Получи документы

Опытно-экспериментальная деятельность с детьми дошкольного возраста, возникающая на прогулке

Татьяна Паршукова
Опытно-экспериментальная деятельность с детьми дошкольного возраста, возникающая на прогулке
▼ Скачать + Заказать документы

Методическая разработка:

«Опытно-экспериментальная деятельность, возникающая на прогулке с детьми дошкольного возраста»

Воспитатель: Паршукова Татьяна Александровна

СОДЕРЖАНИЕ:

1. Пояснительная записка…3стр.

2. Введение…. …4стр.

3. Актуальность….….5стр.

4. Задачи работы с детьми….6стр.

5. Опыты в холодное время года….7стр.

6. Опыты в теплое время года…. 11стр.

5. Список используемой литературы…. 18стр.

1. Пояснительная записка

Данная разработка направлена на развитие поисково-исследовательской

Темочки:

деятельности детей 5-7 лет, с учетом с учетом требований ФГОС ДО к

структуре основной общеобразовательной программы дошкольного

образования в разделе «Общий объем обязательной части Программы»

образовательной области «Познание» предусматривает использование в

педагогическом процессе поисково-исследовательской деятельности,

организованной в процессе детского экспериментирования; программным

содержанием образовательной области «Познание» : на основе парциальной

программы Дыбиной О. В. «Ребенок в мире поиска», методических пособий:

«Организация экспериментальной деятельности дошкольников» под ред. Л. Н

Прохоровой; Иванова А. И. «Методика организации экологических

наблюдений и экспериментов в детском саду»; Рыжова Н. А. «Воздухневидимка»; Рыжова Н. А. «Волшебница - Вода»; Рыжова Н. А.

«Развивающая среда дошкольных учреждений»; Дыбина О. В., Рахманова

Н. П., Щетинина В. В. «Неизведанное рядом. Занимательные опыты и

эксперименты для дошкольников».

2. Введение

Ребёнок рождается исследователем. Неутомимая жажда новых впечатлений, любопытство, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире, традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Удовлетворяя свою любознательность в процессе активной познавательно-исследовательской деятельности, которая в естественной форме проявляется в виде детского экспериментирования, ребёнок, с одной стороны, расширяет представления о мире, с другой – начинает овладевать основополагающими культурными формами упорядочения опыта : причинно-видовыми, родовидовыми, пространственными и временными отношениями, позволяющими связать отдельные представления в целостную картину мира.

Современная педагогика считает, что детское экспериментирование наряду с игровой деятельностью является одним из главных и естественных проявлений детской психики. Детское экспериментирование рассматривается как основной вид деятельности в познании окружающего мира в период дошкольного детства. Поисковая активность, выраженная в потребности исследовать окружающий мир, заложена генетически. Задача взрослых лишь в том, чтобы создать условия для реализации этой активности. При формировании основ естественнонаучных и экологических понятий, экспериментирование рассматривают как метод, близкий к идеальному. Знания, почерпнутые не из книг, а добытые самостоятельно, всегда являются более прочными. За использование этого метода обучения выступали такие классики педагогики, как Я. А. Коменский, И. Г. Песталоцци, Ж. Ж. Руссо, К. Д. Ушинский и многие другие. Особенности деятельности экспериментирования были изучены в целом ряде исследований (Д. Б. Годовикова, М. И. Лисина, С. Л. Новосёлова, А. Н. Поддьякова).

3. Актуальность

В период дошкольного детства происходит зарождение первичного образа

мира благодаря познавательной активности ребенка, имеющей свою

специфику на каждом возрастном этапе. Развитие познавательного интереса

к различным областям знаний и видам деятельности является одной из

составляющих, как общего развития дошкольника, так и дальнейшем

успешности его обучения в школе. Интерес дошкольника к окружающему

миру, желание освоить все новое - основа формирования этого качества. На

протяжении всего дошкольного детства наряду с игровой деятельностью

огромное значение в развитии личности ребенка имеет познавательная

деятельность, как процесс усвоения знаний, умений, навыков.

