МААМ-картинки

Проект по опытно-экспериментальной деятельности «Удивительная соль» в подготовительной группе

Кучерова Светлана
Проект по опытно-экспериментальной деятельности «Удивительная соль» в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы

Методическая разработка для воспитателей

по опытно-экспериментальной деятельности

в подготовительной группе

«Удивительная соль»

Цель: развитие познавательных способностей детей с помощью экспериментирования с солью, изучить особенности соли, ее свойства, качества и применение; интеграция познавательной активности в образовательных областях «Познавательное развитие», «Социально- коммуникативное развитие», «Художественно- эстетическое развитие», «Речевое развитие».

Программные задачи по образовательным областям:

Публикация «Проект по опытно-экспериментальной деятельности „Удивительная соль“ в подготовительной группе» размещена в разделах

Познавательное развитие: способствовать накоплению у детей конкретных представлений о свойствах, формах и видах соли; развивать умение обобщать, устанавливать причинно – следственные зависимости, умение делать выводы.

Социально- коммуникативное развитие: соблюдение правил поведения при проведении опытов с солью, соблюдая при этом необходимые меры безопасности

Речевое развитие: развитие связной речи, умения отвечать на поставленный вопрос, обогащать и активизировать словарь

Художественно- эстетическое развитие: научить использовать соль, как средство для творчества (знакомство детей с нетрадиционной техникой рисования, развитие творческих способностей детей

Материал и оборудование: мешочки с тремя видами соли, стаканы с кипяченой водой и чайные ложечки, лупы, грязный стакан, губка, одноразовые стаканчики, трубочки, цветная соль, баночки для декорирования, подносы с солью для рисования.

Предварительная работа.

• Беседа с детьми «Что мы знаем о соли и её свойствах?»

• Просмотр презентации на тему: «Где и как добывают соль».

• Сбор образцов соли (морская, поваренная, каменная).

• Чтение художественной литературы, где речь идет о соли; пословицы, поговорки о соли, русская народная сказка «Соль».

• Творческая мастерская. «Рисуем с помощью соли»,

• Наблюдение «Как мама использует соль?».

Ход занятия:

Организационный момент:

- Ребята, какое у вас сегодня настроение? Давайте возьмемся за руки и

передадим друг другу свое настроение.

Собрались все дети в круг.

Я- твой друг и ты мой друг.

Крепче за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся.

Сегодня много нового узнаем

Итак, начинаем!

Воспитатель: Дети, посмотрите, у меня на столе три мешочка, для того, чтобы узнать, что находится в этих мешочках, вам нужно отгадать загадку.

Воспитатель загадывает загадку:

-Без нее, ребята, повар, просто, как без рук,

И становится вся пища несъедобной вдруг!

Если в ранку попадет – испытаешь боль.

-Вы, конечно, догадались. Ну, конечно, это (соль)

-Откройте мешочки. Что там? (соль)

Воспитатель высыпает соль в емкость.

-Ребята, для чего нужна соль? Где люди используют соль?» (Ответы детей)

Воспитатель: Соль - полезное ископаемое, природный элемент. Соль бывает каменная, морская и поваренная.

Происхождение слова «соль», по мнению некоторых учёных, связано

с Солнцем: старинное славянское название Солнца – Солонь.

Без соли человек жить не может, это плохо влияет на его здоровье. Много лет

тому назад соли добывали мало, и она была дороже золота. Соль была

дорогим товаром. У кого была соль на столе, тот считался богатым человеком. Подавали ее знатным людям, остальные уходили «несолно- хлебавши». К соли относились уважительно. Отсюда народная примета – соль рассыпал – к ссоре. Также люди придумали пословицы о соли. Какие из них вы знаете?

Без соли не вкусно, без хлеба не сытно.

Пуд соли вместе съесть.

Без воли – силы нет, без соли – вкуса нет.

Без денег торговать, как без соли хлебать.

Без соли и стол кривой

Без соли и хлеб не естся.

Без соли, без хлеба – половина обеда.

Без соли, без хлеба – худа беседа

Без соли, без хлеба за стол не садятся.

- Дети, а вы хотите узнать, как люди стали добывать соль?

Показ презентации «Добыча соли, ее применение».

- Наша планета очень богата солёными месторождениями.

Люди научились добывать соль различными способами. Так же соль добывают в соляных шахтах. Ребята, а как вы думаете, как соль туда попала? Месторождения каменной соли находятся высоко в горах, очень давно на месте гор был океан. Со временем, в условиях жаркого климата, морская вода испарялась и соль кристаллизовалась, так образовались горы.

Есть еще один способ добычи соли — выпаривать морскую воду до тех пор, пока на её поверхности не образуются кристаллы, которые можно собрать в корзины.

Как вы думаете, нужна ли соль нашему организму (Ответы детей)

-Да, соль необходима человеку. Недостаток соли может привести к заболеваниям сердца, нарушениям пищеварения, разрушению костной и мышечной ткани.

