Кучерова Светлана
Проект по опытно-экспериментальной деятельности «Удивительная соль» в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
Методическая разработка для воспитателей
по опытно-экспериментальной деятельности
«Удивительная соль»
Цель: развитие познавательных способностей детей с помощью экспериментирования с солью, изучить особенности соли, ее свойства, качества и применение; интеграция познавательной активности в образовательных областях «Познавательное развитие», «Социально- коммуникативное развитие», «Художественно- эстетическое развитие», «Речевое развитие».
Программные задачи по образовательным областям:
Публикация «Проект по опытно-экспериментальной деятельности „Удивительная соль“ в подготовительной группе» размещена в разделах
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Опыты и эксперименты. Проекты, проектная деятельность
- Подготовительная группа
- Проекты. Проектная деятельность
- Соль. Изучаем соль
- Соль. Конспекты занятий
- Соль. Проекты, проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2020
Познавательное развитие: способствовать накоплению у детей конкретных представлений о свойствах, формах и видах соли; развивать умение обобщать, устанавливать причинно – следственные зависимости, умение делать выводы.
Социально- коммуникативное развитие: соблюдение правил поведения при проведении опытов с солью, соблюдая при этом необходимые меры безопасности
Речевое развитие: развитие связной речи, умения отвечать на поставленный вопрос, обогащать и активизировать словарь
Художественно- эстетическое развитие: научить использовать соль, как средство для творчества (знакомство детей с нетрадиционной техникой рисования, развитие творческих способностей детей
Материал и оборудование: мешочки с тремя видами соли, стаканы с кипяченой водой и чайные ложечки, лупы, грязный стакан, губка, одноразовые стаканчики, трубочки, цветная соль, баночки для декорирования, подносы с солью для рисования.
Предварительная работа.
• Беседа с детьми «Что мы знаем о соли и её свойствах?»
• Просмотр презентации на тему: «Где и как добывают соль».
• Сбор образцов соли (морская, поваренная, каменная).
• Чтение художественной литературы, где речь идет о соли; пословицы, поговорки о соли, русская народная сказка «Соль».
• Творческая мастерская. «Рисуем с помощью соли»,
• Наблюдение «Как мама использует соль?».
Ход занятия:
Организационный момент:
- Ребята, какое у вас сегодня настроение? Давайте возьмемся за руки и
передадим друг другу свое настроение.
Собрались все дети в круг.
Я- твой друг и ты мой друг.
Крепче за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся.
Сегодня много нового узнаем
Итак, начинаем!
Воспитатель: Дети, посмотрите, у меня на столе три мешочка, для того, чтобы узнать, что находится в этих мешочках, вам нужно отгадать загадку.
Воспитатель загадывает загадку:
-Без нее, ребята, повар, просто, как без рук,
И становится вся пища несъедобной вдруг!
Если в ранку попадет – испытаешь боль.
-Вы, конечно, догадались. Ну, конечно, это (соль)
-Откройте мешочки. Что там? (соль)
Воспитатель высыпает соль в емкость.
-Ребята, для чего нужна соль? Где люди используют соль?» (Ответы детей)
Воспитатель: Соль - полезное ископаемое, природный элемент. Соль бывает каменная, морская и поваренная.
Происхождение слова «соль», по мнению некоторых учёных, связано
с Солнцем: старинное славянское название Солнца – Солонь.
Без соли человек жить не может, это плохо влияет на его здоровье. Много лет
тому назад соли добывали мало, и она была дороже золота. Соль была
дорогим товаром. У кого была соль на столе, тот считался богатым человеком. Подавали ее знатным людям, остальные уходили «несолно- хлебавши». К соли относились уважительно. Отсюда народная примета – соль рассыпал – к ссоре. Также люди придумали пословицы о соли. Какие из них вы знаете?
Без соли не вкусно, без хлеба не сытно.
Пуд соли вместе съесть.
Без воли – силы нет, без соли – вкуса нет.
Без денег торговать, как без соли хлебать.