Различные формы исследовательской деятельности активно внедряются в

образовательный процесс.

Одним из перспективных методов, способствующих решению данной

проблемы является детское экспериментирование.

Главное достоинство метода экспериментирования заключается в том, что он

дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого

объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания.

В процессе эксперимента идет обогащение памяти ребенка, активизируются

его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость

совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации,

обобщения и экстраполяции. Необходимость давать отчет об увиденном,

формулировать обнаруженные закономерности и выводы стимулирует

развитие речи. Детское экспериментирование как специально организованная

деятельность способствует становлению целостной картины мира ребенка

дошкольного возраста и основ культурного познания им окружающего мира.

Задачи работы с детьми :

Образовательные:

-формирование первоначальных представлений о свойствах и качествах объектов живой и неживой природы;

-формирование способности самостоятельного исследования предметов;

-обучение умению использовать приборы в играх - экспериментирования (формочки, лейки, совочки и т. д.)

Развивающие:

-развитие мелкой моторики и координации движений;

-развитие визуального, слухового, сенсорного восприятия;

-развитие внимания и памяти;

-развитие речевых способностей.

Воспитательные:

-создание положительной мотивации к самостоятельному экспериментированию;

-создание дружеской атмосферы в группе во время проведения игр-экспериментов;

-развитие элементарного самоконтроля и само-регуляции, воспитание усидчивости и аккуратности;

-развитие умения выслушивать и выполнять задания взрослого.

-развивать любознательность детей в исследованиях и обобщению результатов опытов

-воспитывать у ребенка познавательный интерес к окружающему миру.

-углублять представления о живой и неживой природе.

-развивать любознательность детей в исследованиях и обобщению результатов опытов.

-формировать представления о свойствах и качествах предметного мира развивать навыки самостоятельной деятельности.

-развивать навыки самостоятельной деятельности.

-развивать физические качества детей при содействии с песком и водой и пр., что способствует укреплению детского организм.

-выражать словами свои ощущения, свойства и признаки материалов, предметов.

-чем больше в жизни ребёнка будет опытов-экспериментов, тем шире и разнообразнее будет его эмоциональный мир.

Опыты в холодное время года.

«Снег – это состояние воды».

Задачи:

Закрепить знание о том, что снег - это состояние воды.

Ход опыта:

Взять в руки немного снега и понаблюдать, как он начинает таять от тёплых ладоней.

Вывод: снег – это застывшие на холоде капельки воды, которые при тепле начинают таять. Снег в тепле превращается в воду.

«Почему лужи ночью замерзают, а днем оттаивают?».

Задачи:

Закрепить знание о том, что лед - это состояние воды, влияние температуры на воду.

Ход опыта:

Вынести их на прогулку и обратить внимание на лед на лужах. В конце прогулки замечаем, что лед в лужах растаял. Версии детей, почему это произошло.

«Кто оставил след?»

Задачи:

Закрепить знание о свойстве снега, что на снегу можно оставлять следы.

Ход опыта:

Предложить детям наступить на свежевыпавший снег ногой и посмотреть на оставшийся след. Объяснить, что снег очень мягкий и на нем очень легко остаются следы, не только от обуви, но и от животных и от птиц.

«Летающие снежки».

Задачи:

Закрепить знание о свойстве снега.

Ход опыта:

Взять в руки немного снега и подуть на него. Если снег рыхлый, то снежинки будут разлетаться, то объяснить детям, что сегодня морозно. Если снежинки не разлетаются, то сказать им, что сегодня на улице теплее и снег подтаивает, становится липким.

«Как согреть руки».

Задачи:

-выявить условия, при которых предметы могут согреваться (трение, движение, сохранение тепла);

- развивать наблюдательность, внимание,

-поддерживать интерес к познанию окружающей действительности с помощью постановки проблемных вопросов;

-развивать связную речь; активизировать словарь

Ход опыта:

Предложить детям снять с одной руки рукавичку и сравнить, какой руке теплее, а какой холоднее. Попросить детей объяснить: для чего мы носим рукавицы зимой. Далее предложить детям похлопать в ладоши, потереть рука об руку и выяснить, что почувствовали (рукам стало жарко). Предложить потереть обратной стороной варежки замерзшую щеку и выяснить, что почувствовали.

