Эльвира Яхина
Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с великими уфимцами города Уфы
▼ Скачать + Заказать документы
Общекультурное развитие начинается с познания и вхождения в собственную национальную культуру. Обретение культурно-практического опыта начинается с момента развития самосознания личности в культуре, формирования самооценки. Первым сензитивным периодом для этого
является дошкольный возраст. Следовательно, процесс общекультурного развития начинается с этого периода жизни и опирается на национальную культуру, которая окружает ребенка. Базой формирования общей культуры являются глубинные чувства любви и привязанности к своей культуре и народу, земле, воспринимаемых в качестве родной, естественной и привычной среды обитания человека. Данные чувства закладываются в процессе жизни и бытия человека, находящегося в рамках конкретной социокультурной среды. Люди с момента рождения инстинктивно,
Публикация «Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с великими уфимцами города Уфы» размещена в разделах
- Старшая группа
- Уфа. Детям о городе
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2022
естественно и незаметно привыкают к окружающей их среде, природе и культуре своей страны, к быту своего народа. Естественно развивающиеся чувства привязанности к отеческим ценностям становятся предметом осмысления в процессе целенаправленного патриотического воспитания, где на их основе формируются убеждения и готовность действовать соответствующим образом.
Целенаправленная работа по воспитанию любви к Родине (как начал патриотизма и гражданственности) обязательно предполагает связь воспитательной работы с окружающей социальной жизнью, ее историей, культурой и теми ближайшими и доступными объектами и образами, которые окружают и интересуют ребенка. Дети, проживающие в
Республике Башкортостан, обретают чувство привязанности к Отчизне в процессе активного знакомства с историей, культурой, современной социальной жизнью региона. При этом любовь ребенка к Родине начинается с отношения к конкретным людям, событиям, местам.
Трудно переоценить в этой связи имеющийся исторический потенциал башкирского народа, воплощенный в реальных героических образах, памятниках культуры, географических местах. Они должны использоваться в целенаправленной работе с детьми, которая может проводиться в образовательных учреждениях, по формированию чувств гражданственности и патриотизма.
Одним из таких реальных исторических образов является образ Салавата Юлаева - национального героя башкирского народа. Жизненный путь и подвиг этого славного сына своего отечества является ярким примером патриотизма, образцом формирования национального самосознания и воплощением идеала мужественности башкир.
Салават Юлаев - один из первых башкир, превратившийся в символ своей нации. Его личностные особенности и дарования вызывают восторг, мысли и деяния удивляют оригинальностью и прозорливостью, жизнь является воплощением мужского идеала башкирского народа. Народ чтит и любит своего героя. С его жизнью и подвигом знакомят подрастающее поколение, именем Салавата называют детей, предрекая им его характер. Однако само имя еще не несет потенций личности героя Салавата, а системное знакомство детей с героем начинается только со школьного возраста. В дошкольный возраст ознакомление с образом Салавата Юлаева, как национальным героем башкирского народа, носит выборочный характер.
Детский сад наряду с семьей является важнейшим социальным институтом воспитания ребенка дошкольного возраста. Дошкольное образовательное учреждение оказывает свое воспитательное воздействие на ребенка в самый сензитивный период его жизни. Эти годы жизни ребенка имеют решающее значение в становлении его мировоззрения, направленности. В этот период начинают развиваться также те чувства, черты характера, которые незримо связывают ребенка с его народом, родиной. Поэтому ознакомление с образом Салавата Юлаева, как образца героизма, мужественности и культуры башкирского народа, должно начинаться в старшем дошкольном возрасте. Для этого необходима организация системной и целенаправленной работы в рамках специальной программы патриотического и гражданского воспитания старших дошкольников, состоящая из трё х блоков:
1) «Жизнь и культура башкир периода жизни Салавата Юлаева» (природные богатства Родины, жилище и убранство быта башкир, их труд и занятия в прошлом,
2) «Салават Юлаев – славный сын башкирского народа» (Детство и юность героя, его творчество, борьба башкирского народа против угнетателей, боевой путь и поимка Салавата);
3) «Имя Салавата – в сердце народном» (памятники культуры и искусства, народное творчество о С. Юлаеве, его малая Родина). Погружая ребенка в национальный быт того времени, мелодику речи, песен о герое, мы создаем естественную среду для овладения чертами и мышлением родного народа, и таким образом формируем любовь к родине.
Методы, приемы и формы патриотического воспитания на основе ознакомления с образом Салавата могут быть разнообразными, но они должны учитывать возрастные особенности дошкольников. Ребенку этого возраста для усвоения материала недостаточно беседы или музыкального занятия. Ведущим видом его деятельности является игра, поэтому необходимо включение практических видов деятельности, таких как, художественная деятельность, различные виды игр, двигательная активность. Они должны дополнять друг друга, образуя цепочку включения всех анализаторов, многообразия повторений, так необходимых в этом возрасте.
Перспективное планирование занятий факультатива
«Моя родина - Башкортостан»
Месяц Занятие (тема, источник)
Сентябрь «Жили – были батыры» Давлетшина Р. Ю. Методическая разработка «Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с национальным героем Республики Башкортостан – Салаватом Юлаевым»
Октябрь «Салават Юлаев – национальный герой» Агишева Р. Л. Я познаю Башкортостан.
Ноябрь «Встреча в юрте Салавата»Давлетшина Р. Ю. Методическая разработка «Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с национальным героем Республики Башкортостан – Салаватом Юлаевым»
Декабрь «Образ Салавата Юлаева в произведениях башкирских писателей и поэтов» Сборник занятий
Январь «Рассказ воспитателя о празднике «День Победы»» Гасанова Р. Х. «Я Родину свою хочу познать!» : Методическое пособие по ознакомлению дошкольников с национальной культурой башкирского народа / Башкирский институт развития образования. – Уфа,
Февраль «Наши герои - защитники» Агишева Р. Л. Я познаю Башкортостан.
«Беседа о героях – земляках: Т. Кусимове, М. Гарееве, М. Шаймуратове, А. Матросове, Г. Васёве» Сборник занятий
Март «Композиторы Башкортостана» Сборник занятий
Апрель «Художники Башкортостана» Агишева Р. Л. Я познаю Башкортостан. Гасанова Р. Х. «Я Родину свою хочу познать!» : Методическое пособие по ознакомлению дошкольников с национальной культурой башкирского народа / Башкирский институт развития образования. – Уфа, 2007,
Май «Детские писатели и поэты Башкортостана» Гасанова Р. Х. «Я Родину свою хочу познать!» : Методическое пособие по ознакомлению дошкольников с национальной культурой башкирского народа / Башкирский институт развития образования. – Уфа, 2007