Вера Вакарина
Методическая разработка по краеведению «Моя Родина». Диагностический инструментарий. Дидактические игры к НОД (продолжение)
▼ Скачать + Заказать документы
Дидактические игры по содержанию НОД.
Дидактическая игра «Разложи правильно»
Вариант 1
Цель: закрепление умения восстанавливать последовательность событий
с помощью наглядного материала, систематизировать знания по истории села.
Игровой материал: картинки с изображением исторических событий по истории села.
Ход игры: участвуют от 1 до 3 человек. Участникам предлагается разложить картинки в последовательности исторических событий. Ведущий сообщает, что перепутала картинки местами и не может восстановить их правильно, просит помочь.
Публикация «Методическая разработка по краеведению „Моя Родина“, Диагностический инструментарий, Дидактические игры к НОД (продолжение)» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Краеведческие игры
- Мой край, мой город. Краеведение
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Конспекты занятий
- Родина, родной край. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
Итог: выигрывает тот, кто быстро и правильно выложил последовательность.
Дидактическая игра «Расскажи историю по картинкам»
Вариант 2
Цель: закрепить у детей представление об истории села, развивать связную монологическую речь.
Ход игры: игровые действия проводятся с тем же материалом, что и в первой игре. Количество игроков –от 1 до 3. Ведущий забыл, что изображено на картинках, просит детей помочь.
Итог: выигравшим считается тот, чей рассказ был связным и последовательным.
Дидактическая игра-лото «Мир профессий»
Цель: закрепление знаний профессий, умение узнавать профессию по описанию –загадке.
Игровой материал: карточки 6 штук с изображением представителей 6 профессий, карточки с загадками.
Ход игры: количество игроков от 1 до 6. Участникам раздаётся по одной большой карточке с изображением представителей разных профессий. У ведущего – маленькие карточки с загадками. Ведущий зачитывает загадку, задача участников – узнать свою профессию и отгадать загадку.
Итог: выигрывает то, кто быстрее закроет свою карточку. Выигравшим можно считать и того, кто отгадает больше всего профессий, помогая другим.
Дидактическая игра «Кому что нужно для работы»
Цель: закрепить у детей представление об орудиях труда в определённой профессии.
Игровой материал: карточки с изображением представителей профессий, карточки с изображением орудий труда меньшего размера.
Ход игры: количество участников – неограниченно. Участникам раздаются карточки с изображением представителей профессий, количество карточек зависит от количества участников. На столе перемешаны карточки с изображением орудий труда. Игровая задача – рабочие в спешке перепутали свои орудия труда, просьба к детям – помочь рабочим вовремя собраться, раздать каждому свои предметы.
Итог: выигрывает тот, кто быстро и правильно подберёт орудия труда для своих профессий.
Дидактическая игра «От зёрнышка до булочки»
Цель: закрепление последовательности трудовых операций по выращиванию, сбору и переработке зерновых культур, знания сельскохозяйственных профессий, развитие связной речи.
Игровой материал: карточки с изображением трудовых операций.
Ход игры: количество участников – от 2 до 4. На столе перемешаны карточки с изображением трудовых операций по выращиванию, сбору и переработке зерновых культур. Игровая задача: в колхоз приехал неопытный агроном, который плохо знает процесс выращивания, сбора и переработки зерна. Нужно помочь агроному вспомнить последовательность трудовых операций.
Итог: выигрывает тот, кто безошибочно определил последовательность.
Дидактическая игра «Сельскохозяйственные профессии»
Цель: закрепить умение различать представителей сельскохозяйственных профессий с помощью наглядного материала, рассказывать об их трудовых действиях.
Игровой материал: карточки с изображением представителей сельскохозяйственных профессий 8 штук.
Ход игры: количество игроков от 2 до 8. Карточки выложены на столе изображением вниз, участники не должны видеть, что на них изображено. Каждому участнику по очереди предлагается взять по одной карточке, рассказать о своей профессии. Не описанная карточка передаётся следующему игроку.
Итог: выигравшим считается тот, кто наберёт большее количество карточек.
Дидактическая игра «Узнай по контурам»
Цель: развивать умение узнавать достопримечательности села по контурному изображению.
Игровой материал: карточки с контурными изображениями памятников села.
Ход игры: количество игроков от 2 до 4. Участникам раздаётся по одной две карточки, в зависимости от количества игроков. Игровая задача: путешественник сфотографировал памятники села, но фото не получились, остались только контуры. Помогите определить, что изображено на фото. Каждый должен узнать свой памятник, указать его название и местоположение.
Итог: выигравшим считается тот, кто безошибочно охарактеризует свой памятник.
Дидактическая игра «Составь россыпь»
Цель: закреплять умение восстанавливать целое из частей.
Игровой материал: разрезные фото памятников села.
Ход игры: количество игроков от 2 до 4. Участникам раздаётся 1-2 комплекта разрезного фото, в зависимости от количества игроков. Игровая задача: неаккуратные посетители музея разрушили макеты памятников, помогите восстановить.
Итог: выигравшим считается тот, кто быстрее всех восстановит свой памятник.
Дидактическая игра «Помоги животным»
Цель: закреплять умение узнавать животных по контурному изображению.
Игровой материал: контурные изображения животных, цветные изображения животных.
Ход игры: количество игроков от 2 до 4. Игровая задача: злая волшебница отняла у животных их облик, вернуть его сможет то, кто узнает животное по контуру. Ведущий по очереди показывает контурные изображения животных, угадавшему первым выдаётся цветное изображение.
Итог: выигравшим считается тот, у кого окажется больше цветных изображений.
Дидактическая игра «Узнай по описанию»
Цель: развивать умение узнавать и называть деревья по словесному описанию.
Игровой материал: карточки с описанием деревьев, карточки с изображением деревьев.
Ход игры: количество игроков от 2 до 8. Ведущий зачитывает задание, дети по словесному описанию угадывают название дерева. Угадавшему правильно выдаётся карточка с изображением дерева.
Итог: выигрывает тот, у кого наберётся большее количество карточек с изображением деревьев.
Дидактическая игра «Найди сходство и отличие»
Цель: закреплять умение находить признаки сходства и отличия разных пород деревьев.
Игровой материал: используется тот же материал, что и в предыдущей игре, длинные и короткие палочки.
Ход игры: количество игроков - 4 человека. Игровая задача: заспорили деревья в лесу – одно говорит, что оно особенное и ничем не похоже на других, другое говорит, что мы все очень похожи. Нужно помочь деревьям разрешить спор. Участники по очереди сравнивают свои карточки. На каждое сходство игрок вылаживает над карточкой длинную палочку, на каждое отличие – короткую.
Итог: побеждает тот, кто наберёт большее количество палочек.
Дидактическая игра «Узнай по голосу»
Цель: развивать умение узнавать птиц по голосу.
Игровой материал: звукозаписи с голосами птиц, карточки с изображением птиц.
Ход игры: количество игроков – неограниченно. Ведущий включает звукозапись, дети узнают и называют птицу. Угадавшему правильно выдаётся карточка с изображением птицы.
Итог: выигрывает тот, кто наберёт большее количество карточек.
Дидактическая игра «Собери флаг»
Цель: закреплять умение восстанавливать изображение флага России и Бурятии из частей.
Игровой материал: разрезные изображения флага.
Ход игры: количество игроков – от 2 до 4. Игровая задача: гости из России и Бурятии везли на выставку изображения своих флагов, в дороге части перепутались. Нужно восстановить изображение в правильной последовательности.
Итог: выигрывает то, кто быстро и правильно соберёт свой флаг.
Дидактическая игра «Собери герб»
Цель: закреплять умение восстанавливать изображение герба России и Бурятии из частей.
Игровой материал: разрезные изображения герба.
Ход игры: количество игроков – от 2 до 4. Игровая задача: гости из России и Бурятии везли на выставку изображения своих гербов, в дороге части перепутались. Нужно восстановить изображение.
Итог: выигрывает то, кто быстро и правильно соберёт свой герб.
Дидактическая игра «Что для кого?»
Цель: закреплять знания детей о национальных костюмах бурят и русских, развивать умение различать и называть детали национального костюма.
Игровой материал: набор карточек с изображением деталей русского и бурятского костюмов, карточки с изображением русской и бурятской девушки.
Ход игры: количество игроков от 2 до 4. На столе перемешаны детали русской и бурятской одежды. Игровая задача: девушки отправились путешествовать, нужно помочь каждой свои вещи.
Итог: выигрывает тот, кто быстрее выполнит задание и правильно рассортирует вещи.
Картотека дидактических игр по ознакомлению старших дошкольников с родным краем Название игры. Цель. Материал к игре.
1 Кому поставлен памятник? Закрепить представления детей о памятниках села, республики Бурятия Фотографии памятников
2 Где находится памятник? Ориентировка по карте-схеме села, закреплять знания о памятниках села Карта- схема села, фотоматериалы
3 Исправь ответ Исправлять неправильное описание достопримечательностей, улиц, зданий и т. д. Фотографии или иллюстрации, карточки с описанием
4 Узнай по фрагменту Узнавать по фрагменту здания, достопримечательности, памятники, изделия промышленности и народных промыслов Картинки и их фрагменты
5 Найди отличия Сравнивать характерные особенности старого и современного города Улан Удэ, развивать мышление и речь, воспитывать интерес к настоящему и прошлому своего края Фотографии с видами старого и современного города
6 Назови орнамент Закрепить у детей знания о бурятских орнаментах, умение определять его назначение Иллюстрации, Слайды ИКТ, фото с орнаментами
7 Угадай мелодию Закрепить знания детей русских, бурятских и семейских мелодий, умение различать и называть среди них популярные и традиционные Музыкальные аудиозаписи
8 Что для кого? Закрепить знания детей о национальных костюмах бурят и русских, развивать умение различать и называть детали одежды Куклы в национальных костюмах и детали одежды
9 Как зовут тебя, деревце? Сравнивать и называть характерные особенности разных видов деревьев, произрастающих в республике Бурятия. Развивать память, мышление, речевую активность Карточки с изображением разных видов деревьев, произрастающих в Бурятии, а также их листьев, плодов
10 От зёрнышка до булочки Закрепить последовательность трудовых операций по выращиванию зерновых культур Карточки или схемы трудовых операций
11 Легендарные даты Закрепить знание самых значительных исторических событий России и Бурятии, не называя их (Куликовская битва, Отечественная война 1812г., Великая Отечественная война, монголо-татарское иго, семейские и декабристы и т. д.) Картинки и иллюстрации событий
12 Сельский лабиринт Закреплять умение детей ориентироваться в планировке села. Карта-лабиринт села
13 Моя Мухоршибирь Закреплять знание достопримечательностей района, его значения как районного центра Фотографии или иллюстрации
14 Мир профессий Отгадывать загадки о профессиях, называть характер работы, предприятие, в котором эта профессия нужна Загадки-картинки
15 Вот мой дом, вот моя улица Называть улицы ближайшего окружения; знать, в честь кого или чего они названы, что на ней находится Фотографии центральных улиц, карта села
16 Узнай по голосу Закреплять представления детей о птицах своего края; уметь отличать их по голосу, характерным признакам, образу жизни Аудиозапись «Голоса птиц», карточки с изображением птиц
17 Узнай и расскажи Закреплять знания детей о памятниках в честь ВОВ регионального и общероссийского значения Иллюстрации, фотографии памятников ВОВ
18 Узнай и назови Закрепить знания о традиционных и народных праздниках России и Бурятии Иллюстрации с праздничной символикой
19 Знаете ли вы их? Закрепить представления о знаменитых людях Бурятии. Можно дать только имена и попросить вспомнить фамилии. Фотографии
20 Узнай Свой герб Узнавать изображения гербов России, Бурятии, Москвы, Улан-Удэ Карточки с изображениями гербов
21 Составь россыпь Составлять разрезанные на части открытки с достопримечательностями Бурятии и рассказать о них Разрезные открытки
22 Поймал – ответил Отвечать на вопрос, что означает слово (бурятские названия) Мяч
23 Собери свой флаг Закрепить знания государственной и национальной символики Части флагов
24 Что на открытке? Узнавать достопримечательности, памятники, здания и сооружения, предприятия г. Улан -Удэ, составлять рассказы Комплект открыток
25 Кому что нужно для работы? Закрепить у детей представление о различных орудиях труда в определённой профессии Карточки с представителями профессий и их орудий труда
26 Узнай по контуру Развивать умение узнавать по контуру: достопримечательности, здания и т. д. Набор фотографий и контурных иллюстраций
27 Любимые сказки Бурятии. Закрепить знание бурятских сказок, развивать память и речевую активность детей Подборка сказок
28 Кто такой? Закреплять представления детей о видах животных, занесенных в Красную книгу республики Бурятия, воспитывать понимание неповторимости каждого вида животного, развивать внимание и память. Карточки с изображением животных
29 В родном лесу Закрепить представления детей о растительном мире Бурятии, уметь узнавать, называть и описывать деревья, цветы, ягоды и т. д. Карточки с изображением деревьев, цветов, ягод
30 У кого какой дом? Закрепляли и расширяли представления детей о жизни животных Бурятии, уметь узнавать, называть, описывать их образ жизни и жилища Каточки с изображением животных и их жилищ
31 Помоги животным (цветам, деревьям) Закрепить представления о животном и растительном мире Бурятии. Узнавать животных и растения по силуэту Карточки с изображением силуэтов животных, цветов, деревьев
32 Узнай по описанию Закрепить представления о растительном и животном мире Бурятии, учить узнавать по описанию животных и растения Карточки с описанием растений и животных
33 Закончи пословицу Закрепить знания детьми русских и бурятских пословиц, умение объяснить, о чём говорится в пословице Карточки с пословицами
34 Города Бурятии и России Закрепить знания детей о знаменитых городах, умение кратко рассказывать о них, находить герб города Карточки с характеристикой города, изображения гербов, достопримечательностей
31 Я путешественник Закрепить умение ориентироваться в картах России, Бурятии, села Физические карты
32 Опытный гид Развивать умение рассказывать о своём селе, республике
33 Угадай, где чьё Закрепить знание предметов быта русских и бурят Картинки с изображением предметов обихода
34 Чьё жилище? Закрепить знания об особенностях жилища русских и бурят Изображения жилищ
Диагностический инструментарий к методической разработке "Моя Родина".
Вопросы к диагностической беседе по выявлению представлений
о родном селе
1. Ты живёшь в селе или городе?
2. Как называется наше село?
3. На какой улице ты живёшь?
4. Какие ещё улицы ты знаешь?
5. В какой стране находится наше село?
6. Как ты думаешь, как появилось наше село?
7. Какие предприятия есть в нашем селе?
8. Какие памятники села тебе известны?
9. Как называется наш детский сад?
10. На какой улице расположен детский сад?
Вопросы к диагностической беседе по выявлению представлений
о природе родного края
1. Какие дикие животные обитают в нашем крае?
2. Какии водоёмы нашего края тебе известны?
3. Какие деревья ты знаешь?
4. Какие кустарники тебе известны?
5. Чем отличаются деревья от кустарников?
6. Какие птицы живут в нашем крае?
7. Знаешь ли ты травы, которые растут только у нас?
8. Тебе известно что-нибудь о Красной книге?
9. Как ты думаешь, каким природным объектом нашего края мы можем гордиться?
10. Что ты делаешь, чтобы не навредить природе родного края?
Вопросы к диагностической беседе по выявлению представлений
о Республике Бурятия
1. В какой республике ты живёшь?
2. В какой стране находится наша республика?
3. Почему она так называется?
4. Как называется главный город Республики Бурятия?
5. Почему он так называется?
6. Назови государственные символы Бурятии.
7. Чем может гордиться наша Республика, есть ли в ней что-нибудь интересное?
8. Кто ты по национальности?
9. Какие нации ты знаешь ещё?
10. Как называются жилища русских и бурят?
Анализ детских рисунков на тему «Мой родной край»
Цель диагностики — уточнить представления детей о родном крае, выявить, что дети старшего дошкольного возраста вкладывают в понимание слова «Родина», какие чувства она вызывает у дошкольников.
Методика проведения. Детям предлагается задание: «Нарисуйте свой родной край таким, каким вы его представляете». Для чистоты экспериментальных данных предварительная беседа на данную тему не проводится.
Критерии анализа детских работ: содержание рисунка; расположение его на листе; цвета, которыми пользовались дети в процессе рисования; комментарии к рисункам и вопросы, которые возникали у детей.
Анкета для родителей на тему «Патриотическое воспитание».
Цель: выявление заинтересованности родителей в развитии представлений дошкольников о родном крае, воспитании интереса к родной стране, отношение родителей к воспитанию у детей патриотических чувств.
1. Что вы понимаете под термином «патриотическое воспитание»?
2. Возможно ли патриотическое воспитание в детском саду?
3. Как, по Вашему мнению, следует сформулировать цель патриотического воспитания для детей дошкольного возраста?
4. Как Вы считаете, кто несёт ответственность за патриотическое воспитание детей – педагоги или родители?
5. Как Вы считаете, следует ли знакомить детей с символикой государства, традициями, памятными датами?
6. Как вы считаете, актуально ли в наше время ознакомление дошкольников с родословной семьи? Есть ли в вашей семье семейные традиции?
Ответы:
1.
2.
3.
4.
5.
6.