Ирина Гридина
Ознакомление старших дошкольников с внешними органами чувств
▼ Скачать + Заказать документы
«ОЗНАКОМЛЕНИЕ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ВНЕШНИМИ ОРГАНАМИ ЧУВСТВ»
«Мир входит в сознание человека лишь через дверь органов внешних чувств. Если она закрыта, то он не может войти в него, не может вступить с ним в связь. Мир тогда не существует для сознания». Вильгельм Прейер
Публикация «Ознакомление старших дошкольников с внешними органами чувств» размещена в разделах
- Органы чувств человека и их назначение
- Старшая группа
- Тело человека, строение, организм, анатомия
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2022
Дошкольный возраст — пора более насыщенного, более активного, чем в раннем возрасте, восприятия действительности и включения в окружающую жизнь. Ребенок каждодневно сталкивается с предметами и явлениями, одни из которых ему знакомы, другие — нет. У него возникают вопросы, сильное желание узнать: Что это? Как называется? Для чего? Из чего и как сделано? Ребенок пытается рассмотреть окружающие предметы, потрогать их, действовать с ними. В семье ребенок на свои вопросы получает ответы от родителей, от других членов семьи. Многие родители, не ожидая вопросов ребенка, сами объясняют ему то, что он видит.
В детском саду воспитатель знакомит детей с окружающим миром, обогащает и упорядочивает их жизненные впечатления. Жизненный опыт приобретается ребенком в процессе непосредственного восприятия действительности. Отражение в сознании ребенка окружающих предметов и явлений при помощи ощущений, восприятий, представлений — чувственный опыт, т. е. опыт, приобретаемый через органы чувств. Эстезиология – наука об органах чувств.
Что же такое органы чувств?
Органы чувств - анатомические образования (чувствительные нервные окончания, нервные волокна и клетки, воспринимающие энергию внешнего воздействия, трансформирующие ее в нервный импульс и передающие этот импульс в мозг.
Различного рода внешние воздействия воспринимаются кожным покровом, а также специализированными органами чувств : органом зрения, преддверно-улитковым органом (орган слуха и равновесия, органами обоняния и вкуса. При помощи органов чувств, способных определять и передавать в мозг неодинаковые по характеру и силе, трансформированные в нервный импульс внешние влияния, человек ориентируется в окружающей внешней среде, отвечает на эти влияния теми или иными действиями. Одни внешние воздействия воспринимаются при непосредственном соприкосновении тела человека с предметами (контактная чувствительность). Так, находящиеся в коже чувствительные нервные окончания реагируют на прикосновение, давление (тактильная чувствительность, болевое воздействие и температуру внешней среды (болевая и температурная чувствительность). Специальные чувствительные приборы, располагающиеся в слизистой оболочке языка (орган вкуса, воспринимают вкус пищи. Другие внешние воздействия улавливаются организмом на расстоянии (дистантная чувствительность). Такую функцию выполняют сложно устроенные специализированные чувствительные приборы. Орган зрения воспринимает свет, орган слуха улавливает звуки, орган равновесия - изменения положения тела (головы) в пространстве, орган обоняния - запахи. Факт взаимодействия органов чувств с внешней средой находит свое выражение в происхождении этих чувствительных приборов - специализированных нервных клеток - из наружного зародышевого листка (эктодермы).
Органы чувств развились и сформировались в процессе приспособления организма к меняющимся условиям внешней среды, усложнились их строение и функции во взаимосвязи с развитием центральной нервной системы. Параллельно с развитием головного мозга сформировались органы чувств. Наряду с сохранившимися и развившимися нервными связями органов чувств с подкорковыми нервными центрами, при участии которых осуществляются «автоматические» (помимо нашего сознания) рефлекторные акты, появились связи с корой полушарий большого мозга. Именно в коре большого мозга анализируются внешние воздействия, осмысливаются взаимоотношения организма с внешней средой.
Органы чувств только воспринимают внешние воздействия. Высший анализ этих воздействий происходит в коре полушарий большого мозга, куда нервные импульсы поступают по нервным волокнам (нервам, связывающим органы чувств с головным мозгом. Не случайно И. П. Павлов назвал органы чувств в их широком понимании анализаторами.