Вывод: предметы могут согреваться при трении и движении.

«Хрупкий лед» (поздняя осень, ранняя весна).

Задачи:

Закреплять знание о свойствах льда

Ход опыта:

Предложить детям рассмотреть застывшие лужи, определить на глаз, где толще лёд, а где тоньше. Версии детей проверяется на практике, они потихоньку наступают на лёд, он хрупки и где тоньше быстро раскалывается. Спросить у детей: почему здесь толще лёд, а здесь тоньше. Ответы детей выслушиваются. Детям даё тся конкретизация: если лёд тонкий, значит, в луже мало было воды, а в глубокой луже образовался толстый лёд.

«Чудесный мешочек»

Задачи:

- научить определять температуру веществ и предметов;

- развивать логическое мышление, умение сравнивать;

- побуждать детей обследовать и определять качества предметов;

-поддерживать интерес к познанию окружающей действительности с помощью постановки проблемных вопросов;

-развивать связную речь; активизировать словарь

Материал:

Предметы из металла, дерева, мешочек

Ход игры-опыта :

Воспитатель предлагает детям достать из мешочка предметы по одному. «Холодные предметы складывают вместе и выясняют, из чего они сделаны. (из железа).

Аналогично дети достают из мешочка предметы из дерева.

Взрослый предлагает подержать предметы в руках. Каким они стал?

Если предметы долго держать на улице, то предметы из какого материала станут холоднее?

«Сжатие воздуха».

Задачи:

Расширять знания о свойствах воды при изменении температуры

Ход опыта:

Вынести на прогулку неповреждённую пустую закрытую крышкой пластиковую бутылку. Она помещается в снежный сугроб. В конце прогулки дети замечают, что бутылка сморщилась. Выслушиваются версии детей о случившемся. Затем я поясняю, что в бутылке есть воздух, который от холода сжался, это и привело к сжатию бутылки.

«Пар изо рта».

Задачи:

Закрепить знание о свойствах воздуха.

Ход опыта:

Я вместе с детьми активно выдыхаю воздух через рот. Дети говорят, что это пар изо рта. Я объясняю, что это влажный тёплый воздух, мы его выдыхаем. Вообще воздух невидим. Мы выдыхаем тёплый и влажный воздух на холодный, поэтому и можем его увидеть.

«Почему сосульки плачут».

Задачи:

Закреплять знания о свойствах льда.

Ход опыта:

Во время прогулки обратить внимание на сосульки которые начинают капать не смотря на мороз. Объяснить детям, что крыша темная и притягивает к себе лучи солнца и начинают нагреваться и таять сосульки

«Почему снег липкий».

Задачи:

Закреплять знания о свойствах снега.

Ход опыта:

Рассыпчатый снег опрыскивается водой из пульверизатора. Детям

предлагается слепить снежок. Они отмечают, что из влажного снега можно лепить.

Выводы: Когда воздух становится влажным, он увлажняет снег. Когда погода тёплая, снег подтаивает.

«Отпечатки на морозе»

Задачи:

Закреплять знание о свойствах температуры

Ход опыта:

В морозный день предложить детям прислониться руками к деревянной или железной поверхности и обратить внимание на то что остались отпечатки от рук. Объяснить, что на поверхности появилась изморось, а теплом рук оттаяла.

Опыты в теплое время года.

«Разноцветные цветочки-листочки»

Задачи:

- развивать любознательность, внимание;

- поддерживать интерес к познанию окружающей действительности с помощью постановки проблемных вопросов;

- развивать связную речь;

Материал: лупы

Ход эксперимента:

Рассмотреть листочки разных растений и деревьев через лупу в разное время года. Что видно? (Формы, узоры, прожилки, цвет.)

«Сито и песок».

Задачи:

Расширять знание о свойствах песка.

