Антонина Тетерина
Методическая разработка «Педагогические возможности использования системы игровых приёмов в коррекционной работе логопеда»
▼ Скачать + Заказать документы
Педагогические возможности использования системы игровых приёмов в коррекционной работе логопеда.
Одним из направлений модернизации системы образования является повышение качества образовательных услуг. Поскольку система дошкольного образования существует для решения конкретных проблем общества – воспитания, обучения, развития и подготовки детей к обучению в школе, эффективность работы по речевому развитию дошкольников является одной из важнейших задач образовательной деятельности учреждения.
Публикация «Методическая разработка „Педагогические возможности использования системы игровых приёмов в коррекционной работе логопеда“» размещена в разделах
- Работа логопеда. Логопедия
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2014
Вместе с тем, принимая во внимание ежегодный рост числа детей, имеющих функциональные нарушения звукопроизношения, наибольшую актуальность приобретает повышение качества логопедической работы с дошкольниками. При этом очевидна необходимость новых подходов к организации коррекционной работы, к выбору методов и приёмов, обеспечивающих субъект- субъектное взаимодействие участников образовательного процесса.
При тяжёлых речевых нарушениях этап автоматизации звука затягивается, ребёнку долго не удаётся правильно произносить поставленный звук в слогах, словах, не говоря уже о фразах. Многократное повторение одного и того же речевого материала утомляет ребёнка. У него теряется интерес к занятиям, пропадает желание посещать кабинет логопеда. А между тем активное участие самих детей в коррекционном процессе и всесторонняя поддержка и помощь родителей – залог успеха в этой работе.
Чтобы повысить интерес детей к логопедическим занятиям, нужны разнообразные творческие задания, новые подходы к упражнениям по закреплению правильного произношения. Многие авторы отмечают важность использования игровых приёмов (М. Ф. Фомичёва, Л. Н. Ефименкова, В. И. Селивёрстов, З. А. Репина). На основе их рекомендаций я включила в систему коррекционной работы с дошкольниками различные игровые приёмы, предусмотрев последовательность их использования на разных этапах логопедической работы с детьми.
Ведущая идея опыта: Повышение качества развития звуковой культуры речи дошкольников посредством использования системы игровых приёмов в коррекционной работе логопеда.
Понятие «качество» разными субъектами образовательного процесса понимается по-разному: для детей «качественно» - значит интересно, занимательно. Для педагога – качественная работа определяется уровнем речевого развития дошкольника. Для родителей – качественная работа логопеда – это успешная подготовка ребёнка к школе, желание посещать занятия логопеда и выполнение его домашних заданий. Для медицинского работника – качественно, значит без вреда для здоровья, без переутомления.
Исходя из этого, были поставлены задачи, направленные на создание условий для повышения активности детей в работе по исправлению звукопроизношения, на активизацию их познавательных процессов, а так же на расширение возможностей коррекционного воздействия.
По каждой задаче были определены примерные критерии оценки предполагаемого результата.
Решая проблему повышения качества развития звуковой культуры речи дошкольников посредством использования системы игровых приёмов, я убедилась в том, что эффективность работы зависит от соблюдения ряда принципов и условий.
Кроме этого, использование игр на логопедических занятиях позволило детям приобрести игровые навыки, которые они потом смогли использовать в играх со сверстниками. Играя в различные игры со взрослым на индивидуальных коррекционных занятиях, ребёнок с нарушениями речи самоутверждается, удовлетворяет свои нереализованные потребности в игре. Игра увеличивает потребность ребенка-логопата в общении, стимулирует накопление и развитие у него речевых умений и навыков. Он увереннее начинает чувствовать себя среди взрослых и сверстников.
Мною разработан перспективный план, в такой форме, которая позволяет спланировать содержание таким образом, что все структурные компоненты занятия проходят в игровой форме. Такой план позволяет решать в комплексе развивающие и обучающие задачи занятия.
В план включены комплексы игровых приёмов по каждому направлению коррекции звукопроизношения : развитие слухового внимания и фонематического слуха, активизация речевой моторики.
Дети стали с большим желанием посещать занятия логопеда, стали активнее участвовать в работе по исправлению звукопроизношения. Отмечается повышение познавательной активности и работоспособности дошкольников. Подчиняясь правилам игры, дети овладели способами саморегуляции, повысилось качество коррекционной работы по преодолению нарушений звукопроизношения у дошкольников.