Елена Шугаева
Проект «Наш любимый детский сад»
▼ Скачать + Заказать документы
В данной методической разработке мы расскажем, как создать в рамках проектной деятельности макет уголка природы «Наш любимый детский сад» по обеспечению прикладной деятельности в группе детского сада.
Целью проекта «Наш любимый детский сад» является воспитание основ экологической культуры личности, формирование практического и духовного опыта взаимодействия человека с природой, который обеспечит его выживание и развитие,научит бережно относиться к природе своего края, своей Родины. Так как мир природы таит в себе большие возможности для всестороннего развития детей, мы через красоту, добро, истину в четырех ведущих сферах действительности – природе, «рукотворном мире», окружающих людях и себя собой попытаемся реализовать наш экологический проект. Результатом проекта будет ценный плод – «экология души». «Экология души» дошкольника – это то зерно, которое прорастет и с течением времени превратится в огромное поле экологически чистых всходов.
Публикация «Проект „Наш любимый детский сад“» размещена в разделах
Проектно-исследовательской деятельность «Наш любимый детский сад» помогает развивать у дошкольников мышление, способность видеть и чувствовать красочное многообразие явлений природы, замечать большие и маленькие изменения окружающего мира. Размышляя о природе под влиянием педагога, дошкольник обогащает свои знания, чувства, у него формируется правильное отношение к живому, желание созидать, а не разрушать.
Задачи проектно-исследовательской деятельности :
- формирование у воспитанника целостной картины окружающего мира;
- формирование системы экологических знаний и представлений;
- участие воспитанников в посильной для них деятельности по уходу за растениями, по охране и защите природы;
- развитие эстетических чувств: умение видеть и чувствовать красоту природы, восхищаться ею, желание сохранять и оберегать ее);
- формирование и воспитание чувства единого неделимого целого с природой;
- воспитание гуманного отношения к природе.
Для проведения проектно-исследовательской деятельности нам понадобится следующее оборудование: 4 больших картонных коробки, 6 маленьких картонных коробок, семена растений, почва, песок, шишки, желуди, домашние цветы, морковь, соль, гречка, овес, клейстер, дневник наблюдений, диски с классической музыкой.
Толчком к началу проектной деятельности «Наш любимый детский сад» может послужить удивление, любопытство, выдвинутая кем-то проблема или просьба.
Следует обратить внимание на то, что проектно-исследовательская деятельность тесно связано со всеми видами деятельности. Рассмотрим их. Наблюдение – непременная составная часть любого исследования. Трудовые действия – без их выполнения проекта не бывает. Развитие речи – умение четко выразить свою мысль облегчает проведение работы над проектом, в то время как пополнение знаний способствует развитию речи.
Изобразительная деятельность – развитие изобразительных способностей способствует более точному отображению изображению предмета, чем глубже исполнитель изучит объект, тем точнее передаст его детали во время изобразительной деятельности. Элементарные математические представления – во время проведения исследований постоянно возникает необходимость считать, измерять, сравнивать, определять форму и размеры, производить иные операции.
Содержание проектно-исследовательской деятельности включает 4 этапа:
1. Практическую работу.
2. Исследовательскую деятельность.
3. Творческую деятельность.
4. Игровую деятельность.
Подробно содержание проектно-исследовательской деятельности описывается в приложении.
Хочу сразу обратить внимание на особенности исследовательской деятельности, тесно связанной с детским экспериментированием, на 14 золотых правил:
- детское экспериментирование свободно от обязательности;
- не следует жестко регламентировать продолжительность исследования;
- не следует жестко придерживаться заранее намеченного плана;
- воспитанники не могут работать, не разговаривая;
- следует учитывать индивидуальные различия детей;
- следует опираться на собственный опыт ребенка;
- не следует чрезмерно увлекаться фиксированием результатов экспериментов;
- ребенок имеет право на ошибку;
- воспитатель должен уметь применить адекватные способы вовлечения детей в работу:
работа руками детей;
- дробление одной процедуры на несколько мелких действий, поручаемых разным ребятам;
- совместная работа воспитателя и детей;
- помощь воспитателя детям;
- соблюдение правил безопасности;
- нельзя подменять анализ результатов экспериментов анализом поведения детей и их отношения к работе
Проект «Наш любимый детский сад» условно можно разделить на несколько блоков:
1 блок предполагает педагогическое сопровождение ребенка в действительности по освоению окружающего мира;
2 блок способствует актуализации знаний, умений, навыков ребенка, их практическому применению;
3 блок стимулирует потребность ребенка в самореализации, самовыражении, в творческой деятельности.
В рамках реализации проектной деятельности на основе приобретенных знаний у воспитанников формируются такие качества, как реалистическое понимание явлений природы, любознательность, умение наблюдать, логически мыслить, эстетически относиться ко всему живому, любить природу и бережно относится ко всему живому. Воспитанник учится находить и правильно определять причинную и временную зависимость, последовательность, взаимосвязь предметов и явлений природы, учится элементарно объяснять наблюдаемое. Совершенствуется умение детей сопоставлять, сравнивать, делать выводы. Это создает предпосылки для формирования таких ценных качеств связной речи, как достоверность, доказательность, последовательность, четкость. Ребенок учится рассуждать, рассказывать, описывать. С этого начинается ответственность за все живое.
Анализ работы по данной проектной деятельности «Наш любимый детский сад» позволяет нам сделать выводы о позитивных результатах проделанной работы. Воспитанники учатся логически мыслить, связно рассуждать, сравнивать, обобщать, выделять существенные признаки предметов и объектов природы. Знания, полученные в рамках проекта дети «проверяют» в самостоятельной экспериментальной деятельности на основе метода проб и ошибок. Ребята с удовольствием играют в «экологию», в «учёных», в «лабораторию», в «архитекторов». У воспитанников появляется стремление к активной деятельности по охране окружающей среды в рамках детского сада, города.
Таким образом, видно, что разработанная нами проектно-исследовательская деятельность «Наш любимый детский сад» достаточно эффективна. Ну а самое главное в экологическом воспитании – личная убежденность педагога, умение заинтересовать, пробудить у детей, воспитателей и родителей желание любить, беречь и охранять природу.