Ход опыта:

Дети через сито пропускают песок с мелкими камнями.

Вывод: У сита есть дырочки. Через эти дырочки могут пройти только мелкие частички песка. Камни больше дырочек, поэтому они никак не могут пройти через сито.

«Какой самолет дальше улетит?».

Задачи:

- развивать логическое мышление, умение сравнивать;

- побуждать детей обследовать и определять качества предметов;

Материалы: бумажный и фанерный самолеты

Ход опыта:

Для опыта используем бумажный и фанерный самолеты. Предложить детям запустить их с одного места и проследить какой самолет пролетит дальше. Дети сравнивают и делают выводы почему бумажный самолет улетел дальше.

«Что тяжелее?»

Задачи:

Учить детей сравнивать по тяжести разнообразные материалы.

Ход опыта:

Для опыта берётся два одинаковых ведёрка. В одно ведро насыпается песок, а другое – наполняем камешками. Дети берут их в руки и сравнивают их по весу.

«Паски из песка» (лето).

Задачи:

Расширять знания о свойствах песка

Ход опыта:

Вначале детям предлагается сделать паски из сухого песка, затем - из сырого. Дети делают вывод, что красивые и аккуратные паски получаются из сырого песка.

«Уличные тени»

Задачи:

Показать на опыте, как образуется тень, ее зависимость от источника света и предмета, их взаиморасположение.

Ход опыта:

Дети рассматривают свои тени. Когда появляется тень? (Когда есть источник света). Что такое тень? Почему она образуется (Это темное пятно) Оно образуется, когда световые лучи не могут пройти сквозь предмет, за этим предметом лучей света гораздо меньше, поэтому появляется пятно)

Вывод: Тень появляется при наличии света и предмета; очертания предмета и тени схожи; чем выше источник света, тем короче тень; чем прозрачнее предмет, тем светлее тень.

«Парашютики одуванчика»

Задачи:

Выяснить, от чего зависит направление полета семян одуванчика.

Ход опыта:

Аккуратно сорвать головку белого одуванчика и подуть на нее, посмотреть, как разлетаются воздушные парашютики одуванчика. Как далеко они полетят - подуть сильнее и определить, какие семена пролетают дальше.

Вывод: Полет семян одуванчика зависит от силы дуновения. Дальше летят те семена, которые сверху.

«Вода и солнце».

Задачи:

Расширять знания о свойствах воды под воздействием солнца

Ход опыта:

Воду холодную налить в маленькую и емкость побольше. В конце прогулки дети трогают пальчиками воду в каждом емкости и сравнивают, где же вода теплее.

Вывод: в маленькой емкости вода теплее чем в большой.

«Земля крутится» (лето).

Задачи:

Расширять знания о том, что земля крутится вокруг солнца

Ход опыта:

В утреннюю прогулку на прогулочном участке отметить флажком предмет, расположенный в стороне солнца (домик, дерево). В вечернее время вторым флажком отметить другую сторону местоположения солнца. Дети делают вывод, что солнце передвинулось с одной стороны участка на другую.

«Впитывание воды».

Задачи:

Расширять знания о свойствах песка и бетона.

Ход опыта:

Дети наливают воду в песок и одновременно на бетон. Они видят, что в сухой песок вода впиталась быстрее, чем в бетон. Вода только растеклась по бетону. Дети высказывают свои версии по поводу этого явления. После детских высказываний, я объясняю, что песок рыхлый и состоит из мелких песчинок. Сквозь эти песчинки легко проходит вода. Бетон твёрдый, его мелкие частички «склеены» между собой, через них вода практически не проходит.

«Почему мяч катится?»

Задачи:

Развивать мышление детей на основе сравнения предметов

Ход опыта:

Детям предлагается покатать мяч и кубик. После этого им задаё тся вопрос: «Что лучше катится по дорожке: мяч или кубик?». Дети понимают, что мяч дальше и дольше катится, чем кубик.

«Какой бывает ветер?».

Задачи:

- познакомить детей с причиной возникновения ветра, поддерживать интерес к познанию окружающей действительности с помощью постановки проблемных вопросов, учить устанавливать причинно - следственные связи.

