик князю в алтарной стене меж плитами щель, в которой лежал дивный сверкающий меч. Петр взял меч.
Пошел он к старшему брату, отдал поклон и сразу же зашел поклониться его жене. Но у княгини Петр увидел Павла! Уразумел он тогда, что это змей в облике князя. Выхватил Петр Агриков меч и изо всех своих богатырских сил с размаху ударил коварного, он и умер. И обрызгал блаженного князя Петра своею черною отвратительною кровью. Петр же от зловредной той крови заболел болезнью тяжкою. (Слайд 11)
Загрустил Петр. Угасли его голубые очи, сошел с лица румянец, посеклись русые кудри. Ни один врач не смог помочь ему! (Слайд 12)
И было предсказано Петру, что излечит его девушка-крестьянка по имени Феврония - так и случилось (слайд 13). Но в награду за это попросила она, чтобы князь на ней женился.
Так князь и сделал (Слайд14).
И прибыли они в вотчину свою, город Муром, и начали жить благочестиво, ни в чем не преступая Божий заповеди. (Слайд 15)
И всем была хороша княгиня: роста высокого, стан прямой, мудрости была необычайной, со всеми кротка и милостива.
Но невзлюбили ее бояре муромские за то, что она дочь крестьянина-бедняка. Гневной толпой пришли они к Петру. - Если хочешь оставаться самодержцем, пусть будет у тебя другая княгиня! (Слайд16)
Не стал перечить князь воли боярской, но и жену не бросил, а уплыл вместе с нею. И вот поплыли они по реке Оке.
Печальным стал Петр, задумался: «Что же теперь будет?»
И что же случилось? А началась в Муроме смута да распри. Спорят бояре, кому городом править. (Слайд 17)
Не долго бояре оставались без князя, бросились в ноги, прося князя вернуться на княжеский престол и княгиню Февронию слезно просили вернуться.
Простили Петр и Феврония бояр и вернулись и стали княжить, соблюдая заповеди Божии, пребывая в молитве, питая любовь ко всем. (Слайд 18)
Так они прожили долгие годы. А на склоне лет приняли Петр и Феврония монашество с именами Давида и Евфросинии. (Слайд 19)
В старости молили они Бога, чтобы умереть в один день. Так и случилось 8июля. (Слайд20) В этот день святых Петра и Февронии христиане молятся в соборах и церквях. В молитвах молодые люди просят Бога о большой любви, а люди возрастом постарше о семейном согласии.
В наши дни этот праздник приобрел популярность, нежным символом которого является - белая ромашка. Кроме того, что она является ярким олицетворением России, - испокон века ромашка означала беззаветную любовь и верность. Кстати, этот же цветок изображен и на лицевой стороне медали «За любовь и верность», учрежденной в связи с введением Дня семьи, любви и верности. Два лепестка ромашки окрашены в синий и красный цвета, что в совокупности с остальными белыми листочками ассоциативно отсылает зрителя к российскому триколору. На обороте медали «За любовь и верность» – лики святых Петра и Февронии. Ее вручают заслуженным семейным парам, прожившим в браке более 25 лет и воспитавшим детей как достойных членов нашего общества. (Слайд 21)
Вот так, ребята, и появился в нашем календаре праздник «День любви, семьи и верности». Вам понравился рассказ? Скажите, пожалуйста, а почему эти Святые покровительствуют именно любящим людям и крепким семьям? Почему, символом праздника является ромашка? (Ответы детей).
Ребята, я предлагаю вам изготовить символ семьи, любви и верности - белую ромашку своими руками и подарить тому человеку, которого вы очень любите. (Воспитатель предлагает подойти к столами, где приготовлено все необходимое).
После окончания работы воспитатель приглашает детей встать в круг.
3. Заключительная часть
Воспитатель: Ребята, закройте глаза и вспомните наше занятие, а теперь назовите те моменты мероприятия, которые вам наиболее понравились и запомнились, и почему. (Ответы детей)
Я рада, что на протяжении всего занятия вы были внимательны.
Я хочу, чтобы все, кто работал хорошо – улыбнулись мне, а кто чувствует в себе потенциал работать еще лучше – поаплодировали себе.
У каждого из нас есть семья, а в каждой семье должны царить любовь, уважение и взаимопонимание. Чего я вам всем и желаю!
На этом наше сегодняшнее занятие окончено, спасибо всем!
Приложение 1
Изготовление ромашки из бумаги
Для изготовления ромашки нам понадобится: полоски из белой бумаги 0,5 Х 1см. ; 2 круга диаметром 2см из желтого картона; соломинка для коктейля зеленого цвета; клей карандаш; трубочка для коктейля зеленого цвета; ножницы; салфетки.
Вырезаем из картона желтого цвета кружочки – серединку нашей ромашки, а также полоски из бумаги белого цвета – лепесточки.
Складывая белые полоски и склеивая концы, мы получаем лепестки. Чем больше лепестков, тем красивее ромашка
.
Намазываем нашу серединку (кружочек желтого цвета) клеем.
Приклеиваем семь лепесточков по кругу. Затем намазываем второй кружочек желтого цвета и также приклеиваем семь лепесточков.
Когда все лепесточки приклеены к серединкам, берем коктейльную палочку, сверху делаем надрез, вставляем в одну получившуюся ромашку и склеиваем наши серединки между собой. Наши ромашки готовы!