Ольга Наумова
Перспективное планирование совместной деятельности с воспитанниками. Проектная деятельность
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Гимназия №9» г. о. Тольятти
структурное подразделение Детский сад
Методическая разработка на тему:
перспективное планирование
совместной деятельности с воспитанниками подготовительной группы № 6
на 2016-2017 учебный год
(в рамках реализации СОТ – проектная деятельность)
учитель-логопед О. К. Наумова
2016 г.
Публикация «Перспективное планирование совместной деятельности с воспитанниками, Проектная деятельность» размещена в разделах
Развитие связной речи у детей с общим недоразвитием речи является одной из главных задач педагогов дошкольных учреждений. Это определяется, прежде всего, ведущей ролью связной речи в обучении детей как старшего дошкольного, так и, в особенности, школьного возраста. Связная речь, являясь самостоятельным видом речемыслительной деятельности, вместе с тем выступает в виде средства получения знаний и средства контроля за этими знаниями.
Речевые нарушения при общем недоразвитии речи носят системный характер. Помимо дефектного произношения имеет место недоразвитие лексико-грамматического строя речи. Связная речь у детей с ОНР самостоятельно не формируется. Необходима четко спланированная систематическая коррекционная работа логопеда, предполагающая проведение специальных коррекционно-развивающих занятий по осознанному формированию у детей связной речи.
«Программой воспитания в детском саду» предусмотрена система специальных занятий по обучению детей рассказыванию. Вместе с тем, предлагаемые традиционные приемы работы не вызывают интереса у современных детей. Составление однотипных рассказов по образцу является скорее репродуктивной деятельностью и мало способствует развитию инициативности и творческому воображению.
Проектная деятельность – это дидактическое средство активизации познавательного и творческого развития ребенка и одновременно формирование личностных качеств ребенка. Знания, приобретаемые детьми в ходе реализации проекта, становятся достоянием их личного опыта. Экспериментируя, ребенок ищет ответ на вопрос и тем самым, развивает творческие способности, коммуникативные навыки.
Особенностью проектной деятельности в дошкольной системе образования является то, что ребенок еще не может самостоятельно найти противоречия в окружающем, сформулировать проблему, определить цель (замысел). Поэтому в воспитательно-образовательном процессе ДОУ проектная деятельность носит характер сотрудничества, в котором принимают участие дети и педагоги ДОУ, а также вовлекаются родители. Родители становятся непосредственными участниками образовательного процесса, обогащая свой педагогический опыт, испытывая чувство сопричастности и удовлетворения от своих успехов и успехов ребенка.
Цель: развитие связной речи у воспитанников подготовительной группы № 6 с ОНР III уровня через проектную деятельность.
Задачи:
Учить составлять рассказы-описания, рассказы по сюжетной картинке, по серии картинок, с опорой на личный опыт, по заданной теме.
Развивать речь детей через оречевление деятельности (практическая направленность).
Учить детей представлению результатов своей деятельности.
Предупреждать переутомление и дефицит внимания учеников с ОНР.
Развивать познавательный интерес через создание проблемной ситуации.
Развивать исследовательские, рефлексивные умения и навыки.
Формировать активную, самостоятельную позицию воспитанников.
Целевые ориентиры:
Ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, использует речь для построения речевого высказывания в ситуации общения.
Ребенок проявляет любознательность, задает вопросы сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать.
Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором живет; способен принимать собственные решения, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.
Проявляет умение слышать других и стремление быть понятым другими.
Обладает установкой положительного отношения к миру, другим людям и самому себе.
Перспективное планирование
Название проекта Сроки проведения Вид Цель Мероприятия Результат
«Кого осень нарядила» 26-09.-30.09.2016 краткосрочный, творческий Развивать навык составления рассказа описания с опорой на картинку и схему. Расширять представления о деревьях осенью.
Прогулка по осеннему лесу, парку. (совместно с родителями) Наблюдение за деревьями.
Сбор листьев для гербария.
Чтение литературных текстов Л. Н. Толстого «Дуб и орешник», А. С. Пушкина «Унылая пора».
Изготовление поделок «любимое дерево» совместно с родителями. Создание аппликации, коллажа о дереве и составление загадки-описания о нем.
«Удивительный мир насекомых» 17.10-21.10.2016 краткосрочный
исследовательский Обучать составлению описательного рассказа с опорой на схему.
Расширять представления о насекомых.
Развивать умение логически последовательно выстраивать свое высказывание Рассматривание картинок, иллюстраций.
Чтение художественных текстов Л. Квитко «Жучок», В. Бианки «Приключения муравьишки» И. А. Крылова «Стрекоза и муравей».