Каждый анализатор включает:
1. периферический прибор, воспринимающий внешнее воздействие (свет, звук, запах, вкус, прикосновение) и трансформирующий его в нервный импульс;
2. проводящие пути, по которым нервный импульс поступает в соответствующий нервный центр;
3. нервный центр в коре полушарий большого мозга (корковый конец анализатора).
Проводящие пути, по которым нервные импульсы от органов чувств проводятся к коре большого мозга, относятся к группе проекционных экстероцептивных проводящих путей головного мозга. При помощи органов чувств человек получает всестороннюю информацию о внешнем мире, изучает его, формирует объективные представления об окружающих его предметах и явлениях, «ощущает» внешний мир.
В результате взаимодействия организма с внешней средой при участии органов чувств реальность внешнего мира отражается в сознании человека. Человек формирует свое отношение к внешним воздействиям, отвечает на них конкретными для каждой ситуации действиями.
РАЗВИТИЕ ОРГАНОВ ЧУВСТВ.
Первые 5 лет жизни – «золотая середина» развития сенсорных способностей детей. В связи с этим педагогу необходимо знать основные особенности строения органов зрения, слуха ребёнка и меры их охраны. Хрусталик глаза дошкольника имеет более плоскую, чем у взрослого, форму. Отсюда и некоторая дальнозоркость. Однако легко может развиться и близорукость. Так, при рассматривании иллюстраций, да ещё за плохо освещённым столом, при работе с карандашом, различными мелкими предметами ребёнок напрягает зрение, сильно наклоняется. Мышцы глаза при этом для лучшего преломления световых лучей меняют форму хрусталика, внутриглазное давление также меняется, глазное яблоко увеличивается. Часто повторяясь, эти изменения могут закрепиться. Следовательно, необходимы выработка правильной рабочей позы и постоянный контроль над ней как на занятиях, так и в самостоятельной деятельности детей. Материалы для игр с предметами малой и средней величины надо размещать так, чтобы, играя, дети занимали удобные позы и чаще меняли их. Например, сидя, стоя, лёжа и т. д.
При показе фильмов расстояние от первого ряда стульев до экрана должно быть равно двойной ширине экрана, расположенного на уровне глаз ребёнка. Не следует за один раз показывать более одного фильма. Продолжительность его не должна превышать 12-15 минут. Такова и длительность телевизионных передач, которые можно смотреть 2 раза в неделю.
У ребёнка 4-5 лет продолжается процесс развития органа слуха. Барабанная перепонка нежна и легко ранима, окостенение слухового канала и височной кости не закончилось. Поэтому в полости уха легко может возникнуть воспалительный процесс.
С ранимостью органа слуха и незавершенностью строения центральной нервной системы связана большая чувствительность дошкольников к шуму. Если жизнь детей в группе протекает на фоне шума 45-50 децибелов, наступает стойкое снижение слуха и утомление. Между тем, падающие игрушки, громкое движение мебели, громкий разговор создают шум примерно в 70-75 децибелов. Вот почему необходимо приучать детей спокойно переносить материалы, игрушки, говорить тихо или шепотом.
Резервы человеческого организма огромны, но не бесконечны. Поэтому, чрезвычайно важно соблюдать правила поведения, способствующие сохранению и укреплению здоровья, всей системы и отдельных органов человеческого организма. Работа по формированию элементарных представлений о внешних органах чувств у старших дошкольников направлена на :
- осознанное ведение здорового образа жизни;
- уменьшение количества приобретенных заболеваний и травм;
- изменение внутренней позиции личности по отношению к себе и другим людям.
Для этого необходимы:
а) элементарные знания и представления об органах чувств, сформированные не путем механического запоминания, а через осознание конкретного материала;
б) самостоятельная активная деятельность по применению этих знаний.
Эта работа представляет собой интегрированный процесс, так как в ней используются:
- разнообразные формы и методы работы (занятия-беседы познавательно-эвристического характера, разнообразные игры и игровые упражнения, эксперименты, опыты, наблюдения)
- разнообразные формы организации детей в зависимости от цели и содержания работы (подгрупповая – по 3-5 человек, индивидуальная, фронтальная).
При ознакомлении дошкольников с органами чувств, я руководствовалась концепцией Натальи Владимировны Груздевой (Способы систематизации и обобщения материала при изучении раздела «Человек и его здоровье» // Методические рекомендации. – Л. : ЛГИУУ, 1990. – 83с.) – изучение материала тематическими модулями, систематизируя анатомические, физиологические и гигиенические сведения об отдельных системах органов как подсистемах целостного организма.
Активизация и закрепление полученных знаний происходят не только в непрерывной образовательной деятельности, но и в самостоятельной деятельности детей.
ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ ПРОГРАММНО-МЕТОДИЧЕСКИХ РАЗРАБОТОК:
- Доступность предлагаемого материала.
Не насыщение объемом информации, а стимулирование познавательных процессов.
- Комфортность в общении с педагогом.
Творческое содружество детей и педагога в нахождении ответов на вопросы.
- Постепенность и последовательность.
От простого к сложному. Установление причинно-следственных связей, взаимодействие всех органов чувств. Познание через игру. Опыты, упражнения.
- Учет индивидуальных особенностей детей и их возраста.
Прочность усвоения содержания.
Упражнение детей в применении и использовании знаний, навыков и умений.
- Учет имеющихся у детей знаний, умений, навыков.
Для реализации последнего принципа был разработан диагностический материал, используемый в констатирующем и итоговом мониторинге.
Констатирующий мониторинг позволяет выявить уровни знаний о внешних органах чувств поступивших в группу детей, а итоговый мониторинг – уровни знаний и умений по этой же теме, но после работы с детьми с использованием программно-методических разработок по формированию представлений о внешних органах чувств.
СХЕМА ПРОХОЖДЕНИЯ КАЖДОЙ ТЕМЫ:
1. Непрерывная образовательная деятельность (занятия).
2. Совместная деятельность воспитателя с детьми. (Вне занятий).
3. Самостоятельная деятельность детей.
Темы непрерывной образовательной деятельности дублировались в продуктивных видах деятельности (рисование, лепка, аппликация, конструирование, ручной труд).
Совместная деятельность воспитателя с детьми включает дидактические игры, упражнения, опыты, наблюдения, анкетирование, досуги, беседы, чтение, проверочные диктанты и др.
Каждая тема изучается на протяжении 1-2 недель (2 занятия в месяц). Первое занятие посвящается изучению строения органа, его значения в жизни человека, сравнению с работой органов животных. Второе занятие по этой же теме посвящено гигиене органа.
После совместной с педагогом и самостоятельной деятельностей знания детей о том или ином органе чувств расширялись, уточнялись, закреплялись. Обобщение знаний проходит (в конце второй недели работы над темой) в форме бесед, проверочных диктантов, решения кроссвордов и др. При прохождении следующей темы идет опора на предыдущие знания, и используются все формы работы (кроме занятий) для повторения пройденной темы (игры, упражнения, опыты и т. д.)
Постепенно в группе создавался Центр Сенсорики для формирования и развития сенсорной культуры детей (формирование сенсорных эталонов и перцептивных действий). По мере изучения органов чувств, Центр Сенсорики пополнялся материалами для исследования, и у детей появлялась возможность изучать эти материалы с использованием все большего количества органов чувств (ПОСЛУШАТЬ ПОСМОТРЕТЬ ПОТРОГАТЬ ПОНЮХАТЬ ПОПРОБОВАТЬ НА ВКУС).
Ко всем темам непрерывной образовательной деятельности по ознакомлению с внешними органами чувств старших дошкольников разработаны конспекты.
Подобрана библиотека и для детей – рассказы, сказки, стихи, загадки, пословицы и поговорки, потешки, фразеологизмы. Изготовлены пособия (дидактические игры и упражнения, схемы, иллюстрации, анкеты, кроссворды, приобретены наглядный материал и пособия.
Все это является программно-методической и дидактической базой работы по формированию у старших дошкольников представлений о внешних органах чувств.
Таким образом, в результате проведения работы по ознакомлению с внешними органами чувств :
у дошкольников развивается интерес к своему здоровью и организму,
к изучению строения и уходу за органами;
дети получают знания о 5 органах чувств;
приобретают умения и навыки по уходу за ними;
полученные знания и умения воспитанники самостоятельно применяют в разных видах деятельности (играх, наблюдениях, беседах и др.);
обогащается и активизируется словарь, формируется грамматический строй речи, развивается связная монологическая и диалогическая речь;
воспитывается толерантность к детям-инвалидам и детям мигрантам.