Без соли человек жить не может, это плохо влияет на его здоровье.

Воспитатель:

- Как вы думаете, где можно использовать соль (Ответы детей)

-Соль широко используют в народной медицине (ингаляции, промывание носа, солевые компрессы при ушибах, полоскание горла).

-А еще соль полезна и животным.

-В приготовлении пищи: мы каждый день с вами солим пищу. Поэтому соль используется в кулинарии, в приготовлении различных продуктов питания.

-В консервировании овощей: соль в жизни людей была важным продуктом.

-На улице: на улице для безопасности человека дворники и специальные машины посыпают солью дорожки и лёд. Это нужно для того, чтобы человек не поскользнулся, не упал.

Игра «Соль полезна для того, чтобы ….» (передавать мешочек с солью и говорить)

1. Чтобы консервировать овощи

2. Чтобы использовать в медицине

3. Чтобы посолить суп

4. Чтобы посыпать дорожки зимой

5. Чтобы добавить в жареную картошку

6. Чтобы посолить салат

7. Чтобы засолить грибы

8. Соль нужна для животных

Вывод: Соль необходима для жизни и здоровья человека, её используют для приготовления пищи.

Воспитатель:

-Сегодня всем нам предстоит немножко стать учеными. В лабораторию пойдем и чудо-опыт проведем с этим сыпучим веществом. Приглашаю в нашу научную лабораторию. (Дети надевают фартуки и проходят за столы.)

Прежде чем начать наши исследования, давайте вспомним правила проведения опытов. При работе с солью:

1. Не трогать руками глаза.

2. Соблюдать тишину

3. Не толкать соседа во время работы

4. Сначала посмотри, а потом повтори

5. Выполнил - положи на место

- Итак, внимание, приступаем к выполнению опытов.

Опыт № 1: «Из чего состоит соль».

-Перед вами тарелочка с солью, давайте мы её рассмотрим.

Что вы можете сказать о её внешнем виде? (соль похожа на порошок)

-Действительно, с виду соль похожа на порошок.

- А теперь давайте соль рассмотрим в увеличительное стекло.

Что вы видите? (соль состоит из белых кристаллов)

-Подуйте тихонько на соль через трубочку.

Вывод: соль рассыпается, она сыпучая, белого цвета, не имеет запаха, состоит из маленьких кристаллов.

Опыт №2 «Соль хрустит»

-Ребята, давайте насыплем в тарелочки 2 ложки соли и надавим на неё сухой ложкой, что мы услышали?

Ответы детей (услышали хрустящие звуки, похожие на ходьбу по снегу в морозный день).

Вывод: соль, как и снег, состоит из кристаллов, поэтому при надавливании ложкой на соль, её кристаллы трутся друг о друга и мы слышим хруст.

Опыт № 3: «Соль поглощает воду»

-А теперь добавьте в стакан ложку соли и налейте ложку воды. Что произошло? Куда делась вода?

Воспитатель: значит соль поглощает воду.

Опыт№4.«Соль растворяется в теплой воде быстрее, чем в холодной»

- Ребята, перед вами стаканы с водой, потрогайте стаканы и скажите, что вы чувствуете? (В одном стакане вода холодная, а в другом тёплая)

- Молодцы, верно! В каждый стакан положите по две ложки соли, перемешайте и посмотрите, что получится. Да, ребята, соль растворилась в воде. В какой воде соль растворилась быстрее: в тёплой или в холодной?

(В тёплой воде соль растворилась быстрее).

-А теперь давайте в стаканы под №1 насыплем крупную соль, а в стаканы под №2 –мелкую соль и размешаем.

-Кто заметил, какая из образцов солей растворилась быстрее?

(В стаканчике под №2 соль исчезла быстрее, так как она мелкая)

-А соль исчезла? (Нет, соль растворилась).

-А как можно проверить, что соль не исчезла, а растворилась?

Ответы детей (попробовать на вкус)

- Молодцы, вы очень внимательны. Какой мы сделаем вывод?

Вывод: соль растворяется в воде; в тёплой воде соль растворяется быстрее.

Опыт № 6. «Соль – чистящее средство».

-Ребята, оказывается с помощью соли можно чистить посуду.

Посмотрите, у меня грязный бокал. Я насыплю на губку немного соли и почищу бокал. Смотрите, он стал чистым, даже блестит на свету.

(Дети наблюдают за тем, как соль очищает посуду).

-Давайте немного отдохнем и поиграем в игру «Соленый-несоленый»

(Дети приседают, услышав продукт, который можно солить)

(Банан, капуста, конфета, суп, огурец, малина, помидор, клубника, груша, грибы, сок, апельсин, хлеб, сыр, мандарин, рыба, яйцо)

-А сейчас я хочу пригласить вас в свою мастерскую и показать, для чего ещё люди используют соль. Мы с вами будем красить соль с помощью обыкновенных цветных мелков, которые я мелко натерла, размолола.