Поиск интересных фактов о насекомых (совместно с родителями) Альбом с рисунками и фотографиями
«Волшебное ателье» 21.11-25.11.2016 краткосрочный
ролевой Расширять и активизировать словарь по теме «Одежда, обувь, головные уборы»
Развивать диалогическую речь. Игры: «Что из чего – какое?»
Изготовление совместно с родителями трафаретов одежды. Подбор материала.
Чтение сказки Г. Х. Андерсона «Новый наряд короля» с обсуждением ее содержания.
Экскурсия в ателье, магазин одежды. (совместно с родителями) ДИ «Волшебное ателье»
«Как изготавливают мебель?» 12.12-16.12.2016 краткосрочный
исследовательский Расширять и активизировать словарь детей по теме
Учить составлять рассказ по серии опорных картинок Чтение отрывка В. В. Маяковского «Кем быть? (о столярах и плотниках)
Игры: «Кто чем занимается?» «Мастер»
Экскурсия в мебельный магазин, мастерскую. «Письмо Незнайке»
«Наш семейный вечер» 23.01-27.01.2017 краткосрочный творческий Учить связно и последовательно описывать события, изображенные на сюжетной картине Рассматривание картины семья и беседа по ней.
Чтение художественных текстов В. Осеевой «Просто старушка» П. Воронько «Мальчик помогай»
Семейные фотографии (совместно с родителями) Репортаж «Наш семейный вечер» по фотографии
«Малышам о ПДД» 20.02-24.02.2017 краткосрочный
творческий Учить составлять рассказ по сюжетной картине с придумыванием предшествующих и последующих событий Экскурсия на перекресток с дальнейшим анализом увиденного (совместно с родителями).
Чтение художественных текстов И. Калинина «Как ребята переходили улицу», М. Коршунова «Едет, спешит мальчик».
работа с конструктором по теме «на улице»
Рисование, коллаж аппликация по правилам дорожного движения (совместно с родителями) составление папки-передвижки «Малышам о ПДД»
«Репортаж из весеннего леса» 20.03-24.03.2017 краткосрочный творческий Учить детей добавлять последующие события, логически завершающие рассказ
Развивать умение подбирать глаголы, существительные, прилагательные.
Рассматривание сюжетных картин и иллюстраций художников по теме.
Экскурсия в лес (совместно с родителями). Наблюдения за природой на прогулке.
Фотографии и рисунки детей
Презентация «Животные весной», «Растения весной»
Чтение и обсуждение художественных текстов А. Н. Плещеева «Весна» Е Серовой «Подснежник» Ф. И. Тючева «Весенние воды»
Игры «Подбери признаки» «Скажи иначе» Выставка фоторабот и рисунков.
«Дом, в котором я живу» 17.04-21.04.2017 краткосрочный
творческий Обучать детей составлять рассказ, опираясь на личный опыт Чтение и анализ художественной литературы по теме
Прогулка, с целью описания вида дома снаружи, сравнения его с другими домами. Сравнение вида внутри и снаружи (совместно с родителями)
Повторение домашнего адреса
Изготовление поделок «мой дом» Выставка работ Рассказ «Мой дом»
«Почему я хочу в школу?» 15.05-20.05.2017 краткосрочный
творческий Обучать детей составлению рассказа по заданной теме Беседа «Чем школа отличается от детского сада?»
«И мы были школьниками» рассказа родителей о школьном детстве, рассматривание фотографий
Чтение и обсуждение художественных текстов Л. Н. Толстого «Филипок», А. Л. Барто «Первый урок» З. Н. Александровой «В школу»
Игра «Четвертый лишний» «Собери портфель» Альбом речетворчества «Почему я хочу учиться в школе?»
Литература:
1. Веракса Н. Е., Веракса А. Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. — М. : Мозаика — Синтез, 2008. — 112 с.
2. Гомзяк О. С. Говорим правильно в 6-7 лет. Конспекты занятий по развитию связной речи в подготовительной к школе логогруппе –М. : Издательство ГНОМ, 2014. – 112с.
2. Образовательные проекты в детском саду. Пособие для воспитателей/Н. А. Виноградова, Е. П. Панкова. – М. : Айрис-пресс, 2008. – 208 с. – (Дошкольное воспитание и развитие).
3. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: Пособие для руководителей и практических работников ДОУ / Авт. -сост. : Л. С. Киселева, Т. А. Данилина, Т. С. Лагода, М. Б. Зуйкова. – 3-е изд. пспр. и доп. – М. : АРКТИ, 2011. – 96 с.
5. Солодянкина О. В. Система проектирования в дошкольном учреждении. // методическое пособие. - М. : АРКТИ, 2010. - 80с.
6. Штанько И. В. Проектная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста. // Управление дошкольным образовательным учреждением. 2004, №41. Боровлева А. В. Проектный метод — как средство повышения качества образования / А. В. Боровлева // Управление ДОУ. — 2006. — №7.