Без соли и стол кривой
Без соли и хлеб не естся.
Без соли, без хлеба – половина обеда.
Без соли, без хлеба – худа беседа
Без соли, без хлеба за стол не садятся.
- Дети, а вы хотите узнать, как люди стали добывать соль?
Показ презентации «Добыча соли, ее применение».
- Наша планета очень богата солёными месторождениями.
Люди научились добывать соль различными способами. Так же соль добывают в соляных шахтах. Ребята, а как вы думаете, как соль туда попала? Месторождения каменной соли находятся высоко в горах, очень давно на месте гор был океан. Со временем, в условиях жаркого климата, морская вода испарялась и соль кристаллизовалась, так образовались горы.
Есть еще один способ добычи соли — выпаривать морскую воду до тех пор, пока на её поверхности не образуются кристаллы, которые можно собрать в корзины.
Как вы думаете, нужна ли соль нашему организму (Ответы детей)
-Да, соль необходима человеку. Недостаток соли может привести к заболеваниям сердца, нарушениям пищеварения, разрушению костной и мышечной ткани.
Без соли человек жить не может, это плохо влияет на его здоровье.
Воспитатель:
- Как вы думаете, где можно использовать соль (Ответы детей)
-Соль широко используют в народной медицине (ингаляции, промывание носа, солевые компрессы при ушибах, полоскание горла).
-А еще соль полезна и животным.
-В приготовлении пищи: мы каждый день с вами солим пищу. Поэтому соль используется в кулинарии, в приготовлении различных продуктов питания.
-В консервировании овощей: соль в жизни людей была важным продуктом.
-На улице: на улице для безопасности человека дворники и специальные машины посыпают солью дорожки и лёд. Это нужно для того, чтобы человек не поскользнулся, не упал.
Игра «Соль полезна для того, чтобы ….» (передавать мешочек с солью и говорить)
1. Чтобы консервировать овощи
2. Чтобы использовать в медицине
3. Чтобы посолить суп
4. Чтобы посыпать дорожки зимой
5. Чтобы добавить в жареную картошку
6. Чтобы посолить салат
7. Чтобы засолить грибы
8. Соль нужна для животных
Вывод: Соль необходима для жизни и здоровья человека, её используют для приготовления пищи.
Воспитатель:
-Сегодня всем нам предстоит немножко стать учеными. В лабораторию пойдем и чудо-опыт проведем с этим сыпучим веществом. Приглашаю в нашу научную лабораторию. (Дети надевают фартуки и проходят за столы.)
Прежде чем начать наши исследования, давайте вспомним правила проведения опытов. При работе с солью:
1. Не трогать руками глаза.
2. Соблюдать тишину
3. Не толкать соседа во время работы
4. Сначала посмотри, а потом повтори
5. Выполнил - положи на место
- Итак, внимание, приступаем к выполнению опытов.
Опыт № 1: «Из чего состоит соль».
-Перед вами тарелочка с солью, давайте мы её рассмотрим.
Что вы можете сказать о её внешнем виде? (соль похожа на порошок)
-Действительно, с виду соль похожа на порошок.
- А теперь давайте соль рассмотрим в увеличительное стекло.
Что вы видите? (соль состоит из белых кристаллов)
-Подуйте тихонько на соль через трубочку.
Вывод: соль рассыпается, она сыпучая, белого цвета, не имеет запаха, состоит из маленьких кристаллов.
Опыт №2 «Соль хрустит»
-Ребята, давайте насыплем в тарелочки 2 ложки соли и надавим на неё сухой ложкой, что мы услышали?
Ответы детей (услышали хрустящие звуки, похожие на ходьбу по снегу в морозный день).
Вывод: соль, как и снег, состоит из кристаллов, поэтому при надавливании ложкой на соль, её кристаллы трутся друг о друга и мы слышим хруст.
Опыт № 3: «Соль поглощает воду»
-А теперь добавьте в стакан ложку соли и налейте ложку воды. Что произошло? Куда делась вода?
Воспитатель: значит соль поглощает воду.
Опыт№4.«Соль растворяется в теплой воде быстрее, чем в холодной»
- Ребята, перед вами стаканы с водой, потрогайте стаканы и скажите, что вы чувствуете? (В одном стакане вода холодная, а в другом тёплая)
- Молодцы, верно! В каждый стакан положите по две ложки соли, перемешайте и посмотрите, что получится. Да, ребята, соль растворилась в воде. В какой воде соль растворилась быстрее: в тёплой или в холодной?
(В тёплой воде соль растворилась быстрее).
-А теперь давайте в стаканы под №1 насыплем крупную соль, а в стаканы под №2 –мелкую соль и размешаем.
-Кто заметил, какая из образцов солей растворилась быстрее?
(В стаканчике под №2 соль исчезла быстрее, так как она мелкая)
-А соль исчезла? (Нет, соль растворилась).
-А как можно проверить, что соль не исчезла, а растворилась?
Ответы детей (попробовать на вкус)
- Молодцы, вы очень внимательны. Какой мы сделаем вывод?
Вывод: соль растворяется в воде; в тёплой воде соль растворяется быстрее.
Опыт № 6. «Соль – чистящее средство».
-Ребята, оказывается с помощью соли можно чистить посуду.
Посмотрите, у меня грязный бокал. Я насыплю на губку немного соли и почищу бокал. Смотрите, он стал чистым, даже блестит на свету.
(Дети наблюдают за тем, как соль очищает посуду).
-Давайте немного отдохнем и поиграем в игру «Соленый-несоленый»
(Дети приседают, услышав продукт, который можно солить)
(Банан, капуста, конфета, суп, огурец, малина, помидор, клубника, груша, грибы, сок, апельсин, хлеб, сыр, мандарин, рыба, яйцо)
-А сейчас я хочу пригласить вас в свою мастерскую и показать, для чего ещё люди используют соль. Мы с вами будем красить соль с помощью обыкновенных цветных мелков, которые я мелко натерла, размолола.
Творческая работа.
Воспитатель:
-Насыпьте в тарелочку по 2 столовых ложки мелкой соли и цветного порошка. Аккуратно ложкой перемешайте, и вот перед вами - цветная соль.
-А сейчас мы с вами разделимся на две команды, и каждая команда будет заполнять цветной солью свой сосуд. Следите за тем, чтобы ваши цвета не сливались, красиво сочетались.
Дети выполняют задание.
-А вы знаете, что на соли можно рисовать, сейчас мы с вами будем рисовать на соли. Посмотрите, перед вами подносы с солью. Я буду загадывать вам загадки, а отгадки вы нарисуете на подносе с солью. Слушайте внимательно:
1.«Появился во дворе он в холодном декабре.
Неуклюжий и смешной у катка стоит с метлой.
К ветру зимнему привык, наш приятель (снеговик)
(Дети пальчиками рисуют снеговика на соли) .
2.«Ежик на неё похож, листьев вовсе не найдёшь, как красавица стройна, и на новый год важна (елка)
(Дети рисуют елку).
3.«С неба падают зимою и кружатся над землёю,
Лёгкие пушинки, белые (снежинки)
(Дети рисуют снежинки)
-Как красиво у вас получается! Молодцы!
Итог:
-Итак, скажите, пожалуйста, что такое соль? (Соль- это полезный пищевой продукт, который необходим для жизни и здоровья человека)
- Давайте вспомним и скажем, откуда берется соль? (Соль - люди добывают из морской воды, а помогают им могучие насосы)
-Что нового вы узнали о соли? (Мы узнали, что соль можно выпаривать из соленой воды, что соль необходима не только для приготовления пищи, но и может пригодиться для создания цветного красивого рисунка).
-Что вам больше всего понравилось в наших исследованиях? (рисование на соли, закрашивание соли).
-Согласны ли вы с утверждением, что соль - удивительное вещество природы, необходимое людям? (Да)
-Молодцы, ребята, вы сегодня все старались и были хорошими учеными.