Творческая работа.

Воспитатель:

-Насыпьте в тарелочку по 2 столовых ложки мелкой соли и цветного порошка. Аккуратно ложкой перемешайте, и вот перед вами - цветная соль.

-А сейчас мы с вами разделимся на две команды, и каждая команда будет заполнять цветной солью свой сосуд. Следите за тем, чтобы ваши цвета не сливались, красиво сочетались.

Дети выполняют задание.

-А вы знаете, что на соли можно рисовать, сейчас мы с вами будем рисовать на соли. Посмотрите, перед вами подносы с солью. Я буду загадывать вам загадки, а отгадки вы нарисуете на подносе с солью. Слушайте внимательно:

1.«Появился во дворе он в холодном декабре.

Неуклюжий и смешной у катка стоит с метлой.

К ветру зимнему привык, наш приятель (снеговик)

(Дети пальчиками рисуют снеговика на соли) .

2.«Ежик на неё похож, листьев вовсе не найдёшь, как красавица стройна, и на новый год важна (елка)

(Дети рисуют елку).

3.«С неба падают зимою и кружатся над землёю,

Лёгкие пушинки, белые (снежинки)

(Дети рисуют снежинки)

-Как красиво у вас получается! Молодцы!

Итог:

-Итак, скажите, пожалуйста, что такое соль? (Соль- это полезный пищевой продукт, который необходим для жизни и здоровья человека)

- Давайте вспомним и скажем, откуда берется соль? (Соль - люди добывают из морской воды, а помогают им могучие насосы)

-Что нового вы узнали о соли? (Мы узнали, что соль можно выпаривать из соленой воды, что соль необходима не только для приготовления пищи, но и может пригодиться для создания цветного красивого рисунка).

-Что вам больше всего понравилось в наших исследованиях? (рисование на соли, закрашивание соли).

-Согласны ли вы с утверждением, что соль - удивительное вещество природы, необходимое людям? (Да)

-Молодцы, ребята, вы сегодня все старались и были хорошими учеными.

Публикации по теме:

Конспект НОД по опытно-экспериментальной деятельности по теме «Природные явления» в подготовительной группе Цель: Расширять знания детей о природных явлениях. Задачи: 1. Воспитывать у детей интерес к экспериментальный деятельности в процессе практической.

Конспект опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной группе «Чудо-ягода лесная»Конспект опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной группе «Чудо-ягода лесная» Цель: развитие исследовательских умений детей в процессе опытнической деятельности. Задачи НОД: Образовательная область «Познание» (формирование.

Конспект опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной группе «Огород на окне»Конспект опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной группе «Огород на окне» Цель :Учить детей ухаживать за растениями в комнатных условиях,создать огород на окне. Оборудование : 1) Земля для посадки ; 2) Ящики для.

Конспект открытого занятия по опытно-экспериментальной деятельности «Волшебница вода» в подготовительной группе Цель: развитие творческой познавательно – исследовательской активности детей в процессе экспериментирования. 1. Образовательные задачи:.

Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной группе «Вода-волшебница»Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной группе «Вода-волшебница» Цель: учить устанавливать причинно-следственные зависимости, развивать наблюдательность детей, умения сравнивать, анализировать, обобщать,.

Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной группе «Извержение вулкана»Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной группе «Извержение вулкана» Цель: - Познакомить детей с природным явлением – вулканом. Задачи: - Познакомить детей с понятием «вулкан», дать представление о происхождении.

Конспект занятия по экспериментальной деятельности в подготовительной группе «Удивительная вода» Цель: Обобщить знания детей о воде: состояниях и свойствах воды. Задачи: Образовательные: 1. Учить детей проводить несложные опыты с водой.

Проект опытно-экспериментальной деятельности «Разбуди весну зимой» (старший возраст)Проект опытно-экспериментальной деятельности «Разбуди весну зимой» (старший возраст) Введение Этот проект посвящен вопросу «Как из обычной луковицы может вырасти красивый цветок?» Предметом исследования является наблюдение.

Проект по опытно-экспериментальной деятельности «Весенний огород «Маши и Медведя»Проект по опытно-экспериментальной деятельности «Весенний огород «Маши и Медведя» Ежегодно весной в нашем детском саду проходит конкурс "Огород на окне". Я всегда с удовольствием принимаю в нем участие,так как проведение.

Занятие по опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной группе «Лимон-волшебник»Занятие по опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной группе «Лимон-волшебник» Тема: «Лимон- волшебник.» Цель: расширить представление детей о растении - лимон и его свойствах. Задачи: 1. Обучающие: дать представления.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект по опытно-экспериментальной деятельности «Удивительная соль» в подготовительной группе
Опубликовано: 12 апреля 2020 в 16:59
+20Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Проект по опытно-экспериментальной деятельности «Удивительная соль» в подготовительной группе» (включая файлы) размещена пользователем Кучерова Светлана (УИ 1486621) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 9.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД