МААМ-картинки

Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с великими уфимцами города Уфы

Эльвира Яхина
Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с великими уфимцами города Уфы
▼ Скачать + Заказать документы

Общекультурное развитие начинается с познания и вхождения в собственную национальную культуру. Обретение культурно-практического опыта начинается с момента развития самосознания личности в культуре, формирования самооценки. Первым сензитивным периодом для этого

является дошкольный возраст. Следовательно, процесс общекультурного развития начинается с этого периода жизни и опирается на национальную культуру, которая окружает ребенка. Базой формирования общей культуры являются глубинные чувства любви и привязанности к своей культуре и народу, земле, воспринимаемых в качестве родной, естественной и привычной среды обитания человека. Данные чувства закладываются в процессе жизни и бытия человека, находящегося в рамках конкретной социокультурной среды. Люди с момента рождения инстинктивно,

Публикация «Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с великими уфимцами города Уфы» размещена в разделах

естественно и незаметно привыкают к окружающей их среде, природе и культуре своей страны, к быту своего народа. Естественно развивающиеся чувства привязанности к отеческим ценностям становятся предметом осмысления в процессе целенаправленного патриотического воспитания, где на их основе формируются убеждения и готовность действовать соответствующим образом.

Целенаправленная работа по воспитанию любви к Родине (как начал патриотизма и гражданственности) обязательно предполагает связь воспитательной работы с окружающей социальной жизнью, ее историей, культурой и теми ближайшими и доступными объектами и образами, которые окружают и интересуют ребенка. Дети, проживающие в

Республике Башкортостан, обретают чувство привязанности к Отчизне в процессе активного знакомства с историей, культурой, современной социальной жизнью региона. При этом любовь ребенка к Родине начинается с отношения к конкретным людям, событиям, местам.

Трудно переоценить в этой связи имеющийся исторический потенциал башкирского народа, воплощенный в реальных героических образах, памятниках культуры, географических местах. Они должны использоваться в целенаправленной работе с детьми, которая может проводиться в образовательных учреждениях, по формированию чувств гражданственности и патриотизма.

Одним из таких реальных исторических образов является образ Салавата Юлаева - национального героя башкирского народа. Жизненный путь и подвиг этого славного сына своего отечества является ярким примером патриотизма, образцом формирования национального самосознания и воплощением идеала мужественности башкир.

Салават Юлаев - один из первых башкир, превратившийся в символ своей нации. Его личностные особенности и дарования вызывают восторг, мысли и деяния удивляют оригинальностью и прозорливостью, жизнь является воплощением мужского идеала башкирского народа. Народ чтит и любит своего героя. С его жизнью и подвигом знакомят подрастающее поколение, именем Салавата называют детей, предрекая им его характер. Однако само имя еще не несет потенций личности героя Салавата, а системное знакомство детей с героем начинается только со школьного возраста. В дошкольный возраст ознакомление с образом Салавата Юлаева, как национальным героем башкирского народа, носит выборочный характер.

Детский сад наряду с семьей является важнейшим социальным институтом воспитания ребенка дошкольного возраста. Дошкольное образовательное учреждение оказывает свое воспитательное воздействие на ребенка в самый сензитивный период его жизни. Эти годы жизни ребенка имеют решающее значение в становлении его мировоззрения, направленности. В этот период начинают развиваться также те чувства, черты характера, которые незримо связывают ребенка с его народом, родиной. Поэтому ознакомление с образом Салавата Юлаева, как образца героизма, мужественности и культуры башкирского народа, должно начинаться в старшем дошкольном возрасте. Для этого необходима организация системной и целенаправленной работы в рамках специальной программы патриотического и гражданского воспитания старших дошкольников, состоящая из трё х блоков:

1) «Жизнь и культура башкир периода жизни Салавата Юлаева» (природные богатства Родины, жилище и убранство быта башкир, их труд и занятия в прошлом,

2) «Салават Юлаев – славный сын башкирского народа» (Детство и юность героя, его творчество, борьба башкирского народа против угнетателей, боевой путь и поимка Салавата);

3) «Имя Салавата – в сердце народном» (памятники культуры и искусства, народное творчество о С. Юлаеве, его малая Родина). Погружая ребенка в национальный быт того времени, мелодику речи, песен о герое, мы создаем естественную среду для овладения чертами и мышлением родного народа, и таким образом формируем любовь к родине.

Методы, приемы и формы патриотического воспитания на основе ознакомления с образом Салавата могут быть разнообразными, но они должны учитывать возрастные особенности дошкольников. Ребенку этого возраста для усвоения материала недостаточно беседы или музыкального занятия. Ведущим видом его деятельности является игра, поэтому необходимо включение практических видов деятельности, таких как, художественная деятельность, различные виды игр, двигательная активность. Они должны дополнять друг друга, образуя цепочку включения всех анализаторов, многообразия повторений, так необходимых в этом возрасте.

Перспективное планирование занятий факультатива

«Моя родина - Башкортостан»

Месяц Занятие (тема, источник)

Сентябрь «Жили – были батыры» Давлетшина Р. Ю. Методическая разработка «Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с национальным героем Республики Башкортостан – Салаватом Юлаевым»

Октябрь «Салават Юлаев – национальный герой» Агишева Р. Л. Я познаю Башкортостан.

Ноябрь «Встреча в юрте Салавата»Давлетшина Р. Ю. Методическая разработка «Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с национальным героем Республики Башкортостан – Салаватом Юлаевым»

Декабрь «Образ Салавата Юлаева в произведениях башкирских писателей и поэтов» Сборник занятий

Январь «Рассказ воспитателя о празднике «День Победы»» Гасанова Р. Х. «Я Родину свою хочу познать : Методическое пособие по ознакомлению дошкольников с национальной культурой башкирского народа / Башкирский институт развития образования. – Уфа,

Февраль «Наши герои - защитники» Агишева Р. Л. Я познаю Башкортостан.

«Беседа о героях – земляках: Т. Кусимове, М. Гарееве, М. Шаймуратове, А. Матросове, Г. Васёве» Сборник занятий

Март «Композиторы Башкортостана» Сборник занятий

Апрель «Художники Башкортостана» Агишева Р. Л. Я познаю Башкортостан. Гасанова Р. Х. «Я Родину свою хочу познать : Методическое пособие по ознакомлению дошкольников с национальной культурой башкирского народа / Башкирский институт развития образования. – Уфа, 2007,

Май «Детские писатели и поэты Башкортостана» Гасанова Р. Х. «Я Родину свою хочу познать : Методическое пособие по ознакомлению дошкольников с национальной культурой башкирского народа / Башкирский институт развития образования. – Уфа, 2007

Публикации по теме:

Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с природой родного края из опыта работыОзнакомление детей старшего дошкольного возраста с природой родного края из опыта работы Кому как не детям дошкольного возраста близок и понятен мир природы. Дети всегда и везде в той или иной форме соприкасаются с природой.

Сценарий развлечения к Дню рождения города «Веселые старты» для детей старшего дошкольного возраста и родителейСценарий развлечения к Дню рождения города «Веселые старты» для детей старшего дошкольного возраста и родителей "Веселые старты"развлечение для детей старшего дошкольного возраста и их родителей Цель: привлечение родителей к совместной спортивной деятельности.

Дидактическая игра для старшего дошкольного возраста «Города герои Великой Отечественной войны»Дидактическая игра для старшего дошкольного возраста «Города герои Великой Отечественной войны» Воспитатель МБДОУ детский сад № 54 г. Ковров Курнина Любовь Владимировна. Уважаемые коллеги, предоставляю вашему вниманию авторскую дидактическую.

Конспект открытой НОД для детей старшего дошкольного возраста «Освобождение города Симферополя от фашистских захватчиков«Конспект открытой НОД для детей старшего дошкольного возраста «Освобождение города Симферополя от фашистских захватчиков« Цель: расширить знания детей старшего дошкольного возраста о том, как народ нашей страны защищал свою Родину в годы Великой Отечественной.

Конспект занятия по познавательно-игровой деятельности «Архитектура нашего города» для детей старшего дошкольного возраста Конспект по познавательно – игровой деятельности Тема: «Архитектура нашего города»Группа: старший дошкольный возраст (5-6 лет) Цель: формировать.

Краткосрочный проект «Коллекция магнитов «Города-герои России» для старшего дошкольного возрастаКраткосрочный проект «Коллекция магнитов «Города-герои России» для старшего дошкольного возраста Проект: Коллекция магнитов «Города-герои России» Актуальность : «Воспитание детей-самая важная область нашей жизни. Наши дети-это будущие.

Оформление центра по патриотическому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста «Ознакомление с Приморским краем»Оформление центра по патриотическому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста «Ознакомление с Приморским краем» Это зона патриотического воспитания в подготовительной группе "Улыбка" МБДОУ "Детский сад №3 общеразвивающего вида г. Владивостока. Игровой.

Ознакомление с окружающим миром. Природные явления «Туман» для старшего дошкольного возрастаОзнакомление с окружающим миром. Природные явления «Туман» для старшего дошкольного возраста Зимний туман Цель:познакомить детей более подробно с природным явлением - туман Задачи продолжаем знакомство с природными.

Ознакомление с родным городом как средство патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста В настоящее время чрезвычайно актуальной стала проблема гражданского и патриотического воспитания подрастающего поколения. Известно, что.

Представление НОД «Архитектура нашего города» для детей старшего дошкольного возрастаПредставление НОД «Архитектура нашего города» для детей старшего дошкольного возраста Представление НОД «Архитектура нашего города» для детей старшего дошкольного возраста. 2 слайд Широкие возможности в воспитании и развитии.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с великими уфимцами города Уфы
Опубликовано: 12 октября 2022 в 18:56
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с великими уфимцами города Уфы» (включая файлы) размещена пользователем Эльвира Яхина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!

23 ноября. День рождения Н. Носова. Передвижка о писателе

 23 ноября исполняется 115 лет со дня рождения известного детского прозаика, драматурга и киносценариста Николая Николаевича Носова. Книги этого писателя знакомы всем в нашей стране,...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД