Наталья Бульбас
Методическая разработка образовательной деятельности по формированию целостной картины мира «Хлеб — наше богатство»
▼ Скачать + Заказать документы
Вид деятельности : познавательное
Цель: расширять представления о хлебе.
Задачи:
1. Познакомить детей с процессом выращивания хлеба.
2. Дать представление о том, как хлеб пришел к нам на стол; обратить внимание на содержание труда людей, на их слаженность и взаимопомощь в работе, на механизацию труда.
3. Закрепить знания детей о том, что хлеб - это один из самых главных продуктов питания в России.
Темочки:
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Хлеб. Все о хлебе для детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» август 2019
4. Воспитывать у детей бережное отношение и уважение к хлебу и людям, вырастившим его.
Оборудование: мультимедийное оборудование, запись песни «Мы едим, едим, едим….»
Словарная работа: хлеборобы, комбайнер, жатва, закваска, элеватор.
1 этап: способствует формированию у детей внутренней мотивации к деятельности
Воспитатель незаметно для детей включает музыку «Мы едим, едим, едим в далёкие края…» дети, обращая на это внимание подходят к воспитателю.
- Ребята, кто из вас любит путешествовать (Ответы детей)
- Сколько много у нас юных путешественников.
- А я так давно не ездила в путешествие, что даже не много расстроилась.
-А как бы хотелось отправиться куда-нибудь, узнать что-нибудь новое.
- Есть у вас, друзья, какие-нибудь предложения? (Высказывания детей)
- Мне очень приятно было узнать ваши мнения.
- Я с большим удовольствием принимаю ваше решение, а вот о чем мы будем говорить по ходу нашего путешествия вы постарайтесь угадать:
Загадка про хлеб
Отгадать легко и быстро:
Мягкий, пышный и душистый,
Он и черный, он и белый,
А бывает подгорелый. (Хлеб)
- Именно так! Как здорово, что вы отгадали. Вы очень внимательные.
- Хлеб, хлебушек, хлебушко. С румяной корочкой, душистый, ароматный, горячий, мягкий. Он – самый главный на каждом столе. А вот каким он может быть еще, вы и расскажете.
Дидактическая игра «А какой он, хлеб?»
Подбор определений к существительному. (Дети стоят в кругу и передают по кругу мяч и называют определения, например, хлеб румяный, свежий, душистый, аппетитный, мягкий, черствый, белый, горячий, витаминный, воздушный, ароматный).
- Я рада, что вы знаете, какой бывает хлеб.
2 этап: способствует планированию детьми их деятельности
- Хлеб бывает разный, но он обязательно полезный и вкусный. В хлебе содержится витамин В, который укрепляет нервную систему, память, улучшает пищеварение.
-Ребята, а кто знает, откуда к нам хлеб пришел? (Ответы детей)
- Очень интересно!
- А кто еще как думает!
- А хотите я расскажу, как он попал в магазин? Но сначала, скажите мне кто знает, из чего делают хлеб? (Высказывания детей)
- Мне очень приятно слышать ваши ответы.
- А что такое мука, из чего её получают? (Высказывания детей)
- Здорово! Очень много интересного известно вам.
- Чтобы получить из зёрен муку, нужно затратить очень много труда и сил: сначала вырастить рожь и пшеницу, потом собрать урожай. Этим и занимаются хлеборобы.
- Ребята, вы хотите узнать, что же это за работа? (Решение детей)
- Да, это очень интересно.
- Выращивать и убирать людям хлеб помогают сильные машины. Весной, лишь только оттает и просохнет земля в поле выходит трактор.
- Кто ведет его? (Ответы детей)
- Здорово.
- Трактор тянет за собой железный плуг, который глубоко вспахивает землю. И вот земля стала мягкой, послушной и рыхлой. Теперь можно начинать сеять! К трактору прикрепляют сеялки и те ровными, аккуратными рядами укладывают в почву зерна пшеницы. Вот пшеница взошла. Все лето созревают зёрна в колосьях. Поле в это время очень красивое. Давайте и мы свами превратимся в зернышки, которые посеяли в поле.
Физкультминутка «В землю зёрнышко попало»
В землю зёрнышко попало, (приседают)
Прорастать на солнце стало (руки над головой)
Дождик землю поливал,
И росточек подрастал (медленно встают)
К свету и теплу тянулся
И красавцем обернулся. (2 раза)
- Ну вот зёрна созрели. Начинается жатва. И на поле выходят другие машины – комбайны.
- Кто работает на комбайне? (Высказывания детей)
- Что же делает комбайн? (Предположения детей)
- Мне нравится, хороший ответ.
- Комбайн – срезает колосья и вымолачивает из них зерна, эти зерна по специальному длинному рукаву высыпаются в грузовые машины, которые беспрерывно подъезжают по сигналу комбайнера. А из накопителя соломы комбайнера через определенные промежутки времени сходят большие желтые копны обмолоченной соломы.
Далее машины везут зерно на элеваторы – специальные сооружения для хранения зерна.
- А как вы думаете, куда везут зерно с элеваторов? (Предположения детей)
- Интересно. Как здорово, что ты это знаешь!
- Ребята, а куда потом отправляется мука?Если дети отвечают «не знаю» :
-А кому это интересно узнать? (Ответы детей)
- На хлебозаводе стоят огромные чаны с закваской. В чан с закваской добавляют муку, соль, сахар, воду, дрожжи и специальные машины механическими «руками» вымешивают тесто для хлеба.
- И вот тесто замешано и пришла пора его класть в форму и ставить в печь. Когда хлеб испечется, его грузят на машины и везут в магазины.
- А что еще пекут из муки кроме хлеба? (Рассуждения детей)
- Отлично. Ещё варианты есть? (Дополнительные высказывания)
- Точно. Здорово.
- А как все эти продукты называются одним словом? (Ответы детей)
- Отлично.
- Вот видите, ребята, как много труда надо затратить, чтобы получить хлеб. Русский народ всегда очень бережно относится к хлебу. Хлеб – всему голова. Всего три слова, но как точно говорится в пословице о важности хлеба.
- Ребята, а какие вы знаете пословицы о хлебе (Ответы детей)
- Хорошая пословица.
Если дети затрудняются ответить, воспитатель подбадривает и помогает вспомнить.
3 этап : способствует проведению детской рефлексии по итогам деятельности
- Ну вот, наше путешествие подошло к концу.
- Что мы сегодня с вами нового узнали (Ответы детей)
- Отлично!
- В какую игру поиграли? (Ответы детей)
- Что больше всего вас заинтересовало? (Ответы детей)
- А чём бы вы хотели ещё узнать и что для этого надо сделать (Высказывания и предложения детей)
- Хорошая идея, она мне очень нравится.
- Интересно, кто-нибудь захотел стать хлеборобом или пекарем? (Высказывания детей)
- Я так рада, что вам понравилось наше путешествие и вы многое узнали!