Татьяна Сазонова
Методическая разработка «Азбука краеведения»
▼ Скачать + Заказать документы
Методическая разработка
Перед современными педагогами в настоящее время стоят острые проблемы в воспитании у дошкольников патриотизма, уважения традиций своего народа, любви к земле, на которой родился.
Дошкольный возраст – это период первоначального становления личности. К семи годам уже достаточно четко прослеживается направленность личности ребенка как показатель уровня его нравственного развития. Формирование патриотических чувств ребенка, воспитание у него определенного отношения к окружающему, устойчивой нравственной позиции.
Публикация «Методическая разработка „Азбука краеведения“» размещена в разделах
К сожалению, в последние десятилетия всему мировому сообществу, включая Россию, предлагаются стандарты, сущность которых заключается в приоритете материальных ценностей над духовными. Целое поколение выросло в атмосфере сниженного воспитательного воздействия семьи и российской национальной культуры. В последних постановлениях правительства и президента вопрос патриотического воспитания выводится на первый план. Перед дошкольным учреждением в числе наиболее важных стоят задачи формирования базовой культуры личности, высоких нравственных качеств: основ гражданственности, любви к Родине, бережного отношения к ее историческому и культурному наследию, природе; уважения к старшим и сверстникам.
Процесс воспитания чувства патриотизма многогранен, он включает в себя и знакомство с традициями, обычаями и народным искусством России, литературным и музыкальным наследием, формирование бережного отношения к природному и животному миру.
Непререкаемая истина, что любовь к Родине начинается с любви к тому месту, где человек родился и вырос. Поэтому огромное значение имеет ознакомление дошкольников с историческим, культурным, национальным, географическим, природно-экологическим своеобразием родного края.
Мир ребенка – это его дом, его семья, детский сад, ближайший лес, достопримечательности родного города – все то, что окружает его и самым непосредственным образом влияет на его жизнь. Взрослым необходимо помочь детям научиться видеть и понимать красоту и величие родного края – это дает возможность ребенку ощутить свою причастность к большому и прекрасному миру, к Родине.
Огромное значение для образования и социализации дошкольников имеет патриотическое воспитание через краеведческую деятельность. К 5 – 7 годам ребенок имеет определенные представления о месте своего проживания, однако еще затрудняется в обобщении и систематизации краеведческой информации и, что самое сложное, не видит возможностей ее применения в своей повседневной жизни. Как правило, ни дома, ни на улице с ребенком не вступают в обсуждение краеведческих тем, не просят помощи в ориентировке по населенному пункту.
Осознание значимости проблемы воспитания любви к родному краю, его природе побудило коллектив нашего детского сада выбрать экскурсионно-краеведческое направление работы – как одно из значимых и доступных. Ведь яркие впечатления о природе, истории, традициях родного края, полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь. И действительно, как невелика страна, человек связывает своё чувство любви к ней с тем местом, где он родился, вырос, с улицей, по которой ходил не раз, с местом, где посадил первое деревце.
Поэт К. Симонов в стихотворение «Родина» пишет:
«Ты вспомнишь не страну большую, которую изъездил и узнал.
Ты вспомнишь Родину такую, какой её ты в детстве увидал»
Колоссальную роль в жизни наших детей играют краеведческие экскурсии. Краеведение — изучение определенного края, местности, её истории. Это познавательная для детей любого возраста область. Новые впечатления, новый багаж знаний, новые исследования наталкивают ребёнка на какие-то свои детские умозаключения, которые остаются в памяти надолго. Краеведческие экскурсии помогают правильно воспитывать детей, и дают надежду на то, что следующие поколения будут бережно относиться не только к своему краю, но и ко всему окружающему миру.
Краеведческие экскурсии закладывают основы патриотического воспитания. Дети получают нравственные уроки поведения в социальном обществе. Прямой контакт с достопримечательностями родного края формирует в детях личность с собственным мнением, уважение к памятникам истории, археологии, архитектуры, природы.
Новизна и теоретическая значимость методических разработок «Азбука краеведения» заключается:
• в уточнении структуры и содержания краеведческой культуры применительно к дошкольному возрасту;
• в определении критериев и уровней сформированности краеведческой культуры дошкольника;
• в создании системы формирования краеведческой культуры у дошкольников.
Отличительная особенность данной разработки состоит в её практической значимости:
-вовлечение детей и родителей в поисковую, исследовательскую деятельность;
- реализация индивидуального подхода;
- формирование и апробация блока диагностических методик, позволяющих управлять процессом становления краеведческой культуры дошкольников.