Оборудование:

Атласные ленты

Ход опыта:

Предложить детям удерживать ленты по направлению ветра. Если ветер сильный, то ленты поднимаются высоко, если ветер слабый – ленты слабо поднимаются параллельно земли.

Вывод: если ветер сильный, то движения воздуха будет очень быстрым, получится «ветрище», а если слабый - движение воздуха будет слабым, получится «ветерок».

Ветер - это движение воздуха.

«Какой мяч лучше?»

Задачи:

Выявить, что воздух обладает упругостью.

Ход опыта:

Детям предлагается мяч хорошо надутый и мяч немного сдутый. Дети с ними играют в течении всей прогулки. Затем им задаё тся вопрос: «Каким мячом вам было играть интересней?» Дети говорят, что надутый мяч им больше понравился, потому что в нём много воздуха, он лучше прыгает, дальше летит.

«Солнечные часы».

Задачи:

Расширять знания о солнечной системе

Ход опыта:

В центр перевёрнутого ведёрка вставляется палка- столбик солнечных часов. На дне ведёрка изобразить циферблат ярким маркером. В начале прогулки помощью наручных часов воспитатель устанавливает «солнечные» часы в нужное положение и отмечает на них нужный час.

После прогулки дети замечают, что теневая стрелка на солнечных часах передвинулась на час (два часа).

«Ветра нет»

Задачи:

Закреплять свойства ветра.

Ход опыта:

Взять надувной шарик и подбросить его вверх

Вывод: Если нет ветра, то шарик будет летать только под действием руки.

«Согревающая лупа» (ясная, солнечная погода).

Задачи:

Выявить свойство лупы со взаимодействием с солнечными лучами.

Ход опыта:

Детям предлагается лупу направить на стену (бумагу, сухой листочек) так, чтобы от солнца образовался пучок лучей. Через некоторое время это место нагреется. Высказывают свои предположения.

Вывод: Солнце светит, его лучи распределены в разные стороны. Лупа собирает лучи в кучу (пучок). В пучке лучей очень много, поэтому они сильнее начинают согревать то место на которое направлена лупа. Поэтому лупа в солнечную погоду опасна: если её направлять на человека, она обожжет его, если на траву, то может произойти в лесу пожар.

«Летающий шарик».

Задачи:

Выявить, что воздух обладает упругостью.

Понять, как может использоваться сила воздуха (движение).

Материал:

Воздушные шары.

Ход опыта:

Каждый ребёнок свой надутый воздушный шарик развязывает и отпускает. Шары начинают резко двигаться и сдуваться. Дети высказывают свои предположения о происходящем.

Вывод: Шар начинает резко двигаться из-за воздуха. В шаре при надувании скапливается много воздуха, ему там мало места. Когда мы развязываем шар, воздух торопится из него вырваться.

«Воздух – откуда он берется?»

Задачи:

Убедиться, что воздух есть везде.

Ход опыта:

Потихоньку выпускаем воздух из надувного шарика. Если подставить руку под струю выходящего воздуха, то его можно почувствовать. Воздух постоянно перемещается. Движение воздуха – это ветер. Надувая воздушный шар, задаем детям вопрос: чем надуваем шар? (воздухом). А откуда он берется? Предложить детям закрыть нос и рот руками, не дышать. Выяснить, что они испытывали при этом?

Вывод: В человеке есть тоже воздух, которым мы при выдохе заполняем воздушный шар. Если человек на некоторое время перестанет дышать, он испытывает дискомфорт, начинает задыхаться, значит, без воздуха невозможно жить.

«Солнечные зайчики»

Задачи:

Понимать, как можно многократно отразить свет и изображение предмета, т. е. увидеть его там, где его не должно быть видно.

Материал:

схема многократного отражения.

Оборудование:

Зеркала

Ход опыта:

Дети рассматривают движение солнечного «зайчика».

Обсуждают, как он получается (отражение света от зеркала). Выясняют, что произойдет, если в том месте на стене, куда попал солнечный «зайчик», поместить еще одно зеркало (он отразится еще один раз). Затем дети в паре «передают» друг другу солнечных «зайчиков», зарисовывают процесс двукратного отражения светового луча с помощью двух зеркал в виде схемы.

«Камни бывают разные»

Задачи: - развивать любознательность, внимание;

- поддерживать интерес к познанию окружающей действительности с помощью постановки проблемных вопросов;

- развивать связную речь;

Материал: лупы

Ход эксперимента:

Рассмотреть камень через лупу. Что видно? (Трещины, узоры, кристаллики.)

Литература

1. Детство: Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного

образования/Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, З. А. Михайлова и др. - СПб.

ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2015.-528 с.

2. Дыбина О. В., Рахманова Н. П. Щетинина В. В. Неизведанное рядом:

Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников/О. В. Дыбина (отв.

ред.) М. ТЦ Сфера, 2014. – 192 с.

3. Бондаренко Т. М. Экологические занятия с детьми 6 - 7лет : практическое

пособие для воспитателей и методистов ДОУ. – Воронеж: Издательство

«Учитель», 2012. – 159 с.

4. Добро пожаловать в экологию! Часть II. Перспективный план работы по

формированию экологической культуры у детей старшего дошкольного

возраста/сост. О. А. Воронкевич. - СПб «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2013.-336 с.

5. Развитие познавательно – исследовательских умений у старших

дошкольников /сост. З. А. Михайлова, Т. И. Бабаева, – СПБ: «ДЕТСТВО –

ПРЕСС», 2012 – 160 с.

6. Римашевская Л. Экспериментирование как основной вид поисковой

деятельности // Дошкольное воспитание, 2011 - №6. с. 13.

7. Тугушева Г. П., Чистякова А. В. Игра-экспериментирование для детей старшего

дошкольного возраста // Дошкольная педагогика, 2011. — № 1.

8. Интернет ресурсы. (МААМ для воспитателей, инфоурок).

9. Савенков А. И. «Маленький исследователь» 2006 Издательство: Астрель - 34. с

Публикации по теме:

Опытно-экспериментальная деятельность как средство экологического образования детей старшего дошкольного возраста Цель мастер-класса: повышение уровня профессионального мастерства педагогов, в экологическом образовании детей старшего дошкольного возраста.

Опытно-экспериментальная деятельность дошкольниковОпытно-экспериментальная деятельность дошкольников Здравствуйте уважаемые коллеги! Хочу продолжить рассказ об опытно-экспериментальной деятельности в нашей группе. На этот раз мы проводили.

Опытно-экспериментальная деятельность для детей 5–7 лет 1. Опыт «Движение воздуха» Цель: показать детям, что хотя воздух невидим, его можно почувствовать. Ход опыта. Помашите рукой у лица. Какое.

Опытно-экспериментальная деятельность с детьми среднего дошкольного возрастаОпытно-экспериментальная деятельность с детьми среднего дошкольного возраста Опытно – экспериментальная деятельность с детьми среднего дошкольного возраста Вокруг нас постоянно что-то меняется, происходят какие-то.

Фотоотчет «Опытно-экспериментальная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста»Фотоотчет «Опытно-экспериментальная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста» Опытно-экспериментальная деятельность — один из наиболее интереснейших видов деятельности для дошкольников. Происходит знакомство с окружающим.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Опытно-экспериментальная деятельность с детьми дошкольного возраста, возникающая на прогулке
Опубликовано: 5 ноября 2024 в 20:34
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Опытно-экспериментальная деятельность с детьми дошкольного возраста, возникающая на прогулке» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Паршукова (УИ 629819) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Календарь
31 января 2025 пятница
Тема дня: русская гжель.
Создаем коллективные коллажи и стенгазеты!

Челлендж Бумажная комната
Присоединяйтесь к челленджу!
*
Делаем украшения: бусы, кулоны, браслеты!
*
Разлинованы лошадки, словно школьные тетрадки
*
01 февраля 2025 суббота
Последний месяц зимушки — февраль.



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД