Ирина Билавенко
Конспект открытой НОД для детей старшего дошкольного возраста «Освобождение города Симферополя от фашистских захватчиков«
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: расширить знания детей старшего дошкольного возраста о том, как народ нашей страны защищал свою Родину в годы Великой Отечественной войны.
Задачи:
1. Познакомить детей с историческими событиями начала Великой Отечественной войны и защитой города Симферополя от немецко-фашистских захватчиков.
2. Расширить знания детей о защитниках Родины, наших земляках, как наши соотечественники помнят и чтят память героев Великой Отечественной войны.
Публикация «Конспект открытой НОД для детей старшего дошкольного возраста „Освобождение города Симферополя от фашистских захватчиков„» размещена в разделах
- Дни воинской славы, Дни освобождения городов
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2021
3. Продолжать знакомить детей с достопримечательностями города Симферополя (памятные места, посвященные защитникам Родины).
4. Воспитывать у детей чувства гордости, уважения и любви к защитникам Родины, к героическому прошлому нашей Родины.
5. Воспитывать у детей чувство гордости и любви к своему городу, интерес к истории города.
6. Обогащать словарный запас детей.
7. Развивать коммуникативные навыки детей старшего дошкольного возраста.
Предварительная работа:
- беседы по теме;
- выставка рисунка «Мой любимый город»,, «Нет войне!»;
- заучивание стихотворений о Родине;
- чтение художественной, познавательной литературы;
- слушание песен военных лет;
Основные понятия: Родина, Отечество, малая родина, героизм, подвиг, ветераны, фронт, тыл, чтить память, Советский Союз, СССР, советский народ, советская армия, главнокомандующий, наступление, оккупация.
Ход НОД
1. Организационный момент
Утреннее приветствие.
С добрым утром! С новым днём!
С новым солнцем за окном!
Утро доброе встречай!
День хороший начинай!
Ребята, посмотрите, сколько пришло к нам гостей. Давайте поздороваемся. Мы очень рады видеть вас!
Воспитатель: - Ребята, как называется город, в котором мы живём? (ответы детей). Сегодня памятный день в истории нашего города. Кто знает, что это за день?
Дети: - День освобождения Симферополя от фашистов.
Воспитатель: - 13 апреля 1944 года наш город Симферополь был освобожден от фашистов. Уже много лет люди помнят об этом дне и отмечают его как праздник.
2. Основная часть
Воспитатель: - Как называется страна, в которой мы живем? (ответы детей). Россия - это большая страна, и в ней живет много народов, которые любят и защищают свою Родину. У каждого человека есть свой маленький уголок, его маленькая родина – город, где он родился. А из множества таких маленьких родных уголков и состоит наша общая великая Отчизна. А как вы понимаете, что такое маленькая родина? (ответы детей).
Ребенок: «Если скажут слово «Родина»…» З. Александрова.
Если скажут слово «Родина»,
Сразу в памяти встает
Старый дом, в саду смородина,
Старый тополь у ворот.
У реки березка – скромница
И ромашковый бугор,
А другим, наверно, вспомнится,
Свой родной московский двор.
В лужах первые кораблики,
Над скакалкой топот ног,
И большой соседней фабрики
Громкий радостный гудок.
Или степь от маков красная,
Золотая целина,
Родина бывает разная,
Но у всех она одна.
Воспитатель: - Ребята! Когда мы с Вами гуляем на участке, какие вокруг нас слышны звуки?
Дети: ездят маршрутки, щебечут птицы, разговаривают дети и взрослые. Все это нам напоминает о том, что сейчас над головой у нас мирное небо, мы можем спокойно играть, гулять, разговаривать на своем родном языке. Но так было не всегда.
Много лет тому назад 22 июня 1941 года тишину в нашей стране нарушили немецкие самолеты с бомбами. Подлый враг напал на нашу страну внезапно, не объявляя нам войну, нарушив мирный договор. (Звучит запись звуков войны, сирен, бомбардировки).
Воспитатель: Ребята, какое настроение у вас вызывают эти звуки?
Дети: - Страшно, хочется спрятаться, убежать, очень неприятно и т. д.
Воспитатель: - Фашисты бомбили города, аэродромы и железнодорожные станции, бомбы падали на детские сады, больницы, жилые дома. Так на нашу землю пришла беда, началась самая страшная война – Великая Отечественная война советского народа с фашистской Германией. Ребята, а почему эта война так называлась?
Дети: - Великая – шла очень долго- 4 года. Отечественная – потому что солдаты защищали свою Родину, Отечество, своих родных и близких.
Воспитатель: - А как называлась наша страна в то время?
Дети: - Союз Советских Социалистических Республик – СССР, а народы, проживающие в СССР – советскими.
Воспитатель: - Ребята, а зачем фашисты напали на нашу страну, что они хотели?
Дети: Они хотели захватить нашу страну и заставить весь народ работать на них.
Воспитатель: Все люди поднялись, чтобы защитить свою Родину. На фронт шли не только мужчины, но и женщины. Даже дети нередко убегали из дома, чтобы воевать с фашистами. Но в годы войны солдаты не только воевали, были минуты затишья и солдаты могли отдохнуть. А отдых назывался «привал. В это время солдаты писали письма близким, пели песни, сочиняли частушки и устраивали импровизированные концерты. Давайте мы с вами представим как это могло быть.
Дети исполняют частушки на военную тематику.
Ты сыграй, моя гармошка,
Да на полный разворот,
Как советские гвардейцы
Взяли фрицев в оборот.
Снеги пали, снеги пали —
Пали, да растаяли.
Наши немцев потрепали —
Отступать заставили!
Скоро, скоро снег растает,
С гор покатится вода.
Крепко бьются наши братья,
Занимают города!
От Москвы и до Берлина
Дороженька узкая.
Сколько Гитлер ни воюй,
А победа — русская.
Воспитатель: - Не обошла война и наш город. В ночь на 2 ноября 1941 года в Симферополь вошли фашисты. И сразу же начались аресты и расстрелы населения. Но люди не сдавались. С первых же дней появления немцев была сформирована 51-я армия, в честь которой названа одна из улиц Симферополя. Также было создано партизанское движение, в городе возникли первые подпольные организации. А вы знаете, кто такие партизаны?
Дети: - Это люди, которые не служили в армии, а вели подпольную деятельность, защищая свой народ. Они прятались в лесу, уничтожали противника, выводили из строя боевую технику.
Воспитатель: - Не смотря на аресты и расстрелы, подпольщики действовали все время оккупации и сыграли немаловажную роль в освобождении города. (На экране появляется изображение Русского драматического театра им. Горького). Ребята, что это за место? (ответы детей).
В 1942 году из простых театральных актеров Симферопольского театра, была создана подпольная группа «Сокол». Они несколько лет собирали ценные данные для Советской армии. Они составили карту Симферополя и нанесли на неё разведанные военные объекты противника. В последующем эта карта была использована для освобождения города. Но, к сожалению, немцы узнали об организации «Сокол». И за 3 дня до освобождения города, 10 апреля 1944 г. все члены организации были расстреляны. Но память о них живет. Возле театра установлен памятник членам группы «Сокол». (Слайд)
Предчувствуя поражение фашисты намеревались вообще стереть Симферополь с лица земли. Они минировали город, каждое ценное здание. Все они сводились к одному рубильнику. По условному знаку враги должны были включить рубильник. Но советская разведка своевременно известила о готовящемся злодеянии. Это преступление было предотвращено.
Я предлагаю вам поиграть в игру «Отважные саперы» (с мальчиками).
Саперы будут соревноваться в обезвреживании мин и неразорвавшихся снарядов.
На расстоянии 6-8 м. от команды стоят ящики с бутылками (это- мины).
Первый участник бежит по прямой, откручивает крышку и бежит обратно, передавая эстафету хлопком руки по ладони следующего участника. Выигрывает команда, которая первая закончит дистанцию.
После эстафеты, дети присаживаются на места.
Воспитатель: - 7 апреля 1944 г. командующий войсками 4-го Украинского фронта Ф. И. Толбухин отдал приказ перейти в решительное наступление, прорвать оборону немцев в Крыму. 12 апреля жители Симферополя впервые услышали артиллерийскую канонаду. Это наши войска крушили оборону на подступах к городу.
В ночь на 13 апреля две группы партизанского Северного соединения проникли в город Симферополь и разгромили казармы немецкого гарнизона.
В тот день танк Т-34 с бортовым номером 201одним из первых ворвался в город. После освобождения Симферополя путь экипажа пролегал дальше, на Сапун - гору. Лишь когда Крым был полностью освобожден, танк вернулся в Симферополь и замер на пьедестале в сквере Победы, на память о 13 апреля.
На следующий день командующий 4-м Украинским фронтом Ф. И. Толбухин поздравил симферопольцев с освобождением.
С первых же дней симферопольцы по собственной инициативе разбирали на улицах завалы, помогали ремонтировать и восстанавливать фабрики и школы. (Показ видеоролика)
(Стук в дверь, приносят письмо)
Воспитатель: - Ребята, нам пришло письмо. Давайте прочитаем его?
«Здравствуйте, ребята! Меня зовут Анастасия Петровна, я живу недалеко от вашего детского сада. Когда я была молодая девушка, мне пришлось уйти на фронт и стать медсестрой. Я выносила с поля боя раненных солдат, оказывала им медицинскую помощь: перевязывала раны на руках, ногах, голове, и просто лечила солдат даже простым ласковым словом. У меня на плече всегда была сумка с красным крестом. В сумке были бинты, вата, необходимые лекарства для оказания помощи солдатам. Я сохранила эту сумку и хотела прийти к вам в детский сад и рассказать о своей жизни в годы войны. Но, к сожалению, когда я посещала памятники, посвященные Великой Отечественной войне, которые установлены в нашем городе, то потеряла свою сумку. Ребята, я обращаюсь к вам за помощью. Помогите, пожалуйста, найти мою сумку».
Воспитатель: - Ребята, вы согласны помочь Анастасии Петровне? А для чего устанавливают памятники?
Дети: - Чтобы люди не забывали о своих героях.
Воспитатель:Но прежде, чем отправиться на поиски сумки, предлагаю поиграть в игру «Военная медсестра».
Проводится эстафета с девочками.
Воспитатель: - Чтобы найти сумку, нам нужно отправиться в путешествие по нашему городу и посетить памятники, возле которых была Анастасия Петровна. А указывать путь нам будет вот эта звездочка (педагог показывает звезду). Это путеводная звезда. Ну что отправляемся в путь?
Дети (идут по залу и произносят слова) : - Наша звёздочка свети, нам дорогу укажи! (На экране появляется памятник партизанам и подпольщикам).
Ребенок (рассказывает о памятнике) : - Памятник партизанам и подпольщикам расположен в сквере Мира города Симферополь на улице Киевской. Монумент открыли в память о героическом противостоянии советских граждан немецким захватчикам. Памятник символизирует борьбу подпольных партизан в виде скульптуры двух людей: один из них поддерживает раненого товарища, и, несмотря ни на что, оба мужественно остаются в строю, отстаивая свою Родину.
Воспитатель: - Ребята, отправляемся дальше.
Дети (идут по залу и произносят слова) : - Наша звёздочка свети, нам дорогу укажи! (На экране появляется Братская могила воинов освободителей Симферополя)
Ребенок: - Братская могила советских воинов, расположена на пересечении улицы Севастопольской и улицы Данилова. В братской могиле захоронены воины Советской Армии, погибшие в апреле 1944 г. при освобождении г. Симферополя от немецко-фашистских захватчиков : Данилов Николай, красноармеец Малков Иван Николаевич, красноармеец Зубенко Алексей, красноармеец Сербинов М. А.
Дети (идут по залу и произносят слова) : - Наша звёздочка свети, нам дорогу укажи! (На экране появляется Танк – памятник освободителям Симферополя).
Ребенок:- В центральной части Симферополя находится сквер Победы с мемориалом освободителям города от немецко-фашистских захватчиков. Центром мемориала является настоящий боевой танк Т-34, который одним из первых вошел в город во время штурма 13 апреля 1944 года. Комплекс включает плиты, на которых написаны имена героев битвы за Симферополь и названия воинских частей, освобождавших город.
Дети (идут по залу и произносят слова) : - Наша звёздочка свети, нам дорогу укажи! (На экране появляется Мемориальный комплекс
«Вечный огонь»)
Ребенок: - Композиция "Вечный огонь" является мемориальным комплексом, который расположен в Симферополе, на территории Гагаринского парка. Памятный объект посвящен жертвам, а также героям Великой Отечественной войны. Перед Вечным огнем расположена Аллея славы, на ней установлено десять гранитных плит с именами симферопольцев. Первый в списке - дважды Герой Советского Союза Амет-Хан Султан.
"Вечный огонь" – достопримечательное место Симферополя, благодаря которому люди помнят героев Великой Отечественной войны и трагические события военного времени.
Воспитатель (находит медицинскую сумку) : - Ребята, мы помогли нашей бабушке и отыскали её сумку. Мы обязательно вернём эту сумку, и Анастасия Петровна будет очень рада. (Дети становятся в полукруг)
Воспитатель: - Несколько лет назад появилась очень хорошая традиция. В День Победы люди прикалывают на одежду георгиевскую ленточку в знак памяти о боевых заслугах нашего народа. Ребята, какие цвета на георгиевской ленточке? Что они означают?
Дети: - Черный цвет означает дым, оранжевый – огонь.
Воспитатель: - Правильно! Я хотела бы поделиться с вами такими ленточками, чтобы сегодня и всегда вы гордились и помнили о боевых подвигах ваших дедов и прадедов. (Воспитатель раздает детям георгиевские ленточки).
3. Заключительная часть
Воспитатель: - Ребята, что нового вы сегодня узнали? Какое есть
страшное слово? Какие чувства вызывает война?
Победа в Великой Отечественной войне досталась нашему народу очень большой ценой. И мы, наследники победителей не имеем права забывать о тех, кто пожертвовал жизнью за свободу нашей Родины.
Наше занятие мне хочется замечательным стихотворением:
Ребенок:
Пусть пулемёты не строчат,
И пушки грозные молчат,
Пусть в небе не клубится дым,
Пусть небо будет голубым,
Не гибнут люди, города.
Мир нужен на земле всегда!
Пусть навеки останется молод,
Память в сердце его сохраним!
Наш родной и старинный город,
Симферополь – Ворота в Крым!
Дети поют песню «Мир на планете»